Условное наклонение глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Лямбурцева Екатерина Владимировна

Разработка урока для 6 класса по теме "Условное наклонение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uslovnoe_naklonenie_glagola.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 6 классе. Условное наклонение глагола.

Дата:19.04.16.

Цель урока: создать условия для формирования нового понятия «условное наклонение глагола»; умение  определять условное наклонение глагола; умение  правильно писать и употреблять глаголы в условном наклонении в речи.

Задачи:  проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий:        значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся; формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Планируемые результаты

-предметные:

 - знать определение условного наклонения;

-    закрепить правописание частицы бы.

-метапредметные:

-    развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, развитие навыков работы с текстом;

 - уметь определять и формулировать задачи деятельности.

-личностные:

-     воспитание умения сопоставлять свои реальные возможности и желаемое;

-       воспитание стремления задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы мечта стала былью, какие качества при этом в себе развивать;

-      выработка активной жизненной позиции

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

I. Вызов (активизировать, заинтересовать учащихся, мотивация к дальнейшей работе, активизация уже имеющихся знаний)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

У: Добрый день, дорогие ребята! Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели, и прежде чем начнем урок, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «С каким настроением вы пришли? (покажите мимикой, жестами),  можете изобразить на своих листочках в виде смайла.

У: Ребята, а какую часть речи мы с вами изучаем?

(ответы детей: глагол)

У: Правильно-глагол, отметьте, пожалуйста, в своей таблице, что вы уже знаете о глаголе? (активизация уже имеющихся знаний)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

(ученики заполняют первый столбец таблицы, затем обмениваются мнениями о том, что они уже знают о глаголе - значение, синтаксическая роль, грамматические признаки, наклонение - изъявительное)

У: Отлично, молодцы! А теперь давайте проверим, как вы умеете применять свои знания?

У: Перед вами текст, прочитайте его внимательно, а затем в парах обсудите и выпишите из текста глаголы в изъявительном наклонении.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…

(Работа в парах, обсуждение)

У: Итак, проверим, что у вас получилось.

(Ученики обмениваются мнениями, сравнивают свои записи с правильным ответом на слайде)

Проживал, выращивал, благоухали, дарили, радовали

Сажает, поливает, окучивает

У: Что выражают глаголы из левого столбика? (действие в прошедшем времени), а из второго? (действие в настоящем времени)

У: А можно эти глаголы поставить в форму будущего времени?

У: Хорошо! Значит эти глаголы употреблены в каком наклонении? (в изъявительном)

У: Ребята, а есть ли в этом тексте глаголы, которые вы не отнесли ни к одной из колонок?

(умел бы, вырастил бы, исцелил бы)

У: Что они выражают? (действия, желаемые или возможные при определенных условиях) Значит, в форме какого наклонения эти глаголы употреблены?

(В форме условного наклонения)

У: Таким образом, какаятема нашего урока? Попробуйте сформулировать

(Условное наклонение глагола)

У: Запишите тему урока и отметьте в вашей таблице, что бы вы хотели узнать по данной теме?  (обмен мнениями)

II. Осмысление (активное восприятие изучаемого материала, соотношение старых знаний с новыми).

1.Работа в группах. Ваша задача: изучить теоретический материал учебника стр.174 и выполнить задание, записав глаголы в тетрадях.

Задание: Образуйте  от данных глаголов глаголы условного наклонения.

1группа: сказать, подпрыгнуть; читать, писать ( выяснить от какой основы образутся глаголы в условном наклонеии)

2группа: поплыть, разобрать; рисовать, пытаться( какой суффикс помогает образовывать форму условного наклонения)

3группа: приласкать, подарить, загружать, разрешить ( в каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении)

( работают в группах, делают вывод о том, как образуются глаголы условного наклонения)

У:  А теперь давайте составим «формулу условного наклонения»

Основа Н.Ф.     +

Суффикс     +

Частицы        =

Условное наклонение

У: Мы узнали, что такое условное наклонение, научились образовывать глаголы в условном наклонении.Как вы думаете, что ещё важно? (Находить их в тексте.)

2. Самостоятельная работа( разноуровневые задания)

У:  Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по данному тексту, каждый выберет для себя задание.

Хорошо бы, если бы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

И сидели бы папа и мама у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз!»

Задания к тексту:

1. Выписать глаголы в условном наклонении

2. Выписать глаголы в условном наклонении, определить род, число глаголов.

3. Выписать глаголы в условном наклонеии, обозначить суффикс и окончания в глаголах условного наклонения.

После выполнения данного задания, ученики сравнивают свои ответы с правильными ответами, размещенными на слайде презентации).

III. Рефлексия (общение, осмысление полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изученному материалу)

У: Итак, ребята, наш урок близок к завершению, давайте вернемся к нашей таблице, и отметим в третьем столбике, что же мы узнали, чем научились?

(обмен мнениями о полученных результатах, делают вывод по изученной теме «Условное наклонение глагола»)

У: Ребята, вы молодцы, активно работали на  уроке. И в завершении урока, давайте немного помечтаем, а в этом нам поможет условное наклонение. Ученикам предлагается завершить фразы:

Если бы я был президентом…..

Если бы я был директором школы….

Если бы я был волшебником…..

У: А теперь оцените свою работу на уроке с помощью лепестков  разного цвета: зеленый - отличная работа, синий - работал активно, но не все получилось, красный - есть затруднения, буду стараться.

У: Спасибо за урок!

Информация о домашнем задании (на выбор учащихся):

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: « Если бы я был учителем….»

2. Выписать пословицы, в которых используются глаголы в условном наклонении (можно обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля)

3. Выполнить упражнение в учебнике № 544, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условное наклонение глагола (урок русского языка в 5 классе по программе Львовой)

Материал представляет собой разработку урока русского языка в 5 класее по теме "Условное наклонение глагола". В работе ориентировалась на собственный педагогический опыт, а  также на  методи...

урок на тему: "Условное наклонение глагола", 6 класс

Тема урока: «Условное наклонение глагола» (первый урок, 6 класс) Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 6 класса. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская из-во М. «Просвещени...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Урок русского язык в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола» Урок открытия новых знаний

Урок русского язык в 6 классепо теме: «Условное наклонение глагола»Урок открытия новых знанийЦели:       - дать понятие об условном наклонении глагола...

Условное наклонение глагола (6кл.)

Условное наклонение глагола (6кл.)...

Условное наклонени глагола

Данная презентация разработана на основе учебника С.И.Львовой и В.В.Львова. Может быть использованна на каком-то этапе урока, не только в 5 классе, но и в других классах основной школы....