Методическая помощь при написании 9.1. ГИА русский язык
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Балыбердина Юлия Витальевна

Учителю и девятикласснику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая помощь для написания 9.1 и 9.2

ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС.

      Написание сочинения по прочитанному тексту как вид деятельности выпускника требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но, прежде всего, структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное,то есть выполнять информационную обработку текста. Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.).

Таким образом, чтобы подготовить детей к творческой части экзамена, учителю необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на специфику создания сочинения на лингвистическую тему.

Первостепенной задачей при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в основной школе остаётся соединение изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием устойчивых практических умений и навыков на их основе. Формирование понятийного аппарата, необходимого для всех видов языкового анализа, является основой, но не целью обучения русскому языку в школе. Аналитическая учебная деятельность при изучении любого языкового явления должна опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, закладывая тем самым основы для прагматической синтетической деятельности учащихся в области русского языка.

2. Работа по составлению и заполнению обобщающей таблицы в течение всего 9 класса на уроках русского языка поможет учащимся систематизировать знания, научиться искать примеры для подтверждения высказанных позиций. Один из возможных вариантов такой таблицы представлен ниже. Третьей графой может быть графа с примерами.

Знаки препинания в русском языке

Знак препинания

Функции знака препинания

Общие замечания о

роли знаков препинания

(возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

• Знаки препинания очень важны в русском языке: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, передают логику предложения, связь между его частями, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, то есть оттенки смысла, могут быть средством выражения состояния пишущего…

• В русском языке без знаков препинания обойтись невозможно, потому что основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями

• Знаки препинания в русском языке выполняют множество функций: одни, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания (знаки конца предложения), другие помогают различить «свои» и «чужие» слова (тире, кавычки), третьи делят высказывания на простые предложения (запятая, тире, двоеточия, точка с запятой), четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции (запятая, скобки, кавычки)

• В русском языке знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определённого значения

Запятая

• Разделяет в предложении однородные члены, то есть указывает на следование объектов или событий друг за другом (перечисление объектов, признаков, действий при однородных членах)

• Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов (простых предложений в составе сложного; однородных членов предложения)

• Выделяет в структуре простого предложения обособленные члены (определения, обстоятельства, вводные слова и конструкции)

Точка

• Указывает на законченность мысли с точки зрения пишущего, на завершённость высказывания

• Разделяет одно предложение от другого

• Ставится в повествовательном предложении, которое чаще всего несёт смысловую нагрузку утверждения

Вопросительный

знак

• Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, на эмоциональную напряжённость

• Может являться формальным признаком выражения риторического вопроса (вопроса, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью выделения проблемы, требующей осмысления, размышления; ответ может формулироваться в виде рассуждения, но всегда неоднозначно; предложение, заключающее в себе скорее не вопрос, а сообщение)

Восклицательный

знак в конце предложения

• Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания (выражает эмоциональное отношение автора к высказываемому), указывает на эмоциональную напряжённость

• Передаёт соответствующую интонацию (восхищение, удивление, восторг и т.п.)

• Может являться формальным признаком выражения риторического восклицания (предложение, употреблённое в тексте с целью усиления чувств в сообщении)

Двоеточие

• Выполняет разделительную (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, разделяет части бессоюзного предложения) и пояснительную функции (ставят, когда хотят сказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения, как правило, в бессоюзных предложениях)

Тире

• Указывает на пропуск каких-либо слов (пропуск связки в сказуемом), членов предложения (в неполном предложении)

• Указывает на оттенки значений между частями в бессоюзном сложном предложении (быстрая смена событий, временной интервал, противоположность, следствие, условие и т.п.)

• Отделяет однородные члены предложения от обобщающего слова

• Может означать композиционную, смысловую, интонационную неожиданность

• Может выделять в предложении особо значимые части (выделение слов и словосочетаний, грамматически не связанных с членами предложения), а в тексте особо значимые элементы (диалог)

Кавычки

• Обозначают границы прямой речи или цитаты (выделительная функция)

• Выделяют «авторское слово» для усиления его смысловой значимости, для показа его особой роли в предложении (тексте), его «специальности» для передачи определённой мысли (слово содержит оттенки значения – ирония, каламбур, исключение ошибки)

Скобки

• Указывает на то, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию (вводные конструкции)

• Выделяют в предложении особо значимые части (обособление, слова и сочетания, грамматически не связанные с членами предложения)

Точка с запятой

• Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя

• Подчёркивает членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Многоточие

• Передаёт недосказанность, недоговорённость (автор предоставляет читателю возможность «домыслить» продолжение,

оставляет открытым финал предложения, произведения)

• Отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением

• Указывает на неполноту информации

  Деятельностный подход в обучении, построенный на приоритете работы с информационными ресурсами при доминирующем положении текстовой информации позволит учителю-словеснику:

• формировать у учащихся систему ценностных ориентиров и представление об основах мировой и национальной культуры (введение в практику интегрированных уроков, расширение кругозора учащихся);

• на уроках развития речи (написание сочинений, изложений с элементами сочинения) систематически отрабатывать навыки привлечения литературного материала для подбора аргументов; развивать творческий подход к подбору аргументов (поощрение создания образных картин при иллюстрировании).

3. При работе с художественным текстом (именно этот стиль речи представлен на экзамене), на наш взгляд, необходимо уделить особое внимание развитию определённых аналитических умений:

1) соотносить единицы изображаемого в художественном тексте и речевые средства, с помощью которых передаётся информация;

2) разграничивать внешнюю и внутреннюю композицию текста;

3) выделять приемы выдвижения текста, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов;

4) анализировать виды (типы) связей, обеспечивающих логическую и смысловую последовательность текста;

5) анализировать речевые средства, организующие текст как динамическую структурную систему.

Задания, связанные с анализом текста, должны быть целенаправленными, а их выполнение лучше завершать выводами и обобщениями, имеющими значение для формирования коммуникативных умений. Такое обучение в большей степени состоит в овладении приёмами аналитической работы, когда старшеклассник способен к выполнению не только элементарных действий, но и к самостоятельному выбору и варьированию наиболее эффективных способов работы с информацией.

Выделение типичных ошибок при выполнении заданий задания 9.1:

- отсутствие примеров аргументов (22% в сочинении на лингвистическую тему);

- нарушение абзацного членения.

• неверное указание на функции языкового явления, искажения терминологии, понятийного аппарата.

Данный тип ошибок отражает низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Языковые и речевые стандарты-клише при написании части С по русскому языку в 11 классе

Необходимый материал при написании части С ЕГЭ по русскому языку...

подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ

Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...

Написание части С по русскому языку

Шаблон написания частиС по русскому языку...

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие. Слова катего...

Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения

Данная презентация  рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...