Имя прилагательное (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Первый урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_prilagatelnoe_klapanyuk.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное как часть речи
Цель: актуализировать знания учащихся о прилагательном как части речи и определять их роль в тексте.
Задачи:
1) Образовательные: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление.
2) Коррекционные: развивать орфографическую зоркость на основе выполнения практических упражнений; пополнять и обогащать пассивный и активный словарь учащихся.
3) Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к предмету; воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Ход урока.
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. ( Создание положительного настроя). А вы сегодня улыбались?
Улыбнитесь друг другу
Улыбнитесь скорее гостям!
Теперь вы готовы,
Спешим за работу!
Успехов желаю я вам!
Дети садятся, открывают тетради.
Учитель пишет число на доске.
Актуализация
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Как вы думаете, а мы с вами способны делать открытия?
Я предлагаю вам исследовать два текста:
По улице идет человек. В руке у него портфель, на голове шляпа, одет в пальто. | По улице идет пожилой человек. В руке у него коричневый портфель, не голове фетровая шляпа, одет в теплое серое пальто. |
Прочитайте и сравните эти два текста. В чем их сходство и различие? (тексты одинаковые, отличаются наличием имен прилагательных).
Какова, исходя из ваших ответов, тема нашего урока?
Учитель фиксирует начало темы: Имя прилагательное…
Что вы знаете о нем?
Мы продолжаем работать над большим разделом науки о языке. Над каким?
Что изучает данный раздел?
Как вы считаете, как будет полностью звучать наша тема?
Учитель дописывает тему, дети переносят ее в тетрадь.
Целеполагание.
Если наша тема звучит как «Имя прилагательное как часть речи», какие цели мы должны поставить?
На какие вопросы ответить?
Дети озвучивают план:
Цели фиксируются на доске.
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи употребляется?
- Как изменяется?
- Чем является в предложении?
- Для чего используется в нашей речи?
Закрепление изученного в 5 классе.
Я предлагаю вам поработать в группах. Представитель группы выходит для выбора вопроса. Каждая группа должна ответить на вопрос, доказав свой ответ с помощью примеров. Выступления ваши будут идти в порядке поставленных целей. Один ученик их озвучивает, а второй фиксирует на доске. На выполнение задания дается 5 минут.
1 группа
Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).
-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).
-Охарактеризуйте прилагательные из текста с этой точки зрения.
2 группа
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Волчий характер
Синий стул
Мамин шарф
Хорошая погода
Волчья шкура
Бабушкина сказка
Вечерний Барнаул
Городская поликлиника
3 группа
-А теперь подберите к существительным, которые записаны на карточке в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.
Ветер
снег
облака
деревья
( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)
- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком 🞪.
4 группа
-А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные.
-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем - падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)
-Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)
5 группа
Найдите имена прилагательные и определите их синтаксическую роль.
Великолепен вид зимнего леса. Все покрыто пушистым снегом. Прозрачный воздух тонок и жгуч.
6 группа
“Я увидел красивый цветок. Лепестки у него были голубые, листья нежные, а стебель гибкий. Настроение у меня стало прекрасным”.
Что автору помогло описать его? Для чего в нашей речи используются прилагательные? Сделайте вывод.
Дети защищают свои ответы. Выступает один от группы.
Итог урока. Дети составляют кластер по теме : «Имя прилагательное как часть речи».
Рефлексия. Оцените урок и свое участие в нем , используя только имена прилагательные.
Домашнее задание. Дифференцированное задание.
- Пар…. Упр….
- Создайте собственный текст на тему « Моя любимая картина».
- Написать стихотворение по заданной схеме:
Используя перекрестную рифму, написать четверостишье с привлечением имен прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Степени сравнения прилагательных" 4 класс
Презентация содержит таблицы, показывающие правила и исключенияобразования степеней сравнения прилагательных. Назначение презентации - введение нового граматического материала....
Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс
Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...
Тест по теме "Имя прилагательное" 6 класс
Данный тест можно использовать на уроках повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное", а также в качестве контрольного. Тест состоит из заданий с выбором ответа. Задания представляют материал п...
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)
Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...
Имя прилагательное 6 класс ( повторение изученного в 5 классе)
Данный материал разработан для уроков повторения , пройденного материала , в начале новой темы...
Мастер-класс "Моё открытие Китая" (Урок по теме "Одна и две Н в суффиксах прилагательных", 6 класс)
Мастер-класс для изучения темы "Н и НН в суффиксах прилагательных", урок русскоо языка в 6 классе. Изучение на основе культуры Китая....