Презентация к уроку "Обособление уточняющих членов предложения". 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Разработка урока и презентация по теме "Обособление уточняющих членов предложения". 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обособление уточняющих членов предложения»
(1 слайд)
1 этап. Актуализация знаний 5 мин.
У: Прочитайте предложенные значения однокоренных слов. Как вы думаете, какие из них отражают тему сегодняшнего урока?
Учитель: Запишите тему нашего занятия. С какими понятиями вы уже знакомы?
Уч-ся: обособление, члены предложения.
У: Что называется обособлением? Какие обособленные члены предложения вам уже известны?
Уч-ся: Обособление – это выделение запятыми (тире) на письме части высказывания. Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
У: Что значит уточнить? ( Конкретизировать, сделать более понятным)
В словаре читаем: «Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому» (2 слайд)
2 этап. Постановка проблемы и новые знания
Рассмотрим предложение:
3 слайд. Впереди, на том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы.
Какое понятие является уточняемым? (Впереди) Назовите уточняющий член предложения. От уточняемого понятия всегда можно задать вопрос: когда именно, где именно, что именно, какой именно. Запишите предложение, подчеркните и подпишите уточняемый и уточняющий члены предложения.
У: Как вы считаете, что можно уточнить? (Место, время, признак)
Давайте попробуем в этом убедиться, обратившись к примерам:
4 слайд:
Вверху, над вершинами дубов, собирались облака. (Место)
Мы отправились и бродили долго, до вечера. (Время)
Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. (Образ действия)
Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката, снег. (Признак)
Слайд 5
Выводы: 1. Чаще всего в роли уточняющих выступают обстоятельства места и времени.
2. Уточняющие члены предложения могут стоять в середине или в конце предложения и могут быть выражены словом или словосочетанием.
3. Уточняющие члены предложения обособляются.
4. Уточняющие члены предложения всегда являются тем же членом предложения, что и уточняемое ими понятие. (Место не может уточнять время и наоборот).
Слайд 6
Встретимся завтра, в театре, возле кассы.
У: Допущена ли пунктуационная ошибка в данном предложении?
Дети расположились на поляне между кустами.
У: Есть ли пунктуационная ошибка в этом предложении?
Возможны оба варианта. Прокомментируем их.
Слайд 7 1) Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет).
2) Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне).
Вывод: в зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или не рассматриваться как уточняющие.
У: К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей, обозначающие местонахождение поселков, деревень, улиц, а также указания в адресах.
Слайд 8 В Санкт-Петербурге, в Пушкинском районе, на Софийском бульваре, в школе №403, расположен музей «Бухендвальдский набат».
Слайд 9 Моя школа находится по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, улица Раумская, дом 9.
Задание:
Запишите свой адрес, подчеркните обособленные уточняющие обстоятельства.
3 этап. Этап закрепления знаний:
- Устное выполнение упр. 388
Слайд 10
- Работа с текстом.
- Чтение текста уч-ся.
Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина (выдержка из книги «Дорога в космос»)
1)Наступал заключительный этап полёта, более ответственный, - возвращение на Землю. 2) В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. 3) Оно сработало отлично, в заданное время. 4) Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. 5) Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. 6) Но в кабине было всего около 20 градусов тепла. 7) Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. 8) Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». 9) Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось. 10) Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. 11) От избытка счастья я громко запел любимую песню: «Родина слышит, Родина знает…»
12) Высота полёта всё время уменьшалась. 13) Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. 14) Внизу блеснула лента Волги. 15) Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. 16) Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали… 17) В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка.
18) Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. 19) Пошёл к ним. 20) Они направились навстречу. 21) Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. 22) Я ведь всё еще был в своём ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. 23) Ничего подобного они ещё не видели.
24) – Свои, товарищи, свои,- ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. 25) Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
26) – Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
27) – Представьте себе, да, - сказал я.
28) – Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
29) В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. 30) Все были для меня близкими и родными.
Слайды 11-12
Вопросы по содержанию:
- Какие чувства испытывал Юрий Гагарин во время спуска корабля и приземления на Землю? (Дайте развёрнутый ответ, обратившись к предложенному тексту) Беспокойство, волнение, радость, счастье.
- Почему жена лесника сначала не поверила, что перед ней космонавт? (Она впервые видела настоящего космонавта в скафандре)
Выполнение тестовых заданий (в тетради)
- Среди предложений 14-16 найдите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
- Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».
- Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-) подчиняется правилу «В наречии пишется столько же –Н-, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
- Замените в предложении 18 словосочетание «с любопытством наблюдавших», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую основу предложения 30.
- Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с обособленным уточняющим членом предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
- Среди предложений 16-18 найдите простое предложение, осложнённое обособленными обстоятельством и обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 24-28 найдите предложение с обращением. Выпишите обращение.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
- Среди предложений 15-17 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите обобщающее слово.
Слайд 13 Ответы:
1)16
2) обеспокоившее
3) уверенно
4) любопытно наблюдавших
5) все были близкими и родными
6) 1,3
7) 18
8) товарищи
9) 2
10) всё
4 этап Рефлексия-проверка
Слайды 14-17
Слайд 18
Домашнее задание:
- Сочинение на лингвистическую тему «Роль уточняющих членов предложения в речи»
- Сочинение-рассуждение «Важно ли сегодня продолжать изучение космоса?»
Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина (выдержка из книги «Дорога в космос»):
1)Наступал заключительный этап полёта, более ответственный, - возвращение на Землю. 2) В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. 3) Оно сработало отлично, в заданное время. 4) Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. 5) Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. 6) Но в кабине было всего около 20 градусов тепла.
7) Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. 8) Корабль начало вращать,
и я сообщил об этом «Земле». 9) Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось. 10) Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления.
11) От избытка счастья я громко запел любимую песню: «Родина слышит, Родина знает…»
12) Высота полёта всё время уменьшалась. 13) Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. 14) Внизу блеснула лента Волги. 15) Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. 16) Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого,
как кубики, громоздились вдали… 17) В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле колхоза «Ленинский путь»
юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка.
18) Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и
с любопытством наблюдавших за мной. 19) Пошёл к ним. 20) Они направились навстречу. 21) Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. 22) Я ведь всё еще был в своём ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. 23) Ничего подобного они ещё не видели.
24) – Свои, товарищи, свои,- ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. 25) Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
26) – Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
27) – Представьте себе, да, - сказал я.
28) – Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
29) В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. 30) Все были для меня близкими и родными.
Выполнените тестовые задания (в тетради):
1. Среди предложений 14-16 найдите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
2. Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».
3. Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-) подчиняется правилу «В наречии пишется столько же –Н-, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
4. Замените в предложении 18 словосочетание «с любопытством наблюдавших», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
6. Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с обособленным уточняющим членом предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
7. Среди предложений 16-18 найдите простое предложение, осложнённое обособленными обстоятельством и обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 24-28 найдите предложение с обращением. Выпишите обращение.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений 15-17 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите обобщающее слово.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обособление уточняющих членов предложения
Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому
Впереди , на том берегу туманного моря , виднелись лесистые холмы.
1) Вверху , над вершинами дубов , собирались облака. 2) Мы отправились и бродили долго, до вечера . 3) Он наивно, по-детски , вытер пальцами глаза. 4) Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката , снег.
Выводы : Уточняющие члены предложения : 1) могут быть выражены словом или словосочетанием; 2) обособляются запятыми, реже тире; 3) являются тем же членом предложения, что и уточняемое ими понятие.
1. Встретимся завтра, в театре, возле кассы . 2. Дети расположились на поляне между кустами.
1 ) Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет ) . 2 ) Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне) .
В Санкт-Петербурге, в Пушкинском районе, на Софийском бульваре, в школе №403, расположен музей « Бухенвальдский набат» .
Моя школа находится по адресу: Санкт-Петербург , Колпинский район , улица Раумская , дом 9.
Работа с текстом ?
Какие чувства испытывал Юрий Гагарин во время спуска корабля и приземления на Землю?
Почему жена лесника сначала не поверила, что перед ней космонавт?
Ответы 1)16 2) обеспокоившее 3) уверенно 4) любопытно наблюдавших 5) все были близкими и родными 6) 1,3 7) 18 8) товарищи 9 ) 2 10 ) всё
Мой результат 10 из 10
9-8
6-7
5 и меньше
Домашнее задание: Сочинение на лингвистическую тему «Роль уточняющих членов предложения в речи» 2. Сочинение-рассуждение «Важно ли сегодня продолжать изучение космоса?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "уточняющие члены предложения . заключительный урок"
Данная презентация поможет провести обобщительно- повторяющий урок на тему "Уточняющие члены предложения"...
Презентация по теме "Уточняющие члены предложения"
Презентация поможет провести урок по теме "Уточняющие члены предложения"...
Презентация к уроку по русскому языку: "Обособление уточняющих членов предложения" 8 класс
презентация...
Презентация по русскому языку "Уточняющие члены предложения" (8 класс)
В презентации кратко и понятно объясняется тема "Уточняющие члены предложения"...
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены. Смысловые и интонационные особенности уточняющих членов предложения.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....