Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Материал взят  с сайта ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (http://iroso.ru/metodicheskie-recomendacii-vpr-2019)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области» Кафедра гуманитарных дисциплин

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации

(на основе анализа результатов ВПР 2019 года)

Издательство ИРОСО Южно-Сахалинск 2019


ББК 74.268.1Рус.я81

П 44

Методические рекомендации рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол № 8 от 12.09. 2019 г.

Подготовка обучающихся к Всероссийской проверочной работе по рус- скому языку: методические рекомендации /Сост. М.В. Сташкина. – Южно- Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2019. - 9 с.

Данные методические рекомендации содержат информационно- методический материал, который может быть использован учителями рус- ского языка общеобразовательных учреждений для подготовки обучающихся к ВПР.

© Министерство образования Сахалинской области, 2019

© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», 2019

© Издательство ИРОСО, 2019


Содержание

Пояснительная записка        4

Основные проблемы, выявленные

в результате анализа ВПР обучающихся

5-х, 6-х, 7-х классов по русскому языку в 2019 году        5

Рекомендации учителю по устранению

выявленных проблем при подготовке к ВПР – 2020        6

Литература        9


Пояснительная записка

Назначение Всероссийских проверочных работ –  оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требовани- ями ФГОС (далее - ВПР). ВПР учеников позволяют проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России, развить единые образовательные стандарты для всех школ. А также проверочные работы дают возможность педагогам получить независимую оценку качества своей работы. ВПР проводятся в форме кон- трольных работ.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее тради- ционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки обучающихся не только в разрезе ОО, но и области в целом.

В 2019 г. в Сахалинской области ВПР по русскому языку выполняли все образовательные организации, в которых есть учащиеся 5-х, 6-х и 7-х классов.

В целом, обучающиеся 5-х, 6-х и 7-х классов Сахалинской области, справились с предложенными заданиями, процент выполнения заданий не- много выше среднего и близок общероссийскому. Однако в результате ана- лиза ВПР – 2019 г. по русскому языку в Сахалинской области выявлен ряд проблем, которые необходимо решить.


Основные проблемы, выявленные в результате анализа ВПР обучающихся 5-х, 6-х, 7-х классов по русскому языку в 2019 году

В результате анализа ВПР обучающихся 5-х, 6-х, 7-х классов по русскому языку в 2019 году выявлены нижеперечисленные проблемы.

У обучающихся 5-х классов устойчивые предметные дефициты связаны с такими темами:

  • «Предложения с прямой речью» (составление схемы);
  • «Простое осложненное предложение»  (объяснение  основа- ния выбора простого осложненного предложения);
  • «Сложное   предложение» (объяснение   основания   выбора сложного предложения);
  • «Текст. Основная мысль текста»;
  • «Функционально-смысловые типы речи»;
  • «Морфологический разбор слов разных частей речи».

У обучающихся 6-х классов выявлены следующие предметные де- фициты по темам:

  • «Простое  осложненное  предложение»  (объяснение  основа- ния выбора простого осложненного предложения);
  • «Текст. Основная мысль текста»;
  • «Морфологический разбор слов разных частей речи»;
  • «Лексика и фразеология»;
  • «Стилистические нормы современного русского литератур- ного языка».

У обучающихся 7-х классов:

  • «Простое осложненное предложение» (объяснение основа- ния выбора простого осложненного предложения);
  • «Морфологический разбор слов разных частей речи»;
  • «Лексика и фразеология»;
  • «Стилистические нормы современного русского литератур- ного языка».

Такие темы как: «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение», «Текст. Основная мысль текста», «Морфологический разбор слов разных частей речи», «Лексика и фразеология» вызывают затруднения у всех обучающихся вышеперечисленных категорий.


Рекомендации учителю по устранению выявленных про- блем при подготовке к ВПР – 2020

Успешное выполнение заданий на тему «Предложения с прямой ре- чью» (составление схемы) предполагает, что обучающиеся должны уметь отличать предложения с прямой речью от других предложений, расставлять и обосновывать знаки препинания в предложениях данного типа, оформлять схемы к предложениям с прямой речью, использовать в речи (устной и пись- менной) предложения данного типа.

При выполнении заданий на тему «Простое осложненное предложе- ние» (объяснение основания выбора простого осложненного предложения) обучающийся должен уметь: различать простое, осложнённое предложения от сложного; уметь находить в тексте простое осложненное предложение; объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предло- жения с обособленными членами предложения и передавать смысловые от- ношения между частями предложения.

Для выполнения заданий на тему «Сложное предложение» (объясне- ние основания выбора сложного предложения) обучающимся необходимо распознавать простые и сложные предложения, определять виды сложных предложений по средствам связи, а также знать основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы.

Наибольшую трудность у обучающихся вызывают задания на тему

«Текст. Основная мысль текста». Школьники должны четко знать понятия

«текст», «основная мысль текста», уметь определять тему и основную мысль текста, использовать термин «текст», осознавать характер информации в предложенном тексте и её дополнять, трансформировать; осознавать и разви- вать замысел высказывания в самостоятельно созданном тексте. Можно предложить школьникам упражнения на деление текста на смысловые части, составление плана текста, формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста, на составление пла- на прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Необходимо включать дополнитель- ные задания, направленные на отработку умений адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Морфологический разбор также вызывает у школьников затрудне- ния, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются, недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что обучающиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому со- ответствующий разбор и вызывает затруднения. Для отработки таких упраж- нений можно предложить школьникам сделать/выдать опорные схемы – пла-


ны анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащие- ся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого- то сложность представляет то, по каким критериям существительные распре- деляются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола. Через многократное обращение к данным заготовкам не только при- обретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

При  отборе  заданий  учителю  рекомендуется  придерживаться  таких принципов:

  • задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой сто- роны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполне- ние разных по типу заданий как раз этому и способствует;
  • заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объек- тивным;
  • задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий долж- на позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достиже- ние планируемого результата на повышенном уровне.

Сложные  задания  укрепляют  знания,  становятся  основой  для  диалога и дискуссии   учеников   с учителем.   Кроме   того,   они   позволяют   детям с большим потенциалом проявить свои умения и даже выйти за пределы пе- речня планируемых результатов.

В целом комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность быть ученику успешным, не бояться ВПР, не пугать- ся заданий, т.к. есть возможность выбора.

Для того, чтобы у преподавателя были четкие представления о планируе- мых результатах, необходимо провести предварительную работу:

  • выписать перечень планируемых результатов по русскому языку из Основной образовательной программы основного общего образования;

  • подобрать несколько заданий для проверки того, насколько они усвое- ны;

  • провести повторение по разделам учебной предметной программы;

  • выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы;

  • зафиксировать выявленные пробелы для адресной помощи в ликвида- ции слабых сторон обучающихся;

  • вести планомерную подготовку обучающихся к ВПР, уделяя этой за- даче несколько минут на каждом уроке.

Литература

  1. Алексеева, Л.Н., Ассуирова, Л.В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией: Учебное пособие для педагогов и учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт, 2007.
  2. Дергилева, Ж.И. Русский язык. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР. -[Текст] / Ж.И. Дергилева // М.:2017. -112с.
  3. Дощинский, Р.А., Смирнова М.С. Всероссийская проверочная рабо- та. Русский язык. 5 класс Типовые задания. 15 вариантов заданий. -[Текст] / Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова // М.: 2017. -144с.
  4. Кузнецов, А.Ю., Сененко,О.В. Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 5 класс. Типовые задания. 10 вариантов заданий. -[Текст] / А.Ю. Кузнецов, О.В. Сененко // М.:2017.- 136с.
  5. Кузнецов, А.Ю., Сененко, О.В. Всероссийская проверочная работа. Русский язык. 5 класс. Типовые задания. 25 вариантов заданий. -[Текст] / А.Ю. Кузнецов, О.В. Сененко // М.:2017.- 280с.
  6. Сенина, Н.А. Русский язык. 5 класс. Подготовка к всероссийским проверочным работам. -[Текст] / Н.А. Сенина // 2017, -112с.
  7. Степанова, Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов/Л.С. Степанова. – М.: «Вербум-М», 2005.

Электронные и Internet- ресурсы:

  1. База тестовых заданий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва, 2014– . – Режим доступа: http://www.rustest.ru/gia/projects/.  – Загл. с экрана. – 19.08.2019 г.
  2. База тестовых заданий Федеральногой института педагогических из- мерений: [сайт] [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное государственное бюджетное науч- ное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений». – Электрон. дан. – Москва, 2004–2019. – Режим доступа: http://fipi.ru/ . – 19.08.2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году позволил выработать следующие рекомендации по совершенствованию подготовки учащихся к данной форме итоговой атт...

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (часть C)

Рекомендации по составлению письма личного характера………………………………………………………..……..…..3 Рекомендации по написанию сочинения с элементами рассуждения………………………………………………………………..7...

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Рекомендации адресованы учителям, которые готовят учащихся к ЕГЭ по английскому языку...

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Методическая рекомендация поможет выпускникам на экзамене по русскому яз при написании сочинения-рассуждения....

«Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку»

Данные методические рекомендации даны на основании документов ЕГЭ, в том числе материалов с сайта ФИПИ (www.fipi.ru), и анализа результатов выпускников МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского...

Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку

Всероссийские проверочные работы (ВПР)- являются  оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе. Целью данной работы становится обеспечение единства образовательного про...