рабочие программы по литературе и русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)
рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6kl.docx | 437.42 КБ |
rabochaya_programma_po_lit-re_6_ab.docx | 427.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями:
1.Федеральный закон от 29 декабря №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон об образовании);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,;
3.Образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Пристень»,
4.Авторская программа под ред. Е.А.Быстровой.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
В рабочей программе конкретизируются требования ФГОС ООО, учитываются возможности методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса в образовательной организации, а также уровень подготовленности обучающихся (успеваемость по предмету, уровень развития речи и владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке; состояние здоровья обучающихся и др.).
Основные понятия курса «Русский язык» в 6 классе вводятся поэтапно, что позволяет учителю при использовании разнообразных видов контроля эффективно осуществлять мониторинг их усвоения учащимися. Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия — УУД) и предметные результаты конкретизируются с учётом предшествующих этапов обучения.
Цель рабочей программы в области формирования системы знаний, умений соотнесена с целями и задачами учебного предмета «Русский язык» на ступени основного общего образования, что позволяет обеспечитьсредствами учебного предмета возможности для
— воспитания гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитания интереса и любви к русскому языку;
— совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
— освоения знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка; нормах русского литературного языка, русском речевом этикете.
Цель рабочей программы конкретизируется задачами, которые решаются при изучении курса «Русский язык». Они соотнесены с главными задачами реализации Примерной основной образовательной программы основного общего образования:
— осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства;
— формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании;
— усвоение системы знаний о русском языке;
— формирование метапредметных умений и способов деятельности (определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её).
В соответствии с Учебным планом основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Пристень» в 6 классе отводится 175 часов (5 ч в неделю, 35 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения программы курса в 6 классе ориентированы на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса «Русский язык» в 5—9 классах.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса.
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
• владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой;
• понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе; речь диктора радио, телевидения, официального лица;
• читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения;
• пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
• создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
• осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект;
• вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
• соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета;
• владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык».
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
— аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщений (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
— говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их
в устной и письменной формах;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая правила речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждении актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, при участии в спорах, обсуждении актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися 6 класса основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание письменных сообщений
- учащийся 6 класса научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста
• использовать компьютерные инструменты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса русского языка в 6 классе представлено в двух разделах: «Система языка» (150 ч) и «Речь» (25ч). Учебное время, отведённое на изучение раздела «Речь», распределяется следующим образом: система понятий и теоретические сведения, подлежащие усвоению, — 15 ч (из них 6 ч на изучение темы «Речь. Речевая деятельность. Речевое общение», 9 ч —«Текст»), развитие связной речи — 25 ч (подготовка, написание, анализ изложений и сочинений разных видов).
В течение учебного года планируется проведение следующих видов контрольных работ: диктанты (8 ч), изложения (2 ч), сочинения (2 ч).
В начале учебного года осуществляется входной контроль подготовленности обучающихся («Входная диагностика»).
Русский язык в жизни России
Речь
Текст. Тема и основная мысль текста. Как строится текст. Связь предложений в тексте. Типы речи.
Стили речи. Разговорный язык. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Язык художественной литературы.
Лексика
Слово и его значения. Паронимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченного употребления. Диалектизмы. Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы. Стилистические свойства слова.
Фразеология
Что такое фразеологизмы. Как возникают фразеологизмы. Стилистические свойства фразеологизмов.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Из чего состоят слова. Правописание корней слов. Способы словообразования. Приставочно-
суффиксальный способ. Сложные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Что такое этимология.
Морфология. Орфография
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.
Глагол
Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи.
Местоимение
Что такое местоимение. План морфологического разбора местоимения. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительныеместоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Употребление местоимений в речи.
Имя числительное
Что обозначает имя числительное. Имена числительные простые, сложные и составные. Количественные числительные и их разряды. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Склонение дробных числительных. Склонение собирательных числительных. Порядковые имена числительные. План морфологического разбора имени числительного. Употребление числительных в речи.
Наречие
Что обозначает наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. План морфологического разбора наречия. Словообразование наречий. Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Правописание не с наречиями на -о (-е). Правописание не и ни в отрицательных наречиях. Буквы о, е (ё) в конце наречий после шипящих. Буквы о, а в конце наречий. Мягкий знак в конце наречий после шипящих. Употребление наречий в речи.
Повторяем изученное
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
Русский язык в жизни России | 1 | Сл.слова, упр 2 | |
Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | П.1 упр 4 | |
Как строится текст. Способы связи предложений в тексте | 1 | П.2 упр 10(пис.) | |
Способы связи предложений в тексте | 1 | П.2 упр 12 | |
Входная диагностика | 1 | Работа с ударением в словах | |
Подготовка к обучающему сжатому изложению по тексту Ю. Коваля «Солнечное пятно» | 1 | Все разборы по тексту | |
Типы речи. | 1 | П.3 упр 22\16 | |
Сочетание разных типов речи. | 1 | П.3 упр12 | |
РР Повествование. Обучающее сочинение. | 1 | Упр 13 зад.1 | |
Стили речи. | 1 | П.4 упр 23 | |
Разговорный язык. | 1 | П.4 упр 27 зад 1-4 | |
Проверяем себя. | 1 | Раздел проверяем себя | |
Сочинение по воображению. | 1 | Повторить п.4 | |
Научный стиль речи. | 1 | П.5 упр 30 | |
Официально-деловой стиль речи. | 1 | П.6 упр40 | |
Язык художественной литературы. | 1 | П.7 упр 47 | |
Сочинение по картине или по личным впечатлениям «Я видел радугу» | 1 | П.7 подобрать тексты –описания цветов с иллюстр матер. | |
Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | П.7 сл.дикт с.63 упр 50 | |
Проверяем себя. | 1 | Все разборы к тексту с.64-65 | |
Изложение по тексту или сочинение на тему «Красота вокруг нас» | 1 | Повторить сл.слова | |
Слово и его значения. | 1 | П.8 значение слов синонимы антонимы омонимы | |
Паронимы. | 1 | П.9 упр61 | |
Исконно русские и заимствованные слова | 1 | П.10 упр 70 | |
Устаревшие слова | 1 | П.11 упр79 | |
Неологизмы | 1 | П.12 упр 84 | |
Проверяем себя | 1 | Сл.слова | |
Сочинение-рассуждение, выступление с докладом на тему «От нас зависит, чтобы «гордый наш язык» на века остался «великим и могучим» | 1 | дописать | |
Слова общеупотребительные и ограниченного употребления | 1 | П.13 подгот отв на тему «Группы слов по сфере употребления | |
Диалектизмы | 1 | П.14 упр89 | |
Термины, профессионализмы, жаргонизмы | 1 | П.15 упр 90 зад 1 | |
Проверяем себя | 1 | Прочитать В.Железников «Чучело» | |
Стилистические свойства слова | 1 | П.16 упр 95 | |
Сочинение-рассуждение по тексту В. Железникова «Чучело». | 1 | Сл.слова | |
Контрольная работа №1 по теме «Лексика». | 1 | Повторить все правила | |
Что такое фразеологизмы. | 1 | П.17 упр 109 зад 1 | |
Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. | 1 | Теор.матер | |
Как возникают фразеологизмы. | 1 | П.18 сост 5 предл с фразеологизмами | |
Стилистические свойства фразеологизмов. | 1 | П.19 упр 121 | |
Проверяем себя. | 1 | Сл.слова | |
Контрольное сочинение-рассуждение по тексту А. Шибаева «С ног до головы». | 1 | дописать | |
Из чего состоят слова | 1 | П.20 упр130 зад1 подготовить материал о полезном растении | |
Сочинение о полезном растении | 1 | Повт корни с чередованием | |
Правописание корней слов. Корни с чередованием. | 1 | П.21 упр144 | |
Правописание корней с чередованием Е – И. | 1 | П.21 упр 152 1-4 предложения | |
Правописание корней с чередованием О – А. | 1 | П.21 упр 159 | |
Правописание корней –твар-//-твор-, -плав//-плов-, -равн//-ровн- и –мак-//-мок-. | 1 | П.21 подготов. К сл.дикт | |
Проверяем себя. | 1 | Пересказ текста с. 138-139 | |
Изложение с продолжением (стр. 138-139). | 1 | Всп.способы образ слов | |
Способы словообразования. | 1 | П.22 упр167 | |
Приставочно-суффиксальный способ словообразования | 1 | П.22 упр 175 | |
Бессуффиксный способ словообразования. | 1 | П.22 упр 179 зад 1 3 4 | |
Сложные слова | 1 | П.23 упр181 | |
Правописание сложных слов. | 1 | П.23 упр185 | |
Проверяем себя | 1 | Сл.слова | |
Изложение по тексту В. Балашова «Говорун Гришка». | 1 | дописать | |
Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. | 1 | П.24 упр195 | |
Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 11 | П.24 упр198 | |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 | правила | |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 | правила | |
Контрольная работа №2 по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 | ||
Анализ результатов выполнения контрольной работы. | 1 | Подготовить материал по этимологич словарям | |
Что такое этимология | 1 | П.25 упр 201 | |
Что такое этимология | 1 | П.25 систем.материала | |
Изложение с продолжением по тексту И.С. Тургенева «Воробей». | 1 | Сл.слова | |
Проверяем себя | 1 | Зад 10 с.165 | |
Части речи. | 1 | П.26 табл. | |
Имя существительное как часть речи. | 1 | П.27 213 зад 2 | |
Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. | 1 | П.27 упр 214 | |
Имена существительные общего рода | 1 | П.27 упр216 зад 2 и 3 | |
Склонение имён существительных. | 1 | П.27 опорн табл | |
Разносклоняемые имена существительные. | 1 | П.27 сост диалог с.177 со словом время в нужной форме | |
Несклоняемые имена существительные. | 1 | П.27 упр226 | |
Употребление имен существительных в речи. Множественное число имен существительных | 1 | П.28 упр 228 | |
Родительный падеж множественного числа имен существительных. | 1 | П.28 сост 5 предл с сущ в Р.п мн.ч | |
Суффиксы имен существительных | 1 | П.28 упр237 | |
Проверяем себя. | 1 | Зад 5 с.187 | |
Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное». | 1 | Сл.слова | |
Сочинение «Мои увлечения». | 1 | дописать | |
Имя прилагательное как часть речи. | 1 | П.29 упр238 | |
Разряды имен прилагательных по значению. | 1 | П.29 упр 240 зад 1 | |
Разряды имен прилагательных по значению. | 1 | Упр 244 зад 2 и 3 | |
Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | П.29 упр247 | |
Степени сравнения имен прилагательных. | 1 | Упр 255 | |
Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 | П.29 упр 260 зад 1-2 | |
Употребление имен прилагательных для описания внешности человека. | 1 | П.30 упр252 | |
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека. | 1 | Биогр о Е.И.Репине и сообщение о создании картины «Стрекоза» | |
Написание контрольного сочинения по картине И.Е. Репина «Стрекоза». | 1 | Дописатьп.30 | |
Употребление имен прилагательных для описания природы. | 1 | П.30 Упр 234 зад 4 | |
Употребление в речи кратких имен прилагательных. | 1 | П.30 сл.слова | |
Проверяем себя. | 1 | Зад 1-6 с.208-209 | |
Контрольная работа №4 по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||
Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | Повторить правила | |
Глагол как часть речи | 1 | П.31 упр 267 зад 2 с примерами и упр 268 | |
Наклонения глагола | 1 | П.31 упр 272 | |
Употребление глаголов в речи. Многозначные глаголы. | 1 | П.32 упр273 | |
Глаголы-синонимы. | 1 | Описать интерьер комнаты избегая повторения гл.стоять,заменив его синонимом | |
Глаголы-антонимы | 1 | П.32 283 зад 3 | |
Глаголы в составе фразеологизмов | 1 | П.32 упр 286 зад 1 | |
Ошибки в употреблении глаголов | 1 | П.32 упр 293 | |
Роль глаголов в тексте | 1 | П.32 тер. материал | |
Лингвистическое наблюдение «Роль глаголов в тексте художественного произведения». | 1 | Сообщение о творчестве художника К.Ф.Юона | |
Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона. | 1 | Раб с текстом | |
Сочинение по картине К.Ф. Юона. | 1 | дописать | |
Проверяем себя | 1 | Сл.сова | |
Контрольная работа №5 по теме «Глагол» | 1 | ||
Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | правила | |
Работа с текстом. | 1 | Все правила | |
Что такое местоимение | 1 | П.1 упр3 | |
Разряды местоимений | 1 | П.1 упр 5 | |
Морфологический разбор местоимений. Проверяем себя | 1 | П.1 разбор 3 местоимений с.11-13 | |
Личные местоимения | 1 | П.2 упр10 | |
Возвратное местоимение себя | 1 | П.3 упр 19 | |
Притяжательные местоимения | 1 | П.4 упр 27 | |
Изложение по тексту Ю. Ермолаева. | 1 | Зад 1-2 с.24-25 | |
Указательные местоимения | 1 | П.5 упр 30 зад 1-3 | |
Определительные местоимения | 1 | П.6 упр 37 | |
Вопросительно-относительные местоимения | 1 | П.7 зад 1-3 с.38-39 | |
Изложение от 3 лица по тексту О. Ремез. | 1 | Зад 1-4 с.38 сл.слова | |
Неопределённые местоимения | 1 | П.8 упр46 | |
Отрицательные местоимения | 1 | П.9 упр48,55 | |
Употребление местоимений в речи | 1 | П.10 упр 56 | |
Проверяем себя | 1 | Зад.7 с.53 | |
Контрольная работа № 6 по теме «Местоимение». | 1 | ||
Что обозначает имя числительное | 1 | П.11упр 69 | |
Отличие числительных от других частей речи | 1 | П.11 упр 74 зад 5 | |
Сочинение-повествование «Как проходит мой день» | 1 | Повторить п.11 | |
Имена числительные простые, сложные и составные | 1 | П.12 упр 77(4-7 предложения) | |
Количественные имена числительные и их разряды | 1 | П.13 | |
Количественные имена числительные и их разряды | 1 | Упр 80 | |
Склонение имён числительных, обозначающих целые числа | 1 | П.14 упр91 | |
Склонение имён числительных, обозначающих целые числа | 1 | Упр 101 зад 2 | |
Склонение дробных имён числительных | 1 | П.15 упр 105 сл слова с.84-85 | |
Склонение собирательных имён числительных | 1 | П.16 упр 111 | |
Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имён числительных | 1 | П.17 упр115 | |
Употребление имён числительных в речи | 1 | П.18 упр119 | |
Проверяем себя | 1 | Упр 125 | |
Контрольная работа № 7 по теме «Имя числительное» | 1 | правила | |
Наречие как часть речи | 1 | П.19 упр 133 | |
Что обозначает наречие | 1 | П.19 135 зад 1 | |
Разряды наречий по значению | 1 | П.20 упр 140 | |
Сочинение «Знаменитый сувенир» | 1 | Найти загадки с наречиями | |
Местоименные наречия | 1 | П.20 упр 146 | |
Категория состояния | 1 | П.20 упр 150(7) | |
Проверяем себя | 1 | Зад 5-7 с.120 устно | |
Изложение с продолжением | 1 | Повторить п.20 | |
Степени сравнения наречий | 1 | П.21 упр153, упр 160 зад 5 | |
Морфологический разбор наречия | 1 | П.21 упр 162 сл.дикт | |
Проверяем себя | 1 | Повторить п.20-21 зад 7 с 129 | |
Словообразование наречий | 1 | П.22 упр 168 | |
Сочинение-рассуждение | 1 | Зад 2-5 с.137 | |
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | 1 | П.23 упр177 | |
Слитное и раздельное написание наречий | 1 | П.23 упр182 | |
Дефисное написание наречий | 1 | П.24 упр191 | |
Дефисное написание наречий | 1 | Упр188 зад 2 | |
Правописание не с наречиями на -о (е) | 1 | П.25 упр 196 | |
Правописание не и ни в отрицательных наречиях | 1 | П.26 упр200 | |
Буквы н и нн в наречиях на -о (е), образованных от прилагательных | 1 | П.27 упр 206 | |
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих | 1 | П.28 упр 211 | |
Буквы о, а на конце наречий | 1 | П.29 упр 213 | |
Буквы о, а на конце наречий | 1 | Упр 218 | |
Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | П.30 упр 222 | |
Проверяем себя | 1 | Выразит чт с.159-161 | |
Сочинение «Будь человеком!» | 1 | Зад 7 с.161 | |
Употребление наречий в речи | 1 | П.31 упр224 а | |
Использование в речи наречий-синонимов | 1 | П.31 упр229 зад1 | |
Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | 1 | П.31 упр240 сл.дикт | |
Проверяем себя | 1 | Зад 10 с.173 | |
Контрольная работа № 8 | 1 | правила | |
Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | Повторить п.28-31 | |
Речь. Текст. Стили речи | 1 | Упр 241 зад 4 | |
Лексика. Фразеология | 1 | Упр 245 зад 3 | |
Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 | Упр 251 | |
Морфология. Орфография | 1 | Упр 255 зад 8 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | правила | |
Анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы | 1 | правила |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями:
1.Федеральный закон от 29 декабря №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон об образовании);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,;
3.Образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Пристень»,
4.Авторская программа под ред. В.Я.Коровиной и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2016.
- Беляева, Н. В. Литература : 5–9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2015.
- Полухина, В. П. «Читаем, думаем, спорим...» : дидактические материалы по литературе : 6 класс / В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота..
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе 18,19,20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко – хронологического и проблемно – тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор.
Главными целями изучения предмета являются:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
– формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи;
– овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Технологии, методики:
- Активные методы обучения
- Игровые технологии
- Исследовательская технология обучения
- Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
- Метод проектов
- Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
- Технологии уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Виды деятельности учащихся на уроке:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
- Формы контроля
- Текущий: по всем темам.
- Письменные ответы на вопросы, тестовые задания по всем разделам курса. Интеллектуальные викторины в презентациях.
- Итоговый: в конце учебного года работа в виде вопросов и творческих заданий по результатам изучения литературы в 6 классе
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному образовательному плану на изучение литературы в 6 классе выделяется 105 (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
С учетом специфики класса выстроена система занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться:
– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Писатели – создатели, хранители и любители книги
Введение. Знакомство со статьей учебника «В дорогу зовущие»
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор
Пословицы и поговорки. Загадки
Древнерусская литература
«Повесть временных лет»
«Сказание о Белгородском киселе»
Произведения русских писателей XVIII века
Русская басня. И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Произведения русских писателей XIX века
И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти народа в достижении общественного блага
И. А. Крылов. Басня «Ларчик» – пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Три пальмы», «Утес»
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья»
А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа.
Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования. «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера
Н. С. Лесков «Человек на часах»
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали
Рассказы А. П. Чехова.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого». Защита проекта
Произведения русских писателей ХХ века
А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям
А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота героев. Отношение автора к героям. Повесть «Алые паруса» в оценке критики.
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас
«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»)
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов «Сороковые». Выразительное чтение стихотворений. Образ Синявинских высот в военной лирике 20 века.
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи
В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения
Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Воспитание дружбой. Проблема нравственного выбора и ответственности.
Писатели улыбаются
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Рассказы В. М. Шукшина «Чудик», «Критики» и др.
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Поэтизация родной природы
Н. М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцова. Человек и природа в тихой лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя
Из литературы народов России
Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека
К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи
Из зарубежной литературы
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
Геродот «Легенда об Арионе»
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни
Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец.
Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы
И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь
П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение
А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
Итоговая работа
Повторение
При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы. Предлагаются темы проектов. В разделе «Повторение» дана систематизация знаний учащихся по теории литературы
Темы проектов для 6 класса
- Инсценирование «Мои любимые басни дедушки Крылова»
- Электронная презентация «Лицейское братство: о друзьях – лицеистах А.С. Пушкина»
- Иллюстрированный альбом «Времена года в поэзии А.С. Пушкина».
- Электронная презентация «И.С. Тургенев. Литературный портрет».
- Электронная презентация «Н.С. Лесков. Литературный портрет».
- Создание и оформление рассказа с элементами описания «Любимый уголок природы».
- Электронный альбом «Мифология в искусстве».
- Электронная презентация «Путешествие по стране Литературии»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дом зад. |
1. | В дорогу зовущие.Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 | Стр.3-4 |
2. | Обрядовый фольклор. | 1 | Чтение колядок |
3. | Пословицы и поговорки. | 1 | Написать рассказ по одной из пословиц |
4. | Загадки. | 1 | Проект «Загадка – отгадка» |
5. | Обобщение по теме «Устное народное творчество». | 1 | Стр 18-22 |
6 | Летопись как жанр | 1 | «Сказание о белгородском кисиле» |
7 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. | 1 | Стр.26 зад 1-3 |
8. | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 | Басню «Муха» выучить |
9. | Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». | 1 | Выразительное чтение басен |
10. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект. | 1 | Чтение басен И.А.Крылова |
11. | Обобщение по теме «Басня». | 1 | Иллюстрации к басням |
12. | А.С.Пушкин. «Узник».Вольнолюби-вые устремления поэта. | 1 | Стр.55 зад.2 |
13. | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | 1 | чтение стих-я наизусть |
14. | Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 | Рассказ о лицейских друзьях Пушкина |
15. | Двусложные размеры стиха | 1 | Выучить определения |
16-17 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». | 2 | Читать повесть «Барышня-крестьянка»Рассказ, повесть, роман |
18. | «Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя. | 1 | Стр.144-145 вопросы |
19. | Вн.чт. А.С.Пушкин «Метель» | 1 | |
20. | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Сюжет. |
21. | Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Сравнительная характеристика (заполнить таблицу |
22-23 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | Стр.139 вопросы |
24. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Стр.140 (1,2) |
25-26 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 2 | Рассказ о Владимире |
27. | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Проект «Барская усадьба» |
28. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 | Подготовка к контрольному тесту |
29. | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |
30. | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | Ответить на вопросы 1—3 (с. 163). |
31. | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | Определить размер стихосложения |
32. | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». | 1 | Одно стихотворение (по выбору) наизусть |
33. | Анализ стихотворения | 1 | Анализ (по выбору) |
34. | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.«Записки охотника» | 1 | Читать «Бежин луг» |
35. | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | Найти литературные портреты мальчиков |
36. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | Заполнить таблицу «Портрет литературного героя» |
37. | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | Пейзаж к рассказу «Бежин луг» |
38. | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» | 1 | проект |
39. | Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 | Выразительное чтение стихотворений |
40. | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | 1 | Стихотворение наизусть (по выбору) |
41. | Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…» | 1 | Стр.201-202 |
42. | Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | Худ. выразит. средства в стихотворениях Фета |
43. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 1 | Стр.209 проект |
44. | Н.А.Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Выразит. Чтение стихотворения |
45. | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Стр.220 рубрика «Литература и ИЗО» |
46. | Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова | 1 | Отрывок наизусть |
47. | Трехсложные размеры стиха | 1 | Основные определения, практич. работа |
48. | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. | 1 | Читать рассказ «Левша» |
49. | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | Платов и государь (сравнит. Хар-ка) |
50. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | 1 | Пересказ понравившегося эпизода |
51. | Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова | 1 | Составить словарик героя. |
52. | В.ЧТ. Лесков «Человек на часах» | 1 | |
53. | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. | 1 | Читать стр.273-276 |
54. | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | Читать рассказ «Лошадиная фамилия» |
55. | Разоблачение лицемерия в рассказах А.П. Чехова Роль художественной детали. | 1 | Стр.282-288 |
56. | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе. | 1 | Выразительное чтение стихотворений |
57. | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. | 1 | Рифма. Размер стихосложения |
58. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект | 1 | Чтение стихотворения наизусть (по выбору |
59. | Р/р Выразительное чтение стихотворений | 1 | Читать рассказ «Чудесный доктор» |
60. | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | Пересказ от лица героя |
61. | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | 1 | Рождественский рассказ |
62. | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» | 1 | Стр.42-44 |
63. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | Прочитать «Неизвестный цветок: |
64. | «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | 1 | «Чему учат герои Платонова?» |
65. | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | Читать «Алые паруса» |
66. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Стр.40 зад.5 |
67. | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Выраз. Чтение диалога |
68. | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Приготовить иллюстрацию к произведению |
69. | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне | 1 | Выразительное чтение стихотворения |
70. | Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 | «Конь с розовой гривой |
71. | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами |
72. | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | 1 | Словарь сибирских диалектизмов |
73. | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева«Конь с розовой гривой») | 1 | Читать «Уроки французского» |
74. | Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Дочитать рассказ; ответить на вопросы: Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует? |
75. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Расскажите о герое по плану стр.122 зад.2 |
76. | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Посмотреть фильм |
77. | В,М, Шукшин. Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». | 1 | Рассказ от лица Петьки |
78. | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | 1 | Читать «Тринадцатый подвиг Геракла». |
79. | Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Стр.157 зад.2 |
80. | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Отзыв на понравившееся произведение (из лит-ры 20 в) |
81-82. | Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору). | 2 | сочинение |
83. | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | Стр158-160 |
84-85 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | 2 | Стих-е наизусть (по выбору) |
86. | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. | 1 | Стр.168 «Учимся читать выразительно» |
87. | Контрольная работа по стих-ям о природе поэтов 20 века. | 1 | |
88. | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 | Стих-я разных поэтов о Родине |
89. | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 | Стих-я о родном языке |
90. | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | «Яблоки Гесперид» |
91. | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | Стр.184 «Обогащайте свою речь» |
92-93 | Геродот. «Легенда об Арионе» Мифы Древней Греции | 2 | Чтение мифов.Составить кроссворд |
94-95. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 2 | «Одиссей у циклопов»Читать «Дон Кихот» |
96-97. | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 2 | Пересказ |
98. | Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». | 1 | «Перчатка» пер. Жуковского и Лермонтова |
99. | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 | Читать «Маттео Фальконе» |
100-101. | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | 2 | Читать «Маленький принц» |
102-103. | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. | 2 | Иллюстрации к сказке |
104-105. | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».Рекомендации для летнего чтения | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе и русскому языку (6 -7 классы)
Рабочии программы по русскому языку и литературе (6- 7 классы)...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 7, 9 кл.
В рабочих программах по литературеи русскому языку представлены пояснительная записка и тематическое планирование для 7, 9 кл. 7кл.литература по учебнику Г.С.Меркина, 9 кл.литература по уче...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 7, 9 кл.
В рабочих программах по литературеи русскому языку представлены пояснительная записка и тематическое планирование для 7, 9 кл. 7кл.литература по учебнику Г.С.Меркина, 9 кл.литература по уче...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
рабочие программы по литературе и русскому языку
рабочие программы по литературе и русскому языку...
рабочие программы по литературе и русскому языку
рабочая программа...
Рабочие программы по литературе и русскому языку
Рабочие программы для основной и средней школы...