Презентация к уроку на тему: "Трёхсложные размеры стиха" (6 класс).
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Презентация к уроку на тему: "Трёхсложные размеры стиха" (6 класс). Данная презентация представляет собой урок изучения нового материала. Урок начинается с повторения пройденного материала, а именно некоторых терминов, например, ритм. Учащиеся вспомнят двусложные размеры, о которых мы говорили ранее -это ямб и хорей. А затем приступят к изучению нового материала. Задачи: Узнать новые стихотворные размеры Понять, чем они отличаются друг от друга Научиться определять стихотворные размеры Также учащиеся смогут узнать некоторые интересные факты об этих стихотворных размеров и потренироваться самим определять размер стихотворений в качестве домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку на тему: "Трёхсложные размеры стиха" (6 класс). | 765.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поразмышляем Чем прозаический текст отличается от стихотворного текста?
Различие Стихотворение –речь, подчиненная ритму, рифме, смыслу. Проза - свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Давайте подумаем Какой из видов текста нам будет проще наложить на музыку и почему?
Вывод Стихотворный текст легче подчинить музыкальному ритму, потому что и в самом стихотворении есть ритм Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи
У Александра Пушкина в поэме «Евгений Онегин мы встречаем следующие строки Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея , Как мы ни бились, отличить.
Давайте вспомним 1. Что такое ямб? 2. Что такое хорей? 3. Почему эти размеры называют двусложными?
Итак Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог Хорей - двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог Двусложными они называются потому, что имею всего два слога
Пример Текст: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Схема: _ _ / | _ _ / | _ _ / | _ _ / |_ _ _ / | _ _ / | _ _ / | _ _ / | _ Вывод: Это четырёхстопный ямб
Пример Текст: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Схема: _ / _ | _ / _ | _ / _| _ / _ / _ | _ / _ | _ / _| _ / Вывод: четырёхстопный хорей
Таким образом, в стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина преобладают двусложные размеры стиха: ямб и хорей
Изучение нового материала « Трёхсложные размеры стиха» Задачи: Узнать новые стихотворные размеры Понять, чем они отличаются друг от друга Научиться определять стихотворные размеры
У П y шкин a т pexc л o жны e pa зм ep ы к pa йн e pe дки («Узник», « Ty ч a» и н e к o т op ы e д py ги e), y Л ep м o нт o в a o ни y ж e д o в o льн o o бычны. Ши po к o п o льз o в a л c я этим pa зм epo м He к paco в. У н e г o н a 100 c ти xo тв ope ний п p и xo дит c я o к o л o 60, н a пи ca нны x дв yc л o жными pa зм epa ми), и o к o л o 40 – т pexc л o жны x И c т o чник : https://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/stihoslogenie/trehslozhnie-razmeri/1769/?q=471&n=1769
Новый материал (запишем в тетрадь) Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге Амфибрахий - трёхсложный размер с ударением на втором слоге Анапест -трёхсложный размер с ударением на третьем слоге
Легко запомнить! Если взять дактилическое слово (золото, холодно, ярмарка и др.) и повторять его, мы услышим дактиль. Повторенное амфибрахическое слово (корова, дорога, послушай и др.) даст нам звучание амфибрахия. Чтобы услышать анапест , нужно повторять анапестовые слова (голова, холода, далеко и др.)
Рассмотрим схемы (зарисуй их в тетрадь) Подумай, к какому из трех стихотворных размеров принадлежат данные схемы: _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
Проверь себя Ударение падает на первый из трех слогов Вывод: дактиль 2. Ударение падает на второй из трех слогов Вывод: амфибрахий 3. Ударение падает на третий из трех слогов Вывод: анапест
Попробуем определить размер стихотворения «Железная дорога» Текст: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Схема: _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ Вывод: четырёхстопный дактиль
Это интересно! Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные. Его нисходящая стопа может навевать уныние, погружать в печальные думы, передавать усталость умудренного опытом человека. Если же взглянуть по-другому, то в дактилическом ритме с акцентом на первом слоге можно услышать вальсовое кружение «раз-два-три-раз-два-три». Мощным и торжественным дактиль называл Николай Гумилев.
Попробуем определить размер строк стихотворения «Крестьянские дети» Текст: Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз Схема: _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ Вывод: четырёхстопный амфибрахий
Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов. Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
Попробуем определить размер строк стихотворения «Тройка» Текст: Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Схема: _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ Вывод: четырёхстопный анапест
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова « ἀνά παιστος», означающего «отраженный назад», другими словами – обратный. Чему? Дактилю. Из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом, то есть является восходящей, рифма в нем обычно более сильная, звонкая. Стихи, написанные анапестом – это движение, порывистость, стремительность. Они вызывают ощущение окрыленности либо восторженности, поскольку интонация постоянно устремляется вверх.
Повторим термины Ритм – Стопа – Ямб – Хорей – Дактиль- Амфибрахий – Анапест -
Домашнее задание (тренировка) Определить размер стихосложения. Нарисовать схему. Уметь объяснить: 1. ТУчки небЕсные , вЕчные стрАнники ! СтЕпью лазУрною , цЕпью жемчУжною МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники …
2. На сЕвере дИком стоИт одинОко На гОлой вершИне соснА И дрЕмлет , качАясь , и снЕгом сыпУчим ОдЕта , как рИзой , онА .
3. Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных РоковАя о гИбели вЕсть . Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных , ПоругАние счАстия Есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....
Презентация к уроку литературы "Образ природы в стихах А.С.Пушкина".
Презентация содержит дополнительный теоретический и иллюстрационный материал к уроку, посвящённому творчеству А.С.Пушкина....
Презентация к уроку литературы Ф.И. Тютчев. Стихи. 6 класс
Презентация содержит вопросы, связанные с анализом лирический произведений "Неохотно и несмело...", "С поляны коршун поднялся...", "Листья"...
Презентация к уроку литературы А.А. Фет стихи 6 класс
На слайдах презентации учебный материал, направленный на анализ стихотворенрий А.А.Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Еще майская ночь", "Учись у них - у дуба, у бе...
Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов"
Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов" (И. А. Бунина, Немировича-Данченко, А. Н. Майкова, А. С. Мерзлякова, А. П. Чехова и др. Материал можно использовать на уроках в 6...
Конспект и презентация к уроку «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского» 6 класс
Тема: Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского. (Слайд 1)Цели: ...
Презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс) на тему: Презентация к внеклассоному мероприятию "Бой эрудитов" 7 - 8 класс
Презентация поможет провести не только внеклассное мероприятие, но и обощить знания по теме....