Конспект урока по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
"Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse_po_teme_frazeologizmy.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технологии проблемного обучения, технология групповой деятельности, информационно-коммуникационных технологии).
Разработала Кожевникова Ольга Викторовна. учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средней школы №30»
Дзержинск 2017г
Тема: Фразеологизмы и их употребление в речи
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: ввести новые понятия, термины; формировать устойчивую мотивацию к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты:
Предметные
- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения.
Задачи:
1.Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
2.Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая; беседа, объяснение, практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Средства обучения: ПК,; учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014. Раздаточный материал. Презентация. Выход в интернет.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Ход урока
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Записи даты в тетрадях. Рассказ учителя о незадачливом иностранном художнике, который нарисовал иллюстрацию к рассказу о том, как один студент водил за нос своего преподавателя.
Слайд № 2.
II. Актуализация знаний. Целеполагание.
- Объясните, что обозначает словосочетание «бить баклуши», можно ли его заменить синонимичным словом? (ответы учеников)
- Запишите оба предложения в тетради.
- Чем является это словосочетание в предложении? (ответы учеников)
Подчеркните в тетрадях.
Слайд 3,4
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. Фронтальный вопрос.
- 1) расширить и углубить знания о…;
- 2) учиться находить и правильно писать….;
III. Выявление затруднения.
-Объясните значения этих выражений одним словом. Фронтальный опрос.
Слайд № 5
раскинуть умом- пятое колесо в телеге- вверх тормашками- кот наплакал- бить баклуши – с минуты на минуту – с булавочную головку- | подумать лишний навзничь мало бездельничать скоро маленький |
- садиться на мель – «попадать в крайне затруднительное положение»,
- нажимать на все педали – «прилагать все усилия для достижения или выполнения чего-либо».
- Возможно ли это для всех словосочетаний?
Делаем вывод: Значения одних выражений можно заменить словом, есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению.
Слайд №6
- В чем схожесть этих словосочетаний со словом? Сначала слушаем предположения учеников. Затем выводим надписи на экран.
Слайд №7, Слайд №8
- Такие словосочетания употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Продолжите фразы:
Закадычный …
Заклятый …
-А если мы скажем: Закадычный знакомый. Заклятый вредитель. Будет ли это привычно для нас?
Это свойство сочетаний называется воспроизводимостью.
Слайд № 9
-В их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы.
Так, зная фразеологизм потупить взор, мы не вправе сказать "низко потупить взор", "еще ниже потупить взор", "потупить печальный взор».
Слайд № 10
- Замените множественное число существительных на единственное.
Делаем вывод: Каждый член сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять.
Слайд № 11
- Поменяйте местами слова в словосочетаниях. Меняется ли от этого их смысл, привычно ли нам это слышать?
Все течет, все изменяется; ни свет ни заря;кровь с молоком.
- Поменяйте местами слова в словосочетаниях : набрать в рот воды, не оставить камня на камне. В рот воды набрать; камня на камне не оставить.
Делаем вывод: Закрепленный порядок слов.
Слайд № 12
- Сформулируете отличие и сходства устойчивых сочетаний от свободных словосочетаний.
Запишите таблицу в тетради.
Словосочетания 1) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3)Любое из слов можно заменить другими словами. | Фразеологизмы 1) Слова теряют свою самостоятельность (семантическая неделимость). 2) Как и слова, используются готовыми, запоминаются (воспроизводимость). 3)В их составе нельзя заменять одно слово другим (непроницаемость). 4) Закрепленный порядок слов. 5) Грамматическая устойчивость формы из частей. |
Слайд № 13
- Сформулируйте свое определение фразеологизма.
- Посмотрите какое определение дает словарь .
- Откройте учебники прочитайте определение в учебнике.
Слайд № 14
Дается этимология слова фразеология, определение фразеология как науки.
IV. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Слайд № 15, Слайд № 16
Индивидуальная работа с карточками, с последующей взаимопроверкой в парах.
V. Новое знание.
Слайд № 17
- Сравните фразеологизмы.
VI. Первичное закрепление нового знания
Слайд № 18
- Подберите антоним к фразеологизму «засучив рукава».
Слайд № 19
Объясните значение, подберите антонимы к следующим фразеологизмам. Коллективная работа устно.
Время не ждет | Нет времени | Время терпит | Время есть |
Нестись во весь опор | Быстро передвигаться | Плестись, как черепаха | Медленно передвигаться |
VII.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Слайд № 20, Слайд № 21
-Спишите, подобрав к фразеологизмам антонимы.
Душа в душу (очень дружно, ладно)- … ,
гнуть свою линию(упрямо стоять на своих позициях) - … ,
кот наплакал - … ,
бить баклуши- … ,
трезвонить во всю ивановскую (очень громко кричать) -
Совместная проверка.
VIII. Новое знание.
Слайд № 22
-Что обозначают оба устойчивых словосочетания. Стрелянный воробей, Тертый калач.
IX. Первичное закрепление нового знания
Слайд № 23
Объясните значение, подберите синонимы к следующим фразеологизмам.
Вывести из себя - Все как один - Яблоку негде упасть - | довести до белого каления от мала до велика как сельдей в бочке |
X. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Слайд № 24,25
- Спишите, определите к какому стилю относится каждый фразеологизм, соотнесите стрелками.
Камня на камне не оставить Учинить расправу Задать перцу | Общеупотребительное Книжное Разговорное |
XI.Новое знание.
Слайд № 26
Оттенки в значениях.
За тридевять земель означает – очень далеко.
Куда Макар телят не гонял- в самые отдаленные, глухие места, куда ссылают в наказание.
XII.Самостоятельная работа и проверка по эталону
Слайд № 27
-Спишите, подобрав к фразеологизмам синонимы, пользуясь справкой.
Засучив рукава, во все лопатки. Для справок: не покладая рук, повесив нос, забросить удочку, сломя голову.
XIII.Новое знание.
Слайды № 28,29 Чтение, обсуждение источников возникновения фразеологизмов.
Слайд № 30 Чтение, обсуждение роли в речи. Можно рассмотреть многозначность на примере фразеологизма «взять себя в руки».
Слайд № 31 Фразеологические словари.
1 ученик находит значение фразеологизма в онлайн -словаре, все записывают в тетрадях.
XIV. Включение в систему знаний и умений
Слайды № 32,33
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …
* * *
Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
* * *
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
XV. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Слайд № 34
Что нового мы узнали на уроке?
-Чему научились? - О чем вспомнили?
XVI. Домашнее задание.
Слайды № 35
Выпишите из «Школьного толкового словаря русского языка» 1 фразеологизм и его значение, укажите его стилистическую принадлежность. Составьте предложение с ним. Подберите, если возможно, синоним и антоним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....