Использование рефлексивного дневника на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Оюн Аяна Викторовна

для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_dnevnik.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва

 

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ДНЕВНИКА

на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы:

Оюн Аяна Викторовна

Усть-Элегест 2016

    

  На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не  столько           сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Основной целью педагогической деятельности учителя, на мой взгляд , является  формирование у учащихся умений , входящих в состав учебной деятельности: постановка цели деятельности( целеполагание),          /планирование/своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

Такая деятельностная компетенция наиболее актуальна в рамках развивающего обучения - принцип активности и сознательности является основным. Учащийся активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии ( от латинского reflexio – обращение назад ). Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике рефлексия – это самоанализ деятельности и ее результатов.

  Рефлексия может осуществляться  в конце урока и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути: важно, чтобы учащийся ушел с урока не просто с зафиксированным результатом, а выстроил смысловую цепочку, сравнил методы и способы, применяемые одноклассниками, со своими.  Рефлексия, как способность посмотреть на свою деятельность со стороны, позволяет увидеть и зафиксировать успехи и трудности. Только та практика, которую ребенок проанализировал (а не только эмоционально прожил, прочувствовал), становится его опытом.

     Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности:         

        -деятельность ученика

        -затруднения в процессе ее выполнения

        -выявление причин затруднения

        -определение пути выхода из затруднения.

     Иногда это короткая беседа в конце урока:

        -Чем мы сегодня занимались

        -Что мы для этого делали

        -Кто доволен своей работой

        -Что нам пока не удается

     Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными:

        -Что мы делали для достижения поставленных целей

        -Довольны ли мы результатом

        -Можно ли было это сделать иначе

        -Какой вариант лучше

        -Где нам пригодится это умение

     Можно попросить учеников закончить некоторые из предложений:

        -Больше всего мне понравилось __________

        -Самым интересным сегодня на уроке было__________

        -Самым сложным для меня сегодня было__________

        -Сегодня на уроке я почувствовал__________

        -Сегодня я понял__________

        -Сегодня я научился__________

        -Сегодня я задумался__________

        -Сегодняшний урок показал мне__________

                 Надо учитывать, что весь учебный материал делится на блоки – темы. Первые уроки в теме посвящены постановке учебной задачи и изучению нового способа действия. Здесь учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно или вместе с учителем отделили известное от неизвестного, выявили проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали ее, «открыли »новый способ действия , построили алгоритм «нового »способа действия.

На последующих уроках закрепления происходит уточнение полученных знаний, применение их в ходе решения различных практических задач.

      Последним звеном в теме являются уроки контроля, оценки и индивидуальной работы. Именно здесь индивидуально выявляются и решаются проблемы каждого ученика и происходит рефлексия.

      Только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделить, увидеть собственные недочеты, недоделки, пробелы, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию формируется достаточно длительное время.

       Таким образом, ученики на каждом уроке вынуждены рефлексировать по поводу своей деятельности. Однако, все эти результаты очень хотелось бы обобщить, собрать воедино, систематизировать. Это привело к необходимости фиксирования рефлексивных действий учащихся в одном месте ( карте, документе или дневнике).

       Работа с рефлексивным дневником должно проводиться регулярно, некоторые формы работы в дневнике предполагают участие родителей, обсуждение в семье.

      Знакомство с «Дневником » начинается со справки (стр2)

«Рефлексия – это умение самоанализа, самоконтроля и самооценки.

         Дневник – это самостоятельные записи по дням, по порядку,

         Вы уже увидели главное?

          Рефлексивный дневник – это странички развития вашей самостоятельности».       

          Таким образом, с помощью краткого справочника, учащиеся узнают, что такое рефлексивный дневник и для чего он предназначен, то есть цель своей работы с дневником. ( «Рефлексивный дневник поможет вам учить себя, то есть учиться!» )..

       Он научится:

       -« видеть» свои «открытия», успехи, проблемы в познавательной деятельности,

       -делать целенаправленный запрос о помощи – в чем мне нужна помощь и где, у кого я могу ее получить,

       -оценивать свою работу на уроке – проводить интеллектуальную, эмоциональную, физическую рефлексию,

       -оценивать работу другого ученика на уроке,

       -планировать свою познавательную деятельность.

Далее идет страница «Рефлексивная карта уроков русского языка», а также «литературы» отдельно.   По ней учащиеся работают в конце каждого урока. На начальном этапе работы с картой отводится до пяти минут в конце урока на обдумывание записей, затем время сокращается, вырабатывается навык подведения итогов своей работы на каждом уроке, вырабатывается умение видеть собственные успехи и проблемы на каждом занятии. При помощи этой карты учитель и родители  получат информацию об уровне знаний учащегося. Это позволяет организовать индивидуальную работу с каждым.

Для развития эмоциональной рефлексии предназначен столбик «Мое настроение». Здесь ученики работают с условными обозначениями, закрашивая кружок определенным цветом. Свое настроение они определяют вначале каждого урока. Детям предлагаются следующие условные обозначения настроения:          

            желтый цвет – отличное.

            зеленый цвет – хорошее,

            синий цвет – безразличное,

            красный цвет – плохое,

            черный цвет – ужасное.

  На страничке «Мои учебные возможности. Прогноз». Ученику предлагается справка: прогноз – моя цель, моя мечта, мое предположение. Ребенок делает прогноз, т.е. ставит для себя цель - учиться не ниже того уровня, который он сам определил, следовательно, ему необходимо прикладывать усилия для достижения обозначенного уровня.

В конце каждой четверти подводим итоги: достиг ли учащийся той «планки», которую себе определил.

               На страничке «Самоанализ достижений» ученику предлагается зафиксировать итоговую самооценку уровня возможностей по учебным предметам с помощью «условных обозначений» (красный – доволен, зелёный – могу лучше, синий – думаю, что лучше не смогу). Далее предлагается оценить уровень возможностей ученика за учебный год. Свои достижения учащиеся обсуждают с родителями и согласуют.

Самостоятельный человек должен уметь не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Для этого ему нужно заполнить страницу «Совпал ли мой прогноз с результатом?».

Для развития интеллектуальной рефлексии предназначены страницы «Мои умения по русскому языку», «Мои умения по литературе». Чтобы заполнить эту страницу, ученику нужно просмотреть предстоящие темы в учебниках и выбрать заинтересовавшую его информацию.

  Систематическая работа над формированием рефлексии не только помогает «выращивать» самостоятельность в ребенке, но и способствует сохранению его психологического здоровья: ученики перестают бояться контрольных работ, не боятся высказывать свое мнение, даже если оно потом будет ошибочным. Учащиеся открыты взрослому и активно включаются в сотрудничество с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...