Методическая разработка по теме "Лексика с ограниченной сферой употребления" (6 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Григорян Анна Хачиковна

Разработка урока, карточки и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект22.51 КБ
Файл Презентация1.05 МБ
Microsoft Office document icon Карточка39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика с ограниченной сферой употребления (6 класс)

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха;

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам в соответствии со сферой употребления.

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

предметные:  научиться    находить слова с ограниченной сферой употребления, составлять тексты различных стилей с этими группами слов, работать  с толковым словарем, обращая внимание на пометы словарных статьях.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: учебник, словари, проектор, экран, ноутбук, электронное обучение («Фраза») мультимедиа (презентация), Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Интернет-словари, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка (на экране).

Найти верное (-ые) утверждения:

А)  лексика – это словарный запас человека.

Б)  многозначные слова – это лова, имеющие два значения;

В)  омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, разные  по лексическому значению;

Г)  надеть – одеть – паронимы;

Д)  диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3. Формулировка темы и цели урока (запись темы на доске).

4. Проверка д/з:

1) на доске 3 человека записывают вразброс слова;

2) у ноутбука 1-2 человека (О, Ё в корне после шипящих);

3) индивидуальные карточки.

!!! Пока делают записи на доске по д/з:

Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление определенной группы слов с ограниченной сферой употребления. Потом вы скажете, о каких именно словах он говорил.

Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)

РАЗМИНКА!!!

5. Задание на основе д/з.

(Запись в тетрадях: число, классная работа)

  1. выпишите из представленных на доске слов диалектизмы (значение помогает определить ученик, который работал у доски) – весь класс;
  2. профессионализмы – 1 вариант;
  3. жаргонизмы – 2 вариант.

Обобщение и повторение (экран!!!) Новые слова – «сленг» и «арго» (работа со словарями)

6. Закрепление (практикум).

Задания:

  1. 1 вариант – составить текст, используя слова-профессионализмы (3-5 предложений), можно использовать из своей д/р;
  2. 2 вариант – диалог, используя жаргонизмы.
  3. Определить стиль получившегося текста.

(Проверка текстов)

  1. Подобрать синонимы (ЭКРАН):

В столбик учащиеся записывают слова:  глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.

(Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару).

  1. Рекламный ролик «Мегафон»  https://youtu.be/Pm4duki_fOg (ЭКРАН):

 Задание: найти жаргонное слово, являющееся молодежным сленгом, сотавить с ним своё с/ч и записать в тетрадь.

  1. теорема Пифагора (ЭКРАН):

Задание: выписать профессионализмы (слова-термины).

  1. Если останется время!!!

Устно замените слово с ограниченной сферой употребления на общеупотребительное. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.

Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.

О чем говорил дедушка?

(– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.

– Вот чудеса! – удивился Тема.)

6. Рефлексия.

–  О чем мы сегодня говорили?

–  Что нового узнали? Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?

– Для чего нужны слова с ограниченной сферой употребления, какова их функция?

–  Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению слов с ограниченной сферой употребления? 

(Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души.

Святитель Тихон Задонский)

– Нужно ли сохранять нужно сохранять лексику, которая не входит в литературный язык и для чего? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих пластов русского языка?

!!! Вот как считают ученые:

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях.

                                                                                                                                  (Г. Мельниченко)

7. Домашнее задание.

§ 23-24, или упр. 115, 117, или 120.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика общеупотребительная и с ограниченной сферой употребления

Слайд 2

Найти верное (- ые ) утверждения: А) лексика – это словарный запас человека. Б) многозначные слова – это лова, имеющие два значения; В) омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, разные по лексическому значению; Г) надеть – одеть – паронимы; Д) диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Слайд 3

Лексика с точки зрения сферы употребления Общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы Жаргоны , арго

Слайд 4

Специальные слова Профессионализмы Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления Диалектизмы Жаргонизмы Термины Сленг Арго

Слайд 5

Жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго ( от фр. argot — замкнутый, недеятельный ) , а слова, входящие в его состав, арготизмами . К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.

Слайд 6

1. Г лаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг. Составить синонимическую пару: 2. Кочет, вечерять, зенки, слухать , утирка, балка, бирюк, спозаранку.

Слайд 8

https://youtu.be/Pm4duki_fOg

Слайд 9

В языке художественной литературы диалектизмы , профессионализмы и жаргонизмы ( аргонизмы ) используются для изображения местных географических особенностей, специфики быта, культуры, своеобразия профессий, воспитания и образа жизни людей различных социальных групп. Эти лексические группы слов помогают ярче охарактеризовать героев в художественном произведении, передать индивидуальность их речи, а иногда служат и средством сатирической окраски. Значение лексики ограниченной сферы употребления

Слайд 10

Для чего нужно сохранять лексику, которая не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь , если не сохраним этих пластов русского языка?

Слайд 11

Да, потеряем, и не меньше, если бы потеряли и не сохранили бы памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках. Это колоритная история языка, используемая мастерами слова для его красоты и живости.

Слайд 12

Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души. Святитель Тихон Задонский

Слайд 13

Литература http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.rlspace.com/dialektizmy/ http://www.rusedu.ru/detail_8830.html http:// www.ro-to.ru/books/1978704.shtml



Предварительный просмотр:

Карточка

            ФИ  ________________________________________________________________01.10.2018 г.

                                     

1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.

чистая посуда - __________________________________________________

чистая совесть - _________________________________________________

2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:

ржать –  __________________________________________________

кочет –  __________________________________________________

сиганул – ________________________________________________

  1. Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка

            ФИ  ________________________________________________________________01.10.2018 г.

                           

1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.

чистая посуда - __________________________________________________

чистая совесть - _________________________________________________

2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:

ржать –  __________________________________________________

кочет –  __________________________________________________

сиганул – ________________________________________________

  1. Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка

            ФИ  ________________________________________________________________01.10.2018 г.

                                     

1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.

чистая посуда - __________________________________________________

чистая совесть - _________________________________________________

2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:

ржать –  __________________________________________________

кочет –  __________________________________________________

сиганул – ________________________________________________

  1. Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по английскому языку АКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИ PRESENT SIMPLE(Презентация занятия)

Методическаяразработка урокапо английскому языкуАКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИPRESENT SIMPLE...

Методическая разработка урока по английскому языку АКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИ PRESENT SIMPLE

Методическаяразработка урокапо английскому языкуАКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИPRESENT SIMPLE...

Методическая разработка урока "Окружность и круг. Сфера и шар"

​Дается  представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге,  путём исследования элементов окружности,...

Методическая разработка по теме "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы"

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у обучающихся I курса по профессии 190631.01 Автомеханик при изучении темы «Лексика ограниченного употреблени...

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...

Методическая разработка урока по теме «Шар. Сфера.» по математике в 6 классе

Класс делится на 3 группы  по дополнительным домашним заданиям:1 группа – самый большой глобус в России, 2 группа – самый большой глобус в мире, 3 группа – самый больш...