"Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации" -интегрированный урок
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
В презентации представлен материал интегрированного урока русского языка и информатики, где четко прослеживаются метапредметные связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_urok_ivt_i_rus_yaz.ppt | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний. Формировать умение определять и формулировать значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова от пословиц и поговорок. Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях. Обобщить и систематизировать знания и умения обработки текстовой информации. Развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.
Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) Ни рыба, ни мясо; никаких нет; несмотря на все усилия; никаким образом; ни в коем случае; как никогда; не смотря под ноги; незащищен; нелепо; нечист на руку; нечего сказать; на нет и суда нет; тридцать три не- счастья; нелегкая принесла; еще не прочитана; немеркнущая звезда.
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов Любое из слов можно заменить другими словами В их составе нельзя изменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания
Дайте толкование фразеологизмам : Белая ворона, важная птица, ходячая энциклопедия, восходящая звезда хоть пруд пруди за тридевять земель как с гуся вода
Фразеологический зоопарк. Пишет как ... лапой ; На сердце ... скребут ... носа не подточит
Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: -бить баклуши; -сломя голову; -в час по чайной ложке; -водить за нос; -себе на уме.
Как работает слово Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало «воды утекло». О смелом мы вправе сказать наперед: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! А гуси и утки – сухие всегда, Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идет: «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…» В. Суслов
“ Умело ограненный алмаз становится бриллиантом”
“ Минутка час бережет”
Крылатые слова К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы. Часто мы употребляем так называемые крылатые фразы, даже не подозревая об их происхождении. Конечно, все знают: "А Васька слушает да ест" - это из басни Крылова, "дары данайцев" и "троянский конь" - что-то из греческих сказаний о Троянской войне Бросать камень Из мухи делать слона Медвежья услуга
Афоризм Афори́зм — оригинальная законченная мысль , изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Каждый человек — книга, если знаешь, как ее прочесть. Человек, не способный замереть от изумления в трепетном благоговении, все равно что мертвец — глаза его закрыты для восприятия мира.
Пословица Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо поучение. Кто не работает, тот и не ест. С книгой поведешься — ума наберешься. Дружба- как стекло: разобьешь- не сложишь.
Поговорка Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания. Вражда не делает добра. Не имей 100 рублей а имей 100 друзей! Не пойман - не вор
"Крылатые слова" и информатика Вам будут предложены пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих «крылатых слов» будут также предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным «крылатым словам».
Домашнее задание Найти по 5 пословиц, поговорок, фразеологизмов. Составить в программе MS Word кроссворд по теме «Текстовый процессор» Придумать сказку о Текстовом процессоре MS Word .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе....
Праздник сказок, фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений.
Сценарий праздника....
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....
Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.
Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....
Тема. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мышления и речи...
«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ. Что делать, если ударили морозы и объявлен...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...