"Способы передачи чужой речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна
  • сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения

Метапредметная:

  • формировать представление об этапах учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_urok_rur._yazyka.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тема. Способы передачи чужой речи(5 класс)

Цель урока:

 Предметная:

  • сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения

Метапредметная:

  • формировать представление об этапах учебной деятельности

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение выделять прямую речь в тексте;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание уважительного отношения к книге;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Педагогическая технология:

Системно-деятельностный подход

Формы работы:

Групповая (3 группы) и индивидуальная

Оборудование урока:

Информационно – коммуникативные технологии:

ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией.

Магниты для доски, таблички с номерами групп учащихся.

На партах распечатки с заданиями для каждого ученика (приложение 1), листы бумаги формата А4, цветные маркеры.

У учеников тетрадь, письменные принадлежности.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята

 Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

и фиксация затруднения в учебном действии

  1. Постановка учебной цели.

Работа с учебником

- Вспомните, пожалуйста, чему был посвящён наш прошлый урок?

- Как отличить простое предложение от сложного?

Чобы проверить ваши знания, предлагаю поиграть в игру «Определи предложение по структуре».  (. Если предложение простое, поднимаете 1 руку, а если сложное, то 2 руки.Объясняете свой выбор).

  • Пришла долгожданная весна. 1
  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.2
  • Появились первые клейкие листочки.1
  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.2
  • Выбирается из берлоги медведь.1
  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.2

- эти знания о предложениях нам пригодятся на уроке.

- Ребята, сегодня мы с вами  поговорим о том, без чего ни на одном уроке, ни в каких-либо других процессах вы не сможете продуктивно работать, передавать точно чужие мысли (цитировать) и отстаивать свою точку зрения. А что же это такое, вам предстоит определить самостоятельно.

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

- Что вам известно из начальной школы о предложениях с прямой речью?

- Какую роль играют данные предложения в речи? Для чего используются? 

- Так какое же умение является очень важным для каждого человека?

 Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью).

Сформулируйте тему урока.

Чужая речь может передаваться разными способами, с двумя из них мы познакомимся на этом уроке. Это предложения с прямой и косвенной речью.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Способы передачи чужой речи»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

 Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? 

 

- Сложное предложение.

-в простом – 1 грамматическая основа,

- в сложном 2 и более.

Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Реализация построенного проекта (алгоритма)

   

Физ. минутка

Физкультминутка. 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

(пауза релаксации)

Закрепление изученного материала

I.Формирование понятия «Прямая речь» и «косвенная речь»

Вспомните, чем различаются монологическая и диалогическая речь.

Для чего диалоги используются в художественном произведении?

В группах проанализируйте предложения из карточки 1                         

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

     4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

 Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы).

3. Работа по раздаточному тексту:

Каким будет следующий шаг нашей работы? 

Следующий шаг - работа по тексту.

        Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по

птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды

- помыть ноги.      (По В.С у х о м л и н с к о м у.)

- Несколько человек строят схемы у доски.

Слайд 6 Физкультминутка для глаз.

Шаг 4.

Работа с учебником:

Выполнение упр. 247, 248.

(1) К словам автора дописать прямую речь, составить схемы; 2) Поменять местами слова автора и прямую речь. Изменить, где это необходимо порядок слов в словах автора. Подчеркнуть глаголы, вводящую прямую речь.)

Шаг 5

Рабочая тетрадь к УМК

Задание 13.

Как проверить, усвоили мы новый материал или нет? (Нужно поработать самостоятельно)

Сочинение-миниатюра.

Продолжите текст,  используя предложения с прямой речью.

Можете использовать следующие

Оцените себя: кто справился без ошибок?

Работа с условными обозначениями

Несколько  учащихся отвечают

Работают с памяткой

Работают в парах

Работают с упражнением в соответствии с заданием

Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе. Один ученик от группы зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму, показывает  схему.

Работают со схемой, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией

 Анализируют текст, выявляют основную мысль, озаглавливают текст, вставляют пропущенные слова. Выписывают предложения с прямой речью. Составляют схемы.

Ученики работают с учебником составляют  предложения с прямой речью. Производится самооценка предметного результата урока.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с прямой речью

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи      в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

УУД: регулятивные (работа с памятками).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Домашнее задание.

- Что же нового вы сегодня узнали?

- Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?

Какой шаг был самым интересным?

Какой шаг был самым простым?

Какой шаг был самым трудным?

Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание)

  • Выучить теоретический материал учебника.
  • Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет, найти  известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания.
  • Вариант 2. Опираясь на упражнение № 247, составить 5 предложений с прямой речью.

Вариант 3. Более простой: упражнение из учебника № 249стр. 115, записывают предложения и ставят знаки препинания.

- Изменилось ли ваше настроение в конце урока?

Поднимите тот смайлик, который соответствует нынешнему вашему состоянию.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Отвечают на вопросы

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская.  Русский язык  5 класс. М. «Просвещение», 2012

Комментарий к уроку

Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5 класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две цели:

  • Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.
  • Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на уроке.

В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы  (4 группы).

На занятии формируются универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль, самооценка и корректировка действий и результата;
  • Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);
  • Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.

Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):

  1. Мотивация учебной деятельности. 

     На данном этапе происходит включение учеников в работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. Ученик читает наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Волку или Ягненку? Думаю, что подобный приём способствует повышению интереса к содержанию урока. Работая с басней, ученики дополняют текст словами автора и делают вывод для чего они нужны. Вспоминают, что они знают из начальной школы о предложениях с прямой речью. Они в группах подставляют слова автора в предложения с прямой речью. Фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Ученики озвучивают результат. Получаются разные варианты.
  2. Выявление места и причины затруднения.

Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.

5. Реализация построенного проекта. 

На этом этапе ученики снова работают в группах, анализируют предложения на карточке 2, оформляют схемы предложений с прямой речью. На данной стадии дети работают с предложениями, где знаки препинания расставлены. В целях оптимизации процесса каждой группе предлагается для анализа одно предложение. Варианты полученных схем вывешиваются на доску. Важно, чтобы при комментировании отвечающий от группы ученик использовал шаги алгоритма. По итогам работы мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Оптимально записать его в тетрадь в виде схемы.

6. Первичное закрепление.

Следующий шаг - работа с учебником. Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией, отмечают для себя известный материал (+) , то, что вызвало затруднение (?), незнакомый материал (-).  Анализируют предложения, которые даны без знаков препинания, находят соответствующую предложению схему и  расставляют знаки препинания.

    7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. 

Эффективность усвоения материала по теме проверяется самостоятельной работой ученика. Ученики работают с учебником литературы, в отрывке из сказки А.С. Пушкина находят предложения с прямой речью и составляют схемы. Производится самооценка предметного результата урока.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке.

   9. Домашнее задание.

Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Письменное задание предполагает два варианта по выбору учащегося. Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет или упражнением №260, найти  известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания. Вариант 2 более простой: ученики работают с упражнением из учебника № 320, записывают предложения и ставят знаки препинания.

На всех этапах деятельности ученики работают с индивидуальными распечатками (приложение 1), вписывают туда свои решения. Это позволяет значительно сократить время работы с каждым заданием. В тетрадях они записывают тему урока, алгоритм действий по решению пунктуационных задач, правило-схему.

На уроке используется компьютерная презентация, позволяющая детям осуществлять проверку правильности выполнения заданий.

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

  1. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

     4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши вашихпонежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

     4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

Текст для анализа

Семь дочек.

        Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги.                 (По В.С у х о м л и н с к о м у.)

Текст для анализа

Семь дочек.

        Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги.                 (По В.С у х о м л и н с к о м у.)

Текст для анализа

Семь дочек.

        Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды- помыть ноги.                 (По В.С у х о м л и н с к о м у.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы передачи чужой речи"

Презентация при изучении темы "Способы передачи чужой речи" 8 класс. Может использоваться при изучении темы "Прямая речь " в 5 классе...

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....