Правописание О-Ё после шипящих и Ц
методическая разработка по русскому языку

Дягилева Наталья Ивановна

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Время урока: 90 мин.

На разных этапах проведения урока используется презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение № 2

Методическая разработка урока

по дисциплине

 Русский язык

по теме: «Буквы О-Ё после шипящих и ц»

для студентов 1 курса

                                  Автор–составитель:

          Дягилева Н.И., преподаватель

                                                                                                                     русского языка и литературы

Волоколамск

2017 год

Тема: «Буквы О-Ё после шипящих и ц»

Цели:

- образовательные: ознакомление с условиями выбора букв О и Ё после шипящих и ц в разных частях речи; отработка навыка выбора гласных о и е после шипящих в разных морфемах; пополнение словарного запаса студентов;

- развивающие: развитие внимания, фонематического восприятия, орфографической зоркости, зрительной,  слуховой и моторной памяти; способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию;

- воспитательные: выработка навыка взаимодействия в паре; воспитывать культуры речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Форма проведения урока: академический урок – 90 мин.

Тип урока: урок-исследование (формирование лингвистической компетенции).

Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: исследовательский, проблемный, практический (упражнения).

Дидактическая задача: приобретение знаний, формирование умений и навыков применения знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация MS РowerРoint к уроку, толковый словарь.

Формы реализации:

  1. самостоятельная работа с учебной информацией;
  2. составление алгоритма;
  3. внутригрупповая (парная) организация.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, контроль присутствия). (3 мин.)

Преподаватель: - Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Слайд 1. (Запись в тетрадях: число, классная работа)

II. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Упражнение-разминка

Задание. Диктуются предложения. Студенты выписывают все шипящие.

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).

Преподаватель: - Сколько в русском языке шипящих звуков? (4).

III. Определение темы урока и целеполагание. (3 мин.)

Слайд 2.

- Перед вами ряд слов.

Чёрный, шов, испечённый, ночёвка, жёлтый, горячо, шоколад, бечёвка, течёт, большого, печёнка, зайчонок, расчёска, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щёлка, рассечёт, плащом, письмецо, платьице.

- Определите, с какой орфограммой мы будем сегодня работать и как назовем тему сегодняшнего урока? (Правописание О-Ё после шипящих и Ц).

Слайд 3. (Запись в тетрадях темы урока)

Преподаватель: – Сформулируйте цель нашего урока.

IV. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)

Прием «Оратор».

Задание: За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Выступление 1-2 студентов перед аудиторией.

V. Изучение нового материала. (48 мин.)

Организация самостоятельной деятельности по изучению нового материала

1. Задание для работы со словами: Перепишите слова (слайд 2). Укажите часть слова – морфему (корень, суффикс, окончание), в которой имеется орфограмма «оеё после шипящих и ц», глаголы и отглагольные формы отметьте буквой г., исключение -  искл.

2. Слайд 4. 

Прием «Вспомни сам – объясни другим» 

Работа в парах (студенты формулируют пункты правила, составляют алгоритм проверки отдельного составляющего правила).

3. Приём «Своя опора»

Описание: Универсальный приём, сворачивающий информацию.

Формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;
  • умение представлять информацию в «свернутом виде».


1 уровень: составить собственный опорный конспект (схему) по новому материалу.

2 уровень: составить развернутый план ответа.

Пример алгоритма выбора гласной.

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке

1.  Определить часть речи.

2.  Поставить в слове ударение.

3.  Выделить морфему с орфограммой.

4.  В корне:

- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).  

- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.

5.  В суффиксе:

- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).

- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

6.  В окончании:

- В глаг. Под ударением пишем Ё (печёт).

- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем)

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке

1.  Определить часть речи.

2.  Поставить в слове ударение.

3.  Выделить морфему с орфограммой.

4.  В корне:

- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).  

- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.

5.  В суффиксе:

- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).

- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

6.  В окончании:

- В глаг. Под ударением пишем Ё (печёт).

- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем)

1. Определить часть речи.

2. Поставить в слове ударение.

3. Выделить морфему с орфограммой.

4. В корне:

- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).

- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.

5. В суффиксе:

- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый)

- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

6. В окончании:

- В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).

- В сущ. и прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

Слайд 5. «Опорная схема № 1» (как вариант). Студент формулирует правило целиком.

Слайд 6. «Опорная схема № 2» (как вариант)

4. Преподаватель: - Но в эти опорные схемы не вошли слова-исключения, с которыми сейчас поработаем.

Задание. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прослушайте юмористический рассказ, в котором собраны такие слова. Запишите слова по памяти.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

Работа с лексикой (работа со словарем).

Чопорный – чрезмерно строгий, щепетильный или надменный в поведении, в соблюдении приличий. 

Мажордом – Старший лакей, дворецкий в богатых барских домах.

Шорник  Мастер, специалист по изготовлению шорных изделий.

Шоры – Боковые наглазники для лошадей, не дающие возможности глядеть по сторонам.

Крюшон – Смесь из белого вина с ромом или коньяком, приготовляемая со свежими фруктами.

Проверка выписанных слов (24 слова).

- К записанным добавим такие слова, как трущоба и чащоба.

5. Слайд 7. ОЖЁГ – ОЖОГ, ПОДЖЁГ – ПОДЖОГ

Преподаватель:

- Как называются такие пары слов? (омонимы – слова, одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению).

- Как будем различать их по значению? (в сущ. – О, в глаголах – Ё)

Студенты в тетрадях, один на доске записывают предложение и объясняют правило:

Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

Преподаватель: - Расскажите о первой помощи при ожогах.

(Ответы студентов с корректировкой преподавателя)

Слайд 8. Степени ожогов

При термическом ожоге тела

Высокая температура убивает все вредные вещества, поэтому в самом начале место повреждения стерильно, но в скором времени начинается воспаление, появляется открытая рана на месте ожога, в которую могут попасть опасные микроорганизмы. Поэтому нельзя промывать рану мочой, прикладывать картофель, как советуют народные рецепты – вы можете инфицировать открытую рану.

1 – 2 степень.

Доврачебная помощь при поверхностных повреждениях включает следующие действия:

  1. Обожженное место следует промывать не меньше 15 минут холодной водой. В некоторых источниках советуют брать для охлаждения лед или снег. Не следует этого делать, так как рана открытая и можно занести инфекцию. Если же другого выхода нет, и под рукой имеется только лед или снег, заверните их предварительно в пакет и только тогда прикладывайте к месту ожога.
  2. Далее место ожога следует обработать дезинфицирующим средством. Это может быть 3% перекись водорода, хлоргексидин. Также подойдет слабый раствор марганцовки. Для обработки нужно смочить в растворе бинт или ткань, но не вату, и протереть место ожога.
  3. Если обожжен большой участок на теле, следует обрабатывать его аэрозолем против ожогов – Алазол, Пантенол – 4 раза в день.
  4. Когда препарат впитается в кожу, накройте ожог стерильной х/б тканью или бинтом, чтобы не занести инфекцию.
  5. Ожоги 1 степени заживают до 6 дней. Необходимо каждый день дезинфицировать рану, осматривать ее на наличие инфекции (желтоватые ранки) и обрабатывать аэрозолями.

При ожогах 2 степени (появляются волдыри) оказание пмп будет таким же, но необходимо будет удалять жидкость из волдырей. Запомните! Срывать пузыри нельзя – кожа под ним очень тонкая и нежная, а это открытый путь для инфекций. Медицинскую помощь в этом случае лучше получать у врача, который вскроет пузырь с помощью стерильной иглы и выпустит серозную жидкость.

6. Преподаватель: - Но мы забыли повторить правила правописания гласных после Ц.

Слайд 9. Восстановите правило.

Выступление студента (опережающее задание) с сообщением (исследованием) и презентацией на тему: «Всё дело в точках» об особенности употребления буквы Ё в современном русском языке. (7 мин.)

VI. Закрепление нового материала. (13 мин.)

1. Выполнить в тетрадях упр. 175, 176 с. 82. Взаимопроверка.

2. Преподаватель:

- а) послушайте пословицу со словом на сегодняшнюю орфограмму: Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.

- Что означает эта пословица? (Невежда, не способная заглянуть дальше своего носа).

- В каком произведении встречается? Кто автор? (В басне «Свинья под дубом» – Крылов И.А.).

- Как напишем слово жёлуди? Почему?

Б) (вопрос для спец. «Правоохранительная деятельность»): Как называют приборы и устройства для прослушивания? (Жучок). Объясните написание.

 

VII. Домашнее задание (разноуровневое, студенты выбирают самостоятельно) с комментарием.

(5 мин.). Слайд 10.

1 вариант: выписать из художественных произведений 6 предложений со словами на изученную орфограмму (с графическим обозначением); с. 82, упр. 177 (выписать слова с орфограммой).  

2 вариант: творческое задание: написать мини-сочинение (сказку) «Приключение Фиксиков (спички)», включив не менее 6 слов с изученной орфограммой.

3 вариант: нарисовать иллюстрацию к рассказу со словами-исключениями.

VIII. Подведение итогов.  (1 мин.)

IX. Рефлексия (2 мин.). Слайд 11.

На уроке я узнал …

Мне понравилось …

Мне нужно ещё поработать над …

Дается оценка деятельности студентов на уроке.

Слайд 12. – Спасибо за урок.

Список используемых ресурсов

1. Угольникова В.П. Правописание гласных о-е-ё после шипящих и ц.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104505, свободный

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.

3. http://vbsmp.ru/pervaja_pomoshh_pri_oshogah.html

4. http://rhinoplastika.ru/articles/146-ozhogi-naruzhnogo-nosa.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение № 2 Дисциплина Русский язык и литература. Русский язык Презентация к уроку: «Правописание гласных О-Ё после шипящих и Ц» Автор–составитель: Дягилева Н.И., преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2

Девятое ноября. Классная работа.

Слайд 3

Почему так? Чёрный, шов, испечённый, ночёвка, жёлтый, горячо, шоколад, бечёвка, течёт, большого, печёнка, зайчонок, расчёска, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щёлка, рассечёт, плащом, письмецо, платьице.

Слайд 4

Второе ноября. Классная работа. Правописание гласных О-Ё после шипящих и Ц

Слайд 5

Вспомни сам – объясни другим О, Ё в корнях слов после шипящих Ё, Е, О в суффиксах после шипящих Ё,Е,О в окончаниях после шипящих Ё,Е,О после Ц. 1. Вспомнить правило. 2. Объяснить способ применения этого правила (составить алгоритм). 3. Подобрать примеры для объяснения.

Слайд 6

О, Е, Ё после шипящих В корне В суффиксе, окончании глагола или отглагольного слова В суффиксе, окончании неотглагольного слова Ё , если есть родственное слово с Е О , если нет родственного слово с Е Ё Под ударением О Без ударения Е Опорная схема

Слайд 7

Опорная схема

Слайд 8

Запишите ОЖ Ё Г – ОЖ О Г ПОДЖ Ё Г – ПОДЖ О Г ОЖ Ё Г (гл.) – ОЖ О Г (сущ.) ПОДЖ Ё Г (гл.) – ПОДЖ О Г (сущ.)

Слайд 9

Степени ожогов

Слайд 10

Восстанови правило Под ударением после Ц пишется … , без ударения - … . Буква … после Ц никогда не пишется. о е ё

Слайд 11

Домашнее задание 1 вариант: выписать из художественных произведений 6 предложений со словами на изученную орфограмму (с графическим обозначением); с. 82, упр. 177 (выписать слова с орфограммой). 2 вариант: творческое задание: написать мини-сочинение (сказку) «Приключение Фиксиков (спички)», включив не менее 6 слов с изученной орфограммой. 3 вариант : нарисовать иллюстрацию к рассказу со словами-исключениями.

Слайд 12

Рефлексия На уроке я узнал … Мне понравилось … Мне нужно ещё поработать над …

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Правописание О/Е после шипящих и ц в суффиксах существительных

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительныхЗадачи:Образовательная:познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах...

Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.  Сегодня на уроке ...

Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"

Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях   разных  частей  речи"...