Правописание О-Ё после шипящих и Ц
методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса.
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Время урока: 90 мин.
На разных этапах проведения урока используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_o-yo_posle_shipyashchih_i_ts.doc | 85 КБ |
o-yo_posle_shipyashchih_i_ts.ppt | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение № 2
Методическая разработка урока
по дисциплине
Русский язык
по теме: «Буквы О-Ё после шипящих и ц»
для студентов 1 курса
Автор–составитель:
Дягилева Н.И., преподаватель
русского языка и литературы
Волоколамск
2017 год
Тема: «Буквы О-Ё после шипящих и ц»
Цели:
- образовательные: ознакомление с условиями выбора букв О и Ё после шипящих и ц в разных частях речи; отработка навыка выбора гласных о и е после шипящих в разных морфемах; пополнение словарного запаса студентов;
- развивающие: развитие внимания, фонематического восприятия, орфографической зоркости, зрительной, слуховой и моторной памяти; способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию;
- воспитательные: выработка навыка взаимодействия в паре; воспитывать культуры речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.
Форма проведения урока: академический урок – 90 мин.
Тип урока: урок-исследование (формирование лингвистической компетенции).
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: исследовательский, проблемный, практический (упражнения).
Дидактическая задача: приобретение знаний, формирование умений и навыков применения знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация MS РowerРoint к уроку, толковый словарь.
Формы реализации:
- самостоятельная работа с учебной информацией;
- составление алгоритма;
- внутригрупповая (парная) организация.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, контроль присутствия). (3 мин.)
Преподаватель: - Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Слайд 1. (Запись в тетрадях: число, классная работа)
II. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
Упражнение-разминка
Задание. Диктуются предложения. Студенты выписывают все шипящие.
1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
Преподаватель: - Сколько в русском языке шипящих звуков? (4).
III. Определение темы урока и целеполагание. (3 мин.)
Слайд 2.
- Перед вами ряд слов.
Чёрный, шов, испечённый, ночёвка, жёлтый, горячо, шоколад, бечёвка, течёт, большого, печёнка, зайчонок, расчёска, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щёлка, рассечёт, плащом, письмецо, платьице.
- Определите, с какой орфограммой мы будем сегодня работать и как назовем тему сегодняшнего урока? (Правописание О-Ё после шипящих и Ц).
Слайд 3. (Запись в тетрадях темы урока)
Преподаватель: – Сформулируйте цель нашего урока.
IV. Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)
Прием «Оратор».
Задание: За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Выступление 1-2 студентов перед аудиторией.
V. Изучение нового материала. (48 мин.)
Организация самостоятельной деятельности по изучению нового материала
1. Задание для работы со словами: Перепишите слова (слайд 2). Укажите часть слова – морфему (корень, суффикс, окончание), в которой имеется орфограмма «о–е–ё после шипящих и ц», глаголы и отглагольные формы отметьте буквой г., исключение - искл.
2. Слайд 4.
Прием «Вспомни сам – объясни другим»
Работа в парах (студенты формулируют пункты правила, составляют алгоритм проверки отдельного составляющего правила).
3. Приём «Своя опора»
Описание: Универсальный приём, сворачивающий информацию.
Формирует:
- умение выделять главную мысль;
- умение устанавливать связи между объектами;
- умение представлять информацию в «свернутом виде».
1 уровень: составить собственный опорный конспект (схему) по новому материалу.
2 уровень: составить развернутый план ответа.
Пример алгоритма выбора гласной.
Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке
1. Определить часть речи.
2. Поставить в слове ударение.
3. Выделить морфему с орфограммой.
4. В корне:
- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).
- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.
5. В суффиксе:
- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).
- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.
6. В окончании:
- В глаг. Под ударением пишем Ё (печёт).
- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем)
Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих в русском языке
1. Определить часть речи.
2. Поставить в слове ударение.
3. Выделить морфему с орфограммой.
4. В корне:
- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).
- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.
5. В суффиксе:
- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).
- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.
6. В окончании:
- В глаг. Под ударением пишем Ё (печёт).
- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем)
1. Определить часть речи.
2. Поставить в слове ударение.
3. Выделить морфему с орфограммой.
4. В корне:
- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).
- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.
5. В суффиксе:
- В сущ. И прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый)
- В прич. Под ударением пишем Ё, без ударения – Е.
6. В окончании:
- В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).
- В сущ. и прил. Под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).
Слайд 5. «Опорная схема № 1» (как вариант). Студент формулирует правило целиком.
Слайд 6. «Опорная схема № 2» (как вариант)
4. Преподаватель: - Но в эти опорные схемы не вошли слова-исключения, с которыми сейчас поработаем.
Задание. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прослушайте юмористический рассказ, в котором собраны такие слова. Запишите слова по памяти.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Работа с лексикой (работа со словарем).
Чопорный – чрезмерно строгий, щепетильный или надменный в поведении, в соблюдении приличий.
Мажордом – Старший лакей, дворецкий в богатых барских домах.
Шорник – Мастер, специалист по изготовлению шорных изделий.
Шоры – Боковые наглазники для лошадей, не дающие возможности глядеть по сторонам.
Крюшон – Смесь из белого вина с ромом или коньяком, приготовляемая со свежими фруктами.
Проверка выписанных слов (24 слова).
- К записанным добавим такие слова, как трущоба и чащоба.
5. Слайд 7. ОЖЁГ – ОЖОГ, ПОДЖЁГ – ПОДЖОГ
Преподаватель:
- Как называются такие пары слов? (омонимы – слова, одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению).
- Как будем различать их по значению? (в сущ. – О, в глаголах – Ё)
Студенты в тетрадях, один на доске записывают предложение и объясняют правило:
Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.
Преподаватель: - Расскажите о первой помощи при ожогах.
(Ответы студентов с корректировкой преподавателя)
Слайд 8. Степени ожогов
При термическом ожоге тела
Высокая температура убивает все вредные вещества, поэтому в самом начале место повреждения стерильно, но в скором времени начинается воспаление, появляется открытая рана на месте ожога, в которую могут попасть опасные микроорганизмы. Поэтому нельзя промывать рану мочой, прикладывать картофель, как советуют народные рецепты – вы можете инфицировать открытую рану.
1 – 2 степень.
Доврачебная помощь при поверхностных повреждениях включает следующие действия:
- Обожженное место следует промывать не меньше 15 минут холодной водой. В некоторых источниках советуют брать для охлаждения лед или снег. Не следует этого делать, так как рана открытая и можно занести инфекцию. Если же другого выхода нет, и под рукой имеется только лед или снег, заверните их предварительно в пакет и только тогда прикладывайте к месту ожога.
- Далее место ожога следует обработать дезинфицирующим средством. Это может быть 3% перекись водорода, хлоргексидин. Также подойдет слабый раствор марганцовки. Для обработки нужно смочить в растворе бинт или ткань, но не вату, и протереть место ожога.
- Если обожжен большой участок на теле, следует обрабатывать его аэрозолем против ожогов – Алазол, Пантенол – 4 раза в день.
- Когда препарат впитается в кожу, накройте ожог стерильной х/б тканью или бинтом, чтобы не занести инфекцию.
- Ожоги 1 степени заживают до 6 дней. Необходимо каждый день дезинфицировать рану, осматривать ее на наличие инфекции (желтоватые ранки) и обрабатывать аэрозолями.
При ожогах 2 степени (появляются волдыри) оказание пмп будет таким же, но необходимо будет удалять жидкость из волдырей. Запомните! Срывать пузыри нельзя – кожа под ним очень тонкая и нежная, а это открытый путь для инфекций. Медицинскую помощь в этом случае лучше получать у врача, который вскроет пузырь с помощью стерильной иглы и выпустит серозную жидкость.
6. Преподаватель: - Но мы забыли повторить правила правописания гласных после Ц.
Слайд 9. Восстановите правило.
Выступление студента (опережающее задание) с сообщением (исследованием) и презентацией на тему: «Всё дело в точках» об особенности употребления буквы Ё в современном русском языке. (7 мин.)
VI. Закрепление нового материала. (13 мин.)
1. Выполнить в тетрадях упр. 175, 176 с. 82. Взаимопроверка.
2. Преподаватель:
- а) послушайте пословицу со словом на сегодняшнюю орфограмму: Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? (Невежда, не способная заглянуть дальше своего носа).
- В каком произведении встречается? Кто автор? (В басне «Свинья под дубом» – Крылов И.А.).
- Как напишем слово жёлуди? Почему?
Б) (вопрос для спец. «Правоохранительная деятельность»): Как называют приборы и устройства для прослушивания? (Жучок). Объясните написание.
VII. Домашнее задание (разноуровневое, студенты выбирают самостоятельно) с комментарием.
(5 мин.). Слайд 10.
1 вариант: выписать из художественных произведений 6 предложений со словами на изученную орфограмму (с графическим обозначением); с. 82, упр. 177 (выписать слова с орфограммой).
2 вариант: творческое задание: написать мини-сочинение (сказку) «Приключение Фиксиков (спички)», включив не менее 6 слов с изученной орфограммой.
3 вариант: нарисовать иллюстрацию к рассказу со словами-исключениями.
VIII. Подведение итогов. (1 мин.)
IX. Рефлексия (2 мин.). Слайд 11.
На уроке я узнал …
Мне понравилось …
Мне нужно ещё поработать над …
Дается оценка деятельности студентов на уроке.
Слайд 12. – Спасибо за урок.
Список используемых ресурсов
1. Угольникова В.П. Правописание гласных о-е-ё после шипящих и ц. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104505, свободный
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.
3. http://vbsmp.ru/pervaja_pomoshh_pri_oshogah.html
4. http://rhinoplastika.ru/articles/146-ozhogi-naruzhnogo-nosa.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девятое ноября. Классная работа.
Почему так? Чёрный, шов, испечённый, ночёвка, жёлтый, горячо, шоколад, бечёвка, течёт, большого, печёнка, зайчонок, расчёска, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щёлка, рассечёт, плащом, письмецо, платьице.
Второе ноября. Классная работа. Правописание гласных О-Ё после шипящих и Ц
Вспомни сам – объясни другим О, Ё в корнях слов после шипящих Ё, Е, О в суффиксах после шипящих Ё,Е,О в окончаниях после шипящих Ё,Е,О после Ц. 1. Вспомнить правило. 2. Объяснить способ применения этого правила (составить алгоритм). 3. Подобрать примеры для объяснения.
О, Е, Ё после шипящих В корне В суффиксе, окончании глагола или отглагольного слова В суффиксе, окончании неотглагольного слова Ё , если есть родственное слово с Е О , если нет родственного слово с Е Ё Под ударением О Без ударения Е Опорная схема
Опорная схема
Запишите ОЖ Ё Г – ОЖ О Г ПОДЖ Ё Г – ПОДЖ О Г ОЖ Ё Г (гл.) – ОЖ О Г (сущ.) ПОДЖ Ё Г (гл.) – ПОДЖ О Г (сущ.)
Степени ожогов
Восстанови правило Под ударением после Ц пишется … , без ударения - … . Буква … после Ц никогда не пишется. о е ё
Домашнее задание 1 вариант: выписать из художественных произведений 6 предложений со словами на изученную орфограмму (с графическим обозначением); с. 82, упр. 177 (выписать слова с орфограммой). 2 вариант: творческое задание: написать мини-сочинение (сказку) «Приключение Фиксиков (спички)», включив не менее 6 слов с изученной орфограммой. 3 вариант : нарисовать иллюстрацию к рассказу со словами-исключениями.
Рефлексия На уроке я узнал … Мне понравилось … Мне нужно ещё поработать над …
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Правописание О/Е после шипящих и ц в суффиксах существительных
Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительныхЗадачи:Образовательная:познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах...
Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС....
Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс
Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...
Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня на уроке ...
Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"
Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"...
Урок по русскому языку "Правописание О-Е после шипящих" 10 класс.
Систематизация знаний по данной теме....