Условное наклонение глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Разработка урока для 6 класса по теме "Условное наклонение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uslovnoe_naklonenie_glagola.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе. Условное наклонение глагола.
Дата:19.04.16.
Цель урока: создать условия для формирования нового понятия «условное наклонение глагола»; умение определять условное наклонение глагола; умение правильно писать и употреблять глаголы в условном наклонении в речи.
Задачи: проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся; формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия.
Планируемые результаты
-предметные:
- знать определение условного наклонения;
- закрепить правописание частицы бы.
-метапредметные:
- развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, развитие навыков работы с текстом;
- уметь определять и формулировать задачи деятельности.
-личностные:
- воспитание умения сопоставлять свои реальные возможности и желаемое;
- воспитание стремления задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы мечта стала былью, какие качества при этом в себе развивать;
- выработка активной жизненной позиции
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока
I. Вызов (активизировать, заинтересовать учащихся, мотивация к дальнейшей работе, активизация уже имеющихся знаний)
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
У: Добрый день, дорогие ребята! Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели, и прежде чем начнем урок, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «С каким настроением вы пришли? (покажите мимикой, жестами), можете изобразить на своих листочках в виде смайла.
У: Ребята, а какую часть речи мы с вами изучаем?
(ответы детей: глагол)
У: Правильно-глагол, отметьте, пожалуйста, в своей таблице, что вы уже знаете о глаголе? (активизация уже имеющихся знаний)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(ученики заполняют первый столбец таблицы, затем обмениваются мнениями о том, что они уже знают о глаголе - значение, синтаксическая роль, грамматические признаки, наклонение - изъявительное)
У: Отлично, молодцы! А теперь давайте проверим, как вы умеете применять свои знания?
У: Перед вами текст, прочитайте его внимательно, а затем в парах обсудите и выпишите из текста глаголы в изъявительном наклонении.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…
(Работа в парах, обсуждение)
У: Итак, проверим, что у вас получилось.
(Ученики обмениваются мнениями, сравнивают свои записи с правильным ответом на слайде)
Проживал, выращивал, благоухали, дарили, радовали | Сажает, поливает, окучивает |
У: Что выражают глаголы из левого столбика? (действие в прошедшем времени), а из второго? (действие в настоящем времени)
У: А можно эти глаголы поставить в форму будущего времени?
У: Хорошо! Значит эти глаголы употреблены в каком наклонении? (в изъявительном)
У: Ребята, а есть ли в этом тексте глаголы, которые вы не отнесли ни к одной из колонок?
(умел бы, вырастил бы, исцелил бы)
У: Что они выражают? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях) Значит, в форме какого наклонения эти глаголы употреблены?
(В форме условного наклонения)
У: Таким образом, какаятема нашего урока? Попробуйте сформулировать
(Условное наклонение глагола)
У: Запишите тему урока и отметьте в вашей таблице, что бы вы хотели узнать по данной теме? (обмен мнениями)
II. Осмысление (активное восприятие изучаемого материала, соотношение старых знаний с новыми).
1.Работа в группах. Ваша задача: изучить теоретический материал учебника стр.174 и выполнить задание, записав глаголы в тетрадях.
Задание: Образуйте от данных глаголов глаголы условного наклонения.
1группа: сказать, подпрыгнуть; читать, писать ( выяснить от какой основы образутся глаголы в условном наклонеии)
2группа: поплыть, разобрать; рисовать, пытаться( какой суффикс помогает образовывать форму условного наклонения)
3группа: приласкать, подарить, загружать, разрешить ( в каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении)
( работают в группах, делают вывод о том, как образуются глаголы условного наклонения)
У: А теперь давайте составим «формулу условного наклонения»
Основа Н.Ф. + | Суффикс + | Частицы = | Условное наклонение |
У: Мы узнали, что такое условное наклонение, научились образовывать глаголы в условном наклонении.Как вы думаете, что ещё важно? (Находить их в тексте.)
2. Самостоятельная работа( разноуровневые задания)
У: Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по данному тексту, каждый выберет для себя задание.
Хорошо бы, если бы взрослые были как дети, а дети как взрослые.
И сидели бы папа и мама у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз!»
Задания к тексту:
1. Выписать глаголы в условном наклонении
2. Выписать глаголы в условном наклонении, определить род, число глаголов.
3. Выписать глаголы в условном наклонеии, обозначить суффикс и окончания в глаголах условного наклонения.
После выполнения данного задания, ученики сравнивают свои ответы с правильными ответами, размещенными на слайде презентации).
III. Рефлексия (общение, осмысление полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изученному материалу)
У: Итак, ребята, наш урок близок к завершению, давайте вернемся к нашей таблице, и отметим в третьем столбике, что же мы узнали, чем научились?
(обмен мнениями о полученных результатах, делают вывод по изученной теме «Условное наклонение глагола»)
У: Ребята, вы молодцы, активно работали на уроке. И в завершении урока, давайте немного помечтаем, а в этом нам поможет условное наклонение. Ученикам предлагается завершить фразы:
Если бы я был президентом…..
Если бы я был директором школы….
Если бы я был волшебником…..
У: А теперь оцените свою работу на уроке с помощью лепестков разного цвета: зеленый - отличная работа, синий - работал активно, но не все получилось, красный - есть затруднения, буду стараться.
У: Спасибо за урок!
Информация о домашнем задании (на выбор учащихся):
1. Написать сочинение-рассуждение на тему: « Если бы я был учителем….»
2. Выписать пословицы, в которых используются глаголы в условном наклонении (можно обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля)
3. Выполнить упражнение в учебнике № 544, выучить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условное наклонение глагола (урок русского языка в 5 классе по программе Львовой)
Материал представляет собой разработку урока русского языка в 5 класее по теме "Условное наклонение глагола". В работе ориентировалась на собственный педагогический опыт, а также на методи...
урок на тему: "Условное наклонение глагола", 6 класс
Тема урока: «Условное наклонение глагола» (первый урок, 6 класс) Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 6 класса. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская из-во М. «Просвещени...
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Урок русского язык в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола» Урок открытия новых знаний
Урок русского язык в 6 классепо теме: «Условное наклонение глагола»Урок открытия новых знанийЦели: - дать понятие об условном наклонении глагола...
Условное наклонение глагола (6кл.)
Условное наклонение глагола (6кл.)...
Условное наклонени глагола
Данная презентация разработана на основе учебника С.И.Львовой и В.В.Львова. Может быть использованна на каком-то этапе урока, не только в 5 классе, но и в других классах основной школы....