Презентация к уроку "Обособление уточняющих членов предложения". 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Разработка урока и презентация по теме "Обособление уточняющих членов предложения". 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обособление уточняющих членов предложения»

(1 слайд)

1 этап. Актуализация знаний    5 мин.

У:  Прочитайте предложенные значения однокоренных слов. Как вы думаете, какие из них отражают тему сегодняшнего урока?

Учитель: Запишите тему нашего занятия. С какими понятиями вы уже знакомы?

Уч-ся: обособление, члены предложения.

У: Что называется обособлением? Какие обособленные члены предложения вам уже известны?

Уч-ся: Обособление – это выделение запятыми (тире) на письме части высказывания. Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

У: Что значит уточнить? ( Конкретизировать, сделать более понятным)

В словаре читаем: «Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому»  (2 слайд)

2 этап. Постановка проблемы и новые знания  

Рассмотрим предложение:

 3 слайд.  Впереди, на том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы.

Какое понятие является уточняемым? (Впереди) Назовите уточняющий член предложения. От уточняемого понятия всегда можно задать вопрос: когда именно, где именно, что именно, какой именно. Запишите предложение, подчеркните и подпишите уточняемый и уточняющий члены предложения.

У: Как вы считаете, что можно уточнить? (Место, время, признак)

Давайте попробуем в этом убедиться, обратившись к примерам:

4 слайд:

Вверху, над вершинами дубов, собирались облака. (Место)

Мы отправились и бродили долго, до вечера. (Время)

Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. (Образ действия)

Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката, снег. (Признак)

  Слайд 5

Выводы:    1. Чаще всего в роли уточняющих выступают обстоятельства места и времени.

                2. Уточняющие члены предложения могут стоять в середине или в конце предложения и могут быть выражены  словом или словосочетанием.

                3. Уточняющие члены предложения  обособляются.

                4. Уточняющие члены предложения всегда являются тем же членом предложения, что и уточняемое ими понятие. (Место не может уточнять время и наоборот).

Слайд 6   

Встретимся завтра, в театре, возле кассы.  

  У: Допущена ли пунктуационная ошибка в данном предложении?         

Дети расположились на поляне между кустами.

  У: Есть ли пунктуационная ошибка в этом предложении?        

Возможны оба варианта. Прокомментируем их.

Слайд 7  1) Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет).

                   2) Дети расположились на поляне,  между кустами  (кусты находятся на самой поляне).

Вывод: в зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или не рассматриваться как уточняющие.

    У: К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей, обозначающие местонахождение поселков, деревень, улиц, а также указания в адресах.

Слайд 8  В Санкт-Петербурге, в Пушкинском районе,  на Софийском бульваре, в школе №403, расположен  музей «Бухендвальдский набат».

Слайд 9  Моя школа находится по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, улица Раумская, дом 9.

Задание:

Запишите свой адрес, подчеркните обособленные уточняющие обстоятельства.

3 этап. Этап закрепления знаний:

  1. Устное выполнение упр. 388        

Слайд 10

  1. Работа с текстом.

  1. Чтение текста уч-ся.

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина (выдержка из книги «Дорога в космос»)

1)Наступал заключительный этап полёта, более ответственный, - возвращение на Землю. 2) В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. 3) Оно сработало отлично, в заданное время. 4) Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. 5) Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. 6) Но в кабине было всего около 20 градусов тепла. 7) Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. 8) Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». 9) Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось.  10) Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. 11) От избытка счастья я громко запел любимую песню: «Родина слышит, Родина знает…»

     12) Высота полёта всё время уменьшалась. 13) Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. 14) Внизу блеснула лента Волги. 15) Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. 16) Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали… 17) В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка.

    18) Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. 19) Пошёл к ним.  20) Они направились навстречу. 21) Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. 22) Я ведь всё еще был в своём ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. 23) Ничего подобного они ещё не видели.

24) – Свои, товарищи, свои,- ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. 25) Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.

26) – Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.

27) – Представьте себе, да, - сказал я.

28) – Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.

29) В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. 30) Все были для меня близкими и родными.

Слайды 11-12

Вопросы по содержанию:

  1. Какие чувства испытывал Юрий Гагарин во время спуска корабля и приземления на Землю? (Дайте развёрнутый ответ, обратившись к предложенному тексту) Беспокойство, волнение, радость, счастье.
  2. Почему жена лесника сначала не поверила, что перед ней космонавт? (Она впервые видела настоящего космонавта в скафандре)

      Выполнение тестовых заданий (в тетради)

  1. Среди предложений  14-16 найдите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
  2. Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки  в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».
  3. Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-)  подчиняется правилу «В наречии пишется столько же –Н-, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».
  4. Замените в предложении 18 словосочетание «с любопытством наблюдавших», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
  5. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
  6. Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с обособленным уточняющим членом предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
  7. Среди предложений  16-18  найдите простое предложение, осложнённое обособленными обстоятельством и  обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
  8. Среди предложений 24-28 найдите предложение с обращением. Выпишите обращение.
  9. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
  10. Среди предложений  15-17  найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите обобщающее слово.

Слайд 13           Ответы:

             1)16

             2) обеспокоившее

             3) уверенно

             4) любопытно наблюдавших

             5) все были близкими и родными

             6) 1,3

             7) 18

              8) товарищи

              9) 2

              10) всё

4 этап  Рефлексия-проверка

Слайды 14-17

Слайд 18

Домашнее задание:

  1. Сочинение на лингвистическую тему «Роль уточняющих членов предложения в речи»
  2. Сочинение-рассуждение «Важно ли сегодня продолжать изучение космоса?»

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина (выдержка из книги «Дорога в космос»):

   1)Наступал заключительный этап полёта, более ответственный, - возвращение на Землю. 2) В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. 3) Оно сработало отлично, в заданное время. 4) Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. 5) Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. 6) Но в кабине было всего около 20 градусов тепла.

7) Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. 8) Корабль начало вращать,

и я сообщил об этом «Земле». 9) Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось.  10) Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления.

 11) От избытка счастья я громко запел любимую песню: «Родина слышит, Родина знает…»

    12) Высота полёта всё время уменьшалась. 13) Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке. 14) Внизу блеснула лента Волги. 15) Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. 16) Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого,

как кубики, громоздились вдали… 17) В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле колхоза «Ленинский путь»

юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка.

    18) Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и

 с любопытством наблюдавших за мной. 19) Пошёл к ним.  20) Они направились навстречу. 21) Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. 22) Я ведь всё еще был в своём ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. 23) Ничего подобного они ещё не видели.

    24) – Свои, товарищи, свои,- ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем. 25) Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.

26) – Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.

27) – Представьте себе, да, - сказал я.

28) – Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.

29) В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. 30) Все были для меня близкими и родными.

Выполнените тестовые задания (в тетради):

1.        Среди предложений  14-16 найдите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

2.        Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки  в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».

3.        Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-)  подчиняется правилу «В наречии пишется столько же –Н-, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

4.        Замените в предложении 18 словосочетание «с любопытством наблюдавших», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5.        Выпишите грамматическую основу предложения 30.

6.        Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с обособленным уточняющим членом предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

7.        Среди предложений  16-18  найдите простое предложение, осложнённое обособленными обстоятельством и  обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

8.        Среди предложений 24-28 найдите предложение с обращением. Выпишите обращение.

9.        Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

10.        Среди предложений  15-17  найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите обобщающее слово.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обособление уточняющих членов предложения

Слайд 3

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому

Слайд 4

Впереди , на том берегу туманного моря , виднелись лесистые холмы.

Слайд 5

1) Вверху , над вершинами дубов , собирались облака. 2) Мы отправились и бродили долго, до вечера . 3) Он наивно, по-детски , вытер пальцами глаза. 4) Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката , снег.

Слайд 6

Выводы : Уточняющие члены предложения : 1) могут быть выражены словом или словосочетанием; 2) обособляются запятыми, реже тире; 3) являются тем же членом предложения, что и уточняемое ими понятие.

Слайд 7

1. Встретимся завтра, в театре, возле кассы . 2. Дети расположились на поляне между кустами.

Слайд 8

1 ) Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет ) . 2 ) Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне) .

Слайд 9

В Санкт-Петербурге, в Пушкинском районе, на Софийском бульваре, в школе №403, расположен музей « Бухенвальдский набат» .

Слайд 10

Моя школа находится по адресу: Санкт-Петербург , Колпинский район , улица Раумская , дом 9.

Слайд 11

Работа с текстом ?

Слайд 12

Какие чувства испытывал Юрий Гагарин во время спуска корабля и приземления на Землю?

Слайд 13

Почему жена лесника сначала не поверила, что перед ней космонавт?

Слайд 14

Ответы 1)16 2) обеспокоившее 3) уверенно 4) любопытно наблюдавших 5) все были близкими и родными 6) 1,3 7) 18 8) товарищи 9 ) 2 10 ) всё

Слайд 15

Мой результат 10 из 10

Слайд 16

9-8

Слайд 17

6-7

Слайд 18

5 и меньше

Слайд 19

Домашнее задание: Сочинение на лингвистическую тему «Роль уточняющих членов предложения в речи» 2. Сочинение-рассуждение «Важно ли сегодня продолжать изучение космоса?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "уточняющие члены предложения . заключительный урок"

Данная презентация поможет провести обобщительно- повторяющий урок на тему "Уточняющие члены предложения"...

Презентация по теме "Уточняющие члены предложения"

Презентация поможет провести урок по теме "Уточняющие члены предложения"...

Презентация по русскому языку "Уточняющие члены предложения" (8 класс)

В презентации кратко и понятно объясняется тема  "Уточняющие члены предложения"...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....