Подготовка к написанию сочинения (задание 27)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Лебига Ирина Викторовна

Систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе по подготовке к ЕГЭ

Тема урока:  Подготовка к написанию сочинения (задание 27)

 Цели:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности; воспитывать любовь к родине

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал;
  • рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок – практикум

Структура урока.

  1. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

- В начале урока вспомним одного героя всем известного пушкинского произведения и отправимся в небольшое дворянское поместье, что находится в Кистенёвке.

Учитель читает отрывок.

…Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось; перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины.

Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали высокими  ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был  в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь… Дворня высыпала из людских изб  и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь ух усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо…

-  Кто является героем этого произведения?

-  О чём говорится  этом отрывке?

 - Что значит родина для Владимира Дубровского? Что ему в ней дорого? (Дом, отец, барский двор, берёзы, дорога к дому, дворня, крыльцо)

-  Что для вас значит это слово?

- Какое значение имеет слово родина в  толковом словаре?

  1. Прочтение и осмысление исходного текста (у учеников на парте)

Два чувства дивно близки нам – 
В них обретает сердце пищу – 
Любовь к родному пепелищу, 
Любовь к отеческим гробам. 
На них основано от века, 
По воле Бога самого, 
Самостоянье человека – 
Залог величия его.


(1)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (2)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос.
(З)Поразительная категория - «самостоянье человека». (4)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно - верно! - любовью к родному.
(5)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве...
(6)«С чего начинается Родина?» (7)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; родина ни с чего не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже - сам человек и есть Родина, (8)Любовь к ней - естественное чувство. (9)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (10)0н изгой в отчем доме. (11)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (12)Такой живёт страстями мелкими - он сам себя отрёк от самостоянья. (13)Родины в нём нет.
(14)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (15)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты.
(По А. Лиханову)

  1. Работа с отрывком из произведения: определение темы, структуры, анализ лексических средств.
  • О чём говорится  в тексте?
  • Продолжить синонимический ряд слова родина. (родное пепелище, отеческие  гробы, отчий дом, Отечество, мать, город, деревня, память, прозрачная речка, пескари,  берёзовый лист в осенний листопад, трепет молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяная дорожка)
  • С какой целью А. Лиханов использует стихотворение А. С. Пушкина?
  • Какое предложение не соответствует содержанию текста?

1)В самостоянье человека заключено самое главное для человека.

2)Если нет чувства родины у человека, всё в жизни – суета.

3)Для жизни человека нет никакой разницы, любит ли он родину или нет?

4)Человек по-настоящему может любить другого, если он любит свою память.

  • К какому стилю вы отнесли бы этот текст? Почему?
  • Какие средства художественной выразительности в этом тексте играют важную роль?
  • Какие проблемы ставит автор? Сформулируйте их и в виде вопроса.
  1. Проблема личностной цельности (При каких условиях человек может состояться как личность?) 
    2. Проблема патриотизма (С чего начинается любовь к Родине?) 
    3. Проблема любви  (Что значит для человека чувство любви?  При каких условиях оно возникает?))

  1. Групповая работа.

1 группа -  комментарий по проблемам текста.

2 группа –  выявление авторской позиции.

1. Память – основа человеческой личности; пока жив человек, живо то, что хранит его память; воспоминания об отчем доме - частица души каждого человека. Человек не может состояться как личность без любви к родительскому дому, к семье, к Родине. 
2. Любовь к Родине - естественное чувство, которое живёт в каждом человеке, оно начинается с любви к отчему дому; величие человека зависит от способности испытывать это чувство. 
3. Без любви человек пуст: не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит природы, Родины, своего дома, своих воспоминаний.

3 группа -  подбор аргументов к тексту (Пушкин «Дубровский», и т.д.).

4 группа -  подбор аргументов к тексту.

  1. Обсуждение результатов работы.  Приём «вертушка»
  2. Рефлексия
  3. Домашнее  задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения задание 25

Материал содержит сценарий урока-эксперимента, в ходе которого ученики примеряют на себя роль экспертов по проверке ЕГЭ по русскому языку, тем самым снимается психологический дискомфорт перед экзамено...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...