Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык 5 класс.
Тема: Части речи.
Тип урока: повторение ранее изученного.
Цели урока: 1. Научить учащихся различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи, ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи.
2.Развивать у учащихся память, внимание, мышление.
3.Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Ход урока:
I. Организационный момент:
II. Повторение раннее изученного:
Диктант с последующей взаимопроверкой:
Объединиться, гигантский, солдатский, окрестность, посчастливиться, брошюра, необъятный, объём, терраса, вьюга, из-за угла, чащоба, солнечный.
III. Повторение частей речи, изученных в начальной школе.
Задания: 1.Укажите среди слов диктанта имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.
2. Назовите другие известные вам части речи.
3. Вспомните стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»:
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
Все ли части речи названы в стихотворении?
4. Составление схемы:
Части речи:
знаменательные | служебные | междометия |
называют предметы, признаки, действия, кол-во и являются в предложении его членами; | не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения, служат для связи слов в предложении. | особые части речи, которые выражают, но не называют различные чувства и побуждения, не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, не изменяются и не являются членами предложения. |
Название | Значение | Вопрос |
Имя существительное | обозначает признак предмета | кто? что? |
Имя прилагательное | обозначает признак предмета | каков? чей? |
Имя числительное | обозначает количество, порядок при счете | сколько? который? |
Местоимение | указывает предмет, признак или количество. | кто? что? чей? сколько? |
Наречие | обозначает признак действия или другого признака | как? когда? где? почему? |
Глагол | обозначает действие предмета, состояние | что делать? что сделать? |
Формы глагола | |
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?; в предложении – определение.
| Деепричастие обозначает добавочное действие к основному; отвечает на вопросы делая? что сделав?; не изменяется; в предложении бывает обстоятельством. |
Служебные части речи:
1) предлоги (в, за, в течении(месяца) и др.),
2) союзы (и, а, но, чтобы, если и др.),
3) частицы (бы, ли, же и др.).
5. Чтение грамматической сказки «Как Морфология порядок навела».
Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!»
- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами.
Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.
6.Упражнение 268.
7. Закрепление изученного.
Упражнение 269 – устно.
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: п.36, упр. 270, выучить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....