Лексина Н.И. Тест. Русский язык и культура речи
тест по русскому языку (11 класс)
Уважаемые обучающиеся! На носу сессия! Времени в обрез. Как можно быстро подготовиться к тест-зачету?
Данный тест дан с ответами по всем изученным разделам курса по русскому языку и культуре речи. Проверь себя! Обрати внимание на те разделы, по которым есть пробелы в знаниях, это поможет предотвратить возможные ошибки при сдаче зачета. Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksina_n.i._test._russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
F1: Русский язык и культура речи
F2: Лексина Нина Ивановна
F3: Готовимся к зачету. Самопроверка
V1: Орфоэпия
V2:
V3: Фонетика и графика
I:
S: Утверждения являются верными
-:фонема – смыслоразличительная единица;
+:открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный звук;
-:количество звуков в слове равно количеству букв в нем;
+:ударение в русском языке позволяет различать смысл слов;
-: фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки и буквы.
I:
S: Букв больше, чем звуков в слове
+: дальше
-: янтарный
-: съездит
-: ежевика
-: приют
I:
S: Звуков больше, чем букв в слове
-: относится
-: гербарий
-: шампиньон
+: поедите
-: возьми
I:
S: Все согласные звуки твердые в слове
-: живет
+: жила
-: щука
-: час
-: цемент
I:
S: Все согласные звуки мягкие в слове
-: учишься
+: чаща
-: настежь
-: стелется
-: живешь
I:
S: При произношении происходит озвончение согласного звука в слове
+: экзамен
-: подвиг
-: сквозняк
-: смеяться
-: легко
I:
S: При произношении происходит оглушение согласного звука в слове
-: просьба
-: резьба
+: гвоздь
-: поиск
-: рюкзак
I:
S: Раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, есть
-: графика
-: морфемика
+: фонетика
-: лексика
-: орфоэпия
I:
S: Все согласные звуки ТВЕРДЫЕ
+: жираф
-: щавель
-: лачуга
-: часы
-: жемчуг
I:
S: Твердый звук [т]
+: подпись
-: лебедь
-: молотьба
-: термин
-: тертый
I:
S: Ударение падает на второй слог во всех словах ряда###
+: ходатайствовать, шофер, донельзя
-: туфля, юродивый, безудержный
-: ножны, планер, некролог
-: отгул, озимые, реквием
-: звонит, искра, творог
I:
S: Ударение падает на 2-й слог в слове
-: средства
-: документ
+: щавель
-: туфля
-: торты
I:
S: Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в слове
+: звонИт
-: пЕредать
-: нАчать
-: избАловать
-: некрОлог
I:
S: Ударение на втором слоге
-: забрала
+: звонят
-: загнутый
-: псевдоним
-: искра
I:
S: Во всех словах ряда есть звук [дʹ]
-: свадьба, подъезд, дом
-: сладко, делегат, лошадь
-: сядь, дикий, доклад
+: дистанция, молотьба, академия
-: свидеться, кладь (ручная), ладья
I:
S: Все согласные звуки глухие в слове
+: посадка
-: яшма
-: еж
-: клуб
-: перец
I:
S: Подвижность ударения проявляется в том, что
-: в одном слове может быть два – три основных ударения
-: в разных словах ударение падает на разные слоги
+: при изменении формы слова ударение может перемещаться с одного слога на другой
-: в разных словах ударение падает на один и тот же слог
-: ударение в русском языке позволяет различать слова
I:
S: Вид литературной нормы в слове НАРОЧНО [шн]
+: орфоэпическая
-: морфологическая
-: орфографическая
-: словообразовательная
-: акцентологическая
V1: Орфоэпия
V2:
V3: Фонетика и орфография
I:
S: Буква Е пишется в окончаниях существительных
+: о Сереж#
-: в Австрали#
+: о сестричк#
+: на тропинк#
-: о революци#
I:
S: Буква О пишется в словах
+: к#нсерватория
+: п#ликлиника
-: ярм#рка
-: б#ссейн
-: б#мбук
I:
S: О пишется в словах
+: трущ#ба
+: мыш #нок
-: облегч#нная
-: молодц#ватый
-: смущ#нный
I:
S: Ъ пишется в слове
+: необ#ятное
-: почтал#он
-: предоктябр#ский
-: январ#ский
-: л#няной
I:
S: Буква Ы пишется в словах
+: из#скать
-: сверх#збыточный
+: под#тожить
-: меж#здательский
+: без#мянный
I:
S: Буква И пишется в окончании слова
-: к алле#
+: у лини#
-: о пол#
-: в пустын#
-: о парнишк#
I:
S: Пишется суффикс ИВ в слове
-: дожд#вых
-: пол#вой
+: бурл#вый
-: вещ#вой
-: ситц#вый
I:
S: Пишется буква О в корне слова
-: возр#жать
+: аф#ризм
-: кат#строфа
-: м#нера
-: л#ндшафт
I:
S: Нужно писать букву О
-: беч#вка
-: кош#лка
+: ж#нглер
-: ж#рнов
-: ш#пот
I:
S: НН пишется в слове
-: углубле#о русло
-: стира#ые
-: груже#ых машин
-: ветре#ый день
+: асфальтирова#ый
I:
S: Непроизносимая согласная Т пишется
-: ужас#ный
+: захлес#нувший
-: гнус#ный
+: съес#ное
-: искус#ный
I:
S:
НЕ пишется слитно со словами
-: еще не#засеянное рожью поле
-: поле не#засеянное, а вспаханное
+: не#засеянное поле
-: поле не#засеяно
+: не#доумевающие глаза
I:
S: Пропущены непроизносимые согласные в словах
+: петербур#ский
-: воз#раст
+: несчас#ный
-: древес#ный
-: словес#ный
I:
S: буква Я пишется в окончании глагола
-: стел#тся
-: кол#тся
-: бре#тся
+: пил#тся
-: бор#тся
I:
S: Удвоенная согласная пишется в словах
+: аб#ревиатура
-: ап#елляция
+: о#купация
-: бал# (праздник)
-: аппли#кация
I:
S: Буква А пишется в словах
+: к#русель
-: с#стязание
+: распол#гается
-: кл#нило
-: зар#слей
I:
S: Буква З пропущена в словах
+: бе#жалостно
-: бе#предельный
+: и#вивается
-: бе#покойством
-: рас#тилается
I:
S: Система правил правописания слов изучается в разделе языкознания
-: фонетика
-: графика
+: орфография
-: пунктуация
-: синтаксис
I:
S: Непроизносимая согласная Т пишется в словах
+: аген#ство
-: блес#нуть
+: сверс#ник
-: рес#ницы
-: ровес#ники
I:
S: Двойные согласные находятся в корне слова
-: ал#юминий
-: а#кустика
+: мож#евельник
-: актрис#а
-: драм#а
I:
S: Все согласные звуки мягкие в слове
-: жир
-: шоссе
-: плащ
-: цех
+: вьющиеся
I:
S: Ъ пишется в словах
-: без#обидный
+: об#ектив
-: трех#актный
+: с#емщик
-: двух#этажный
I:
S: Ь пишется в слове
+: пил#щик
-: пон#чик
-: мощ#ный
-: январ#ский
-: нян#чишь
V1: Лексика
V2:
V3: Лексика и фразеология
I:
S: Когда говорят об ОЧЕНЬ дальних родственниках, используют фразеологическое выражение
-: отрезанный ломоть
+: седьмая вода на киселе
-: казанская сирота
-: коломенская верста
-: ни рыба ни мясо
I:
S: Нарушение лексической сочетаемости является ошибкой в случае
-: живой труп
-: экспонаты выставки
+: отменный негодяй
-: очевидное – невероятное
-: живые и мертвые
I:
S: Выделенные слова в тексте относятся к типу лексических единиц###
Печка у меня очень плохая. Вся моя семья ЗАВСЕГДА угорает через нее. А чертов ЖАКТ починку производить отказывается. Экономит.
ДАВЕЧА осматривали мою печку. Во ВНУТРЬ вьюшки ныряли головой.
- НЕТУ, - говорят.- Жить можно
-: профессиональные
-: диалектные
+: просторечные
-: общеупотребительные
-: жаргонизмы
I:
S: Паронимы ДРУЖЕСКИЙ –ДРУЖЕСТВЕННЫЙ употреблены правильно в предложениях.
+: Чувствуя большое, ДРУЖЕСТВЕННОЕ внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.
+: Несколько раз он пытался взять ДРУЖЕСКИЙ тон, но Осип был сух, почти неприветлив.
-: Я чувствовал необходимость излить свои мысли в ДРУЖЕСТВЕННОМ разговоре.
+: Дед Щукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с ДРУЖЕСТВЕННОЙ фамильярностью.
-: С некоторых пор отношения наши стали носить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ характер.
I:
S: К словосочетанию ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ подходят фразеологизмы-синонимы
-: яблоку негде упасть
-: положа руку на сердце
+: души не чаять
-: яблоко раздора
+: носить на руках
I:
S: Найти значения слов «РЕЛЯТИВНЫЙ», «ПРОЛОНГИРОВАТЬ» помогут найти словари ###
-: этимологический
-: орфоэпический
+: толковый
-: орфографический
+: словарь иностранных слов
I:
S: Слово «ЯЗЫК» имеет значение как СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ в выражении
-: бежать высунув ЯЗЫК
-: ЯЗЫК на плече
-: словно корова ЯЗЫКОМ слизала
+: ЯЗЫК до Киева доведет
-: не спеши ЯЗЫКОМ – торопись делом
I:
S: К словосочетанию ОЧЕНЬ МНОГО подходит фразеологизм-синоним
-: семи пядей во лбу
-: пуд соли съесть
-: во весь дух
+: куры не клюют
-: себе дороже
I:
S: Характер речевой ошибки в предложении: Я ЗНАЮ ОДНОГО ЗНАКОМОГО, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ХОДИТ УГРЮМЫЙ
-: неточный выбор слова
-: смешение паронимов
+: тавтология
-: нарушение лексической сочетаемости
-: неточный выбор синонима
I:
S: Сергей Иванович Ожегов известный
-: скрипач
-: пианист
+: лексикограф
-: географом-путешественник
-: мичман
I:
S: Антоним к фразеологизму КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА
+: проще пареной репы
-: хоть отбавляй
-: несть числа
-: через пень колоду
-: олух царя небесного
I:
S: Вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ в предложении.
-: В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.
-: Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.
+: Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.
-: Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.
-: Дочь обладала ярко выраженными ГУМАНИТАРНЫМИ способностями.
I:
S: Употребление УСТАРЕВШИХ слов является неоправданным в предложении
-: ПЕРСТАМИ легкими, как сон, моих ЗЕНИЦ коснулся он.
+: При ответе на экзамене студент возводит ОЧИ и, приставив ПЕРСТ К ЧЕЛУ,
соображает.
-: …гордый дух презрительным окинул ОКОМ творенье бога своего, и на ЧЕЛЕ
его высоком не отразилось ничего.
-: Со вздохом ВИТЯЗЬ вкруг себя взирает грустными ОЧАМИ.
-: Как люблю я вас, ОЧИ черные, ОЧИ черные, непокорные.
I:
S: Предложения, в которых есть ДИАЛЕКТИЗМЫ
+: Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький (И. Т.).
+: Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло (И. Т.).
+: За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Р.).
-: Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И.И. и Е. П.).
-: Восстань, пророк, и виждь, и внемли (А.П.).
I:
S: ОМОНИМАМИ являются выделенные слова в словосочетаниях
-: КОРЕННОЙ житель – КОРЕННОЙ вопрос
+: человек ХУДОЙ – характер ХУДОЙ
-: БОЛЬНОЙ заснул – БОЛЬНОЙ ребенок
-: СПУТНИК Марса – СПУТНИК в дороге
+: ПАЧКА папирос – ПАЧКА балерины
I:
S: Речевая ошибка допущена в предложении
-: Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.
-: У Владимира шел пот градом.
-: И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.
-: Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
+: Особенный интерес студенты проявили к выставке студенческих поделок.
I:
S: Выделенные слова в предложениях: Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо СМАТЫВАТЬСЯ. Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?
-: архаизмы
-: диалектизмы
+: жаргонизмы
-: профессионализмы
-: историзмы
I:
S: Значения слов «ИМПОНИРОВАТЬ», «ИМПРОВИЗИРОВАТЬ» помогут найти словари
-: этимологический
-: орфоэпический
+: толковый
-: орфографический
-: словарь иностранных слов
I:
S: Выделенные слова в тексте относятся к типу лексических единиц
ДАВЕЧА осматривали мою печку. Во ВНУТРЬ вьюшки ныряли головой.
- НЕТУ, - говорят.- Жить можно
-: профессиональные
+: просторечные
-: диалектные
-: общеупотребительные
-: жаргонные
I:
S: ОШИБОЧНО определено значение слова
-: торец – боковая сторона дома
-: сувенир – подарок, изделие на память
-: незаурядный – необычный, выделяющийся среди других
+: импорт – вывоз товара из страны для продажи
-: адресант – лицо, отправляющее письмо
V1: Морфология
V2:
V3: Морфология и словообразование
I:
S: Не соответствует морфологической норме краткая форма прилагательного
-: злой - зол
-: редкий - редок
+: светлый - светл
-: добрый – добр
-: пустой – пуст
I:
S: Правильно образована форма родительного падежа множественного числа выделенных имен существительных
-: пара ТУФЛЕЙ
-: пять ПОЛОТЕНЦЕВ
+: килограмм ПОМИДОР
+: сто ГЕКТАРОВ
+: десять СВЕЧЕЙ
I:
S: Пример с ошибкой в образовании формы слова
-: сорок ГРАММОВ
-: ЛЯГ на кровать
+: скучаю по ВАМ
-: ТРИ девушки
-: согласно ПРИКАЗУ
I:
S: Грамматические ошибки в предложениях
-: Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.
+: Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.
-: На Венере день и ночь продолжаются по сто семнадцать земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.
+: Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.
-: Олимпийские игры успешно пройдут в две тысячи десятом году.
I:
S: Грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Маша – большая СЛАСТЕНА ###
+: общий
-: средний
-: женский
-: мужской
-: не имеет рода
I:
S: Неверный вариант записи: Заявление подано от…
(в скобках даны фамилии в И.п.)
-: Константина Живаго (Живаго)
+: Олега Мицкевич (Мицкевич)
-: Натальи Седых (Седых)
-: Антонины Венда (Венда)
-: Антонины Белан (Белан)
I:
S: Слово «зарплата» образовано способом
+: сложения основ
-: приставочным
-: приставочно-суффиксальным
-: суффиксальным
-: бессуффиксным
I:
S: Склонение существительного определено верно
+: путь, разносклоняемое
-: лебедь, 3-е
+: мозоль, 3-е
-: аэрозоль, 3-е
+: гуашь, 3-е
I:
S: Ошибка в образовании глагольной формы допущена в предложениях
-: я сумею убедить его в правильности решения
-: я смогу убедить его в правильности решения
+: я убеждю его в правильности решения
+: я могу убедить его в правильности решения
-: я буду убеждать его в правильности решения
I:
S: Выделенная форма прилагательного не соответствует морфологической норме в предложениях
-: Моя комната светлее всего в утренние часы.
-: Это решение задачи оказалось самым оригинальным.
-: Наименее разрушенной была северная часть города.
+: Мы оказались в более выгоднейших условиях.
+: Она была более моложе меня.
I:
S: Падежная форма числительного употреблена правильно
-: Эксперимент завершится к двум тысячам пятнадцатому году
-: Эксперимент завершится к двух тысяче пятнадцатому году
-: Эксперимент завершится к двух тысяч пятнадцатому году
+: Эксперимент завершится к две тысячи пятнадцатому году
-: Эксперимент завершится к две тысячам пятнадцатому году
I:
S: Форму только множественного числа имеет существительное
-: ходули
-: шпроты
-: гантели
+: качели
-: свирели
I:
S: Выделенное(-ые) местоимение(-я) создает(-ют) двусмысленность в предложениях
+: Когда читаешь их стихи, то радуешься вместе с ними.
+: Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились.
-: Я заставил его рассказать мне по порядку все, что он видел и слышал.
+: Липа стоит уже вся черная, но один яркий лист ее остался.
-: Я спросил у него, не был ли он на собрании, где его должны были назвать как лучшего студента.
I:
S: Ошибка в определении морфологических признаков выделенного местоимения
-: окончен мой (притяж., ед. число, м.р., им. п.) рассказ
-:что (вопрос., им. п.) в имени тебе моем?
-: что-то (неопр., им. п.) зашуршало в траве
+: на его (личн., 3 л., ед. число, род. п.) стук никто не ответил
-: на ваши (притяж., мн. число, вин. п.) письма никто не отвечает
I:
S: Грамматическая ошибка в употреблении числительного
-: Галерея пополнилась сорока четырьмя картинами.
+: Конференция может продлиться три и более дня.
-: Дожди шли в течение двадцати трех суток.
-: Аудитория вмещала пятьдесят трех студентов.
-: Русский народ снискал себе славу в тысяча восемьсот двенадцатом году.
I:
S: Правильно употреблены личные местоимения с предлогами
-: лучше них
+: около них
-: вопреки нему
-: благодаря ним
+: в согласии с ним
I:
S: Выделенное слово в предложении
НЕВЗИРАЯ на дождь и ветер, туристы продолжали путь
-: наречие
-: часть союза
+: часть предлога
-: деепричастие
-: предлог
I:
S: Слово соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание
-: разбросанный
-: львиный
-: сверкая
+: привокзальный
-: подпрыгивая
I:
S: Правильно образована выделенная форма глагола
-: мочь – могешь
-: лечь – ляжьте
+: беречь – берег
-: стричь – стригешь
-: ехать – ехайте
I:
S: Ошибка в управлении допущена в словосочетании ###
+: согласно нашего расписания
-: найти адресата
-: абонемент на цикл лекций
-: абонент телефонной сети
-: вопреки моему ожиданию
I:
S: В суффиксе прилагательных пишу Е
-: участл#вый
-: обидч#вый
+: сирен#вый
-: вежл#вый
-: услужл#вый
I:
S: В суффиксе прилагательных пишу И
-: зареч#нский лесокомбинат
+: мытищ#нский молокозавод
-: станция «Краснопресн#нская»
-: кладбищ#нская ограда
-: младенч#ские годы
I:
S: В суффиксах прилагательных пропущены буквы СК
-: немец#кий
+: киргиз#ий
+: матрос#ий
-: близ#ий
+: француз#кий
I:
S: Прилагательные пишутся через дефис
-: шарико(подшипниковый) комбинат
+: социально(экономическая) теория
-: мало(симпатичный) человек
+: фарфорово(фаянсовый) завод
+: англо(немецкий) словарь
I:
S: В прилагательном пишется НН
-: масле#ый голос
-: кожа#ый портфель
+: стекля#ые бусы
-: ветре#ая девушка
-: масля#ая краска
I:
S: НЕ с прилагательными пишется раздельно
-: Утро оказалось (не)удачное
-: Он личность (не)заурядная и таинственная на все сто (М.Б.)
+: Лякина исполнила никому (не)знакомые романсы
+: Небо (не)голубое
-: Вещь (не)дорогая, но красивая
V1: Синтаксис
V2:
V3: Синтаксис и пунктуация
I:
S: Запятые в предложении должны быть на месте цифр
Один за другим _1 к угасающему костру_2 подходили кони_3 и _4 осмотрев нас большими_5 умными глазами_6 неподвижно остановились.
-: 1,2,6
-: 3,4,6
-: 4,5,6
+: 4,6
-: 2,3,6
I:
S: Предложения с пунктуационной ошибкой
-: Без победы ни жизни, ни радости нет, ни свободы, ни дома родного.
+: Иркутск и Варшава, Орел и Каховка, этапы большого пути.
-: Слышится то топот, то осторожный шелест.
-: Виднелись или необработанные песчаные равнины, или далекие горы.
+: Ни свет, ни заря мы уже были на ногах.
I:
S: Тире ставится в предложениях (знаки препинания не расставлены)
-: Мы запомним свято навек для счастья родится на свет человек.
+: Превосходная должность быть на земле человеком.
+: Теперь уж ни гор ни неба ни земли ничего не было видно.
-: Давно ль пылала вьюга вновь яблони в цвету.
+: Мир без книг мир дикарей.
I:
S: Правильное объяснение пунктуации в предложении
После лесного праздника хорошо будет работать ( ) и долго будут сниться хорошие сны
+: Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.
-: Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом и, поэтому запятая не ставится.
-: Простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и, поэтому запятая не ставится.
-: Сложносочиненное предложение, соединенное союзом и, поэтому ставится запятая.
-: Простое предложение, поэтому запятая не ставится.
I:
S: В данном предложении запятые должны быть на месте цифр ###
Москва_1 окутанная мглистым_2 утренним воздухом_3 слабо серебрилась под крылом самолета
-: 1
+: 1,3
-: 2,3
-: 1,2
-: 3
I:
S: Пунктуационная ошибка в предложении
-: Глаза да слух, да умение сопоставлять виденное и услышанное, да еще умение делать выводы из этого – основной источник знаний пограничника.
-: Начинало подмораживать, и наши ноги беспрерывно разъезжались и скользили по обледеневшей земле.
-: Хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей, или на отдыхе.
-: Береза, осина да ель, да сосна.
+: Мы выждали, пока стихнет топот и тронулись дальше.
I:
S: Нужно поставить двоеточие на месте цифры
Чтоб люди_1 в город наш въезжая_2 уже в пути понять могли_ 3 мы нашу землю украшаем_4 во имя счастья всей земли
+: 3
-: 2
-: 1
-: 4
-: 3,4
I:
S: В предложении должны стоять запятые на месте следующих цифр
Так и не заснув_1 Феня разбудила Машу_2 ни свет_3 ни заря_4 со вторыми петухами
-: 1,2,3
-: 2,3,4
-: 2,4
+:1,4
-: 3,4
I:
S: Ошибка в оформлении предложения с цитатой
-: Осень говорит: «Я поля хлебом уряжу», а весна говорит: «Я еще погляжу».
-: Первый великий учитель русской литературы – Михаил Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют».
+: Л.Н. Толстой говорил, что: «Слово – выражение мысли».
-: А.М. Горький писал, что «язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
-: А.М. Горький сказал: «Превосходная должность – быть на земле человеком».
I:
S: Утверждение о данном предложении правильное
Встречались женщины с корзинами на головах, солдаты на повозках ( ) и скрипящие арбы на буйволах.
-: предложение простое, с однородными членами, перед и ставится запятая
+: предложение простое, с однородными членами, перед и запятая не ставится
-: предложение сложное, перед и ставится запятая
-: предложение сложное, перед и запятая не ставится
-: предложение простое, перед и запятая не ставится
I:
S: Слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми
-: В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
-: Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
-: И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
+: Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
-: Врач запретил мне читать лежа.
I:
S: Тире между подлежащим и сказуемым ставится в предложении
-: Доброе слово человеку ( ) что дождь в засуху.
+: Одиночество ( ) вот смертельнейший из грехов.
-: Вечерняя вода ( ) густа и розовата.
-: Характер ( ) есть окончательно сформировавшаяся воля.
-: В простоте слова ( ) самая великая мудрость.
I:
S: Предложение Иногда опоздания неизбежны, но и в этом случае требуется соблюдать чудесные правила этикета – ###
+: сложносочиненное
-: простое
-: сложноподчиненное
-: бессоюзное сложное
-: простое, с однородными членами
I:
S: Составным именным является сказуемое в предложении
-: Как искра, ждущая ветра, незримо тлеет душа.
+: Простота есть необходимое условие прекрасного.
-: Мне хочется уйти куда-то.
-: Усталость не мешала мне писать.
-: Я буду долго гнать велосипед.
I:
S: Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), в варианте
Когда кончились грозы__1 и пришло душное лето__2 в вазе появились долгожданные__3 и обоими любимые __4 розы.
-: 1,2,4
-: 1,2
+: 2
-: 1,2,3
-: 2,3
I:
S: Верное написание и верное объяснение слова в предложении
В этом доме было так(же) весело, как и всегда
-: также – это сочинительный союз, поэтому пишется слитно
-: так же - всегда пишется раздельно
-: также – всегда пишется слитно
+: так же – это наречие с частицей же, поэтому пишется раздельно
-: так же – это местоимение с частицей же, поэтому пишется раздельно
I:
S: Обособленные приложения находятся в предложениях (знаки препинания не расставлены)
+: Это были книги Катиного отца полярного капитана.
-: На самом берегу ручья у зеленого лесного болотца густо цветут незабудки.
-: Положив на плечо лыжи я шел по накатанной снежной дороге.
-: Изредка набегающий ветерок шелестел дубовой листвой еще не опавшей листвы.
+: И ворон птица умная сидит на дереве у самого костра.
I:
S: Грамматически правильное продолжение предложения
Найдя лодку,
-: радость охватила туристов
+: туристы обрадовались
-: счастью не было предела
-: всех охватила радость
-: восторгу не было конца
I:
S: Предложения без грамматических ошибок (правильно построенные)
+: Дикий гусь и утка прилетели первыми.
+: Родился в селе Горюхино.
-: Разъяснение о допущенных ошибках.
-: Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество знаний.
-: Стая голубей кружились в воздухе.
I:
S: Грамматически правильным является предложение
+: Пообедав в кафе, он направился на вокзал.
-: Возвращаясь домой, меня застиг ураган.
-: Принимая этот препарат, ваш вес уменьшится.
-: Услышав голос матери, его сердце забилось чаще.
-: Путешествуя на велосипеде, у меня поломалась фара.
I:
S: Ошибка в употреблении деепричастия допущена в предложении
+: Крепко стиснув зубы, ученик громко и выразительно прочитал стихотворение.
-: Поравнявшись со мной, она остановилась.
-: Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела дрожащее озеро московских огней.
-: Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь.
-: Анализируя состав слова, укажите его морфемы.
I:
S: Грамматически правильным является предложение
+: Надеюсь на то, что многие меня поддержат.
-: Читая это произведение, глаза невольно наполняются слезами.
-: Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
-: Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.
-: Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта.
I:
S: Главным словом в словосочетании может быть
-: предлог
-: частица
-: междометие
+: глагол
-: союз
I:
S: Ошибка в управлении допущена в словосочетаниях ###
-: надеть очки
-: восстановить в должности
+: по окончанию колледжа
-: оплатить расходы
+: вглядываться к подозрительным теням
I:
S: Ошибка в управлении допущена в словосочетаниях ###
-: вопреки судьбе
-: по возвращении на родину
-: заведующий отделом
+: наперекор судьбы
+: показать об этом
I:
S: Главным словом в словосочетаниях может быть
-: предлог
-: частица
+: существительное
-: союз
+: глагол
I:
S: Предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки препинания отсутствуют) ###
-: Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.
+: Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
-: Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.
-: Осенью листья падали и день и ночь.
-: Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.
I:
S: В предложениях перед И отсутствует запятая
+: В сенях пахло свежими яблоками ( ) и висели волчьи и лисьи шкуры.
-: Ярко светила луна ( ) и было тихо.
-: Грин мало рассказывал о себе, он не успел окончить свою автобиографию ( ) и потому многие годы его жизни почти никому не известны.
+: Неужели впереди болото ( ) и путь к отступлению отрезан?
+: К ночи облака сползли на дно ущелий ( ) и показалась низкая луна.
I:
S: Грамматически правильное продолжение предложения: Спеша на экзамен
-: волнение не должно вас одолевать
-: оказалось, что я забыл шпаргалки
+: не забывайте то, что вы выучили
-: часы бежали стремительно
-: вам будет нужен словарь
I:
S: Предложение грамматически построено верно
-: Я буду поступать в вуз по окончанию школы.
-: Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты.
-: В сквере гуляли дети, мальчики и девочки.
+: Поезд прибыл согласно расписанию.
-: Будучи в Москве, я очень скучал за Нижневартовском.
V1: Текст. Стили речи
V2:
V3: Текст
I:
S: Повышение или понижение голоса во фразе
-: ритм
+: мелодика
-: темп
-: интенсивность
-: тембр
I:
S: Изобразительно-выразительное средство, используемое А.С. Пушкиным, ###
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
-: эпитет
-: перифраз
-: метафора
+: риторический вопрос
-: инверсия
I:
S: Фигура речи, которой соответствует приведенное ниже определение
Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, оборотов
-: градация
-: анафора
+: антитеза
-: эллипсис
-: эпифора
I:
S: Текст получится, если предложения расположить следующим образом
Тип связи предложений в этом тексте (последовательная или параллельная)
А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.
Б. Зодчими называли когда-то на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.
В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.
Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.
-: Б, Г, В, А, последовательная
+: В, Б, А, Г, последовательная
-: Г, А, Б, В, параллельная
-: В, Г, А, Б, параллельная
-: А, Б, Г, В, параллельная
I:
S: Внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике – это ###
-: рассуждение
+: повествование
-: повествования с элементами рассуждения
-: описание
-: описания с элементами рассуждения
I:
S: Употребление устаревших слов является ошибочным в предложении
-: Со вздохом витязь вкруг себя взирает грустными очами.
+: При ответе на экзамене студент возводит очи и, приставив перст к челу, соображает.
-: …гордый дух презрительным окинул оком творенье бога своего, и на челе его высоком не отразилось ничего.
-: Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.
-: И дрогнут вещие зеницы.
I:
S: Краткое связное и последовательное изложение текста - ###
+: конспект
-: рецензия
-: тезис
-: реферат
-: план
I:
S:
Тип речи данного ниже текста
Москва нашего детства: трамваи как диковинка; мирные, медленные конки; синие ватные халаты извозчиков, пролетки, тогда еще без резиновых шин. Медленность уличного движения. Пешеходы меж лошадиных голов. Домики тихих, уютных улиц. Вывески, крендели, калачи. Разносчики. Керосиновые фонари (А.И. Цветаева)
-: описание с элементами повествования
-: рассуждение
-: повествование
+: описание
-: описание с элементами рассуждения
I:
S: Тип речи данного текста
По вечерам в саду совсем никого не было. Чистый весенний воздух холодел, в пустынном, еще черном саду казалось, что стоит ясный октябрьский вечер.
Только звезды по-весеннему, ласково теплились над вершинами деревьев и соловьи в чащах пробовали свои голоса. Резко пахло пробивавшейся из земли травой и самой землею, холодной и влажной. (И.А. Бунин)
+: описание с элементами повествования
-: рассуждение
-: повествование
-: описание
-: описание с элементами рассуждения
I:
S: Текст должен начинаться с предложения
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая нома постоянна, неизменна, незыблема?
Д. Чуковский К. И. утверждал, что «язык живой как жизнь».
-: В
-: Г
+:А
-: Б
-: Д
I:
S: Чтобы получился текст, предложения должны следовать в следующем порядке
А. Один конец стержня был заостренным, им писали; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень, «стиль», стирали неудачно написанное.
Б. Слово «стиль» происходит от греческого «стилос» - палочка.
В. Чем чаще поворачивали стиль, тем чаще стирали неудачно написанное, тем лучше, совершеннее оно получалось.
Г. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева.
-: Г,А,В,Б
+: Г,А,Б,В
-: Б,Г,А,В
-: Б,В,А,Г
-: А,Б,В,Г
I:
S: Выделенные созвучные слова и сочетания в устной речи (рассмотрим на приведенном примере) ###
Но злодей Айболита хватает
И в костер Айболита бросает.
И горит и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!» (К.Ч.)
-: звук
-: ударение
-: знаки препинания
+: паузы
-: паузы и знаки препинания
I:
S: Язык - ###
+: средство общения
-: предмет речи
-: наука о слове
-: способ общения
-: предмет общения
I:
S: Выделенные слова в данном тексте есть
Ты живешь лишь днем. Я – только ночью
Нет у нас РАССВЕТОВ и ЗАКАТОВ(О.М. Селицкая)
+: контекстные антонимы
-: омонимы
-: паронимы
-: общеязыковые антонимы
-: синонимы
I:
S: Художественный прием, заключающийся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ есть ###
+: олицетворение
-: гипербола
-: сравнение
-: метафора
-: антитеза
V3: Стили речи
I:
S: Чтобы получить льготную путевку в лагерь, вы напишете
-: автобиографию
-: объяснительную записку
+: заявление
-: резюме
-: объяснительную
I:
S: Для текстов научного стиля характерно(-а)
-: преимущественное употребление существительных вместо глаголов
+: логическая последовательность изложения
-: научная фразеология
-: широкое использование лексики и фразеологии других стилей
-: эпитеты и метафоры
I:
S: В ходе деловой беседы наиболее предпочтительно высказывание
+: Вы не находите, что…
-: Я могу этого добиться…
-: Это невозможно
-: Я считаю…
-: Возможно, я ошибаюсь…
I:
S: Основные характеристики публицистического стиля
-: предельная точность, не допускающая разночтений
-: минимум требований к форме выражения мыслей
-: понятийная точность, подчеркнутая логичность, терминологичность
-: отсутствие чувств и переживаний автора
+: социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность
I:
S: В официально-деловых текстах обычно употребляются слова
+: доложить, ответчик, взыскание
-: амплитуда, локальный, следовать
-: климат, хроника, журнал
-: эскалация, форум, почин
-: лояльность, пролонгировать, симпозиум
I:
S: В книжной (научной) речи употребляется ряд слов
-: просветитель, коллизия, скиталец
+: благотворительный, гуманитарный, аморальный
-: болтовня, крепыш, физиономия
-: осуществлять, недруг, вероломный
-: обалденный, потрясающий, исключительный
I:
S: Стиль данного текста
Вряд ли нужно доказывать, что рядом с эгоистом людям живется неуютно. Не требует доказательств и то, что не может быть великодушного и благородного эгоиста, ибо жизненные принципы эгоизма и благородства взаимно исключают друг друга. Эгоизм начинается с легкого и приятного: я, мне, для меня. Благородство с иного: хорошо ли вам? Удобно ли вам? Принцип нелегкий и, с точки зрения эгоиста, глупый. (С. Михалков)
-: научный
-: художественный
-: разговорный
+: публицистический
-: научно-публицистический
I:
S: Стиль данного текста
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер, в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
+: научный
-: художественный
-: официально-деловой
-: публицистический
-: разговорный
I:
S: Стиль данного текста
Апологетика - раздел богословия, главной задачей которого является защита христианского учения. Апологетика зародилась в первые века христианства; до утверждения его в качестве государственной религии Римской империи апологетические работы были направлены против преследования христианства, ставили целью доказать превосходство нового учения перед другими религиями.
-: художественный
-: официально-деловой
+: научный
-: публицистический
-: научно-публицистический
I:
S: К письменным формам литературного языка относятся
+: деловая речь
+: научная литература
+: художественная литература
+: публицистическая литература
-: разговорная речь
I:
S: Стиль и тип речи приведенного текста
Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями. Но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко! (В.Г. Белинский)
-: художественный стиль; повествование
+: публицистический стиль; рассуждение
-: научный стиль, рассуждение
-: разговорный стиль; повествование
-: художественный стиль, описание
I:
S: Актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – характерные особенности стиля
-: разговорного
-: научного
-: публицистического
+: художественного
-: официально-делового
I:
S: Стиль данного текста
Дискретность, многообразие, упорядоченность, целостность, завершенность, минимум затрат – вот ведущие принципы организации структуры заговорно-заклинательных текстов. Все эти принципы взаимно связаны и плавно переходят друг в друга, приводя к гармоничности структуры текстов. Необходимость гармонизации композиции обусловлена конечным объемом оперативной памяти людей (Н.Н. Глухова)
-: официально-деловой
+: научный
-: художественный
-: публицистический
-: научно-деловой
I:
S: Грамматически правильным является предложение
+: Многие думают, что в лесных пожарах виноваты туристы.
-: Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
-: Надеюсь на то, что многие меня поддержат.
-: Читая это произведение, глаза невольно наполняются слезами.
-: Подъезжая к вокзалу, от ветра упала шляпа с головы.
I:
S: Для официально-делового стиля характерно сочетание слов
-: рукой подать
-: периодическая дробь
+: зачислить на первый курс
-: политический фарс
-: заранее благодарна
I:
S: Выделенное слово в предложении Человек оставался ДИКИМ, пока не изобрел письмо - имеет значение ###
+: находящийся в первобытном состоянии
-: неприрученный
-: грубый, необузданный
-: чуждающийся людей
-: застенчивый
I:
S: Должен стоять союз в начале предложения
…природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
-: Хотя
-: Чтобы
+: Если бы
-: Для того чтобы
-: Потому что
I:
S: Выражение ОТДЕЛИТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЕРЕН имеет значение
-: отделить оболочку от зерна
-: отделить хорошее от плохого
+: очиститься от чего-то вредного, чуждого
-: отделить сорную полевую траву от зерна
-: разделить зерна разных культур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Тесты по русскому языку и культуре речи
Тесты используютя для проверки качества усвоения изученного материала....
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Тест для проведения входного контроля знаний обучающихся по Русскому языку и культуре речи
Тест для проведения входного контроля знаний обучающихся по Русскому языку и культуре речи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...