Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Эти материалы разработаны к урокам русского языка в 11 классе по темам:
"Однородные и неоднородные определения", "Знаки препинания при однородных членах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗП в предложениях с однородными членами | 41.16 КБ |
Однородные и неоднородные определения | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
1.Тема урока: Знаки препинания при обособленных членах предложения.
2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.
3. 11 Класс.
4. Урок изучения нового материала.
5. Урок исследование.
6. Цели урока:
Деятельностная цель: изучить понятие «обособленные члены предложения», условие постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.
Содержательная цель: совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания при обособленных членах предложения, формировать умения применять правило в письменной речи.
7. Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Обособленные члены предложения», межпредметная связь с уроком литературы.
9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
1.Тема урока: ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.
3. 11 Класс.
4. Урок изучения нового материала.
5. Урок исследование.
6. Цели урока:
Деятельностная цель: расширить и углубить знания об однородных и неоднородных определениях и приложениях.
Содержательная цель: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных и неоднородных определениях и приложениях на письме.
7. Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Определение», «Знаки препинания при однородных членах предложения», межпредметная связь с уроком литературы.
9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Этап урока, хронометраж этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Организационный момент (1-2 минуты) | Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения. Сегодня добрый день, потому что… Сегодня добрый день, поэтому… Сегодня добрый день, значит… Давайте запишем дату нашего доброго дня. | (Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы) Сегодня добрый день, потому что на улице хорошая погода. Сегодня добрый день, поэтому у меня хорошее настроение. Сегодня добрый день, значит, у меня все получится. (Записывают в тетрадях число и «классная работа») | Личностные, коммуникативные | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут) 3. Актуализация знаний (5 минут) | Урок мы начнём с орфоэпической пятиминутки. (На слайде представлен тест, учащимся нужно занести варианты правильных ответов себе в тетрадь, после выполнения теста ученики проверяют тест по эталону, выведенному на слайде и ставят себе оценки) В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1 1) ПридАное; 2) сливОвый; 3) опОшлят; 4) надОлго. 2 1) ДОнизу; 2) занятА; 3) средствА; 4) прИнял. 3 1) БантЫ; 2) кренИтся; 3) еретИк; 4) некролОг. 4 1) ПОнял; 2) озлОбить; 3) ждАла; 4) партЕр. 5 1) ВрУчит; 2) кОнусов; 3) поднЯв; 4) послАла. 6 1) НачАвшись; 2) облЕгчить; 3) корЫсть; 4) щавЕль. 7 1) ИсключАт; 2) бухгАлтеров; 3) кровоточАщий; 4) позвОнишь. 8 1) НОгтя; 2) пОнявший; 3) агЕнт; 4) добралАсь. 9 1) Иксы; 2) вероисповЕдание; 3) нАчали; 4) черпАть. 10 1) АлфавИт; 2) дозИровать; 3) зАнятый; 4) зАвидно. Для того, чтобы изучать сегодняшнюю тему урока, нам нужно вспомнить: вспомним, какие члены предложения называются однородными? Какие знаки препинания ставятся между ними? Приведите примеры предложений с однородными членами предложения. (на слайде) Прочитайте предложения. Найдите определения. Какие признаки они называют? Как характеризуют предмет? Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Правильно, запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. А наша задача сегодня – вспомнить, в какие определения являются однородными, а какие неоднородными; сформировать навыки и потренироваться. | Ответы на тест: 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 3 5 – 1 6 – 2 7 – 4 8 – 2 9 – 4 10 – 4 Однородные члены: 1)относятся к одному и тому же слову; 2)отвечают на один и тот же вопрос; 3)имеют сочинительной связью; 4)характеризуются перечислительной интонацией. Запятые. (приводят примеры) В предложении: Высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит в том, чтобы слиться с наукой (Д. Писарев) определения высшая, прекраснейшая, самая человеческая/задача/ характеризуют предмет с одной стороны, усиливая, подчёркивая положительные свойства предмета. Это однородные определения. В предложении: С моря дул влажный холодный ветер (М.Горький) определения характеризуют предмет с разных сторон (влажность и температура ветра). Это неоднородные определения. Тема сегодняшнего урока – однородные и неоднородные определения. | Коммуникативные, регулятивные, познавательные | |
4. Изучение нового материала (15 минут) | Изучение темы «Однородные и неоднородные определения» сложно и требует достаточного внимания. От умения определять однородные и неоднородные определения зависит не только пунктуационная грамотность, но и правильное понимание анализируемого текста, интонации в устной речи и в конечном счёте удачное, стилистически оправданное употребление определений в речи. Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится. Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и). Пример: Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары. Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения: Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным). Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении. Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:
Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.
Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.
Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».
Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.
Круглые, рыбьи глаза.
Радостное, праздничное, лучезарное настроение.
Чёрные, гладко причёсанные волосы. Обратите внимание! а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы); б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);
Волосы чёрные, причёсанные.
Нормальное, мирное сосуществование государств – нормальное, то есть мирное сосуществование государств. Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если они:
большой каменный дом – «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; белые круглые облака – «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; пузатое ореховое бюро – «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым; чаще выражаются:
Мой старый дом.
Большой каменный дом.
Запущенный фруктовый сад.
Авторские черновые наброски.
Ср.: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами. | (записывают правила и условия разграничения однородных и неоднородных определений) | Коммуникативные, регулятивные, познавательные | |
4. Закрепление изученного материала (15 минут) | Выполним первое упражнение, выходя по одному по цепочке к доске. Вам нужно записать предложение, определить, какие в нем определения (однородные или неоднородные), расставить знаки препинания. 1. После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2. Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3. В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4. Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6. И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7. Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11. Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12. У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13. Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14. Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15. Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16. Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький). После этого упражнения класс делится на две группы (на более сильных учеников и более слабых). Первой группе дается творческое задание, которое выводится на экран проектора. Второй группе задания на карточках. Упражнение на карточках. Выписать номера предложений с однородными определениями, знаки препинания в предложении не проставлены. Карточка №1. 1.Он легко справлялся с трудными математическими задачами. 2.Незатейливая деревянная резьба наличников привлекала его внимание. 3.Собака смотрела на зловещий красный диск луны. 4.Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде. 5.По каменной белой ограде разросся плющ. 6.Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая. 7.Вечернее бледное море лежало спокойно. 8.Снова потянулись длинные однообразные дни. 9.Весёлые синие облака плыли над деревней. 10.День стоял туманный безветренный. Карточка №2. 1.На поляне росли большие красные маки. 2.Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов. 3.Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по стене. 4.Свежий морской ветер принёс прохладу. 5.Шёл тяжёлый затяжной дождь. 6.Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место. 7.Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей. 8.Летние московские вечера бесконечны. 9.Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой. 10. По тёмной пыльной дороге бежала собака. (Карточка №1: 3, 4, 6, 8, 10) ( Карточка №2: 2, 3, 5, 6, 10) Упражнение творческого характера. Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные и неоднородные определения, расставив недостающие знаки препинания. На слайде: …поля …леса, несущие людям …,- наше национальное богатство. Домик доктора был… но очень … и чисто убранный. Прочитайте переработанный текст. У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему? Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. | 1.На долгую будничную жизнь (неоднородные определения; ср.: будничная жизнь была долгой). 2. В этом лунном пронзительном луче (неоднородные определения выражены местоимением, относительным и качественным прилагательными; ср.: лунный луч был пронзительным). 3. Длинные, загороженные каменными, массивными заборами улицы с густыми, прекрасными деревьями (длинные, загороженные заборами улицы – однородные определения; на втором месте – причастный оборот; каменными, массивными заборами – однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «каменные, а потому и массивные»; с густыми, прекрасными деревьями – однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «густые, а потому и прекрасные»). 4. Отважные рыбачьи лодки (неоднородные определения выражены качественным и притяжательным прилагательными; ср.: рыбачьи лодки были отважными). 5. Омытый дождями молодой месяц (неоднородные определения; причастный оборот на первом месте; ср.: молодой месяц был омыт дождями). 6. Дождь поспешный, молодой (однородные определения стоят после определяемого слова). 7. Все свои новые, масонские мысли (все свои новые – неоднородные определения выражены местоимениями и качественным прилагательным; новые, масонские – однородные определения, выраженные качественным и относительным прилагательными; в данном контексте являются синонимами). 8. Вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (неоднородные определения выражены причастным оборотом на первом месте, качественным и относительным прилагательными). 9. Полураскрытый маленький рот (неоднородные определения; ср.: маленький рот был полураскрыт). 10. Маленькое складное кругленькое зеркальце (неоднородные определения; ср.: кругленькое зеркальце было складным; складное зеркальце было маленьким). 11. Усталые, измокшие под дождём вахтенные матросы (усталые, измокшие под дождём однородные определения; на втором месте – причастный оборот; измокшие под дождём вахтенные матросы – неоднородные определения; ср.: вахтенные матросы измокли под дождём). 12. Старичок, запачканный, мешковатый, неловкий, странный донельзя (однородные определения стоят после определяемого слова<). 13. В остроконечных соломенных шапках (неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон – форма и материал; ср.: соломенные шапки были остроконечными). 14. Холодный, металлический свет (однородные определения в данном контексте являются синонимами). 15. Боязливая, рабская нота (однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «боязливые, а потому и рабские»). 16. Свинцовые, погасшие глаза (однородные определения – эпитеты: оба прилагательных употреблены в переносных значениях). (Выполняют упражнения, отвечают на вопросы учителя) | Коммуникативные, регулятивные, познавательные | |
4.Подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании (3 минут) | Ребята, устно приведите примеры предложений с однородными определениями, а потом с неоднородными. Ребята, как вы сами оцениваете, насколько хорошо усвоена вами наша новая тема? Как вы думаете, эта тема важна для вас в дальнейшем? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: решить третий тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/. | (приводят примеры) (Записывают домашнее задание в дневник) | Личностные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"
Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения
Рабочий лист по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"...