Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения дисциплины «Русский язык» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_oud_06_russkiy.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.06 Русский язык
код специальности/ специальность | 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) |
Москва 2020
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» Т. М. Воителевой (ФГАУ «ФИРО», 2015г.) и учебного плана |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УР |
Новосельцева М.Ю../___________ | Мушаков А.А. /_____________ |
«___» ___________ 2020 г. |
Разработчик (автор): Новосельцева М.Ю,
преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
| 4 | |
| 12 | |
| 27 | |
| 31 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения дисциплины «Русский язык» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованими ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», с учетом «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и гуманитарного профиля получаемого профессионального образования, на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» (автор Т. М. Воителева, ФГАУ «ФИРО», 2015 г. (в ред. от 25.05.2017).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная учебная дисциплина ОУД.06 «Русский язык» в соответствии с ФГОС СОО относится к предметной области «Русский язык и литература» и входит в цикл общеобразовательной подготовки в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования как профильная учебная дисциплина.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,
создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
1.4. Требования к предметным результатам освоения дисциплины
ОУД.06 Русский язык
В результате изучения дисциплины «Русский язык» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 39 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
| 34 |
| 5 |
Промежуточная аттестация по окончании 2 семестра в форме | экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме | 2 | 1 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщения по теме: «Русский язык в современном мире» | 1 | ||||||
Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили языка | 18 | ||||||
Тема 1.1. Язык и речь | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие№1.Выразительность речи | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||
2.Составление таблицы «Языковые средства выразительности» | |||||||
Тема 1.2. Функциональные стили речи | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 3 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 4 | ||||||
Практическое занятие№2. Жанры публицистического стиля Практическое занятие №3.Жанры официально-делового стиля | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||
3.Проведение сравнительного анализа текстов разных стилей. 4.Написание портретного очерка | |||||||
Раздел II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 12 | ||||||
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия | Содержание учебного материала | 4 | |||||
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря | 2 | ||||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие №4. Фонетический разбор слова. | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||
5.Выполнение тренажёров и тестовых заданий | |||||||
Тема 2.2. Графика, орфография | Содержание учебного материала | 4 | |||||
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 2 | ||||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие №5. Орфограммы в корне слова | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||
6.Выполнение заданий и упражнений | |||||||
Раздел III. Лексика и фразеология | 12 | ||||||
Тема 3.1. Лексика | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета | 3 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 4 | ||||||
Практическое занятие №6. Лексика с точки зрения ее употребления Практическое занятие №7. Паронимы и их употребление в речи | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
7.Составление таблицы «Лексика с точки зрения её употребления» 8.Выполнение тестовых заданий | |||||||
Тема 3.2. Фразеология | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
9.Составление словарной статьи слова | |||||||
Раздел IV. Морфемика, словообразова-ние, орфография | 9 | ||||||
Тема 4.1. Морфемика, словообразование | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Контрольные работы | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||
10.Подготовка сообщения (презентации) «Способы словообразования | |||||||
Тема 4.2. Орфография | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
11.Проведение мини-исследования на тему: «Зависит ли правописание слова от его лексического значения» | |||||||
Раздел V. Морфология и орфография | 21 | ||||||
Тема5.1. Морфология | Содержание учебного материала | 8 | |||||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Глагол. Грамматические признаки глагола. . Морфологический разбор глагола. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи | 2 | ||||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 4 | ||||||
Практическое занятие №8. Правописание существительных и прилагательных. Практическое занятие №9. Правописание числительных, особенности склонения числительных | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||
12.Проведение мини исследования на тему: «Переход причастия в другие части речи» 13.Подготовка сообщения (презентации) на тему: «Правописание НЕ с различными частями речи» | |||||||
Тема 5.2. Орфография | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1. | Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 6 | ||||||
Практическое занятие№10. Правописание НЕ с различными частями речи. Практическое занятие №11., Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Практическое занятие №12 Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
13.Составление таблицы-памятки «Правописание наречий» | |||||||
Раздел VI. Служебные слова | 11 | ||||||
Тема 6.1. Предлоги | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1. | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие №13. Употребление предлогов в составе словосочетаний | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||||
14.Выполнение тестовых заданий | |||||||
Тема 6.2. Союзы | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие №14. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | ||||||
Тема 6.3. Частицы, междометия | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
Практическое занятие №15. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
15.Подготовка сообщения на тему: «Роль междометий в нашей речи» | |||||||
Раздел VII. Синтаксис и пунктуация | 30 | ||||||
Тема 7.1. Словосочетание | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения | 2 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||||
16. Составление таблицы «Виды словосочетаний. Типы связей в словосочетаниях» | |||||||
Тема 7.2. Простое предложение. Виды осложнения простых предложений | Содержание учебного материала | 12 | |||||
1. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. | 3 | |||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||||
Практические занятия | 6 | ||||||
Практическое занятие №16. Пунктуация в простом предложении Практическое занятие №17. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них Практическое занятие №18 Виды осложнения в простом предложении | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||||||
17.Проведение мини- исследования на тему: «Как часто мы используем в речи односоставные предложения» 18. Составление небольшого текста с использованием обращений 19. Подготовка к экзамену. | |||||||
Тема 7.3. Сложное предложение | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 5 | 3 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | |||||||
Практические занятия | 3 | ||||||
Практическое занятие №19. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическое занятие №20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | |||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
20.Подготовка к экзамену | |||||||
Всего: | 117 78+39 с/р |
Примерные темы рефератов (сообщений), индивидуальных проектов (исследований)
- Русский язык среди других языков мира.
- Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
- Языковой портрет современника.
- Молодежный сленг и жаргон.
- Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
- А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
- Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
- Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
- Язык и культура.
- Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
- устной речи.
- Вопросы экологии русского языка.
- Виды делового общения, их языковые особенности.
- Языковые особенности научного стиля речи.
- Особенности художественного стиля.
- Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
- Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
- СМИ и культура речи.
- Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
- Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
- Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
- Русское письмо и его эволюция.
- Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
- Антонимы и их роль в речи.
- Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
- Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
- Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
- В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
- Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
- Исторические изменения в структуре слова.
- Учение о частях речи в русской грамматике.
- Грамматические нормы русского языка.
- Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
- Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
- Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
- Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
- Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
- Слова-омонимы в морфологии русского языка.
- Роль словосочетания в построении предложения.
- Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
- Синтаксическая роль инфинитива.
- Предложения с однородными членами и их функции в речи.
- Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
- Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
- Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
- Синонимика простых предложений.
- Синонимика сложных предложений.
- Использование сложных предложений в речи.
- Способы введения чужой речи в текст.
- Русская пунктуация и ее назначение.
- Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Введение | Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | • читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании. |
Синтаксис и пунктуация | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическуюьтему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простыхьи сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Русский язык. Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- проектор;
- экран;
- телевизор;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Электронные образовательные ресурсы:
Мультимедийные обучающие курсы:
- «Русский язык 10 класс. Интерактивный курс для школьников»;
- «Русский язык 11 класс. Интерактивный курс для школьников»;
- «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ»;
- «Тесты. Русский язык 10-11 классы»
- «Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты»
- «Школьный курс русского языка. Домашние работы»
Учебно-методические материалы:
- технологические карты занятий;
- презентации к учебным занятиям;
- дидактические материалы к занятиям;
- комплекты материалов для организации практических занятий и самостоятельной работы обучающихся;
- контрольно-оценочные средства (КОС);
- материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися;
Наглядные средства обучения
Таблицы:
- «Обособление дополнений»,
- «Обособление определений»,
- «Обособление приложений»,
- «Обособление обстоятельств»,
- «Вводные слова и словосочетания»,
- «Вводные предложения и вставные конструкции»,
- «Предложения со сравнительным оборотом»,
- «Слова – предложения да, нет»,
- «Тире не ставится»,
- «Тире в неполном предложении»,
- «Диалог»,
- «Синтаксический разбор словосочетаний»,
- «Синтаксический разбор предложений».
Словари и справочная литература:
- В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. Современное написание.-М., Астрель – АСТ, 2002г.
- Словарь иностранных слов и выражений. -М., Астрель – АСТ, 2000г.
- Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под редакцией Д.Э.Розенталя.-М., «Русский язык»,1985г.
- Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика.-Ростов-на-Дону, «Феникс»,1995г.
- Словарь синонимов. Справочное пособие.-Л., «Наука»,1985г.
- Словарь Трудностей русского языка. Под редакцией Д.Э.Розенталя.-М., «Русский язык»,1976г.
- Краткий этимологический словарь русского языка. Под редакцией
- С.Г.Бархударова. –М., «Просвещение», 1961г. и др. справочная литература
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, дополнительных источников, Интернет-ресурсов
Основные источники:
- Русский язык: Учебное пособие для студентов ссузов педагогического профиля (под ред. Леканта П.А.), Клобуков Е.В. Лекант П.А. Маркелова Е.В. М. 2019 г.
Дополнительные источники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. М.: Изд. Академия 2019 г.
- Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. М.: Изд. Академия 2019 г.
- Воителева Т.М. Русский язык Учебное пособие. М.: Изд. Академия 2019 г.
Интернет – ресурсы
- Справочно-информационный портал "Грамота.ру" – Режим доступа: http:// gramota.ru
- Справочная служба русского языка - Режим доступа: http://www.slovari.ru
- Культура письменной речи - Режим доступа: http://www gramma.ru
- Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15) - Режим доступа: http:// rus.1september.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОУД.06 Русский язык осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы, включая индивидуальные задания, проекты (исследования).
Результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учебные дискуссии |
|
|
метапредметных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметных: | |
|
|
|
|
|
|
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
|
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
|
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; |
|
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; |
|
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
|
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
|
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.02 «Сталеплавщик» (по типам производства)
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)
23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.16 «Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...