"Категория состояния" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок на тему "Категория состояния" ФГОС, 7 класс, открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt.docx | 47.47 КБ |
rabochiy_list_uchenika.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Категория состояния как часть речи
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Форма урока: урок-исследование
Тип урока: изучение нового материала
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс. – М.: Издательский дом «Просвещение», 2013
Автор урока: Дубовик Н.В.
Цели | Образовательные: научиться отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий, уметь вычленять слова категории состояния в тексте, определять значение слов категории состояния. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, парной и групповой работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование. - Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, контроль. - Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. - Познавательные УУД: умение поставить учебную задачу, умение работать с информацией, умение работать с текстом, рефлексия. |
Планируемый результат | Предметные: Знать признаки слов категории состояния Уметь отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных, выделять слова категории состояния в тексте, определять значение слов категории состояния Личностные: умение самостоятельно делать выбор Метапредметные: интеграция с предметами «биология» и «география» |
Основные понятия | Слова категории состояния, состояние человека, состояние природы (окружающей среды), оценка действий |
Эпиграф:
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.
Ход урока.
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу. План урока обычно у нас какой.
2. Тема урока.
Вот мы пришли на урок, но даже тему не знаем. Давайте попробуем догадаться.
Демонстрируются слайды 1-8
Каково людям и животным на слайде?
Девушке больно. Мужчине плохо.
Ребёнку страшно. Мужчина в ужасе.
Собаке грустно, скучно, одиноко, грустно.
На улице ветрено, дождливо, сыро.
Всем холодно, зябко.
Мишке жарко. На улице солнечно.
Мне весело. (Детям совсем не понятно. Им лень слушать.)
Ещё есть КС оценки действий: можно, нельзя, охота, лень, необходимо.
Что это всё было? Что мы назвали? Чувства, состояния природы, человека, животных, среды.
У вас у каждого рабочие листы, там уже указана дата, классная работа. Нужно записать тему, но не всё так просто, заодно проверим ваши орфографические навыки.
- Сложите слова из вставленных букв и сформулируйте тему урока.
- Пото…, отр…зить, моло…ьба, пр…тензия, дру…, к…мбинация, инте(р/рр)есный, пр…сутствовать, загл…деться
- Ко…ьба, к…нверт, про…ьба, ме…кий, почталь…н, пл…сать, кова(н/нн)ый, г…рлянда, т…нул на себя.
Прочтите только вставленные буквы. Что получилось? Запишем тему «Что такое категория состояния?»
3. Целеполагание.
Теперь у нас есть тема, какую цель мы поставим на уроке? Ответить на вопрос темы.
А что нужно сделать для этого? Формулируют задачи.
Узнать чем отличается от других, на какие вопросы отвечает, какими признаками обладает, какую синтаксическую роль выполняет. Уметь находить в тексте и отличать от других частей речи.
Мини-план: Знакомство с КС
Признаки.
Отличия от др.
Тренировка.
Итог, вывод.
Инд.задание (лингвистическая разминка): Найди в словаре (в каком словаре будем искать? В толковом.) лексические значения слов «состояние», «категория». Состояние - физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в к-рых находится кто-что-н. В состоянии войны. С. погоды. С. здоровья. В состоянии покоя. Категория - в научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории). Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).
- Знакомство с морфологическими признаками КС.
Давайте вернёмся к презентации. Тут небольшой стишок. Что я в нём выделила? КС
Мне сделалось ужасно плохо!
Нельзя сегодня мне хворать!
Вот стало в комнате прохладно,
Но лень окошко закрывать.
- На какие части речи похожи слова КС? Наречие, сущ., кр. прил., ср. рода.
Проведём следственный эксперимент. Все полученные в ходе эксперимента данные будем фиксировать в бланке «регистрации наблюдений»
- КС – это часть речи, самостоятельная, т.к. имеет своё значение, что- то обозначает.
- Все самостоятельные части речи отвечают на вопрос. На какой вопрос отвечают КС?Я несколько раз этот вопрос называла, кто был внимателен. Как, каково ему, ей, там?
- Что обозначает? Мы уже это выясняли, повторим. (состояние природы, среды, человека и животных).
- На какие части речи похожи слова КС? Наречие., на сущ., кр. прил., ср. рода. Назовите признаки наречия. Неизм., ст. срав.
Проверьте: сегодня холодно, а завтра будет холоднее. Мне плохо, но вчера было хуже. Тут холодно, а в Оймяконе еще холоднее.
- А какую синтаксическую роль выполняет? Сказуемое. Да, этим отличается от наречий.
- А кто в таких предложениях выполняет действие? Может кто-то выполнить действие сказуемого? Нет, происходит будто само собой.
- Что у нас получилось? 2 человека повторяют. Один по тетради, другой – сам.
ФИЗМИНУТКА
Вот, мы создали определение, поработали, нужно слегка отдохнуть. Заодно повторим предыдущую тему «Наречия»
Делайте то, о чём я говорю и считайте наречия:
Потянитесь вверх.
Обнимите себя крепко.
Поднимите руки вверх.
Повернитесь влево, вправо.
Спинкам стало хорошо.
Встаньте быстро, прямо.
Сделайте друг другу комплимент.
Садитесь тихо.
Сколько насчитали наречий? 8! Как они пишутся? Наречия направлений пишутся слитно.
КС – 1
Мало КС, ответьте с помощью КС. После зарядки и комплиментов вам каково? Весело, приятно, хорошо, легко.
Историческая справка для любознательных.
Термин категория состояния бы употреблён известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил слова со значением состояния в самостоятельную часть речи КС.
Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их особыми предикативными наречиями, то есть особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
Смотрим на мини-план: Знакомство с КС +
Признаки. +
Отличия от др. +
Тренировка. _
Итог, вывод. _
- Отработка. Работа с учебником.
Кто в курсе, когда уже понадобится информация о категории состояния? Не знаю, как в будущем, но сейчас точно понадобится.
Упр. 316 с.129 устно. Что даёт нам это упражнение? Чему учит?
Упр. 315 с.129 устно. А это упр. Зачем? Пока всё получилось? Нашли слова КС?
Задание 1 рабочий лист. 1 Определите часть речи и синтаксическую роль выделенных слов.
Самопроверка.
Солнце ясно. Кр.прил
Светит ясно. Нар.
Мне всё ясно. кс
Мне лень. кс
На меня напала лень. Сущ.
Утро солнечно и радостно. Кр.прил.
Глаза светились радостно. Нар.
На душе у ребят было радостно.кс
Сделаем вывод: категория состояния, в отличие от наречий, в предложении является СКАЗУЕМЫМ и напрямую не зависит от других членов предложения. Наречия же чаще всего зависят от ГЛАГОЛА. Краткие прилагательные выполняют роль сказуемых, но зависят от СУЩ.
.
- Работа в группах.
Небо утр...м (по)зимнему темно.
(В) комнат... было темно.
Гл…за его гл...дели как(то) темно.
Очень сп…койно стало (на) душе.
Сп…койно и плавно теч...т реч…нка.
Ж…вотное се(г,в)одня сп…койно.
(В) этот тихий веч…р море грус (-/т)но.
В печке грус(-/т)но (на)свистывал св(а/о)ю песню сверч…к.
Се(г/в)одня мне грус(-/т)но от хол…да зимне(г/в)о.
(Во) время снег..пада как(то) в…селее.
И вот ра(с,з)г..вор пош..л в…селее.
Эта шутка (на)много в…селее пред..дущ..й.
С…чинение интерес(-/т)но написа(н/нн)о.
Маме интерес(-/т)но на курсах английского.
Соревнование интерес(-/т)но составом учас(-/т)ников.
Представления результатов работы. Как определяли часть речи?
- Для того, чтобы узнать, какой частью речи является слово, мы должны задать к нему вопрос,
- определить грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Опираться на эти три признака очень важно, так как в русском языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но принадлежат к разным частям речи.
Например, «три». Какая эта часть речи?
Три – числительное (три стула) и глагол в повелительном наклонении (три сильнее)
Да, вернее, омоформы, то есть слова, которые совпадают в отдельных грамматических формах
- Работа в парах.
Инд. работа. Найди в словаре лексические значения слова «контекст», «безличное предложение». КОНТЕ́КСТ -а; м. [от лат. contextus сплетение, соединение]1. Единая в смысловом отношении часть текста, высказывания, позволяющая установить значение входящего в неё слова или фразы. БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (грам.) - без подлежащего.
Взаимопроверка.
Задание 3 Контрольная точка эксперимента. Запишите номера предложений, в которых выделенное слово является словом категории состояния.
- На улице стало пасмурно.
- Лицо его очень приятно.
- Холодновато что-то у вас!
- Объяснили нам понятно.
_____1, 3, 6, 8________
- Он холодно глянул на нас.
- Какое счастье видеть Вас!
- Стыд охватил меня всего.
- Позор тебе, Вася…
ОЦЕНКА товарища______________________
- Итог урока.
Что мы выяснили за урок? Выполнили ли все задачи, что перед нами стояли? Добились ли своих целей? Что нового узнали? Что я сегодня запомнил/а? Что было самым интересным.
- Рефлексия.
Что вам было легко? Что было трудно?
Запишите в рабочий лист своё состояние на уроке с помощью КС. мне на уроке было
понятно, легко, интересно, скучно, сложно, стыдно, страшно, тревожно, весело, лень.
- Домашнее задание (по выбору!):
Упражнение 317 (стр. 130) или найти примеры КС в художественной литературе (указать произведение и автора). Не менее 10 предложений.
Дополнительные задания
Работа с текстом (раздаточный материалами по русскому языку для 7 класса),
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?
2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживлённо (по) весеннему, и у одного в клюве был даже пух для гнезда.
Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке.
б) Туманное утро бесшумно.
в) В море за кормой бесшумно.
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно.
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке.
б) Туманное утро бесшумно.
в) В море за кормой бесшумно.
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно.
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г
Группа 1 Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно.
Группа 2 На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Ему смешно.
Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.
Я встал рано. На улице уже ___________ . Кругом _________ от выпавшего снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Дышится _________. ___________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой __________ представить лес мёртвым. Он живёт своей тихой жизнью. В лесу никогда не бывает ________. После этой прогулки на душе ______ .
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Слова категории состояния – это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы (светло), душевное (весело) и физическое (больно) состояния, а также оценку состояния (нужно), употребляющиеся в функции сказуемого в предложении без подлежащего (безличном предложении) и отвечающие на вопросы как? каково?. Например: Здесь красиво. На улице холодно.
Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные):
- Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и -е (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало. Веселее и приятнее было ходить на речку.
- Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери. Ему тошнее всех в неволе.
2. Выполните синтаксический анализ предложений. Выделите категорию состояния как часть речи и обозначьте, каким членом предложения она является. Подберите вопросы к этой части речи.
1) На уроке мне было интересно и комфортно. 2) Мне приятно получать новые знания. 3) Пока я шел на занятия, на улице было еще темно. 4) Моему котенку дома одному грустно. 5) У нас новый материал: мы были начеку. 6) Досадно, что скоро закончится интересное занятие. 7) Без мужики жить грустно. 8) В нашем городе Соколе интересно. 9) Я работаю на уроках хорошо. 10) Мне хорошо!
Раздаточный материал
В этот тихий вечер море грустно.
В печке грустно насвистывал свою песню сверчок.
Сегодня мне грустно от холода зимнего.
_____________________________________________________________________________
Групповая работа
Определите части речи у выделенных слов. Прокомментируйте Ваше мнение. Выберите одного представителя от группы, который выразит мнение всей группы у доски.
Группа 1 Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся. Мне грустно.
Группа 2 На него смешно смотреть. Такое поведение смешно. Ему смешно.
Группа 3 Сочинение интересно написано. Маме интересно. Соревнование интересно составом участников.
_____________________________________________________________________________________
Тест
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Определите части речи выделенных слов в предложениях и выпишите только
предложения, в которых эти слова являются категорией состояния
Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.
Кругом было темно, безмолвно, уныло.
Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей эти ошибки не могут повторяться.
Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их.
Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно.
Она может петь просто, сильно, страстно.
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | |||
На какой вопрос отвечает? |
| ||
Что обозначает? | |||
Каким членом предложения является? | |||
Как изменяется? |
АЛГОРИТМ
1.Определить от какой части речи зависит данное слово в предложении?
2.Какой вопрос задается к слову?
3. Что обозначает данное слово?
4. Указать синтаксическую роль слова в предложении.
Наречия | Слово категории состояния |
|
|
- Все было тихо – лес и горы,
Все спало в сумраке ночном. («Романс»)
- В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои… («К***»)
- Видно, на море не тихо,
Смотрит – видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)
- Кто является автором этих строк?
- Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Можете посовещаться.
Ответы:
1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.
1ряд - 1. Её лицо было грустно.
3ряд - 2. Она смотрела грустно.
2ряд - 3. Ей было грустно.
Контрольные карточки.
К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.
Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.
3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.
Ответы: А-2, Б-3.
_____________________________________________________________________________
К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.
Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.
Ответы: А – 1, Б- 2.
______________________________________________________________________
К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.
Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.
Ответы: А – 3, Б – 3.
_____________________________________________________________________________
К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.
Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.
Ответы: А- 1, Б- 2
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Восьмое февраля
Классная работа
Тема урока:_____________________________________________________________________________
Сложите слова из вставленных букв и сформулируйте тему урока.
- Пото…, отр…зить, моло…ьба, пр…тензия, дру…, к…мбинация, инте(р/рр)есный, пр…сутствовать, загл…деться
- Ко…ьба, к…нверт, про…ьба, ме…кий, почталь…н, пл…сать, кова(н/нн)ый, г…рлянда, т…нул на себя.
Мне сделалось ужасно плохо!
Нельзя сегодня мне хворать!
Вот стало в комнате прохладно,
Но лень окошко закрывать.
Бланк «регистрации наблюдений»
Категория состояния – это _________________________ ______________________часть речи,
которая отвечает на вопросы___________________________________________________________,
обозначает____________________________________________________________________________.
Морфологические признаки:____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
В предложении является __________________________(часто с глаголами ________________,
_____________________, _______________________).
В предложении с КС* _________________________________________________________________!!!
Задание 1 Определите часть речи и синтаксическую роль выделенных слов.
Солнце ясно. _____________
Светит ясно. ______________
Мне всё ясно. _____________
Мне лень. ________________
На меня напала лень. ___________________
Утро солнечно и радостно. ______________
Глаза светились радостно._______________
На душе у ребят было радостно. __________
Сделаем вывод: категория состояния (в отличие от наречий) в предложении является ____________ и напрямую не зависит от других членов предложения. Наречия же чаще всего зависят от __________. Краткие прилагательные выполняют роль сказуемых, но зависят от ___________.
Задание 2 Ваша группа получила конверт. Выпишите предложение с категорией состояния. Докажите, что это КС. Устно проанализируйте все предложения, все орфограммы. Объясните друг другу. Выберите того, кто выступит и расскажет о результатах вашей совместной работы._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Контрольная точка эксперимента. Запишите номера предложений, в которых выделенное слово является словом категории состояния.
- На улице стало пасмурно.
- Лицо его очень приятно.
- Холодновато что-то у вас!
- Объяснили нам понятно.
_____________________________________
- Он холодно глянул на нас.
- Какое счастье видеть Вас!
- Стыд охватил меня всего.
- Позор тебе, Вася…
ОЦЕНКА товарища_________________
мне на уроке было________________________________________________________________ Например: понятно, легко, интересно, скучно, сложно, стыдно, страшно, тревожно, весело, лень.
Восьмое февраля
Классная работа
Тема урока:_____________________________________________________________________________
Сложите слова из вставленных букв и сформулируйте тему урока.
- Пото…, отр…зить, моло…ьба, пр…тензия, дру…, к…мбинация, инте(р/рр)есный, пр…сутствовать, загл…деться
- Ко…ьба, к…нверт, про…ьба, ме…кий, почталь…н, пл…сать, кова(н/нн)ый, г…рлянда, т…нул на себя.
Мне сделалось ужасно плохо!
Нельзя сегодня мне хворать!
Вот стало в комнате прохладно,
Но лень окошко закрывать.
Бланк «регистрации наблюдений»
Категория состояния – это _________________________ ______________________часть речи,
которая отвечает на вопросы___________________________________________________________,
обозначает____________________________________________________________________________.
Морфологические признаки:____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________.
В предложении является __________________________(часто с глаголами ________________,
_____________________, _______________________).
В предложении с КС* _________________________________________________________________!!!
Задание 1 Определите часть речи и синтаксическую роль выделенных слов.
Солнце ясно. _____________
Светит ясно. ______________
Мне всё ясно. _____________
Мне лень. ________________
На меня напала лень. ___________________
Утро солнечно и радостно. ______________
Глаза светились радостно._______________
На душе у ребят было радостно. __________
Сделаем вывод: категория состояния (в отличие от наречий) в предложении является ____________ и напрямую не зависит от других членов предложения. Наречия же чаще всего зависят от __________. Краткие прилагательные выполняют роль сказуемых, но зависят от ___________.
Задание 2 Ваша группа получила конверт. Выпишите предложение с категорией состояния. Докажите, что это КС. Устно проанализируйте все предложения, все орфограммы. Объясните друг другу. Выберите того, кто выступит и расскажет о результатах вашей совместной работы._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Контрольная точка эксперимента. Запишите номера предложений, в которых выделенное слово является словом категории состояния.
- На улице стало пасмурно.
- Лицо его очень приятно.
- Холодновато что-то у вас!
- Объяснили нам понятно.
_____________________________________
- Он холодно глянул на нас.
- Какое счастье видеть Вас!
- Стыд охватил меня всего.
- Позор тебе, Вася…
ОЦЕНКА товарища_________________
мне на уроке было________________________________________________________________ Например: понятно, легко, интересно, скучно, сложно, стыдно, страшно, тревожно, весело, лень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)
Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...
Логопедическое занятие в 3 классе (коррекционные классы) "Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Зима»".
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий....
Категории и классы авиамоделей
Основным документом, регламентирующим постройку авиационных летающих моделей, являются правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в России. В основе этих Правил - положения кодекса ФАИ: ...
Анализ учебника биологии 10-11 класс (базовый уровень) авторы А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина (материал 11 класса), учитель биологии высшей квалификационной категории Болотова Е.В.
Результаты аппробации нового учебника по биологии....
Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении . Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа учителя первой квалификационной категории Жучковой Елены Викторовны, учителя высшей квалификационной категории Черновой Любови Викторовны по родному русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа по родному русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....