Конспект урока РЯ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока РЯ "Обобщение по теме Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutenkova_milena_rla-17-1_konspekt_uroka_obobshchayushchego_povtoreniya.docx | 77.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №1
по дисциплине «Методика обучения и воспитания (русский язык)»
Конспект урока обобщающего повторения
Тема: «Обобщение по теме «Глагол»
студентки филологического факультета НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-17-1
Кутенковой Милены Эдуардовны
Класс: 6
Тип урока: урок обобщающего повторения
Тема: Обобщение по теме «Глагол»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи.
Задачи:
- Обучающие:
- систематизировать знания о наклонениях глагола;
- систематизировать знания о спряжении глагола;
- совершенствовать умение определять переходность/непереходность глагола;
- совершенствовать умение проводить морфологический разбор глагола;
- совершенствовать умение правописания гласных в суффиксах глаголов;
- повторить безличные и разноспрягаемые глаголы.
- Воспитательные:
- формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
- формировать интерес к художественной литературе через использование стихотворения Вадима Шефнера «Миг»;
- воспитывать трудолюбие при помощи пословицы и стихотворения В. Звягиной «Лентяйка»;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству через использование пословицы.
- Развивающие:
- развивать слуховое внимание через слуховой распределительный и выборочный, комбинированный диктанты;
- совершенствовать имение давать полный, развернутый ответ по предмету;
- развивать критическое мышление через оценивание работ одноклассников.
Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер.
Список литературы:
- учебник (Русский язык : учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 29-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 354 с.),
- дидактические материалы (Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 175 с.).
План и хронометраж урока:
Этапы урока: | Методы и приемы: | Хронометраж: |
Организационный | Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее. | 2 мин |
Проверка домашней работы | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Метод: диктант; Прием: выборочный. (7 мин) Метод: беседа; Прием: репродуктивная. | 10 мин |
Закрепление (обобщение) изученного материала | Метод: кластер; Прием: составление кластера. Метод: слово учителя; Прием: инструктивное слово. Метод: слово учителя; Прием: обобщающее. Метод: диктант; Прием: распределительный. (5 мин) Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Метод: диктант; Прием: комбинированный. (10 мин) Метод: лингвистический разбор; Прием: морфологический. (7 мин) | 30 мин |
Задавание домашнего задания | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. | 2 мин |
Заключительный. Обобщающий | Метод: беседа; Прием: обобщающая. Метод: слово учителя; Прием: ведущее. | 2 мин |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
| Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите дату, вид работы и тему. Мы завершили изучение глагола как части речи, сегодня нам предстоит вспомнить и обобщить всю информацию по этому разделу для того, чтобы на следующем уроке вы справились с контрольной работой. | Образец записи: Пятнадцатое ноября. Классная работа. Обобщение по теме «Глагол». | |
| Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Ребята, дома вы выполнили упражнение 589-тое, в котором вам необходимо было выписать сначала в неопределённой форме, затем глаголы изъявительного наклонения, и, наконец, условного наклонения. Проверим, насколько вы усвоили данную тему. | ||
Метод: диктант. Прием: выборочный диктант. Сейчас мы проведем выборочный диктант: я прочитаю вам стихотворение В. Звягиной «Лентяйка». Вам необходимо подумать, о чем это стихотворение? Проводила бы братишку Я сегодня в детский сад. Да не стоит: он под вечер Все равно придет назад. Я сходила бы за хлебом, Чтоб не жаловался дед. Да по – моему, без хлеба В десять раз вкусней обед! Я могла бы вымыть ложки И тарелки в шкаф убрать, Но тогда ведь нашей кошке Будет нечего лизать. Я учиться не на тройки, На пятерки бы могла, Но нельзя мешают очень Мне домашние дела. Сейчас я прочитаю его еще раз, вам нужно выписать в одну колонку глаголы изъявительного наклонения, во вторую - условного. У кого есть вопросы? Итак, какую часть речи мы называем глаголом? Какие глаголы относятся к изъявительному наклонению, а какие – к условному? | Образец записи: Первая колонка - не стоит, придет, не жаловался, будет лизать; вторая колонка - проводила бы, могла бы вымыть и убрать, сходила бы, учиться могла бы. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы относятся к изъявительному наклонению, если обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы в условном наклонении обозначают действия возможные при определенных условиях или желаемые. | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. А сейчас прочитаем стихотворение Вадима Шефнера «Миг». О чем это стихотворение? Глаголы какого наклонения чаще всего встречаются в нем? Выпишите их в третью колонку таблицы. Не привыкайте к чудесам, - Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится. Итак, что означают глаголы в повелительном наклонении? | Образец ответа: Глаголы повелительного наклонения: не привыкайте, дивитесь, тянитесь, приглядывайтесь, прислушивайтесь, прикладывайтесь. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Ребята, какие грамматическое признаки помогают нам определить наклонение глагола? | Образец ответа: В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам: имеют форму прошедшего, настоящего или будущего времени. Глаголы условного наклонения образуются с помощью суффикса -л- и частицы бы (б). Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам. | ||
| Метод: слово учителя; Прием: инструктивное слово (порядок составления кластера). Для того, чтобы систематизировать все наши знания о глаголе, по ходу урока мы будем заполнять кластер. Для этого вам розданы специальные листы, которые потом вы вклеите в тетради. Итак, запишите в кластер наклонения глаголов. | Образец записи: | Раздать листы с макетом кластера: (кластер заполняется самостоятельно каждым учеником, но на слайде учитель показывает пример того, что можно в него вписать). |
Метод: слово учителя, беседа; Прием: обобщающее, репродуктивная. Итак, мы вспомнили, что глаголы изменяются по наклонениям: изъявительному, условному и повелительному. А теперь посмотрите на слайд. Перед вами глаголы. Скажите, как мы называем эти глаголы и почему? В чем особенность предложений с такими глаголами? | Образец ответа: Эти глаголы мы называем безличными, поскольку они обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета). В предложении с такими глаголами нет подлежащего. | Глаголы на слайде: нездоровится, смеркается, взгрустнулось, рассвело, потеплело. | |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Молодцы. Сделайте необходимые записи в кластере. У глагола есть такая грамматическая категория, как переходность/непереходность. Какие глаголы мы называем переходными? А какие непереходными? | Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Все остальные глаголы – непереходные. | ||
Метод: слово учителя, диктант; Прием: инструктивное, распределительный. Сейчас для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы умеете разграничивать переходные и непереходные глаголы, мы проведем распределительный диктант. На слайде вы увидите глаголы, а ваша задача распределить их в два столбика «Переходные глаголы» и «Непереходные глаголы». Сверху над глаголом подписываем вопрос, который мы можем задать от этого глагола. Например, глагол различать мы запишем в первый столбик и подпишем вопрос что?, т.к. он сочетается с существительным признаки. У кого есть вопросы, как мы сейчас будем работать? Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с записью на слайде. За безошибочную работу поставьте соседу по парте 5, за одну ошибку – 4, за две – 3, работы с большим количеством ошибок не оцениваем. | Образец записи: Переходные: везти санки увидеть мальчика учу уроки написать письмо Непереходные: стоять на мосту бродить по лесу помогать маме руководить командой | Глаголы на слайде. Правильный ответ на слайде. | |
Метод: слово учителя; Прием: обобщающее. Итак, мы вспомнили, как отличить переходные глаголов от непереходных. | |||
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное. Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами глаголы с пропущенными гласными в суффиксах. Ваша задача – определить, какие гласные в суффиксах глаголов мы напишем, а также объяснить почему. При пояснении ответа пользуйтесь правилом в учебнике на странице 136-ой. Запишите эти глаголы в тетрадь, укажите рядом с каждым в скобках форму настоящего или будущего времени, выделите суффикс и подчеркните гласную, которую вы вставили в суффикс. | Образец ответа. В суффиксе глагола горевал мы напишем букву -е, поскольку в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ую (-юю), значит в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ова-(-ева-). В суффиксе глагола докладывать мы напишем букву -ы, поскольку в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на –ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется -ыва- (-ива-). | Глаголы горевать, докладывать. | |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Ребята, вы уже знаете, что глаголы можно разделить на глаголы первого и второго спряжения. Скажите, в какую форму мы должны поставить глагола, чтобы определить его спряжение? Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? | Образец ответа. Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить его в форму 3 лица, мн. ч. К І спряжению относятся Ко ІІ спряжению | ||
Метод: диктант; Прием: комбинированный. Хорошо, сейчас мы проведем комбинированный диктант, чтобы повторить и обобщить сведения о спряжении глаголов. Сначала я прочитаю предложение вслух, мы вместе определим спряжение глагола, и тогда вы запишите это предложение в тетрадь. С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа…т весна. Ребята, какого спряжения глагол наступает? Как вы это определили? Какую букву мы напишем в окончании этого глагола? Запишите предложение в тетрадь, рядом с глаголом в скобках напишите форму 3 лица, мн. числа, подпишите спряжение над глаголом, выделите окончание. | Образец ответа. Глагол наступает – глагол І спряжения, поскольку в форме 3 лица мн. числа он имеет окончание -ют. Если это глагол І спряжения, тогда в окончании мы пишем букву | ||
Метод: диктант; Прием: комбинированный. Сейчас мы запишем предложение, а ваша задача – перед написанием окончания глагола определить его спряжение и сказать, какое окончание мы напишем у этого глагола. Начинаем. Деревья голы, но уже живут, дыш...т. Итак, Маша, скажи, как мы напишем глагол и к какому спряжению отнесем? Хорошо, Маша, ты молодец. Подписываем над глаголом, что это глагол исключение, относящийся ко ІІ спряжению. | Глагол дышат – глагол исключение, поэтому мы отнесем его к ІІ спряжению, напишем окончание -ат. | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. А какие еще глаголы мы относим к глаголам-исключениям, и к каким спряжениям они относятся? | Образец ответа: Глаголы-исключения, относящиеся к І спряжению: брить, стелить. Глаголы-исключения, относящиеся к ІІ спряжению: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть смотреть, держать, слышать, гнать, дышать. | ||
Метод: диктант; Прием: комбинированный. Следующее предложение вы запишете самостоятельно, затем мы проверим его вместе. Солнце свет….т ярко и своими лучами купа….тся в лужах вместе с воробьями. Итак, к какому спряжению мы отнесем глаголы, которые мы встретили в этом предложении? Молодцы. Не забудьте в тетради подписать спряжение над глаголом, а также выделить окончание. | Образец ответа: Глагол светит мы отнесем к ІІ спряжению, потому что в форме 3 лица, мн. числа он имеет окончание -ят. Глагол купаются мы отнесем к І спряжению – | ||
Метод: слово учителя; Прием: обобщающее. Итак, мы потренировались в определении спряжения глаголов. | |||
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное. Ребята, вы помните, что кроме глаголов І и ІІ спряжения, есть глаголы, которые мы называем разноспрягаемыми. Назовите эти глаголы и попытайтесь объяснить, почему мы их так называем. Можете опираться на таблицу на странице 106-ой в учебнике. | К разноспрягаемым глаголам мы относим глаголы хотеть, бежать, поскольку глагол хотеть в форме ед.ч. имеет окончания І спряжения (с гласной Е), а в форме мн.ч. – окончания ІІ спряжения (с гласными И, Я). Глагол бежать во всех формах имеет окончания ІІ спряжения и только в 3-ем лице мн.ч. имеет окончания глаголов ІІ спряжения -ут. | ||
Метод: слово учителя; Прием: обобщающее. Молодец. Итак, мы вспомнили, какие глаголы мы называем разноспрягаемыми. Теперь нам необходимо вспомнить, какие же постоянные и непостоянные морфологические признаки можно определить у глаголов. Для этого потренируемся выполнять полный морфологический разбор данной части речи. | |||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. В учебнике на странице 133-134-ой есть план морфологического разбора. Прочитайте его и ответьте, какие постоянные признаки мы определяем абсолютно у всех глаголов? А какие непостоянные признаки? Какую роль в предложении обычно выполняет глагол? | Образец ответа: К постоянным признакам относится вид, переходность, возвратность, спряжение. К непостоянным: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть). В предложении обычно бывает сказуемым. | ||
Метод: лингвистический разбор; Прием: морфологический. Хорошо. Сейчас потренируемся применять эти знания на практике. Прочитайте предложение на слайде. О чем в нем идет речь? Любишь кататься – люби и саночки возить. К какому малому жанру народного поэтического творчества его можно отнести? Найдите в предложении любишь и произведите его полный морфологический разбор, опираясь на план в учебнике. Катя идет работать на закрытой доске. Ребята, правильно ли разобрала глагол Катя? У кого не так? Катя, ты верно выполнила разбор, молодец – «5». | Образец ответа: В этом предложении говорится: чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Данное предложение является пословицей. Любишь – глагол.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого. | Пословица на слайде. | |
| Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Ребята, сегодня мы с вами готовились к контрольной работе, одним из заданий в которой будет морфологический разбор глагола, поэтому запишите домашнее задание: Выполнить морф. разбор глаголов из пословицы, записанной в тетради (кататься, люби, возить). | Образец записи: Морф. разб. гл. (кататься, люби, возить). | |
| Метод: беседа; Прием: обобщающая. Итак, давайте еще раз вспомним, какая часть речи называется глаголом? Какие постоянные и непостоянные признаки присущи этой части речи? Какую синтаксическую роль играет глагол? Какие наклонения бывают у глаголов? Как определить переходность/непереходность глагола? Как определить спряжения глагола? Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? | Образец ответа: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол в предложении обычно играет роль сказуемого. К постоянным признакам относится вид, переходность, возвратность, спряжение. К непостоянным: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть). Глаголы относятся к изъявительному наклонению, если обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы в условном наклонении обозначают действия возможные при определенных условиях или желаемые. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Все остальные глаголы – непереходные. Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить его в форму 3 лица, мн. ч. К І спряжению относятся Ко ІІ спряжению К разноспрягаемым глаголам мы относим глаголы хотеть, бежать. | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Надеюсь, вы записали всю эту информацию в кратком виде в свои кластеры. Они пригодятся вам при подготовке к этой контрольной работе и на последующих уроках. Спасибо за работу, урок окончен. | Образец кластера: |
Резерв
Осложненное списывание
Вариант 1
1)Каждый год возвраща..тся журавли из д .лёких тёплых стран на р..дное б..лото.
2)Над м..рями и ш..рокой степ..ю, над светлыми реками и синими л..сами л. тят на св..ю родину в..сной жур..вли.
3) В самых недоступных местах устраива.т гнёзда жур.вли.
Вариант 2
1) Соберут.ся в круж.к на б.лоте, маш.т крыл.ями, танцу.т.
2) Курлы, курлы, курлы! по всему лесу разнос.тся их шумные г.лоса.
3) Скоро выв.дутся на болоте длин(н)оногие, (не)уклюжие журавлята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....