Методическая разработка по теме "Лексика с ограниченной сферой употребления" (6 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока, карточки и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 22.51 КБ |
Презентация | 1.05 МБ |
Карточка | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика с ограниченной сферой употребления (6 класс)
Цели урока:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха;
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам в соответствии со сферой употребления.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
предметные: научиться находить слова с ограниченной сферой употребления, составлять тексты различных стилей с этими группами слов, работать с толковым словарем, обращая внимание на пометы словарных статьях.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: учебник, словари, проектор, экран, ноутбук, электронное обучение («Фраза») мультимедиа (презентация), Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Интернет-словари, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Разминка (на экране).
Найти верное (-ые) утверждения:
А) лексика – это словарный запас человека.
Б) многозначные слова – это лова, имеющие два значения;
В) омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, разные по лексическому значению;
Г) надеть – одеть – паронимы;
Д) диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3. Формулировка темы и цели урока (запись темы на доске).
4. Проверка д/з:
1) на доске 3 человека записывают вразброс слова;
2) у ноутбука 1-2 человека (О, Ё в корне после шипящих);
3) индивидуальные карточки.
!!! Пока делают записи на доске по д/з:
— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление определенной группы слов с ограниченной сферой употребления. Потом вы скажете, о каких именно словах он говорил.
Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)
РАЗМИНКА!!!
5. Задание на основе д/з.
(Запись в тетрадях: число, классная работа)
- выпишите из представленных на доске слов диалектизмы (значение помогает определить ученик, который работал у доски) – весь класс;
- профессионализмы – 1 вариант;
- жаргонизмы – 2 вариант.
Обобщение и повторение (экран!!!) Новые слова – «сленг» и «арго» (работа со словарями)
6. Закрепление (практикум).
Задания:
- 1 вариант – составить текст, используя слова-профессионализмы (3-5 предложений), можно использовать из своей д/р;
- 2 вариант – диалог, используя жаргонизмы.
- Определить стиль получившегося текста.
(Проверка текстов)
- Подобрать синонимы (ЭКРАН):
В столбик учащиеся записывают слова: глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.
Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.
(Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару).
- Рекламный ролик «Мегафон» https://youtu.be/Pm4duki_fOg (ЭКРАН):
Задание: найти жаргонное слово, являющееся молодежным сленгом, сотавить с ним своё с/ч и записать в тетрадь.
- теорема Пифагора (ЭКРАН):
Задание: выписать профессионализмы (слова-термины).
- Если останется время!!!
Устно замените слово с ограниченной сферой употребления на общеупотребительное. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
О чем говорил дедушка?
(– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.)
6. Рефлексия.
– О чем мы сегодня говорили?
– Что нового узнали? Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?
– Для чего нужны слова с ограниченной сферой употребления, какова их функция?
– Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению слов с ограниченной сферой употребления?
(Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души.
Святитель Тихон Задонский)
– Нужно ли сохранять нужно сохранять лексику, которая не входит в литературный язык и для чего? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих пластов русского языка?
!!! Вот как считают ученые:
Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях.
(Г. Мельниченко)
7. Домашнее задание.
§ 23-24, или упр. 115, 117, или 120.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найти верное (- ые ) утверждения: А) лексика – это словарный запас человека. Б) многозначные слова – это лова, имеющие два значения; В) омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, разные по лексическому значению; Г) надеть – одеть – паронимы; Д) диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
Лексика с точки зрения сферы употребления Общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы Жаргоны , арго
Специальные слова Профессионализмы Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления Диалектизмы Жаргонизмы Термины Сленг Арго
Жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго ( от фр. argot — замкнутый, недеятельный ) , а слова, входящие в его состав, арготизмами . К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.
1. Г лаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг. Составить синонимическую пару: 2. Кочет, вечерять, зенки, слухать , утирка, балка, бирюк, спозаранку.
https://youtu.be/Pm4duki_fOg
В языке художественной литературы диалектизмы , профессионализмы и жаргонизмы ( аргонизмы ) используются для изображения местных географических особенностей, специфики быта, культуры, своеобразия профессий, воспитания и образа жизни людей различных социальных групп. Эти лексические группы слов помогают ярче охарактеризовать героев в художественном произведении, передать индивидуальность их речи, а иногда служат и средством сатирической окраски. Значение лексики ограниченной сферы употребления
Для чего нужно сохранять лексику, которая не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь , если не сохраним этих пластов русского языка?
Да, потеряем, и не меньше, если бы потеряли и не сохранили бы памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках. Это колоритная история языка, используемая мастерами слова для его красоты и живости.
Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души. Святитель Тихон Задонский
Литература http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662 http://www.rlspace.com/dialektizmy/ http://www.rusedu.ru/detail_8830.html http:// www.ro-to.ru/books/1978704.shtml
Предварительный просмотр:
Карточка
ФИ ________________________________________________________________01.10.2018 г.
1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.
чистая посуда - __________________________________________________
чистая совесть - _________________________________________________
2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:
ржать – __________________________________________________
кочет – __________________________________________________
сиганул – ________________________________________________
- Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
ФИ ________________________________________________________________01.10.2018 г.
1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.
чистая посуда - __________________________________________________
чистая совесть - _________________________________________________
2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:
ржать – __________________________________________________
кочет – __________________________________________________
сиганул – ________________________________________________
- Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
ФИ ________________________________________________________________01.10.2018 г.
1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.
чистая посуда - __________________________________________________
чистая совесть - _________________________________________________
2. Подбери стилистически нейтральные синонимы:
ржать – __________________________________________________
кочет – __________________________________________________
сиганул – ________________________________________________
- Дайте определение омонимов (составь предложения с одной парой омонимов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по английскому языку АКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИ PRESENT SIMPLE(Презентация занятия)
Методическаяразработка урокапо английскому языкуАКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИPRESENT SIMPLE...
Методическая разработка урока по английскому языку АКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИ PRESENT SIMPLE
Методическаяразработка урокапо английскому языкуАКТИВИЗАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ ПО ТЕМЕ «ЕДА И НАПИТКИ» И ГЛАГОЛОВ ВО ВРЕМЕНИPRESENT SIMPLE...
Методическая разработка урока "Окружность и круг. Сфера и шар"
Дается представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе, дуге), о круге, полукруге, путём исследования элементов окружности,...
Методическая разработка по теме "Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы"
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у обучающихся I курса по профессии 190631.01 Автомеханик при изучении темы «Лексика ограниченного употреблени...
09.04.2020 МЖКХ1 русский язык Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
Изучить лекционный материал, выполнить задания...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...
Методическая разработка урока по теме «Шар. Сфера.» по математике в 6 классе
Класс делится на 3 группы по дополнительным домашним заданиям:1 группа – самый большой глобус в России, 2 группа – самый большой глобус в мире, 3 группа – самый больш...