Рабочая программа Русский язык 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass.docx88.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе

по предмету "Русский язык"

для 5 класса

        Рабочая программа состоит из следующих разделов:

- Пояснительная записка;

- Общая характеристики учебного курса, предмета, дисциплины;

- Место предмета , курса, дисциплины в учебном плане;

- Содержание учебного предмета, курса, дисциплины;

- Тематическое планирование;

- Календарно-тематическое планирование;

- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

- Результаты освоения учебного курса, система оценки.

Разработана на основании - статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 30.12.2012г.;

- статьи 28 Федерального закона об образовании в Российской Федерации    № 273 - ФЗ от 30.12.2012г.;

- учебного плана ОУ ( приказ № 138 - о от 25.06.2018 г.);

- годового календарного учебного графика ( приказ № 177 - о от 31.08.2018 г.);

- Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), реализуемых школой. В соответствии с:

- требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г.);

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использовании в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования ( приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03.2014г.).

        Относится к образовательной области "Филология". Количество часов в году - 204. В учебном плане предмет введён за счёт школьного компонента - вариативной части.

        Цели и задачи обучения: повышение уровня грамотности учащихся, развитие коммуникативных и речеведческих навыков.

        Виды контроля: тестирование, анализ текста, контрольные работы.

        Используемая литература: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение,2016.

Государственное казенное специальное учебно–воспитательное учреждение Ростовской области специальная общеобразовательная школа закрытого типа

 с. Маньково Чертковского района

Согласовано

Протокол заседания методического совета спецшколы с. Маньково

 От 29.08.2020 г.

 Протокол №1.

Руководитель  МС        

____Л.А. Колесникова

Согласовано

Зам. директора по УВР

        Л.А.Колесникова

«Утверждаю»

Директор спецшколы

с. Маньково

Приказ №167-о от 31.08.20

В.Н.Тищенко_______________

Рабочая программа

по предмету

"Русский язык"

для 5 класса

Основное общее образование

Количество часов - 201  

Учитель: Меняйлова В. А.

Программа разработана

  на основе программы

                                                                                            по русскому языку для 5-9 классов

                                    общеобразовательных учреждений

                                                                 авторов – составителей: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

 и др. (М.: Просвещение, 2016).

с. Маньково – Калитвенское

Чертковский район

2020 г.

Содержание

Введение. Сведения об учителе.

I. Пояснительная записка.

II. Планируемые результаты.

III. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины.

IV. Календарно-тематическое планирование.

Сведения об учителе.

  1. Меняйлова Валентина Александровна.
  2. Учитель русского языка и литературы.
  3. Образование высшее.
  4. Категория высшая, апрель 2016 г.
  5. Ростовский Государственный педагогический университет, 1999г.
  6. Стаж работы - 24 года.
  7. Курсы повышения квалификации - декабрь 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для  5 класса составлена с использованием следующих материалов:

-  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии с рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Разработана на основании:

 - статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273- ФЗ от 30.12.2012г.;

- учебного плана ОУ (приказ № 103-о от 29.05.2020 г.)

- календарного учебного графика (приказ № 167 - о от 31.08.2020 г.);

- Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) реализуемых школой.

В соответствии с:

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных                     к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с изменениями от 8.05.2020 г., приказ № 233, 22.11.2019, приказ № 632 от 18.05.2020 г., приказ № 249).

Относится к образовательной области «Филология».

Количество часов в году - 201.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2016.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенции.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно- деятельностной направленности курса русского языка в 5 классе6, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикатором функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В 2020-2021 учебном году на изучение русского языка в  5 классе запланирован 201 час,  так как 4 ноября (1 урок), 23 февраля (1 урок), 8 марта (2 урока), 10 мая (2 урока) - праздничные дни. Программа курса будет изучена за счёт уплотнения материала.

Планируемы результаты изучения предмета.

Личностные результаты

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: 

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: 

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять основу слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии: 

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: 

  • выделять словосочетание в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
  • определять грамматическую основу предложения;
  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;
  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
  • определять однородные члены;  
  • определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
  • различать простое и сложное предложение;
  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: 

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • обосновывать выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: 

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • обосновывать место и выбор знака препинания;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией: 

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • определять стиль текста;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Содержание рабочей программы курса «Русский язык»

5 класс.

Язык и общение

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.

Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами, а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами, а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения» с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, и пунктуация».

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольное сочинение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года».

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 5класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

1

Язык и человек.

1 ч.

1.09

2

Общение устное и письменно.

1 ч.

2.09

3

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

1 ч.

3.09

4

Р.р. Стили речи.

1 ч.

3.09

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ.

5

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1 ч.

7.09

6

Орфограмма.

1 ч.

7.09

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1 ч.

8.09

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1 ч.

9.09

9

Правописание непроизносимых согласных.

1 ч.

10.09

10

Правописание букв И, У, А после шипящих.

1 ч.

10.09

11

Разделительные Ъ и Ь.

1 ч.

14.09

12

13

Входная контрольная работа с грамматическим заданием

Анализ диагностической контрольной работы.

1 ч.

1ч.

14.09

15.09

14

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1 ч.

16.09

15

Р/р. Что мы знаем о тексте?

1 ч.

17.09

16

Р/р. Обучающее изложение (подробное, по плану)

1 ч.

17.09

17

Части речи.

1 ч.

21.09

18

Глагол.

1 ч.

21.09

19

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1 ч.

22.09

20

Р/р. Тема текста.

1 ч.

23.09

21

Личные окончания глаголов.

1 ч.

24.09

22

НЕ с глаголами.

1 ч.

24.09

23

Имя существительное.

1 ч.

28.09

24

Имя прилагательное

1 ч.

28.09

25

Местоимение.

1 ч.

29.09

26

Р/р. Основная мысль текста

1 ч.

30.09

27

28

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение».

2 ч.

1.10

1.10

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

29

Синтаксис и пунктуация.

1 ч.

5.10

30

Словосочетание.

1 ч.

5.10

31

Разбор словосочетаний.

1 ч.

6.10

32

Предложение.

1 ч.

7.10

33

34

Р/р. Подготовка к сжатому изложению.

Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

2 ч.

8.10

8.10

35

Виды предложений по цели высказывания

1 ч.

12.10

36

Восклицательные предложения.

1 ч.

12.10

37

38

Р/р. Подготовка к сочинению на свободную тему.

Сочинение на свободную тему.

2 ч.

13.10

14.10

39

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1 ч.

15.10

40

Сказуемое.

1 ч.

15.10

41

Тире между подлежащим и сказуемым.

1 ч.

19.10

42

Нераспространённые и распространённые предложения.

1 ч.

19.10

43

44

Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть

Анализ контрольного диктанта за I четверть

2 ч.

20.10

21.10

45

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1 ч.

22.10

46

Определение.

1 ч.

22.10

47

Обстоятельство.

1 ч.

2.11

48

49

Предложения с однородными и членами и знаки препинания при них.

2 ч.

2.11

3.11

50

Обобщающие слова при однородных членах.

1 ч.

5.11

51

Предложения с обращением.

1 ч.

5.11

52

Р/р. Письмо.

1 ч.

9.11

53

Синтаксический разбор простого предложения.

1 ч.

9.11

54

55

Р/р. Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

Р/р. Написание сочинения по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

2 ч.

10.11

11.11

56

Пунктуационный разбор простого предложения.

1 ч.

12.11

57

Простые и сложные предложения.

1 ч.

12.11

58

59

Синтаксический разбор сложного предложения.

Построение схемы сложного предложения.

1 ч

1ч.

16.11

16.11

60

Прямая речь.

1 ч.

17.11

61

Диалог.

1 ч.

18.11

62

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

1 ч.

19.11

63

64

Практикум по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

1ч.

1ч.

19.11

23.11

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

65

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1 ч.

23.11

66

Фонетика. Гласные звуки.

1 ч.

24.11

67

Согласные звуки.

1 ч.

25.11

68

Изменение звуков в потоке речи.

1 ч.

26.11

69

Согласные твердые и мягкие.

1 ч.

26.11

70

71

Р/р. Повествование. Обучающее изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). Редактирование сочинений.

1 ч.

1ч.

30.11

30.11

72

Согласные твердые и глухие.

1 ч.

1.12

73

Графика. Алфавит.

1 ч.

2.12

74

75

Описание предмета в художественном стиле.

Р.Р. Сочинение-описание предмета.

2 ч.

3.12

3.12

76

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1 ч.

7.12

77

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1 ч.

7.12

78

Орфоэпия.

1 ч.

8.12

79

Фонетический разбор слова.

1 ч.

9.12

80

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

1 ч.

10.12

81

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика».

1 ч.

10.12

82

Р/р. Описание предметов, изображенных на картине.

1 ч.

14.12

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

83

Слово и его лексическое значение.

1 ч.

14.12

84

Однозначные и многозначные слова

1 ч.

15.12

85

Прямое и переносное значение слова.

1 ч.

16.12

86

Омонимы.

1 ч.

17.12

87

Синонимы.

1 ч.

17.12

88

89

Р/р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») за II четверть.

Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками.

2 ч.

21.12

21.12

90

Антонимы.

1 ч.

22.12

91

92

Р/р. Подготовка к изложению (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

Р/р. Изложение по рассказу «Первый снег»  

 К. Г. Паустовского.

2 ч.

23.12

24.12

93

94

Повторение изученного в разделе «Лексика»

Практикум по теме «Лексика».

1 ч.

1ч.

24.12

11.01

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

95

Морфема-наименьшая значимая часть слова.

1 ч.

11.01

96

Изменение и образование слов.

1 ч.

12.01

97

Окончание.

1 ч.

13.01

98

Р/р. Сочинение по личным впечатлениям.

1 ч.

14.01

99

Основа слова.

1 ч.

14.01

100

Корень слова.

1 ч.

18.01

101

102

Р/р. Рассуждение.

Р/р. Сочинение- рассуждение.

2 ч.

18.01

19.01

103

Суффикс.

1 ч.

20.01

104

Приставка.

1 ч.

21.01

105

Р/р. Выборочное изложение с изменением лица.

1 ч.

21.01

106

107

Чередование звуков.

Беглые гласные.

1 ч.

1ч.

25.01

25.01

108

109

Варианты морфем.

Морфемный разбор слова.

1 ч.

1ч.

26.01

27.01

110

Правописание гласных и согласных в приставках.

1 ч.

28.01

111

Буквы З и С на конце приставок.

1 ч.

28.01

112

Буквы А-О в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-.

1 ч.

1.02

113

Буквы А-О в корне –РАСТ- - -РОС-.

1 ч.

1.02

114

Буквы Ё-О после шипящих в корне.

1 ч.

2.02

115

Буквы И-Ы после Ц.

1 ч.

3.02

116

117

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

2 ч.

4.02

4.02

118

119

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография»

1 ч.

1ч.

8.02

8.02

120

121

Р/р. Подготовка к сочинению-описанию (П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

1 ч.

1ч.

9.02

10.02

 МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

122

Имя существительное как часть речи.

1 ч.

11.02

123

Р/р. Доказательства в рассуждении.

1 ч.

11.02

124

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1 ч.

15.02

125

Имена существительные собственные и нарицательные.

1 ч.

15.02

126

Род имени существительного.

1 ч.

16.02

127

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1 ч.

17.02

128

129

Р/р. Элементы рассуждения в повествовании.

 Р/р. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

1 ч.

1ч.

18.02

18.02

130

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1 ч.

22.02

131

Три склонения имен существительных.

1 ч.

22.02

132

133

Падежи имен существительных.

Косвенные падежи.

1 ч.

1ч.

24.02

25.02

134

135

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2 ч.

25.02

1.03

136

Множественное число имен существительных.

1 ч.

1.03

137138

Р/р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица. Подробное изложение с изменением лица.

2 ч.

2.03

3.03

139

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1 ч.

4.03

140

Морфологический разбор имени существительного

1 ч.

4.03

141

142

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

2 ч.

9.03

10.03

143

Р/р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1 ч.

11.03

144

145

Контрольный диктант с грамматическим заданием за III четверть по теме «Имя существительное»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1 ч.

1ч.

11.03

15.03

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

146

147

Контрольный диктант за III четверть

Анализ к/д. Работа над ошибками.

1 ч.

1ч.

15.03

16.03

148

149

Имя прилагательное как часть речи.

Морфологические признаки имени прилагательного.

1 ч.

1ч.

17.03

18.03

150151

Гласные в падежных окончаниях прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1 ч.

1ч.

18.03

31.03

152

Р/р. Описание животного.

1 ч.

1.04

153

154

Прилагательные полные и краткие.

Практикум. Прилагательные полные и краткие.

2 ч.

1.04

5.04

155

Морфологический разбор имени прилагательного.

1 ч.

5.04

156

157

Р/р. Подготовка к сочинению. Описание животного.

Р/р. Написание сочинения. Описание животного.

2 ч.

6.04

7.04

158

159

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

2 ч.

8.04

8.04

160

161

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

2 ч.

12.04

12.04

ГЛАГОЛ

162

Глагол как часть речи.

1 ч.

13.04

163

НЕ с глаголами.

1 ч.

14.04

164

Р/р. Рассказ.

1 ч.

15.04

165

166

Неопределенная форма глагола.

Мягкий знак в глаголах неопределённой формы.

2 ч.

15.04

19.04

167

Правописание –ТСЯ и  –ТЬСЯ в глаголах

1 ч.

19.04

168

169

Виды глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

2 ч.

20.04

21.04

170

171

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Чередование гласных Е-И в корнях.

2 ч.

22.04

22.04

172

Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1 ч.

26.04

173

Время глагола.

1 ч.

26.04

174

175

Прошедшее время глагола.

Глаголы в прошедшем времени.

2 ч.

27.04

28.04

176

177

Настоящее время глагола.

Глаголы в настоящем времени.

2 ч.

29.04

29.04

178

179

Будущее время глагола.

Глаголы в будущем времени.

2 ч.

3.05

3.05

180

Спряжение глаголов.

1 ч.

4.05

181

182

183

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Гласные в безударных личных окончаниях глаголов.

Морфологический разбор глагола.

1 ч.

1ч.

1ч.

5.05

6.05

6.05

184185

Р/р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица.

Р/р. Сжатое изложение с изменением формы лица.

1 ч.

1ч.

11.05

12.05

186

187

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Правописание мягкого знака в глаголах  2-го лица.

1ч.

1ч.

13.05

13.05

188

Употребление времен.

1 ч.

17.05

189

Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1 ч.

17.05

190

Повторение изученного по теме «Глагол».

1 ч.

18.05

191

192

Р/р. Подготовка к сочинению от 1-го лица.

Р/р. Написание сочинения от 1-го лица по картине

О. Попович. «Не взяли на рыбалку».

2 ч.

19.05

20.05

193

194

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта за год.

2 ч.

20.05

24.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО.

195

Разделы науки о языке.

1 ч.

24.05

196

197

Орфограммы в приставках слов.

Орфограммы в корнях слов.

1 ч.

1ч.

25.05

26.05

198

Орфограммы в окончаниях слов.

Правописание окончаний имён существительных и прилагательных.

1 ч.

27.05

199

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1 ч.

27.05

200

Знаки препинания в простом и в сложном предложениях.

1 ч.

31.05

201

Защита проектов. Итоговое занятие.

1 ч.

31.05

Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля.

                          Устные ответы

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо

руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

                       

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

                                      Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,

рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

            К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

                         Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

 Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).  Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

  Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

    Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

    Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

    Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.

Контрольно-измерительный материал.

Контрольный диктант по теме «Повторение» 3.10

 ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 4 класса.   

 

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА.

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)

    (По Б. Тимофееву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Затих старый бор, приготовился к бою.

2в. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

2. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. Потемнело, сильный, полем.

2в. Набежали, летняя, лесом.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ. 22.10

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

КОНТРОЛЬНЫЙ    ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ». 21.11

ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема.

       Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

      Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

      Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

      Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В. Астафьеву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1в. Далёкий горизонт, выглянуло из-за туч.

2в. В голубом просвете, громко закричал.

2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2в. Редкие капли дождя падали на землю.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА». 12.12

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения данной темы.

ЗИМНИЙ ЛЕС.

  Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.

        Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Всё ещё зеленеют здесь круглые листья гречанки, вереска.

        Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе! (94 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – вьюга                                      2в.- листья

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ГДЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, я   ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РАЗДЕЛУ «Морфемика, и орфография». 7.02

ЦЕЛЬ: проверить знания детей по данной теме.

      Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

       Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь. (82 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ

1 в. Метель, отважный.

2 в. Холод, большой.

2. ПОДОБРАТЬ АНТОНИМЫ К СЛОВАМ

1в. Рано, далёкий.           2в. Светло, длинный.

3. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй.

2в. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ. 12.03

ЦЕЛЬ: проверить, насколько усвоена учащимися данная тема. 

О МИХАИЛЕ ПРИШВИНЕ.

     Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

       Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

       С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

       А вы, ребята, читали его книги? (92 слова.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. В Сибири                                 2в. К деревне

2. ЗАПИСАТЬ 3 ПРИМЕРА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ

1в. – только множественного числа

2в. -   только единственного числа

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». 5.04

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения учащимися данной темы.

ЯГОДНЫЕ АДРЕСА.

      Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.

     Адрес черники и брусники узнай у лохматых и хмурых елей. Это обычная ягода для елового бора. Только в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

     Малине нужна самая лучшая лесная земля. Поэтому она заселяет гари, забирается в овраги.

     Адрес клюквы -  болото, где хозяином зелёный мох -  сфагнум.

     Чтобы не зря   ходить по ягодным адресам, надо знать время созревания ягод. Земляника -  в июне, черника, голубика, костяника, малина -  в июле, брусника -  в августе. (89 слов.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. -  у лесных (пней) 2в. -  для елового (бора)

2в. НАЙТИ В ТЕКСТЕ 5 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ВЫДЕЛИТЬ У НИХ ОКОНЧАНИЕ И ОБОЗНАЧИТЬ ПАДЕЖ.

 

ИТОГОВЫЙ  КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ

ЗА  КУРС  «РУССКИЙ  ЯЗЫК. 5 КЛАСС». 22.05

ЦЕЛЬ: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся за курс 5 класса.

ДУБ.

          Дуб - удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зелёный, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы   осенью.

          Когда наступает мороз, листья на дубе свёртываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму.

           Молния ударит в него, и всё равно весной распустятся на нём зелёные листочки.

           В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч, зимует летучая мышь.

Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова).

                                                                    (По Г. Снегирёву.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ       ЗАДАНИЯ

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ

    1в. – распускается, дубовой, листочки.

     2в. – наступает, летучая, трубочки.

 

 2.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ    

           1в. – дуб                                          2в. – лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...