Подготовка к написанию сочинения (задание 27)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе по подготовке к ЕГЭ
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения (задание 27)
Цели:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся о тексте и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;
Воспитательные:
создать условия для формирования коммуникативной личности; воспитывать любовь к родине
Оборудование:
- компьютер и проектор;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- рабочие тетради для работы над частью С.
Тип урока: урок – практикум
Структура урока.
- Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.
- В начале урока вспомним одного героя всем известного пушкинского произведения и отправимся в небольшое дворянское поместье, что находится в Кистенёвке.
Учитель читает отрывок.
…Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось; перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины.
Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь… Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь ух усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо…
- Кто является героем этого произведения?
- О чём говорится этом отрывке?
- Что значит родина для Владимира Дубровского? Что ему в ней дорого? (Дом, отец, барский двор, берёзы, дорога к дому, дворня, крыльцо)
- Что для вас значит это слово?
- Какое значение имеет слово родина в толковом словаре?
- Прочтение и осмысление исходного текста (у учеников на парте)
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека –
Залог величия его.
(1)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (2)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос.
(З)Поразительная категория - «самостоянье человека». (4)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно - верно! - любовью к родному.
(5)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти – прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяной дорожки, по которой так здорово было прокатиться, разбежавшись что есть мочи, в дальнем и близком детстве...
(6)«С чего начинается Родина?» (7)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; родина ни с чего не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже - сам человек и есть Родина, (8)Любовь к ней - естественное чувство. (9)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (10)0н изгой в отчем доме. (11)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (12)Такой живёт страстями мелкими - он сам себя отрёк от самостоянья. (13)Родины в нём нет.
(14)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (15)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты.
(По А. Лиханову)
- Работа с отрывком из произведения: определение темы, структуры, анализ лексических средств.
- О чём говорится в тексте?
- Продолжить синонимический ряд слова родина. (родное пепелище, отеческие гробы, отчий дом, Отечество, мать, город, деревня, память, прозрачная речка, пескари, берёзовый лист в осенний листопад, трепет молодой осинки на весеннем ветру, дымка из трубы и ледяная дорожка)
- С какой целью А. Лиханов использует стихотворение А. С. Пушкина?
- Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1)В самостоянье человека заключено самое главное для человека.
2)Если нет чувства родины у человека, всё в жизни – суета.
3)Для жизни человека нет никакой разницы, любит ли он родину или нет?
4)Человек по-настоящему может любить другого, если он любит свою память.
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? Почему?
- Какие средства художественной выразительности в этом тексте играют важную роль?
- Какие проблемы ставит автор? Сформулируйте их и в виде вопроса.
- Проблема личностной цельности (При каких условиях человек может состояться как личность?)
2. Проблема патриотизма (С чего начинается любовь к Родине?)
3. Проблема любви (Что значит для человека чувство любви? При каких условиях оно возникает?))
- Групповая работа.
1 группа - комментарий по проблемам текста.
2 группа – выявление авторской позиции.
1. Память – основа человеческой личности; пока жив человек, живо то, что хранит его память; воспоминания об отчем доме - частица души каждого человека. Человек не может состояться как личность без любви к родительскому дому, к семье, к Родине.
2. Любовь к Родине - естественное чувство, которое живёт в каждом человеке, оно начинается с любви к отчему дому; величие человека зависит от способности испытывать это чувство.
3. Без любви человек пуст: не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит природы, Родины, своего дома, своих воспоминаний.
3 группа - подбор аргументов к тексту (Пушкин «Дубровский», и т.д.).
4 группа - подбор аргументов к тексту.
- Обсуждение результатов работы. Приём «вертушка»
- Рефлексия
- Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения задание 25
Материал содержит сценарий урока-эксперимента, в ходе которого ученики примеряют на себя роль экспертов по проверке ЕГЭ по русскому языку, тем самым снимается психологический дискомфорт перед экзамено...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку
Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Рабочая программа элективного предмета «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» в 11 классе
Рабочая программа рассчитана на 34 часа...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...