Внеклассное мероприятие на тему : «Русской речи Государь по прозванию Словарь»
учебно-методический материал по русскому языку
Внеклассное мероприятие на тему :
«Русской речи Государь по прозванию Словарь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_na_temu.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему :
«Русской речи Государь по прозванию Словарь»
Цель: прививать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время
Задачи:
образовательная:
повышать познавательный интерес к предмету "Русский язык" через различные занимательно-познавательные задания
развивающая:
способствовать развитию творческих способностей учащихся
воспитательная: прививать любовь к русскому языку и литературе
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы
личностные универсальные учебные действия, т.е.:
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;
чувства прекрасного и эстетического;
регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
Оборудование:
Презентации: "Страна Словарей", « В.И. Даль», « С.И.Ожегов», «Многообразие словарей», название городов: "Орфографический словарь", "Словообразовательный словарь","Толковый словарь", "Фразеологический словарь","Орфоэпический словарь", "Словарь пословиц и поговорок", выставка словарей;
Выставка словарей, плакаты с высказываниями выдающихся людей о словарях
- «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» - Анатолий Франс, французский писатель;
- «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений» - Рене Декарт, французский философ;
Ход мероприятия
1.Слово учителя:
-Мы сегодня отмечаем праздник – День словарей и энциклопедий. Он отмечается в нашей стране в день рождения В.И.Даля. По призыву его инициаторов (Общество любителей русской словесности, музей В.И.Даля) 22 ноября во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах проводится «День словарей». Наша школа не исключение.
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны? – («Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г. Паустовский)
– Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет
К.Г. Паустовский?– (Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов)
- Где же «живут» все эти слова? (В словарях)
– Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).
- Сегодня вы познакомитесь с разными словарями , будете учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова. Я всем вам желаю хорошего творческого настроя, будьте активными , внимательными, доброжелательными,
2.Вступительная беседа.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. ( С.Я. Маршак.)
Учитель.
-Вы никогда не думали, сколько слов в нашем языке? Не пробовали подсчитать?
Сегодня мы вам расскажем о человеке, который сосчитал все слова, собрав их в словарь.
. «Да разве можно собирать слова? - спросите вы. - Какой в этом толк? Слова - не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь». И, правда, слова в лесу не растут. Они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают...
. Жил на нашей Земле человек, свою жизнь посвятивший словам. Он собирал их всю свою жизнь. Его имя - Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович был талантливым и трудолюбивым человеком. Он автор «Толкового словаря». Этот словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке - всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.
. Учиться Володю отдали в Морской кадетский корпус, там у него впервые появился интерес к языку - он составил словарь кадетских жаргонов из 34 слов. Из Морского кадетского корпуса он был выпущен мичманом и отправлен на службу в Николаев.
Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».
- То есть как замолаживает? - переспросил Даль. - Вот ведь русское слово, а непонятно.
Ямщик стал объяснять:
- Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.
Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».
. В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать».
И сегодня мы познакомимся с творчеством великого Владимира Даля,узнаем .какие словари существуют, а также поучаствуем в викторине ,посвящённой словарям.
3.Работа с презентацией о Владимире Ивановиче Дале,а также просмотр видео.
4.Игра «Таблица умножения»
Учитель:Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.
Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.
Ведущий произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.
- Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).
- Волга Дону пошире, дважды два (четыре).
- Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).
- Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).
- На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).
- Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).
- Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).
5.Игра «Назови русское слово»
Учитель:. Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами:
Ведущий называет слова Даля, а ребята пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.
Водомет (фонтан)
Стояк (пьедестал)
Насылка (адрес)
Светило (природа)
Носохватка (пенсне)
Самотник или себятник (эгоист)
Небозем (горизонт)
Колоземица (атмосфера)
Ловкосилие (гимнастика)
Мокроступы (галоши)
Тихогром (фртепьяно)
Тождеслово (синоним)
Навесец (абажур)
Хорошуха (кокетка)
Желтосливник (абрикос)
Своеручник (автограф)
Денник (газета)
Свечник (канделябр)
Рожекорча (гримаса)
6.Работа с презентацией «Виды словарей»
-А какие виды словарей вы знаете?
7.Викторина по видам словарей.
-Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
Учитель: «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки» - (Фразеологический словарь)
1 конкурс. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят …
- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)
Учитель: «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром» - (Словарь иностранных слов)
2конкурс. Заменить словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Учитель: «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкизова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур» - (Толковый словарь)
Учитель: «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами» - (Словарь синонимов)
3конкурс:
Подберите синонимы к слову «ПРОМЕЖУТОК»:
Простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ………………….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ……………….
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ………………..
После уроков непременно
Нужна ребятам ………………
8.Викторина по русскому языку
Конкурс 1- Слайд 2.
«Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
- Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
- Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
- Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
- Обвершка строения или крыша (Кровля)
- Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
- Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
- Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
- Куча, толпа насекомых (Рой)
- Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10.Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)
Конкурс 2 -слайд3 «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1. «Глаз» автомобиля (фара)
2. «Свежезамороженный» дождь (град)
3. «Слово» регулировщика (свист)
4. Родной или крестный (папа)
5. Шляпка на ножке (гриб)
6. Лесной барабанщик (дятел)
7. Собачья радость (кость)
8. Такса, а не собака (плата)
9. Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)
Конкурс 3-слайд4
«Почему не говорят?» У игры «Почему не говорят?» есть интересная предыстория. У нее была игра-предшественница с нестрогими правилами. Мы знаем о ней из юмористического рассказа Тэффи «Взамен политики». Дело происходит в начале прошлого века. Сын-третьеклассник, вернувшись из гимназии, начинает спрашивать: «Скажите, отчего гимн-азия, а не гимн – африка? Отчего кот-лета, а не кошка- зима? Отчего бело – курый, а не черно-петушиный?» вначале все домашние в недоумении, но затем в игру включается сестра: «Отчего вино-вата, а не пиво-хлопок?» за ней мама тоже пытается что-то придумать. Весь день горничная носит по дому записки: «Отчего обни- мать, а не обни-отец?», «Отчего руб-ашка, а не девяносто копеек – ашка?» кончается дело тем, что сам отец семейства, отставной капитан, не выдерживает и среди ночи стучится в дверь к жильцу: «Я придумал: отчего чер-нила, а не чер-какой-нибудь другой реки?»
Не у всех получается играть в «Почему не говорят». И поэтому я задам вам вопрос на внимательность: почему не говорят собака зимы? (Потому что говорят: кот-лета) (Морей толпы – рек/орды; морей верблюды – рек/лама, мяч рая - шар/ада, оценка рая – балл/ада)
Конкурс 4 -слайд 5.
« Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:
- Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА
- Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА
- Уберите горячее – останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ
- Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
- Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.
Конкурс 5- слайд 6. Вспомните пословицы, в которых употребляются какие-либо цифры.
Конкурс 6- слайд 7. Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм:
спустя рукава, засучив рукава
потерял голову сломя голову
развесил уши повесил нос
прикусить язык, строить глазки, не в своей тарелке, развесить уши, море по колено, чёрная кошка пробежала, вешать лапшу на уши, кусать локти, в рот воды набрать, клевать носом.
9.Подведение итогов.
Учитель: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля, - человека, который собирал слова.
Прошло уже немало лет,
И много нами пережито.
Однако помнит ещё свет,
Что и не может быть забыто.
И 210 лет назад
Холодным утром ноября,
Под жёлтый, сильный листопад
Рождён создатель словаря!
Историк, врач, писатель- Гений!
Своим талантом поразил.
А сколько ярких впечатлений
О русском мире подарил.
Нам не забыть ни дивных сказок,
Ни словаря его мораль.
И с благодарностью мы скажем:
«Мы помним вас Владимир Даль!»
Всем спасибо!До новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Культура речи"
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Культура речи" Цели: профилактика проблемы в речи слов-паразитов, бра...
Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"
Презентация содержит материал о жизни и деятельности знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....
Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Культура речи"
Материал может быть использован классным руководителем для внеклассной работы в 7 - 10 классах...
Внеклассное мероприятия по теме «Культура речи»
Внеклассное мероприятия по теме «Культура речи». Лексическая игра «Слово не воробей»....
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.
Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....
Русской речи Государь по прозванию Словарь
Проект способствовал формированиею компетентностей: в сфере самостоятельной деятельности, в информационной, в социально-трудовой, в сфере культурно-досуговой....