Разработка плана-проекта внеклассного общешкольного мероприятия «Праздник Словаря»
проект по русскому языку (5 класс)

Муравьева Камилла Фаниловна

Умение работать со словарями – это формирование у учащегося основ самостоятельной работы, формирование умения контроля, создание условий для развития и обогащения активного словарного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_slovarya.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка плана-проекта внеклассного общешкольного   мероприятия «Праздник Словаря»

Пояснительная записка.

Проведение «Праздника Словаря»  обосновано актуальностью закрепления материала по работе со справочной литературой.

Знание и умение работать со справочной литературой является важнейшей компетенцией учащихся, особенно в среднем звене, поскольку словари являются основой работы на многих предметах, не только на уроках русского языка.

В результатах обучения ООП НОО написано: «Выпускник научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета».

Умение работать со словарями – это формирование у учащегося основ самостоятельной работы, формирование умения контроля, создание условий для развития и обогащения активного словарного языка.

«Праздник словаря» является заключительным этапом цикла ряда мероприятий, которые направлены на ознакомление с различными видами словарей  и формирования умения ими пользоваться.

План «Праздника словаря» состоит из нескольких этапов:

1. Основной целью проведения мониторинга является выяснение мнения учащихся о необходимости пользования словарной литературой в области образовательной деятельности.

Во время проведения мониторинга учащимся 5 класса была предложена следующая анкета:

Таблица 3.1

Анкета «Словари»

Вопрос

Ответ

1. Какие словари ты знаешь?

2. Какие словари есть у тебя дома?

3. Пользуешься ли ты словарями при подготовке домашнего задания?

4. Как быстро найти нужное слово в словаре?

5. Каким словарем ты бы хотел научиться пользоваться?

 Диагностика  мониторинга показала, что уровень сформированности знаний у учащихся 5-х классов о видах словарей и поиске в них информации достаточно высокая.

В мониторинге принимали участие 105 человек.

Анализ показал:

1. На вопрос «Какие словари ты знаешь?» 80% учащихся назвали самые востребованные словари в учебной деятельности:

- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля;

- Однотомный толковый «Словарь русского языка» проф.      С.И. Ожегова.

и 20% указывали: энциклопедические словари (или энциклопедии): (например, Большая Советская Энциклопедия, Малая Советская Энциклопедия, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, философский энциклопедический словарь, филологические (лингвистические) словари.

Рисунок 4. Анализ знания словарей

Таким образом, результаты мониторинга показали, что самыми популярными словарями среди учащихся 5-х классов являются толковые словари.

И мы считаем, что это вполне оправдано, поскольку учебная программа предполагает введение новых слов, значение которых еще учащимся начального уровня средней школы не вполне понятно. Особенно это актуально на уроках русского языка, литературы.

2. На вопрос «Какие словари у тебя есть дома?»   результаты также были в сторону толковых словарей.

Толковые словари есть у 35%, нет словарей дома вообще у 20%, пользуются словарями в Интернете – 45%..

Рисунок 5. Анализ наличия словарей у учащихся

Анализ показывает, что только 20% учащихся не имеют словарей дома, если дома у учащихся нет словарей, то они предпочитают пользоваться  интернет - ресурсами.

3. На вопрос «Пользуешься ли ты словарями при подготовке домашнего задания?» 80% ответили что пользуются, 20% нет.

Рисунок 6. Анализ пользования словарями при подготовке домашних заданий

20%, которые ответили «нет», пояснили, что им проще спросить у родителей или ввести в поиске интернет - ресурсов. В принципе, они так же пользуются интернет- словарями или прибегают к помощи родителей.

4. На вопрос «Как быстро найти нужное слово в словаре?» все учащиеся ответили, что по алфавиту.

5. На вопрос «Каким словарем ты бы хотел научиться пользоваться?» 55% затруднилось ответить, 45% отметили, что принципы поиска в работе со словарем знают и это не вызывает у них затруднений.

Рисунок 6. Анализ перспективы работы со словарем

Таким образом, результаты мониторинга показывают, что у учащихся 5-х классов сформированы основные знания о словарях и сформированы умения пользования ими.

Вторым этапам является подготовительный.

Для проведения праздника  необходимо следующее техническое оснащение.

Оборудование:

  • 5 словарей толковых, фразеологических  
  • Интерактивная доска
  • Музыкальное сопровождение
  • Цветные стикеры, карандаши или ручки
  • Карточки со словами «Испокон века книга растит человека»
  • Карточки - рисунки с фразеологизмами (Приложение № 3)
  • 5 карточек со статьями из словообразовательного словаря
  • 5 наборов карточек со словами: математика, география, история, литература, технология.

В ходе подготовки учащиеся делятся на группы. Форма проведения -групповая.

Цель: расширить знания о видах словарей, их применении в учебной деятельности.

Задачи:

—         формирование умения использовать алфавитный принцип при нахождении нужного слова в словаре;

—         формирование умения расшифровывать сокращения, условные знаки и символы в словарях для понимания значения, признаков, использования слова;

—         формирование представления о структуре словарной статьи толкового словаря;

—         формирование умения пользоваться оглавлением справочника, указателем терминов в справочниках для поиска ответов на вопросы, нахождения нужной информации.

На подготовительном этапе каждая группа готовит визитную карточку о выбранном словаре. Визитная карточка представлена в театрализованной форме.

3 этап. Проведение праздника.

- Здравствуйте, сегодня у нас необычный праздник. Чтобы понять чему он посвящен, предлагаем  Вам отгадать загадку… «По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает».

Дети: ответы детей

- Конечно, это словарь.

- А что такое словарь?

Дети: ответы детей.

В первую очередь словарь – это книга. Но книга особая. На сегодняшний день существует множество словарей. А какие словари Вы знаете?

Дети: ответы детей.

- А знаете ли Вы когда он родился?

Дети: ответы детей.

- Точного ответа на этот вопрос у учёных нет. Первый словарь появился в Древнем Китае. Именно там раньше, чем у многих других народов, зародилась письменность, а самое главное, именно там уже давным-давно научились делать бумагу. Первый известный историкам русский словарь назывался «Азбуковником». Он содержал 174 слова.

 Первый русский печатный словарь был составлен  в 1596 году, в нём было уже 1061 слово, расположенное по алфавиту. Работа над словарями считалась кропотливой и трудной. Словари издавались в эпоху Петра I и в Ломоносовские времена, но им было далеко до того многообразия словарей, которое характеризует наше время. Словарей очень много и они разнообразны по назначению, по содержанию и по применению..

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе…Активный, Пассивный ….идите сюда..это мои помощники.

Скажите, а вы не знаете, почему моих помощников так зовут?

Дети: ответы детей.

Правильно, активный словарь – это все те слова и выражения, которые вы активно используете в речи.

Пассивный - это  все слова и выражения, которые вы узнаете в тексте, но не можете использовать в речи.

Активный одет как подросток, пассивный как герой древнего мира. Два героя помогают в проведении праздника.

Выступление творческих групп с показом визитной карточки.

- Вот такие словари у нас разные и все  необходимы. Вы согласны, что без словарей нам трудно было учиться и постигать науки?

А теперь давайте выполним творческое задание.

Задание:  перед вами слово СЛОВАРЬ, только все буквы написаны в столбик, предлагаем вам подобрать ассоциации, которые возникают с произношением этого слова.

Для выполнение задания вызывается по два участника из каждой группы.

- Отлично, Вы справились с заданием. Смотрите, как много у нас ассоциаций со слово «словарь», и большая часть из них относится к учебной деятельности.

Каких только словарей нет на свете! Однако всё их бесконечное разнообразие можно разделить на два основных типа – лингвистические и энциклопедические. Есть множество словарей – переводчиков: русско – английский, русско – французский, русско – немецкий.

Есть словари орфографические, словари ударений, словари иностранных слов, фразеологические словари.

Задание: Хочу прочитать вам стихотворение, а вы постарайтесь найти орфографические ошибки. Как только услышите неправильное слово – свистите в свисток.

Вспыхает небо, разбужая ветер

Проснувший гомон птичьих голосов.

Проклинывая все на белом свете

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша.

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Работа с фразеологическим словарём: объясните значение выражений:

- полететь вверх тормашками;

- снимать сливки;

- на птичьих правах.

Дети выполняют задания.

-А как правильно пользоваться словарём? «Не велика премудрость!» - скажете вы. И окажетесь не совсем правы. Исторически сложилось два способа построения словарей: алфавитный и иерархический.  

Все словари на первый взгляд одинаковые, но среди них есть словари  «обычные», а есть знаменитые.

В России такой славы заслуживает «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 – х томах, или, по другому его называют по имени создателя - словарь Даля.

Владимир Иванович Даль – знаменитый русский учёный, врач, писатель и знаток русского языка, друг А.С. Пушкина. Он всю жизнь собирал фольклор – русские сказки, песни, поговорки и прибаутки, знал 12 языков. Словарь Даля содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч  пословиц, поговорок и загадок. В нём множество слов, которые употребляются только в народной и разговорной речи. Этот словарь никогда не может быть «закончен полностью» - ведь это словарь «живого языка». Он много раз переиздавался и дополнялся. Давайте мы выполнил еще одно задание на умение Вами пользоваться словарём.  

Работа с толковым словарём: получив три отрывка из детских произведений, выбрав старинное слово, вы должны будете найти значения этих слов в словаре.

Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» - шатёр (большая палатка, крытая обычной тканью)

Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - светлица (светлая парадная комната в доме)

Бажов П.П. «Серебряное копытце» - пожитки (мелкое имущество, домашние вещи).

-Мы с вами выяснили, что каждый словарь кому – то и для чего – то нужен, а значит, имеет право на жизнь и внимание читателей. Мы познакомились с нашими словари и они рассказали нам для чего они нужны…

Мы очень надеемся что они станут для вас верными друзьями и помощниками в учебе.

4 этап: Рефлексия.

При проведении праздника каждая из творческих групп готовила «визитную карточку» своего словаря. В игровой форме рассказывалось о назначении словаря, о его структуре и системе поиска.

При подготовке  данного выступления дети в полной мере изучили необходимый материал и полностью освоили необходимые знания.

Зрители так же познакомились со словарями, узнали  назначение каждого словаря, поучаствовали в выполнении заданий.

Таким образом, считаем, что основные задачи при проведении праздника были полностью выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного общешкольного мероприятия "Танцевальный марафон"

"Танцевальный марафон" проводится в школе в рамках месячника "За здоровый образ жизни"...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.

Понятие  «Моя малая Родина » и отношение ребёнка  к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между  экологическим и патриотическим воспитанием .  И ...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.

Понятие  «Моя малая Родина » и отношение ребёнка  к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между  экологическим и патриотическим воспитанием .  И ...

Внеклассное общешкольное мероприятие " 8 Марта - праздник милых дам"

Внеклассное общешкольное мероприятие для обучающихся 5 - 11 классов позволяет раскрыть творческие способности детей, воспитывает уважение к женщинам....

Разработка сценария общешкольного мероприятия "Праздник урожая"

В разработке можно найти веселые конкурсы и задания для проведения мероприятий посвященных празднику урожая или осенниму балу. Шуточная сказка про репку. Праздник рассчитан на 5-9 класс.Разработка соп...