Конспект по теме "Стилистически нейтральная и книжная лексика" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект по русскому языку по теме "Стилистически нейтральная и книжная лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_konspekt_stilisticheski_neytralnaya_i_knizhnaya_leksika.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № ________
Тема: «Стилистически нейтральная и книжная лексика»
Цель урока: познакомить учащихся с таким понятием как стилистические пласты лексики.
Задачи: предметные: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; отработка знаний, умений, навыков по теме. метапредметные: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: определять лексическое значение слов; работа со словарем; развитие устной и письменной связной речи; определять, в каком значении употреблены слова в контексте; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; применение изученного материала в нестандартной ситуации; отработка навыков анализа изученного материала; личностные: отработка навыков работы в группе; умение слушать друг друга; уважать мнение других; помогать друг другу; уважать достижения других.
Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.
Ход урока
- Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале
- Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания.
- Орфографический практикум (стр.96)
Общеупотребительные слова, диалектизмы, термины, профессионализмы, специальные слова, жаргонизмы.
- Актуализация опорных знаний.
Продолжите фразу.
Архаизмы –это…
Историзмы – это…
Неологизмы – это…
Диалектизмы – это…
Профессионализмы - это…
Жаргонизмы – это…
- Мотивация УД
Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел
Дэниэл Уэбстер
Как вы понимаете это изречение?
Ответы учащихся.
- Объявление темы. Постановка цели, задач.
Учитель объявляет тему, цель, задачи урока. Запись на доске и в классном журнале.
- Работа над темой.
Работа с учебником (стр.96).
Выполнение упражнения 182.
Слово учителя.
Слова языка неоднородны с точки зрения экспрессивно-стилистических возможностей. В лексике существуют такие единицы, выбор которых зависит от ситуации речевого общения, от целей и темы высказывания. Применительно к русскому языку этот вопрос поднимался ещё М. В. Ломоносовым, который разработал «теорию трех штилей»: высокого, среднего и низкого.
Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за). Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определённым стилем и могут употребляться в любой ситуации. Нейтральная лексика — та точка отсчёта, относительно которой и определяется отнесение некоторых слов к «высокому» стилю (ср.: кровать — ложе, спать — почивать, большой — титанический), а некоторых — к «низкому» (ср.: спать — дрыхнуть, если — кабы).
К «высокому стилю» относятся слова, которые используются преимущественно в письменной речи и в особых ситуациях, требующих создания необычной, торжественной обстановки. К высокой лексике относится лексика книжная, высокая и официальная. Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи (титанический, избранник, творец, кончина). Книжными называются слова, которые не закреплены за какой-либо разновидностью письменной речи (беспрецедентный, воззрение, декларировать, чрезвычайно). К официальной лексике относятся слова, употребляемые в канцелярско-административных документах (удостоверить, соучастие, вследствие). Слова «высокого стиля» принадлежат литературному языку и помещаются в толковых словарях с пометами высокое, книжное или официальное.
К «низкому стилю» относят лексику устной речи, употребляющуюся в непринуждённом разговоре, но не употребляющуюся, как правило, в письменных жанрах (научной, официально-деловой речи). В рамках «низкого стиля» выделяют разговорную лексику, не выходящую за рамки литературного языка (работяга, электричка, вздремнуть, безалаберный, большинство междометий: эх, ага и др.) и просторечную лексику, находящуюся за пределами литературного языка; просторечная лексика может быть грубовато-экспрессивной, что обуславливает её частое использование в устной речи многих носителей языка (балбес, трепач, муторно, паршиво, вляпаться) и грубой, в том числе ненормативной (обсценной). Если слова такого рода и помещаются в толковые словари, то с пометами разговорное и разговорно-сниженное.
Определение лексики как книжной или разговорной не означает, что книжная лексика не употребляется в устной речи, а разговорная — в письменной. Речь идёт о том, что, употребляясь, например, в обиходно-разговорной речи, книжное слово тем более осознаётся говорящими как стилистически окрашенное, инородное.
- Физкультминутка
Один учащийся проводит разминку.
- Закрепление материала.
Выполнение упр. 184.
Стилистически нейтральные | Книжные | Разговорные |
рука работа читать писатель время | вещий доверенность дефект вакуоль чело эксперимент квартиросъёмщик дева | ахнуть картошка отлынивать хихикать книжонка |
Выполнение упр. 188.
Определите, какие из слов в синонимических парах являются высокими.
Стяг, старец, лик, преграда, вкушать, врата, кончина, воздвигнуть, низвергнуть, соратник.
Выполнение упр. 189.
Надо заменить выделенные слова и словосочетания синонимами с высокой стилистической окраской, используя слова для справок.
Проявить гуманность и сострадание. Испытывать благоговение. Изгнать врага.
- Рефлексия.
1.Что изучили на уроке?
2.Понятен ли вам новый материал?
3. В чем вы не совсем разобрались?
4. Какие вопросы по теме у вас остались?
5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
11. Домашнее задание.
Упр.186, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Закрепление изученного по теме «Лексика»
Урок ставит своей цельюформировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употреблением синонимов, антонимов, омонимов....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"
Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....
Конспект урока по немецкому языку Активизация лексики по теме "Защита окружающей среды" 7 класс
Конспект урока по немецкому языку для 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....
Конспект урока по немецкому языку Активизация лексики по теме "Защита окружающей среды" 7 класс
Конспект урока по немецкому языку для 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....
Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по теме «Стилистически нейтральная и книжная лексика»
Познакомить учащихся с таким понятием как стилистически нейтральная и книжная лексика....