Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Алдынай Дадар-ооловна Дандар

Тема«Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

 Задачи урока:   обучающие:   учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике,  а также выявление пробелов по

                                                         данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;

                           развивающие:  развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);

                                                          умение самостоятельно определять уровень своих знаний по  изучаемой теме;

                                                          развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

                          воспитательные:   воспитать учащихся к стремлению  счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств  взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока:  закрепление изученного.

Методы и приемы:  словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и  взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Ресурсы:  компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами,  алгоритм, схема.

Межпредметные связи:  литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_neskoltkimi_pridatochnymi.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

 Задачи урока:   обучающие:   учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике,  а также выявление пробелов по

                                                         данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;

                           развивающие:  развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);

                                                          умение самостоятельно определять уровень своих знаний по  изучаемой теме;

                                                          развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

                          воспитательные:   воспитать учащихся к стремлению  счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств  взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока:  закрепление изученного.

Методы и приемы:  словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и  взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Ресурсы:  компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами,  алгоритм, схема.

Межпредметные связи:  литература.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

  1. Знать особенности ССП и СПП.
  2. Уметь различать типы придаточных в СПП по значению и видам связи.
  3. Совершенствовать пунктуационные навыки.
  4. Выполнять анализ выполненной работы.
  5. Работать с опорными схемами-таблицами и справочным материалом (русский язык в таблицах и схемах).

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Ход урока

Блоки - этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Включение детей в деятельность.

- Школьный прозвенел звонок.

   Начинается урок.

- Здравствуйте ребята!

Включение в работу, самоопределение готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

- Друзья мои, я очень рада

  Войти в приветливый ваш класс,

  И для меня уже награда

   Вниманье ваших умных глаз.

   Я знаю, каждый в классе гений,

   Но без труда талант не впрок.

   Поэтому я предлагаю:

   - Давайте сочиним урок!?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные: осознание себя в классе;

регулятивные: целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

- Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать и говорить грамотно? Обоснуйте свой ответ.

-  Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

- Перед вами текст. Ваша задача поработать с текстом, найти сложные предложения и определить вид, расставить недостающие знаки препинания,  сделать схемы, определить виды придаточных и виды подчинения.

1.Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. 2.И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. 3.Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге… (Д.Писарёв).

Ответ:

1) ССП .[…], а […].

2) СПП с последовательным подчинением.      

    […],  (чтобы), (которая).

3) СПП с параллельным подчинением.

     (Когда), [тогда], (хотя).

- С какими предложениями вы работали?

- На какие две группы разделили предложения?

- Что вы знаете о ССП и СПП ? В чем их сходство и отличие?

Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Обучающиеся  работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске (выводится через проектор).

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Контроль, коррекция, оценка.

Отвечают теорию о ССП и СПП. Называют сходные и отличительные признаки.

Оценивание усваиваемого содержания .

Постановка цели деятельности.

личностные: самоопределение, установление связи  между целью учения и  его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные: контролировать правильность ответов сверстников;

познавательные: применение методов информационного поиска; постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока.

- Ребята, основываясь на выполненное вами задание, постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Формулируют тему и цели урока.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Самостоятельная работа в парах репродуктивного характера с самопроверкой по эталону.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, у управление поведением партнера, мение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний;

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи.

- «На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно».                                        

                                                                   (эпиграф)

- Откройте учебники на странице 110. Найдите упр. 173 (работа в парах со взаимопроверкой между парами ). (каждой паре дается по одному предложению из упражнения. Учащиеся должны расставить запятые, сделать схему предложения, определить виды придаточных и виды подчинения).

Ответ:

1)СПП с последовательным и однородным подчинением. 1-е придаточное изъяснительное, 2-е – обстоятельственное условия, 3-е и 4-е – определительные, однородные, соединены сочинительным  союзом и.

→  что?              →при каком условии?          →какой?    

[1 …],      (2 какое…),         (3 если…), (4 в котором…) и (5 которого…).

3)СПП с неоднородным соподчинением. 1-е придаточное обстоятельственное условия, 2-е – изъяснительное.

         ←при каком условии?              →о чем?

(1 что…),                        [2 …],            (3 что…).

4) СПП с однородным соподчинением. Оба придаточные изъяснительные.

         → что?

[1 то …], (2 что … ) и (3 что …).

- Какими знаниями пользовались при выполнении данного задания?

Оценивание усваиваемого материала

Контроль, коррекция, оценка.


Ответ:

- знаниями теории о СПП, алгоритмом  разбора СПП (1-доказать, что  предложение сложное, т.е. найти грамматические основы; 2- найти союзы и определить их роль; 3- расставить запятые; 4- найти главную часть и зависимые; 5- определить виды придаточных; 6- определить вид связи простых предложений в составе сложного);

- схемами СПП с несколькими придаточными (1- СПП с соподчинением: однородным и неоднородным; 2- СПП с последовательным подчинением).

Физминутка

 Включение в систему знаний и повторение (работа в группах, состав групп в ходе урока меняется)

- Теперь объединитесь в группы для выполнения следующего задания. У вас на парте лежат карточки со схемами. Ваша задача составить предложения и дать им характеристику. (количество предложений на карточке совпадает с количеством учащихся в группе, каждый участник группы должен охарактеризовать одно из предложений. Предложения между собой учащиеся в группе распределяют сами ).

Карточка № 1 (в группе 5 ученика).

1) (Когда ), […], (что).

2)[…], (что), (что) .

3) […],( когда),  (когда),(который).

Карточка № 2 ( в группе 4 учеников).

1)[…],( что), (где).

2)[…], (где),  (где).

3)(Если), [… ], (что)

- На каком этапе работы испытывали трудности?

Примеры предложений (на случай, если учащиеся не справятся с заданием, дать готовый вариант предложения).

Карточка № 1.

1)Когда на руках у меня новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное (СПП с неоднородным подчинением. 1-е придаточное времени, однородные соединены сочинит. 2-ое главное. 3-е - изъяснительное).

2)Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия.

(СПП с однородным подчинением. Придаточные изъясн..

3)Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.

(СПП с однородным и  последовательным подчинением.).

Карточка № 2.

1)Каждый человек сознаёт, что он гражданин могучей станы, где находится его дом, его близкие, его родной край.

(СПП с последовательным подчинением).

2)Мы родились в стране, где каждый может получить образование, где каждый может получить бесплатное образование.

(СПП с однородным соподчинением. Все три придаточные места).

3)Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания..

(СПП с неоднородным  соподчинением. Придаточное обстоятельственное условия , придаточное изъяснительное).

- Я раздаю вам карточки с текстами (у каждой группы свой текст. См. приложение №1). Ваша задача найти СПП с разными видами связи и определить виды подчинения .  Текст можете выбрать любой . (взаимопроверка между группами).

ребята каждой группы отвечают на задания, позволяющие проверить, насколько поняли учебный материал; затем меняются работами, проверяют ответы ребят из другой группы и отмечают «+» (согласны), «-» (не согласны).

Забирают свои работы и смотрят, с чем не согласна другая группа (дискуссия).

Определяют причины своих трудностей и способы их устранения.

Подведение итогов. Рефлексия.

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.

регулятивные:  осознание качества и уровня усвоения знаний.

-Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы желаемых результатов?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какой вывод вы сделали для себя?

Выставляю оценки.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Домашнее задание

- Каждый из вас я предлагаю составить по 2 карточки. На 1-ой вы должны написать СПП с несколькими придаточными, а на второй составить схемы этих предложений и определить виды придаточных и виды связи в СПП.  На следующем уроке вы обменяетесь карточками с предложениями, а после выполнения работы сверите со своим вариантом ответа.

Умение слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» создан для индивидуальной работы ученика. Презентация-тренажер состоит из 23 слайдов. В тренажере четыре блока заданий: ТЕОРИЯ, ПРА...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Презентация  содержит объяснение структуры СПП с несколькими придаточными, типов связи между частями. Данный наглядный материал поможет повторить изученное ранне или разобраться в материале само...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...