Формирование УУД при подготовке выпускников к ГИА
статья по русскому языку (11 класс)

Шишкина Алена Викторовна

Статья содержит практические советы и рекомендации для эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, используемые автором в течение нескольких лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД при подготовке выпускников к ГИА

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Говоря о формировании УУД, следует выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Формирование  всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на  каждом этапе при  использовании  различных педагогических технологий.

Я хотела бы представить опыт реализации личностно-ориентированного обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Как известно, под ним понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.   Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " педагог — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Традиционная система уроков в среднем и старшем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, поэтому необходимо организовать обучение таким образом, чтобы совместить традиционные формы и материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам. Опыт работы показывает, что необходима систематическая работа с учащимися на уроках, начиная с 5 класса. Однако в силу множества причин (недостаток времени на уроках, низкая мотивация учащихся, несформированность умений и навыков, низкий уровень способностей, и т.д.) к началу обучения в старшей ступени можно констатировать факт, что учащимся необходимы дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Не секрет, что для индивидуальных занятий с учителем, дополнительных занятий с репетитором при подготовке к экзаменам возможностей немного. Причем уровень знаний старшеклассников разный. Одним из путей решения проблемы стало ведение в 10-11 классах элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация», а также проведение консультаций, на которых организуется деятельность учащихся по преодолению индивидуальных затруднений. Целью этих занятий является создание благоприятных условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

Для достижения цели ставлю следующие задачи: 1. Предоставить возможность обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из их образовательных способностей; 2. Отобрать содержание образования, формы и способы образовательной деятельности, оптимальные для каждого учащегося; 3. Содействовать обучающимся в овладении навыками самостоятельной работы, организации своей деятельности. 4. Ликвидировать пробелы в знаниях. 5. Углубить знания по русскому языку.

Занятия на элективном курсе и консультациях начинаются после проведения диагностических обследований. Чаще всего материалами для диагностики являются реальные тесты ЕГЭ по русскому языку за предыдущий учебный год. Механизм диагностики прост: ученик выполняет 26 заданий, выявляет пробелы по предмету, вместе с учителем составляется индивидуальный маршрут. В ходе дальнейшей самостоятельной или совместной работы осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывающий его возможности и способности. С целью выявления динамики развития такую работу провожу 1 раз в четверть. По результатам занятий, а также пробных работ ученики заполняют свои таблицы.

Каждый обучающийся для занятий обеспечивается определенным набором учебных пособий и адресами сайтов, на которых он самостоятельно может заниматься при затруднениях в выполнении заданий, а также в течение 2х лет в сети Интернет на официальных сайтах знакомится с нововведениями и изменениями в материалах ЕГЭ. Выполнение тренировочных заданий из пособия «36 вариантов ЕГЭ» под редакцией Цыбулько идет самостоятельно и в индивидуальном темпе (но за неделю надо выполнить минимум 2 варианта), поэтому на консультацию обучающийся приходит с вопросами и вместе с учителем рассматривает те задания, в которых были допущены ошибки. Учитель, консультируя, еще раз находит и обсуждает те пробелы в знаниях, которые необходимо устранить.

Далее работа, работа и  еще раз работа над «западающими» заданиями, до тех пор пока не будет результата. Индивидуальные таблицы  помещаются в папки. В эти же папки ребята по каждому вопросу ЕГЭ вкладывают раздаточный теоретический материал, с которым работали на уроках. В течение всего 11 класса отслеживаю уровень подготовки класса к ЕГЭ по результатам школьной диагностической работы и репетиционного тестирования, выявляю проблемы и далее выстраиваю занятия таким образом, чтобы повторить теорию и алгоритм выполнения «западающих» заданий.

Затруднения при подготовке чаще вызывают те задания, которые не изучаются в курсе русского языка отдельными разделами или темами (как, например, орфографические и пунктуационные правила, морфология и т.д.), а размещены в различных разделах как дополнение или сведения, которые необходимо принять во внимание, например, орфоэпические нормы, грамматические, лексические нормы. Учащимся для решения таких затруднений (при условии повторения, а где необходимо, и глубокого изучения и исследования теоретического материала) предлагаю несколько вариантов решения:

1. В орфоэпии - орфоэпический минимум слов с ударениями (в нынешней демоверсии он дан как приложение) в течение 2х лет дополняется каждым учащимся индивидуально и такой же список слов, но уже без ударений, который время от времени необходимо зачитывать, чтобы запомнить произношение слов, самые трудные случаи произношения предлагаю рифмовать, например: разговор- договор, ремень –кремень, свёкла- Фёкла, вблизи- жалюзи, средства для детства, малярстоляр и т.д., развешивать дома распечатки наиболее трудных слов.

 2. Трудным для учащихся является задание 7, связанное с различными видами грамматических ошибок. Одним из вариантов выполнения данного задания (кроме глубокого изучения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий) в случае неуспеха является рассмотрение всех ошибочных вариантов предложений на одну грамматическую ошибку (например, ошибка «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым» рассматривается на примере не менее 15 предложений).

3. Также трудным остается задание 26, в котором нужно определить средства выразительности. При выполнении данного задания предлагаю четко представлять, какие средства из перечисленных в задании являются тропами, а какие – фигурами речи (в некоторых вариантах в формулировке задания все же уточняется, что именно надо найти, чаще называются вначале тропы, а потом фигуры речи). Такое знание дает возможность разделить средства выразительности на 2 группы, а значит, увеличивает вероятность правильного ответа при затруднении.

Особое внимание, конечно, отводится подготовке к написанию сочинения (задание 27). Знакомить учащихся с этим заданием начинаю в конце 1 полугодия 11 класса с выявления структуры текста сочинения и требований (критериев) к нему. Затруднения у учащихся вызывают, на первый взгляд, несложная структура сочинения, определение проблемы, подбор примеров из текста к проблеме и их комментарий, выявление авторской позиции, соблюдение логики сочинения. Я  предлагаю несколько вариантов (путей) написания сочинения:

1. План сочинения

2. «Скелет» сочинения (также план, но уже составленный по конкретному тексту. В нем уже названы проблема, позиция автора и все остальные части текста. По этому «скелету» учитель уже видит, насколько учащийся с точки зрения логики, фактического материала правильно проанализировал текст и составил по нему основу сочинения. После обсуждения, корректировки, уточнения материала сочинения по «скелету» уже пишется полный текст. Данная работа также помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно проверять логику своих сочинений, выявлять недостатки и устранять их.)

3. Образец сочинения (полные тексты сочинений учащихся–выпускников или наиболее удачные варианты сочинения с сайтов учителей русского языка и литературы: Захарьиной, Бенделевой, Перовой. Также сайты, рекомендованные преподавателями вузов, например сайт «Могу писать» .)

4. Подробный план сочинения с речевыми клише (план, содержащий в каждом пункте слова –клише, которые помогают на начальном этапе писать сочинение, впоследствии эти слова учащийся использовать не должен, но если он не справляется без этого (касается учащихся с низким уровнем способностей), то возможно оставить их в тексте, за такое сочинение минимальные баллы учащийся все же получит.)

Каждый из этих вариантов в той или иной мере дополняют друг друга. Первый и второй вид работы выбираются чаще учащимися, для которых написание сочинения особых проблем не составляет, после первых занятий они приступают к почти самостоятельной работе над сочинением. По образцу – для учащихся, которые привыкли следовать какому-либо примеру, образцу; четвертый - для тех, кто испытывает значительные трудности в этом виде работы. Таким образом, каждый учащийся выбирает для себя наиболее приемлемый вариант работы и путь написания сочинения.

В дальнейшем при подготовке к написанию сочинения учащиеся становятся экспертами, выполняя проверку экзаменационных сочинений (как чужих, так и своих) в соответствии с критериями, что способствует качественной подготовке к написанию сочинения.

В заключение хочется сказать, что нет единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, каждый учитель сам определяет для себя и своих учеников путь к успеху.  Считаю, что представленный мною опыт реализации личностно-ориентированного обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система подготовки специалистов физической культуры и спорта должна быть сориентирована, прежде всего, в направлении формирования информационной культуры специалистов....

Формирование комбинаторно-логического мышления выпускников школы в ходе подготовки к единому государственному экзамену

Ключевые слова:Комбинаторно-логическое мышление, подготовка к ЕГЭ, работа над задачей, область определения функции, комбинация круга и треугольникаKeywords:Kombinatorno-logic thinking, preparation for...

Обеспечение качественной подготовки выпускников 9,11 классов к ГИА, ЕГЭ. Повторение на уроках русского языка как форма подготовки к ГИА.

Успешная подготовка к ЕГЭ может и должна начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5-9 классах) и проводится на основе текстов небольшого объема.    Задан...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...