Программа по Русскому языку для специальности СПО "Сервис на транспорте"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Программа по предмету для использования в СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_2020_3stv-20_i_3stv-020.docx | 95.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
код и наименование специальности (профессии)
для специальности 43.02.06
«Сервис на транспорте»
по программе базовой подготовки на базе основного общего образования
МО 2020
Одобрена | Разработана на основе |
П(Ц)К (название) | Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по дисциплине Русский язык и литература, примерной программы учебной дисциплины Русский язык и литература (Русский язык), авторов Т.М. Воителева, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от «21» июля 2015 г. Регистрационный номер №384от «23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования. |
Протокол № ____ от «____» _____________2020 г. |
Протокол № _____ от «___» _____________2020 г. |
Протокол № _____ от «___» _____________2020 г. |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УМР ГАПОУ ПО «Московия» |
________________________/______________/ Подпись / Ф.И.О. | ____________________/ ______________/ Подпись / Ф.И.О.. |
_______________/____________________ Подпись / Ф.И.О. | _______________/____________________ Подпись / Ф.И.О. |
_______________/____________________ Подпись / Ф.И.О. | _______________/____________________ Подпись / Ф.И.О.. |
Составитель: __Шепелева О.Г..____________________________________________ |
Рецензент: ___________________________________________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………... | 4 |
1.1. Область применения программы…………………………………. | |
1.2. Место дисциплины в структуре ОП СПО………………………... | |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины…………………………………… | |
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины…………………………………… | |
1.5 Количество часов, на освоение программы общеобразовательной дисциплины…………………………………… | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………... | 9 |
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………. | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины……………………. | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………... | 19 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………………….... | |
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам………………...………….. | |
3.3. Информационное обеспечение обучения…………………….………… | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………... | 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре ОП СПО для специальности 43.02.06
«Сервис на транспорте» по программе базовой подготовки на базе основного общего образования
Учебная дисциплина «Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение общеобразовательной учебной ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные результаты освоения программы дисциплины:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
Метапредметные результаты освоения программы дисциплины:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
Предметные результаты освоения программы дисциплины:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4 Количество часов, на освоение программы общеобразовательной дисциплины: (таблица из КТП)
максимальная учебная нагрузка – 117 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 78 час;
самостоятельная (внеаудиторная) работа - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
теоретических занятий | 39 |
практических занятий | 38 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические работы | 21 |
индивидуальные задания | 14 |
сообщения по заданной тематике | 4 |
Промежуточная аттестация в форме 1семестр - контрольная работа 2 семестр - экзамен. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. | 2 | |||
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1: Эссе «Моя будущая профессия необходима людям» | 3 | |||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. (10 часов) | ||||
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 2 | |||
Практическая работа №1: Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Разыгрывание ситуаций. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №2: Подбор 2-3 высказываний мастеров слова о русском языке. | 2 | |||
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. (4 часа) | Содержание учебного материала | |||
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | 2 | ||
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | ||||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | |||
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | ||||
Практическая работа №2: Определение стилей речи на примерах текстов. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №3: Оформление деловых бумаг (заявление, автобиография, служебные записки') | 2 | |||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. (4 часа) | Содержание учебного материала | |||
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | 2 | ||
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | ||||
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | ||||
Практическая работа № 3: Лингвостилистический анализ текста. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №4: Работа с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №5: Стилистический анализ текста | 2 | |||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. (8 часов) | ||||
Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия. (4 часа) | Содержание учебного материала | |||
Фонетика. Основные фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. | 2 | 2 | ||
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | ||||
Орфоэпические нормы. Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. | 2 | |||
Орфоэпические нормы. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | ||||
Практическая работа № 4: Составление орфоэпического словарика. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №6: Фонетический разбор слов | 2 | |||
Тема 2.2. Орфография. (4 часа) | Содержание учебного материала | |||
Практическая работа № 5: Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 2 | 2 | ||
Употребление ъ и ь разделительных знаков | ||||
Практическая работа № 6: Правописание о/е после шипящих и ц. | 2 | |||
Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №7: Орфографический анализ текста с профессиональной лексикой | 2 | |||
Раздел 3. Лексикология и фразеология. (6 часов) | ||||
Тема 3.1. Лексикология. (4 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | |||
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 2 | |||
Синонимы. Изобразительные возможности синонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. | ||||
Антонимы Изобразительные возможности синонимов, антонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | ||||
Омонимы. Изобразительные возможности омонимов. | ||||
Паронимы. Изобразительные возможности паронимов. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №8: Подготовка сообщения «Осторожно, паронимы» | 2 | |||
Тема 3.2. Фразеологизмы. Афоризмы. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | 2 | |||
Лексико-фразеологический разбор. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Афоризмы. | ||||
Раздел4. Морфемика, словообразование, орфография. (6 часа) | ||||
Тема 4.1. Понятие морфемы. (4 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | |||
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | ||||
Практическая работа № 7: Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 2 | |||
Тема 4.2. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Практическая работа № 8: Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-. | 2 | |||
Правописание сложных слов. | ||||
Итоговое занятие | Обобщающее повторение Итоговая контрольная работа | 2 | ||
2 семестр | ||||
Раздел 5. Морфология и орфография. (22 часа) | ||||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное, его признаки. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и служебные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | |||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | ||||
Практическая работа № 9: Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. | 1 | |||
Тема 5.2. Имя прилагательное. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | |||
Практическая работа № 10: Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №8: Определение рода аббревиатур. | 2 | |||
Тема 5.3. Имя числительное. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. | 1 | |||
Практическая работа № 11: Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. | 1 | |||
Тема 5.4. Местоимение. (2 часа) | Содержание учебного материала | |||
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. | 2 | |||
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | ||||
Тема 5.5. Глагол и особые формы глагола. (8 часов) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Глагол. Грамматические признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте форм одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | |||
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. | ||||
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 2 | |||
Практическая работа № 12: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 | |||
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | |||
Практическая работа № 13: Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1 | |||
Тема 5.6. Наречие. (2 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. | 2 | |||
Слова категории состояния. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | ||||
Тема 5.7. Предлог. (1 час) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Предлог как часть речи. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 1 | |||
Практическая работа № 14: Правописание предлогов | ||||
Тема 5.8. Союз. (1 час) | Содержание учебного материала | |||
Союз как часть речи. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 1 | |||
Практическая работа № 15: Правописание союзов. | ||||
Тема 5.9. Частица. (1 час) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Частица как часть речи.. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 1 | |||
Практическая работа № 16: Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №9: Составление таблицы «Разряды частиц» | 2 | |||
Тема 5.10. Междометия и звукоподражательные слова. (1 час) | Содержание учебного материала | |||
Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 1 | |||
Правописание междометий и звукоподражаний. | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа №10: Составление предложений с междометиями (определение значений этих междометий) | 2 | |||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация (24 часа) | ||||
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | |||
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | ||||
Тема 6.2. Словосочетание. (2 часа) | Содержание учебного материала | |||
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | ||||
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | ||||
Тема 6.3. Простое предложение. (10 часов) | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Простое предложение. Виды предложений. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | ||||
Односоставное и неполное предложение. | 2 | |||
Типы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 2 | |||
Осложненное простое предложение. Практическая работа № 17: Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |||
Практическая работа № 18: Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | 2 | |||
Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №11: Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения. | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №12: Комплексный анализ художественного текста. | 4 | |||
Тема 6.4. Способы передачи чужой речи. (2 час) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | |||
Практическая работа № 19: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | |||
Тема 6.5. Сложное предложение. (10 часа) | Содержание учебного материала | 2 | ||
Практическая работа № 20: Сложносочиненное предложение. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | |||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | ||||
Практическая работа № 21: Сложноподчиненное предложение. | 2 | |||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | ||||
Практическая работа № 22: Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 | |||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | ||||
Практическая работа № 23: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |||
Сложное синтаксическое целое. Подведение итогов. | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №13: Использование СПП в разных типах речи (на примере художественных произведений) | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №14: Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №15: Текстоведческий анализ статьи профессиональной направленности. | 3 | |||
Всего 117 ч. |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).
Технические средства обучения:
- ПК;
- Видеопроектор;
- проекционный экран.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
1. Примерная программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык
2. Нормативно-правовая документация
3.Учебно-програмная, планирующая документация
4.Учебно-методическая документация.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основная:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | «Русский язык и литература. Русский язык» | Е.С. Антонова,Т М. Воителева | «Академия». М. 2020 |
2. | «Русский язык» | Под редакцией Н.А. Герасименко | «Академия», М., 2019 |
3. | «Русский язык» 10-11 классы | В.Ф. Греков, С.Е. Крючков. Л.А. Чешко | «Просвещение», М., 2018 |
№ п/п | Автор | Издательство и год издания | |
4. | Таблицы по русскому языку. | Львова С.И. | «Просвещение», М., 2012 |
5. | Правила русской орфографии и пунктуации, полный академический справочник. | под ред. Лопатина В.В. | «Эксмо», М..2007 |
6. | ЕГЭ Русский язык | И.П. Цыбулько | «ФИПИ», М„ 2014 |
Интернет - ресурсы:
http://www.therules.ru/ http://www.allenE.ru/edu/ruslang2.htmhttp://www.gramota.ru/ http://www.klassika.ru/ http://writerstob.narod.ru/writers.htmhttp://nsc. 1 september. ru/2003/04/5.htm http://www.gramma.ru/ http://www.krugosvet.ru/ http://www.school-collection.edu.ru/http://www.spravka.gramota.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Предметные: | |
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Различные формы опроса на аудиторных занятиях Рефераты, доклады, эссе, презентации по заданным темам. Текущий контроль в форме устного опроса, защиты практических заданий, творческих работ, контрольных и тестовых заданий по темам учебной дисциплины. |
Личностные: | |
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности. |
Метапредметные: | |
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка. | Планирование и самостоятельное выполнение работ, решение проблемных задач; выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством; узнавание ранее изученных объектов и свойств. Составление презентаций, Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите отчетных работ и других видах промежуточного и итогового контроля Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях (при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх: при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности 072501 "Дизайн" (по отраслям)
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС нового поколения. Предназначена для специальностей гуманитарного профиля. Количество часов на изучение дисциплины - 117....
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...
Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта"
Рабочая программа по немецкому языку для специальности "Техническое обслуживание и ремонт авьтомобильного транспорта" (2015-2016 учебный год, 134 часа, первый курс)...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаДля преподавателей русского языка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...