Однородные и неоднородные определения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Куликова Лариса Анатольевна

Цель: Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности отличительных признаков однородных и неоднородных определений

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Однородные и неоднородные определения.

Цель: Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности отличительных признаков однородных и неоднородных определений

Прогнозируемые результаты:

Предметные:уметь различать однородные и неоднородные определения, опознавать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять пунктуацию на письме; употреблять в собственной речи.

Метапредметные:

Познавательные:свободно воспринимать и понимать текст, объяснять языковые явления, искать, извлекать и перерабатывать необходимую информацию.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, слушать и понимать других, оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.

Личностные:формировать внутреннюю позицию школьника, самоопределение;формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой аналитической деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля

Оборудование: учебник, интерактивная доска, пазл, видеофильм, презентация, карточки.

Ход урока:

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя

 

Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Ребята, а что нужно для успешной работы  на уроке? - Внимательно слушать учителя и ответы ребят,  желание узнать новое,  быть активным на уроке.

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 

Блиц-опрос « Найди пару» ( ученик имеет карточку с началом предложения, а другой  - продолжение, необходимо найти пару, чтобы закончить предложение. Сильный ученик помогает.)

  1. ОЧП – это члены предложения, которые …
  2. Синтаксически однородные члены являются …
  3. ОЧП относятся …
  4. В предложении однородных членов может быть…
  5. ОЧП соединяются при помощи…
  1. …отвечают на вопрос одной и той же части речи.
  2. …одним членом предложения.
  3. …к одному и тому же члену предложения.
  4. …сколько угодно.
  5. … интонации и сочинительных союзов.

3. Стадия «Вызов»

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

На столах лежит пазл. Вам необходимо собрать его и получить рисунок известного великого русского князя. Приступайте.

Кто назовет имя известного полководца, который одержал победу в битвах на реке Неве и Чудском озере?

Как вам известно. это одна из значимых фигур в истории Русского государства. Ратные подвиги увековечили имя Александра Невского. Заступнику земли русской и национальному герою в этом  году исполнилось бы 800 лет. Поэтому указом президента Путина В.В. 2021 год объявлен годом Александра Невского.

Какие факты из жизни великого полководца вам известны.

На оборотной стороне каждого пазла записаны данные о новгородском князе. Прочтите их.

Чем осложнены предложения? (Однородными определениями.)

Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Однородные и неоднородные определения.)

Слайд 

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока. (Узнать об однородном и неоднородном определении, научиться определять  постановку знаков препинания при однородном и неоднородном определении.)

Выпишите определения с определяемым словом.( Великий русский князь, единственным новгородским князем. немецких, датских войск, из главных опорных пунктов, первая большая победа, свободной, независимой Руси).

Проверим по эталону.

4.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Скажите, пожалуйста, почему между одними определениями стоит запятая, а между другими  нет?(подчеркивать)

Для того чтобы ответить на этот вопрос , вы разделитесь на группы: «Исследователи» и «Теоретики».

Исследователи 

Теоретики 

Исследователь, исследовать - подвергнуть научному изучению

Теоретик - человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Идут от теории к практике

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между однородными и неоднородными определениями. (Работа в учебнике карандашом.)

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Ласковое весеннее солнце улыбалось в ясном небе.

 

Слайды на проекторе

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, сделаем выводы при помощи  примеров.

Слайд (пословицы)

Победа дается стойкому, отважному.

Стойкий, умелый воин — хозяин на поле боя.

Умелого, смелого страх не возьмет и враг не побьёт.

Великий русский князь Александр Невский прожил очень насыщенную жизнь.

После смерти брата Фёдора 12-летний Александр остался единственным новгородским князем.

Знаменитый разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.

Запишите по одному примеру-предложению однородного и неоднородного определения.

Физминутка

Группа теоретиков должна найти признаки,  характеризующие ОО, исследователи – НО.( дети встают и находят нужные признаки).

ОО

НО

1.Характеризуют предмет с одной стороны.

1.Характеризуют предмет с… сторон.

2. Между ними можно поставить союз «и».

2. Между ними … поставить союз «и».

3.Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией.

Выделяются на письме запятой.

3.Определения произносятся … перечислительной интонации.

… разделяются на письме запятой.

4.Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/13/s_5d01c01a336c7/s1172367_1_1.jpeg

4. Непосредственно к существительному относится только … определение, а другое относится ко всему словосочетанию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/13/s_5d01c01a336c7/s1172367_1_2.jpeg

5. Выражаются качественными прилагательными.

5. Выражаются …

и… …….. прилагательными.

5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового

Выполните упр. 243. Записать по одному предложению и с ОО,  и с НО

6. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Прочитайте предложения. Найдите в них синтаксические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.

Учащиеся предлагают свои варианты заданий, один из них: из данных определений исключить одно с однородными определениями. Подчеркнуть однородные и неоднородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание для 1 пары:

Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)

У девушки была длинная черная коса на спине. (И. Бунин.)

Задание для 2 пары:

И вдруг я увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)

Для поделки понадобились белые, красные, синие листы бумаги.

Один ученик работает у интерактивной доски. Learngapps/ Раздел «Синтаксис» стр 5, Однородные и неоднородные определения .

7.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.

«3» -  составить кластер «ОО и НО».

«4» - выписать из биографии Салтыкова-Щедрина М.Е. предложения с ОО и НО (учебник литературы,стр.3-50).

«5» - эссе «Письмо  Александру Невскому», используя однородные и неоднородные определения.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

«Дело в шляпе». Передают шляпу друг другу,  когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке.

Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.  

Добились ли поставленной цели?

Как вам работалось? Легко? Интересно?  

В чем  испытывали затруднения?  

 

Самооценивание

Музыка

Шляпа

9. Итог

Спасибо за работу и сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/052f/0011915e-467ac8ed/hello_html_11afaff2.jpghttp://900igr.net/up/datas/214651/011.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский

Слайд 2

ЭТАЛОН Великий русский князь, единственным новгородским князем. немецких, датских войск, из главных опорных пунктов, первая большая победа, свободной, независимой Руси.

Слайд 3

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ князь Александр Невский прожил очень насыщенную жизнь. Победа дается СТОЙКОМУ, ОТВАЖНОМУ. После смерти брата Фёдора 12-летний Александр остался ЕДИНСТВЕННЫМ НОВГОРОДСКИМ князем СТОЙКИЙ, УМЕЛЫЙ воин — хозяин на поле боя. Знаменитый разгром шведов и немцев на Неве – это ПЕРВАЯ БОЛЬШАЯ победа князя. УМЕЛОГО, СМЕЛОГО страх не возьмет и враг не побьёт.

Слайд 4

Домашняя работа «3» - составить кластер «ОО и НО». «4» - выписать из биографии Салтыкова-Щедрина М.Е. предложения с ОО и НО (учебник литературы,стр.3-50). «5» - эссе «Письмо Александру Невскому», используя однородные и неоднородные определения(8 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

различение однородных и неоднородных определений.

Данный материал создан для подготовки к ЕГЭ , внем дан теоретический материал, материал для закрепления, работа на повторение по орфографии (частьА 13) и слова, в которых нужно правильно расставить уд...

"Однородные и неоднородные определения" (Конспект урока)

Подробный конспект урока изучения новой темы "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)...

урок по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Однородные определения   Признаки и условия однородности 1. Перечисляют признаки разных предметов 2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние ...

Однородные и неоднородные определения.

Цели: дать понятие об однородных и неоднородных определениях; уметь определять однородные и неоднородные определения....

урок по теме "Однородные и неоднородные определения

урок разработан по теме "Однородные и неоднородные определения" с использованием заданий ГИА : пересказ текста , замена слов стилистически нейтральным синонимом , использованы карточки Латыповой по те...

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные   определения...

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Тема урока: "Однородные и неоднородные определения",Технология: проблемное обучение....