План-конспект урока: "Словосочетание" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: «Словосочетание»
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании
Задачи урока:
образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;
развивающая: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему)
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 573.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание»
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании
Задачи урока:
образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;
развивающая: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему)
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологическая подготовка к уроку:
- Ребята, давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Предлагаю вам сдуть хмурого, скучного …человека, а весёлого, счастливого, внимательного, активного…сжать в кулачок и не отпустить. Он нам ох как ещё пригодится. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Стадия вызова.
- Для того, чтобы овладеть любым языком нужно уметь правильно произносить звуки, из которых строятся слова, уметь составлять словосочетания, предложения. Нужно научиться уместно употреблять слова, расставлять в предложениях знаки препинания. Ведь, как вы знаете, от правильно расставленных знаков препинания зависит весь смысл предложения. Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1.Наука о строении словосочетаний и предложений. (Синтаксис)9 букв
2.Группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (предложение)11 букв
3.Главный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается 1 чертой (Подлежащее)10 букв
4.Главные члены предложения – это грамматическая ----предложения (Основа) 6 букв
По вертикали:
5.Главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) 9 букв
6.Правила употребления знаков препинания изучает …….Пунктуация.10 букв
7.Единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки. (Слово) 5 букв
- Молодцы, отлично справились!
- На экране вы видите фотографию с изображением реки Енисей.
- Что вы видите на фотографии? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: река Енисей, берег, горы, вода, деревья.)
- Что вы можете сказать о том, какая Енисей, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: широкая река, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, многочисленные деревья и т. д.)
- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о реке, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится о реке, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
- Итак, определим тему и цели урока. (Словосочетание) Молодцы! Давайте теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Словосочетание». Предлагаю вспоминает все, что вы знаете по теме и записать свои мысли в таблицу:
Я это знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке |
|
|
|
Ребята, заполните первые две колонки. Третью заполняйте сведениями во время урока.
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
III. Стадия осмысления.
1) Работа в группах.
Задание для 1 группы: «Найди пару». Рассмотрите таблицу. Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.
Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?
Удивительный | Книгу |
Учиться | Для книг |
Листать | День |
Полка | Долго |
Идти | хорошо |
Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».
Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.
Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?
СЪЕСТЬ, ГРУША
ВИСЕТЬ, ЕЛЬ
ГРУСТИТЬ, БАБУШКА
СОСТОВАЯ, ЛЕС
ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ
Задание для 3 группы: «Наведи порядок»
Прочитайте словосочетания и распределите в два столбика.
ЧЕРЕЗ БОЛОТО, РАННИЙ РАССВЕТ, БЕЛАЯ БЕРЕЗА, ТЕПЛЫЙ И СУХОЙ, СОЛНЦЕ ВСТАЕТ, ПРИХОДИЛ НА УРОК, ИЗ-ЗА РОЩИ.
Обсуждение полученных результатов.
-Предлагаю группам рассказать, что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)
Вывод 1 группы:
-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.
Вывод 2 группы:
-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги, устанавливая грамматическую связь между словами.
Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА, СОЧЕТАНИЕ СЛОВ С ПРЕДЛОГАМИ И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.
Составление кластера.
Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
Предлоги могут использоваться для связи слов.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
Словосочетаниями не являются:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого;
2. Однородные члены предложения;
3. Сочетание служебных частей речи, вспомогательных слов с самостоятельными частями речи.
3.Физкультминутка
Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Вот какие дружные,
Крепкие и нужные.
Потрите эти пальчики.
Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.
Работа в парах.
Задание даётся на листочках по вариантам. Выбери только сочетания слов, которые являются словосочетаниями, запиши их номера.
В – 1. Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.
В -2. Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов.
1. Мы перебрались. 2. Через овраг. 3. Лесной овраг. 4. Перебрались и вышли. 5.К небольшой речке. 6. Вышли к речке. | 1. Летом и осенью. 2. Белки сушат. 3. Сушат летом. 4. Сушат осенью. 5. Сушат шляпки. 6. Шляпки грибов. 7. Запасливые белки. |
ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!
Проверь!
В -1.\ 3, 5, 6.\
В -2. / 3, 4, 5, 6, 7/
- Что было трудным?
- Что удалось?
VI. Рефлексия
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Вернитесь к таблице и записывайте в третьей графе то, что узнали.
Учитель предлагает оценить свои результаты.
ОЦЕНИ СЕБЯ!
Я считаю, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим.
Я считаю, что научился, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что было трудно на уроке.
VII. Домашнее задание
1.Выучить информационный текст
2.Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 – по выбору любые 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24797.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175652-1357820060.jpg)
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-73128-1386252935.jpg)
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-375773-1388913483.jpg)
План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.
Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-751835-1455191188.jpg)
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-895448-1487268778.jpg)
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...