Условное наклонение глагола (6кл.)
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Андруневчин Марина Владимировна

Условное наклонение глагола (6кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_6_klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 6 класс

Тема урока: «Условное  наклонение глагола».

Цель: освоение нового понятия «условное наклонение глагола».

Задачи:

 - проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении;

 - продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

 - формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.

Оборудование: АРМ учителя, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     2. Проверка домашнего задания

      - Расскажите, что нужно было сделать в домашнем задании?

     от неопр. формы глагола образовать:

     а) глагол  2 лица мн. ч. изъявител. наклон.,

     б)  повелит. наклонение глагола (по образцу упр. 497), расставьте ударения.

     стукнуть (1 спр.)  – стукнете – стукните

     выслать (1) -            вышлете  - вышлите

     подышать (1) -         подышите – подышите

     отпилить (2)  -         отпилите – отпилите

     выписать (1) -          выпишете – выпишите

    - От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)

    - Почему глаголы в повелительном наклонении в нашем случае заканчиваются на ИТЕ?

    ( глаголы повел. наклон. 2 л.мн.ч. образуются  с помощью суффикса И и окончания ТЕ)

     3. Повторение изученного.

      1. Запись даты, классной работы, темы урока.

      2. Синтаксический разбор предложения.

         (Когда начнётся сильный дождь), [спрячьтесь в беседку].

           (Повест., невоскл., спп)         (Когда - =), [ = ].

        - Определите наклонение глаголов, использованных в данном предложении.

        - Почему в глаголе СПРЯЧЬТЕСЬ после шипящей пишется Ь?

      ( в глаголах повелительного наклонения после мягких шипящих и шипящих пишется Ь)

        - Есть ли исключения из данного правила?     (ляг, лягте)

        - Итак, в данном предложении, как было уже сказано, глаголы стоят в изъявит. и

        повелит. наклонениях. А какое ещё наклонение может иметь русский глагол?

                                          (условное)

  1. Новая тема.

 Задачи урока: Вот сегодня мы и познакомимся с вами с условным наклонением глагола, узнаем, как оно образуется, как изменяется, и самое главное, выясним, чем оно отличается от других наклонений.

 1. Интрига.                             (вывести на экран или распечатать)

 В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

- Прочитайте глаголы, обозначающие  действия, которые происходили или происходят в реальности.

(зачитывают глаголы)

     - Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которых не было, но они могли бы

     быть при определённом условии.

     - При каком условии эти действия могли бы произойти на самом деле, стать

       реальностью?             (если бы садовник был волшебником)

  1. Движение темы.

1) Работа с диалогом * стр. 203

- Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. Попросите у неё исполнить ваше самое заветное желание.

            (3-4 ученика загадывают желания)

      - Ребята, а при каком условии эти желания могли бы осуществиться?

      (если бы была волшебная палочка)

             2) Вывод:

      - Так, в каком же наклонении должен стоять глагол, обозначающий действие, которое

     может произойти только при определённых условиях?

            3) Чтение правила стр. 203

            4) Образование глаголов условного наклонения.

      - Ну, а теперь хотелось бы узнать, как образуются глаголы условного наклонения.

             Вновь обратимся к диалогу, помещённому на стр.203 под *.

       - Обратите внимание на глаголы, выделенные жирным шрифтом.

       - В каком наклонении стоят данные глаголы?

       - Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?  

         (суффикс Л, частица БЫ)

   УЧИТЕЛЬ:   Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения  форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили  частицу БЫ.

(вывести на экран или написать на доске с обратной стороны)


Образование условного наклонения


Глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б)

Он увидел  бы  тебя.  

                                         Он  бы сильно ударился.

 

УЧИТЕЛЬ: Причём, частица БЫ может стоять как после, так и перед глаголом,  может быть отделена от него другими словами.

   (Запись в справочник)???

УЧИТЕЛЬ: Я тоже сегодня хочу помечтать. Можно?

      Стать бы мне опять ребёнком …

      Ходить бы опять в школу…

      Учиться бы вместе с вами в 6 Б классе…   (сделать запись на доске)

   - Высказала ли я сейчас свои желания?

   - Глаголы стоят в условном наклонении? (да)

Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо прошедшего времени? (неопределён.ф.)

Иногда для выражения желания может быть использована неопр. форма глагола с частицей бы.

Приведите свои примеры.    (пойти бы, написать бы, забить бы)

(Дописать в справочник окончание таблицы) ???


Иногда

Неопределённая форма глагола + частица  бы (б)

увидеть бы

         5) Упр. 487 стр. 205-204  (у доски)

       Прочитайте стихотворение.

      Назовите глаголы, стоящие в условном наклонении. (обратить внимание на местоположение частицы БЫ)

        6) Запись предложений у доски.

Записать, обозначить основы, границы. Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.

      1. Жизнь на Земле угасла бы, если перестало бы светить Солнце.

       2. Если растения не получали бы солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.

        7) Изменение глаголов условного наклонения.

 УЧИТЕЛЬ: Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.

    - Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам?   Ваши версии?

   ( Нет, не изменяется. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)

- Так может быть они могут изменяться по числам и родам?

Попробуйте изменить любой глагол условного наклонения по числам и по родам. (н: увидел бы).

     Работа над развитием речи.  (допол.)

  1. Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно)

а) Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

б) Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные тапочки, и он ходил в них, не уставая.

  2. «Цветик-семицветик» (допол.)

Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал  в наши руки.

- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы?

Я раздам вам лепестки по 1 на парту, а вы запишите это самое желание, используя при этом глаголы условного наклонения.

( с помощью магнитов на доске составляю цветок)

Вот он перед нами этот чудесный цветок исполнения желаний, и хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет лучше.

А помогли нам загадать эти желания глаголы условного наклонения.

5.Подведение итогов урока.

- Что обозначает глагол в условном наклонении?

- Как образуются глаголы  условного наклонения?

-  Как изменяются глаголы в условном наклонении?

6.Домашнее задание.  

упр.486 (или 490)

     

       Работа с иллюстрацией(допол.)

    - При каком условии могло произойти действие, о котором рассказывает рисунок?

Составьте по данному рисунку сложное предложение с союзом ЕСЛИ, употребив глаголы в условном наклонении.

     

     

     

       

           

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условное наклонение глагола (урок русского языка в 5 классе по программе Львовой)

Материал представляет собой разработку урока русского языка в 5 класее по теме "Условное наклонение глагола". В работе ориентировалась на собственный педагогический опыт, а  также на  методи...

урок на тему: "Условное наклонение глагола", 6 класс

Тема урока: «Условное наклонение глагола» (первый урок, 6 класс) Учебник по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 6 класса. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская из-во М. «Просвещени...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Урок русского язык в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола» Урок открытия новых знаний

Урок русского язык в 6 классепо теме: «Условное наклонение глагола»Урок открытия новых знанийЦели:       - дать понятие об условном наклонении глагола...

Условное наклонени глагола

Данная презентация разработана на основе учебника С.И.Львовой и В.В.Львова. Может быть использованна на каком-то этапе урока, не только в 5 классе, но и в других классах основной школы....