Действительные и страдательные причастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока на тему "Действительные и страдательные причастия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastiya.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Действительные и страдательные причастия (7 класс)
Цели урока:
1. Дать обучающимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в обучающихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование: презентация
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Выпишите из текста в один столбик все причастия, в другой – прилагательные.
Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Не перестающие лить дожди1 зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю. Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.
III. Изучение нового материала.
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике (стр. 54).
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
IV. Первичное закрепление знаний.
Поупражняемся! Давайте немного поучимся различать наши причастия.
Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Подсказка!
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий, держащий, смотрящий
- ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый ,гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший ,нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный, вышитый, открытая
Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. | Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь. |
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Задание. Выполнить тренировочные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/train/#197621
V. Подведение итогов урока.
-Что-то новое узнали на уроке?
VI. Задание на дом: упр. 102
VII. Рефлексия. Оценивание.
- Доволен ли тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Ты был активен на уроке?
- Какую отметку поставишь себе за урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа по теме "Действительные и страдательные причастия"
Задания по теме "Действительные ""...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...
презентация "Действительные и страдательные причастия"
В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...
Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"
Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...
Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)
В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....