Презентации по русскому языку для 7 класса
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Данные презентации будут полезны для учителей русского языка, работающих в 7-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не с наречиями | 369 КБ |
Краткие и полные причастия | 349.5 КБ |
Действительные и страдательные причастия | 1.23 МБ |
Причастный оборот | 1.82 МБ |
Понятие о деепричастии | 665 КБ |
Повторение | 1.17 МБ |
Страдательные деепричастия | 563.03 КБ |
Гласные перед н и нн в причастиях | 1.53 МБ |
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени | 441.5 КБ |
Н и НН в отглагольных прилагательных | 1.71 МБ |
Страдательные причастия прошедшего времени | 664.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объяснить написание слов с НЕ. Распределить слова по группам: 1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями. (Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.
Объяснить написание слов с НЕ. Распределить слова по группам: 1-не с существительными , 2- не с прилагательными, 3-не с наречиями. Не правда, а ложь; отвечал непринужденно , неинтересная книга ; убеждал неискренне ; нерешительность игрока; долгое ненастье ; незаметно подошел; небрежный вид; вовсе не интересный; идти неуклюже ; не глубокая, а мелкая река; не быстро, а медленно.
«Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е»
Задание на развитие быстроты реакции и мышления -Соедините части слов, записанные в два столбика Записать в тетради номера частей слов. 1. вовсе не 1) да 2.не 2) довать 3.недол 3) ливый 4.неле 4) строит 5.неправ 5) а злой 6.него 6) да 7.невеж 7) соко, а низко 8.не ту 8) красиво 9.не вы 9) по 10. не добрый 10) го
Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5. (Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).
Выборочный диктант -Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно. Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела. От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Слитно Раздельно немножко не вижу небольшой не выдаю несколько не знаю неясно не могу неподвижность невольно неожиданность немедленно
Спасибо за работу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткие и полные страдательные причастия Полная форма 1) отвечают на вопрос какой? 2) изменяются по р., ч., П. 3) являются сказуемым или определением Краткая форма 1) отвечают на вопрос каков? 2) изменяются по р., ч. 3) являются сказуемым
Действительные причастия настоящего времени Образуются от основ наст. вр. переходных и непереходных глаголов несов.вида при помощи -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спр.) -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спр.) Молоть – мелю + -ющ- мел ю щий Клеить – клею + -ящ- кле я щий
Орфограмма № 49 В суффиксах действительных причастий наст.вр. пишутся: 1) буква у или ю , если причастие образовано от глагола I спр. 2) буква а или я , если причастие образовано от глагола II спр. Борющийся (бороться – I спр.) Лечащий (лечить – II спр.)
Действительные причастия прошедшего времени. Образуются от основ инфинитива переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вш-, если основа оканчивается на гласную Увидеть – увидевший -ш-, если основа оканчивается на согласную Нести – несший
Запомните! Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в инфинитиве. Спряжение не влияет на написание гласной! Та я вший (та я ть), обид е вший (обид е ть)
Страдательные причастия настоящего времени Образуются от основ наст.вр. переходных глаголов несов.вида при помощи -ом- (-ем-) от глаголов I спр. Сверять – сверяю + -ем- сверяемый - им- от глаголов II спр. Видеть – видим + -им- видимый
Орфограмма №50 В суффиксах страдательных причастий наст.вр. пишется: 1) буква Е , если причастие образовано от глагола I спр. Оберегаемый 2) буква И , если причастие образовано от глагола II спр. слышимый
Страдательные причастия прошедшего времени Образуются от основы инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи 1) –енн- (-ённ-) от глаголов на –еть, -ить, на согласную Увидеть + -енн- увиденный Наклеить + -енн- наклеенный Принести + -енн- принесенный
2) –нн- от глаголов на –ать, -ять Нарисовать + -нн- нарисованный Засеять + -нн- засеянный 3) –т- Открыть + -т- открытый
Синтаксическая пятиминутка Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. К реке сбегает тропинка едва вид..мая во мгле. Шелестит камыш чуть колебл..мый ветром. В огромном лесу стоял тонкий пар наполн..нный странными видениями.
Орфограмма №52 Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных . Отглагольные прилагательные 1. Не имеют приставки (кроме НЕ) Вязаная кофта 2. Не имеют суффикса – ова- (-ева-) 3. Не имеют зависимых слов 4. Образованы от глаголов не совершенного вида ПИШЕТСЯ Н Причастия 1. Имеют приставку (кроме НЕ) связанная кофта 2. Имеют суффикс –ова- (-ева-) Маринованный 3. Имеют зависимые слова Вязанная бабушкой кофта 4. Образованы от глаголов совершенного вида Решенная задача ПИШЕТСЯ НН
Орфограмма № 53 Юная теннисистка воспита(н, нн)а детской спортивной школой. Девочка воспита(н,нн)а и образова(н,нн)а. Как отличить краткую форму причастия от краткой формы прилагательного?
Краткое причастие. Краткое причастие всегда можно заменить глаголом. Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой. В кратком причастии пишется одна Н. Краткое прилагательное Краткое прилагательное (как и полное) не имеет значение времени, его можно заменить другим синонимичным прилагательным или полной формой прилагательного. Девочка воспитанна и образованна . (Девочка воспитанная и образованная) В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полном.
Морфологический разбор причастия Остывшая ³ за ночь степь окутана сизым туманом. Остывшая – причастие, так как 1. степь (какая?) остывшая 2. н.ф. остывший Пост.пр. действ., несов.вид, пр.вр., невозвр. Непост.пр. Им.п, ед.ч., ж.р. 3. остывшая
НЕ с причастиями (орфограмма №54) слитно 1. Без НЕ не употребляется Негодующий 2. Нет зависимых слов Нерешенная задача раздельно 1. Есть противопоставление с союзом а Не решенная, а списанная задача 2. Есть слова вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не, нисколько не Вовсе не решенная задача 3. С краткими причастиями Задача не решена 4. Есть зависимые слова Не решенная учеником задача
Орфограмма №55
Вопросы для закрепления. 1. Что такое причастие? 2. Расскажите о причастном обороте. 2. Какие причастия называются действительными, страдательными? 3. Как образуются действительные причастия настоящего времени? 4. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 5. Как образуются страдательные причастия настоящего времени? 6. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
С какими орфограммами мы познакомились в теме «Причастие»? Орфограмма № 49 Орфограмма № 50 Орфограмма № 51 Орфограмма № 52 Орфограмма № 53 Орфограмма № 54 Орфограмма № 55
Вопросы к зачету Вариант 1 1. Что такое причастный оборот? Расскажите все, что вы о нем знаете? 2. Какие причастия называются действительными, страдательными? 3. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 4. Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Вариант 2 1. Что такое причастие? 2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? 3. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? 4. Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Действительные и страдательные причастия
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Сравните: рабочие, построившие дом – дом , построенный рабочими. артист, прочитавший рассказ – рассказ , прочитанный артистом. ученик, изучающий параграф – параграф , изучаемый учеником.
Настоя-щее - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) -ем- (- ом -) -им- Прошед-шее - вш -, - ш - - енн - (- ённ -) - нн -, -т-
Действительные Страдательные Настоя-щее - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) -ем- (- ом -) -им- Прошед-шее - вш -, - ш - - енн - (- ённ -) - нн -, -т-
Домашнее задани е
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределительный диктант. Запишите словосочетания в два столбика: 1- прилагательное, 2- причастие. От движущейся колонны, красные пуговицы краснеющий закат, горячее молоко, темная ткань, в темнеющей воде, отразившаяся в озере , заросший пруд,
Цели урока: понять, что такое причастный оборот; находить причастный оборот в предложениях; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль причастного оборота в речи.
сравнить словосочетания, записанные в каждом столбике. читающий ученик читающий вечером прочитанная книга прочитанная девочкой распустившийся подснежник распустившийся весной - Что общего вы в них заметили? В чем различие? - Определите, в каких случаях причастие является главным словом, а в каких – зависимым.
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом
Найдите в предложениях причастный оборот, поставьте знаки препинания. -Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе . - Бульба повел сыновей своих в светлицу откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах прибиравшие комнаты.
Все сели, не выключая даже и хлопцев стоявших почтительно у дверей. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими… Их лица, ещё мало загоревшие, похорошели и побелели….
Тест «Проверь себя» : 1) Найдите определение причастного оборота. а) два и более причастия в предложении, б) причастие с зависимыми словами, в) причастие с определяемым словом. 2) Чем является в предложении причастный оборот? а) подлежащим б) определением в) дополнением. 3) Укажите верное условие обособление причастного оборота: а) стоит перед определяемым словом, б) стоит после определяемого слова, в) всегда, независимо от места в предложении.
4) Найдите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми: а) Глазами отца я видел раскрывшийся передо мною величественный мир родной природы. б) Тяжелая обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в стене. в)В жухлой траве пожелтевшей от дождя и ветра осторожно пробиралась лиса. 5) Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим начало свое в недрах земли. б) У забора, сколоченного из вывесок, стояла стайка ребят. в) Впереди шел высокий геолог, в выгоревшем на солнце костюме.
Правильные ответы: 1)- б 2)- б 3)-б 4)-в 5)-в
Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха. Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; - Зелёный цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - жёлтый цвет, если усвоили новое знание и научились приме- нять его на практике.
-Тот, кто выбрал желтый цвет- п. 12, из художественного текста выпишет 8 предложений с причастными оборотами. - Кто выбрал зеленый цвет- п. 12, упр. 74. -Тот, кто выбрал красный цвет- п. 12 , упр , № 77.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деепричастие как часть речи
Цели урока: дать понятие о деепричастии; познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.
Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли . Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли .
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm Гвоздев Александр Николаевич Ученый-лингвист, член-корреспондент АПН РСФСР. Лингвисты о деепричастии 1892 - 1959
Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам . Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное
Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши -а (-я) -в -вши -ши
Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf Значение деепричастий
Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?
Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.
Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.
Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заявка на оценку: «5» - 39 км (баллов) «4» - 29-38 км «3» - 18-28 км
I этап марафонской дистанции Разминка : «Согласен- не согласен». 1.Причастие-особая форма глагола. 2. Причастие не изменяется по родам. 3.Причастия бывают сов. и несов. вида. 4.Причастие изменяется по временам 5.Причастие бывает действительным и страдательным 6 . В предложение полные причастия является дополнением max 3 балла
I этап марафонской дистанции Разминка : «Согласен- не согласен». 1.Причастие-особая форма глагола. + 2. Причастие не изменяется по родам. - 3.Причастия бывают сов. и несов. вида. + 4.Причастие изменяется по временам - 5.Причастие бывает действительным и страдательным + 6 . В предложение полные причастия является дополнением _ max 3 балла
II этап- «Первый забег» Причастия Настоящего времени Прошедшего времени Действительные От глаголов I c пряжения От глаголов II спряжения Страдательные max 4 + 4 балла
II этап- «Первый забег» Причастия Настоящего времени Прошедшего времени Действительные От глаголов I c пряжения От глаголов II спряжения -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- -ВШ-, -Ш- Страдательные -ОМ-; -ЕМ- -ИМ- -НН-(-Н-), -ЕНН-(-ЕН-), -Т- max 4 + 4 балла
рекомендующий Учитель, литературу. Литература, рекомендуемая учителем.
воодушевляющий Тренер, спортсмена. Спортсмен, воодушевляемый тренером.
проектирующий Архитектор, здание. Здание, проектируемое архитектором.
Н-НН в причастиях Н НН 1.От глаголов несов. вида. 2. Нет приставки (есть НЕ) 3. Нет зависимого слова 4.В кратких причастиях решена От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ 2. С приставкой, кроме НЕ покрашенный 3. Есть зависимые слова (в причастном обороте) Крашенный краской забор 4. Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Вспомни орфограмму
III этап –« Орфографический спринт». Потеря… ый балл, круче… ый мяч, черче .. ый тренером маршрут, игра проигра …а, реше … ый пример, установле .. ый рекорд, жела … ая победа, беше … ая скорость, трибуны заполне ..ы, глаже… ый спортсменом костюм . max 10 баллов
III этап –« Орфографический спринт». ПотеряННый балл, кручеНый мяч , черчеННый тренером маршрут, игра проигра Н а , решеННый пример, установлеННый рекорд, желаННая победа, беше Н ая скорость, трибуны заполнеНы , глажеННый спортсменом костюм . max 10 баллов
IV этап: «Орфографический спринт 2». Правописание НЕ с причастиями Раздельно Слитно с краткими причастиями 1. не употребляется без НЕ 2. 2. 3.
1 группа 2 группа решение (не)продумано (не)погасший костер (не)имеющее границ (не)выученные движения (не)нашедший дороги (не) устрашимый борец движение (не)прекращено ни с кем (не)простившийся (не)знавшие страха легенда (не) рассказана соревнования (не)окончены (не)мечтающий о победе (не)помогающий никому (не)исправленная ошибка письмо (не)отправлено (не)знающий меры (не)прекращавшийся свист работа (не)проверена (не)выполненное поручение (не) навидевший обман max 10 баллов
1 группа 2 группа решение не продумано непогасший костер немеющее границ невыученные движения ненашедший дороги неустрашимый борец движение не прекращено ни с кем непростившийся незнавшие страха легенда не рассказана соревнования не окончены немечтающий о победе непомогающий никому неисправленная ошибка письмо не отправлено незнающий меры непрекращавшийся свист работа не проверена невыполненное поручение ненавидевший обман max 10 баллов
V этап: Финишная прямая 1 . Дети купленные в зоомагазине будут подвергнуты наказанию. 2. Играющая во время урока повесть известна всем. 3. Отредактированные корректором цветы красивы. 4. Попугай растущий в саду оказался говорящим. max 8 баллов
V этап: Финишная прямая 1 . Дети, купленные в зоомагазине, будут подвергнуты наказанию. 2. Играющая во время урока повесть известна всем. 3. Отредактированные корректором цветы красивы. 4. Попугай, растущий в саду, оказался говорящим. max 8 баллов
Подведем итоги. Самооценка «5» - 37-39 км (баллов) «4» - 29-36 км «3» - 18-28 км Рефлексия max 39 баллов
Задание на дом 1.Напишите текст (5-6 предложений) на тему «Мой любимый вид спорта », используя причастия и причастные обороты. 2. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» ( 7-10 вопросов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение изученного: Спишите предложения, поставьте необходимые знаки препинания, причастные обороты подчеркните: Мыши перегрызли нитки привязанные к их хвостам. Путники нашли плот крепко привязанный к шестам вбитым в землю . Федька жадно смотрит на кусочки сахара белеющие на столе.
Проверяем: Мыши перегрызли нитки , / привязанные к их хвостам / . Путники нашли плот , / крепко привязанный к шестам вбитым в землю / . Федька жадно смотрит на кусочки сахара , / белеющие на столе / .
Цели урока: 1. Изучить образование страдательных причастий настоящего времени. 2. Научиться видеть СНВ в тексте. 3. Формирование навыка написания гласных в суффиксах СНВ.
Суф . -ем- -ом-у СНВ Основа наст.вр.перех.гл . несов.в 1 спр . . Основа наст.вр.перех.гл . несов.в.2спр. суф . - им- СНВ
читают чита - -ем- читаемый ведут вед- -ом- ведомый гонят гон- -им- гонимый
Алгоритм применения:
Задание №1 Завис.. мый (от гл. зависеть- 2 спр .), зачисля .. мые , расходу.. мые , добыва .. мые , едва вид.. мый , исполня .. мый , охраня .. мый , едва слыш ..мая, наруша ..мая, управля .. мый , съеда .. мый , колебл ..мая, пригрева..мая , выполня .. мые , утеша .. мый . Вставить пропущенные буквы, обозначив спряжение глагола, от которого образовано причастие.
Проверяем: Завис им ый (от гл. зависеть- 2 спр .), зачисля ем ые (зачислять – 1 спр .), расходу ем ые (расходовать – 1 спр .), добыва ем ые (добывать – 1 спр .), едва вид и мый (видеть – 2 спр .), исполня е мый (исполнять – 1 спр .), охраня ем ый (охранять – 1 спр .), едва слыш им ая (слышать – 2 спр .), наруша е мая (нарушать – 1 спр .), управля ем ый (управлять – 1 спр .), съеда ем ый (съедать – 1 спр .), колебл ем ая (колебать – 1 спр .), пригрева ем ая (пригреть – 1 спр .), выполня ем ые (выполнять – 1 спр .), утеша ем ый (утешать – 1 спр .).
Задание №2 Образуйте страдательные причастия настоящего времени от данных глаголов, обозначьте спряжение глаголов, выделите суффикс. колебать в идеть отправлять прикрывать зависеть г нать ненавидеть
Проверяем: колебать ( I спр .) - колебл ем ый видеть (II спр .) – вид им ый отправлять ( Iспр .) – отправля ем ый прикрывать (I спр .) – прикрыва ем ый зависеть (II спр .) – завис им ый гнать ( IIспр .)- гон им ый ненавидеть (II спр .) – ненавид им ый
Задание №3 Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть? Почему ? Нет, потому что он совершенного вида.
Обратите внимание! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени. Например: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать.
Задание №4 Познакомимся ещё с одним интересным причастием: движимый . Объясните, почему в суффиксе этого причастия пишется буква «и » ? Это причастие образовано от глагола I спряжения «двигать», написание этого слова не соответствует правилу, потому что это – исключение из правила.
Задание №5 Замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени. Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами. ученик , возвраща .. щий книгу; строители , восстанавлива .. щие здание; люди , возрожда .. щие город; собеседники , возобновляя.. щие разговор .
Проверяем: у ченик , возвраща ющ ий книгу – книга, чита ем ая учеником; строители , восстанавлива ющ ие здание – здание, восстанавлива ем ое строителями; люди , возрожда ющ ие город – город, возрожда ем ый людьми; собеседники , возобновля ющ ие разговор – разговор, возобновля ем ый людьми.
Подведем итоги: От основ каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр .? При помощи каких суффиксов? Если вам дан глагол I спряжения, то какие суффиксы будете использовать при образовании страдательных причастий настоящего времени ? А если глагол II спряжения?
Вывод: При написании суффиксов страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжения глаголов. При образовании каких еще причастий мы опираемся на спряжение глаголов? При образовании действительных причастий настоящего времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто быстрее? Ответьте на вопросы: Каково грамматическое значение причастия? Обозначает признак предмета по действию Какие признаки глагола есть у причастия? Вид, время, возвратность Какие признаки прилагательного есть у причастия? Род, число, падеж Какова синтаксическая роль причастий? Полные причастия – определения, краткие – сказуемое
Причастия Действительные Страдательные Настоящее время Прошедшее время УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ ВШ Ш ОМ-ЕМ ИМ НН-ЕНН Т
Материал для наблюдений Задание: образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Услыш а ть Разве я ть Увид е ть Постро и ть Услыш а нн ый Услыш а н Разве я нн ый Разве я н Увид е нн ый Увид е н Постро е нн ый Постро е н
П еред н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная А и Я Е от глаголов на - ать , - ять от глаголов на - еть , - ить , Засе я нн ое засе ять выков а н выков ать Украш е нн ый украс ить затопл е н затоп ить увид е нн ый увид еть
Работа с учебником Теоретические сведения Образец рассуждения
Перед н или нн пиши а и я г лагол на - ать , - ять пиши е г лагол на - еть , - ить Запомни!
Потренируемся! На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно.
Образуйте страдательные причастия прошедшего времени Организовать вечер, возложить цветы, окопы обстрелять, заметить ошибки, зажечь огонь
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограмму. Остриж .. нный щенок, засе .. нное поле, замеш .. нное тесто, заброш .. нный сад, выслуш .. нные предложения, подерж .. нные книги, высуш .. нные грибы, просе.. нная мука, огорож .. нная территория, размеш .. нные краски, покраш .. нные стены, потер.. нная брошь, взвеш .. нный товар, изуч .. нные темы, дерево посаж ..но, улицы застро .. ны , насто .. нный на травах, замеш .. нный в преступлении, закруч .. нный шарф, окно занавеш ..но, напо .. нный конь, выкач .. нный из гаража автомобиль, выкача .. нная из бака вода.
Зарядка для глаз
Вставь пропущенные буквы, выдели причастные обороты, расставь знаки препинания. 1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу усе… нную ж… лтой листвой. 2 . Подстрел … нная охотником утка упала в камыш…вые зар … сли . 3. Кони заранее накормл … нные были быстро запряж … ны . Выполни синтаксический разбор последнего предложения.
САМОПРОВЕРКА 1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу, | усе я нную ж ё лтой листвой | . 2 . | Подстрел е нная охотником | утка упала в камыш о вые зар о сли. 3. Кони, | заранее накормл е нные | , были быстро запряж е ны.
Домашнее задание Итоги урока
Ребята, какова была цель нашего урока? Что мы сегодня вспомнили на уроке? Что нового вы узнали на уроке? РЕФЛЕКСИЯ
Спасибо за работу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение пройденного материала Выписать причастия в два столбика: действительные / страдательные Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; ярко освещенный зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег; залитый пол; падающий с небес; растаявший снег; растворившийся в стакане; размытая дождем; подписанные мастером; унесённые ветром
Действительные причастия Страдательные причастия Выступающий, помогающие, борющиеся, сверкающий, падающий, растаявший, растворившийся Сделанная, посаженное, освещенный, заполняемый, залитый, размытая, подписанные, унесенные
Повторение правописания безударных личных окончаний глагола, глагольных суффиксов Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Определите вид и переходность глаголов. Стро...т дом, бор...тся за мир, леч...т людей, се...т рожь, вид...т насквозь; тревож...л людей, ненавид...л ложь, стел...л постель, кле...л обои.
пестре ют -ЮЩ- пестре ющ ий Настоящее вр., несов. вид 1 спряжение
вед ут -УЩ- вед ущ ий Настоящее вр.,несов. вид 1 спряжение
лет ят -ЯЩ- лет ящ ий Настоящее вр.,несов.вид 2 спряжение
молч ат -АЩ- молч ащ ий Настоящее вр.,несов.вид 2 спряжение
Действ.прич. наст.вр. УЩ,ЮЩ от 1 спр . АЩ, ЯЩ от 2 спр .
кле ящ ий клею клеить 2 спр та ющ ий таю таять 1 спр
опа л -ВШ- опа вш ий Прошедшее вр.
нес ла -Ш- нес ш ий Прошедшее вр.
Действ.прич. прош.вр. -ВШ-, -Ш-
се я ть - се я вш ий обид е ть - обид е вш ий муч и ть - муч и вш ий
Гласная + ТЬ = Гласная + ВШ
Суффиксы действительных причастий
Комментированное письмо Кол..щая лед, спе..щая ягода, маш..щая крыльями, бор..щийся за первенство, стро..щийся стадион, беспоко..щаяся о здоровье сына мать, пиш..щий письмо, дремл..щий в тиши, кле..щиеся обои, видне..щиеся вдали, пен..щиеся струи фонтана, та..щие облака
От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.) От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени? (От спряжения глагола)
Словарно-орфографическая работа Объяснить написание глагольных суффиксов в действительных причастиях прошедшего времени Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребёнка, раста..вший снег, увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ла..вшей собаки, рассе..вший сомнения, отта..вшая земля, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов.
От чего зависит выбор гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени? (от гласной перед –ть- в глаголе неопределённой формы)
Итог урока - Как образуются действительные причастия настоящего времени? - При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? - Достигнуты ли нами цели урока?
Домашнее задание Выучить записи (тетради по теории языка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сколько Н надо писать в этих словах? Жаре .. ая рыба Зажаре .. ая рыба Жаре .. ая в масле рыба
Сколько Н надо писать в этих словах? Жаре н ая рыба – зажаре нн ая рыба – жаре нн ая в масле рыба ПОЧЕМУ???
Теория В полных страдательных причастиях с суффиксами ЕНН и НН пишутся две буквы Н (НН), если: Причастие имеет приставку (кроме НЕ): за жаре нн ая рыба, вс паха нн ое поле; Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот): жаре нн ая в масле рыба. Рыба, жаренная в масле , лежала на тарелке.
Теория Причастие образовано от глагола совершенного вида: реше нн ый пример (Образовано от глагола решить – что сделать?) Причастие образовано от глагола с суффиксами -ОВА-, -ИРОВА-: марин ованные грибы, асфальт ированная дорога.
С лова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные . Варе н ый, кипяче н ый, суше н ый, краше н ый и другие – прилагательные .
Приставка НЕ не влияет на количество букв Н в слове! Немороже н ая (отглагольное прилагательное) Незамороже нн ая (причастие)
Рассуждай так Если есть приставка (кроме НЕ) – пишу НН. Это причастие. Если есть зависимое слово (образует причастный оборот) – пишу НН . Э то причастие. Если заканчивается на – ованный , - ё ванный – пишу НН. Это причастие. Проверяю, от какого глагола образовано слово. Если от глагола совершенного вида (что сделать?) – пишу НН. Э то причастие. Если образовано от глагола несовершенного вида – пишу Н. Э то прилагательное.
Сколько Н надо писать в этих словах? Жаре н ая рыба - жарить (несов. вид) Зажаре нн ая рыба - есть приставка Жаре нн ая в масле рыба- есть зависимое слово
Потренируемся: объясните написание Н и НН Лома н ая линия - с лома нн ая скамья – лома нн ая от ветра вывеска Пече н ые блины - и с пече нн ая лепешка – пече нн ые в печке пироги Пута н ые мысли – за пута нн ая дорога – пута нн ые мной враги
Вываре .. ое мясо
Вываре .. ое мясо: е сть приставка вы – пишу НН в ываре нн ое (мясо). Это причастие.
Варе.. ая в котелке уха
Варе.. ая в котелке уха – Варе.. ая (где?) в котелке уха (есть зависимое слово, образует причастный оборот) – п ишу НН . Это причастие.
Варе .. ая картошка
Варе.. ая картошка -приставки нет; -зависимого слова нет; -не на –ОВАННЫЙ; -образовано от глагола ВАРИТЬ (что делать?) несовершенного вида. ЗНАЧИТ, пишу Н. Это прилагательное . Варе н ая (картошка)
Запишите, объясните написание слов Жаре.. ый гус ь п оджаре .. ая колбаса ж аре.. ые в масле пирожки п уга .. ая ворона п ерепуга.. ые люди к оше.. ый луг н екоше .. ый луг н ескоше .. ый луг к раше.. ый краской пол к раше.. ый пол в ыкраше .. ый пол о рганизова .. ый поход в кастрюльку броше .. ый чеснок
Проверь себя Жаре н ый гусь (отглагольное прилагательное ) под жаре нн ая колбаса (есть приставка) жаре нн ые в масле пирожки (есть зависимое слово) пуга н ая ворона (отглагольное прилагательное ) п ере пуга нн ые люди (есть приставка ) коше н ый луг ( отглагольное прилагательное ) н е коше н ый луг ( отглагольное прилагательное ) не с коше нн ый луг ( есть приставка ) краше нн ый краской пол (есть зависимое слово) краше н ый пол ( отглагольное прилагательное ) вы краше нн ый пол ( есть приставка ) о рганиз ованный поход ( заканчивается на – ованный ) в кастрюльку броше нн ый чеснок (бросить (что сделать?) сов. в ид)
Выполняем задания ОГЭ 1. В каком слове написание НН в суффиксе определяется правилом: «В полной форме страдательных причастий пишется НН ». Выпишите это слово, вставив буквы. Нравстве .. ый Вое.. ый Совреме .. ый Вынесе .. ый
Выполняем задания ОГЭ 2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН ». Толик вслух прочитал написанное на латунной табличке: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».
Выполняем задания ОГЭ 3 . Из предложений выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН ». Издали шпили домов, усеянные искрами огней, напоминали пики, разукрашенные драгоценными камнями.
Выполняем задания ОГЭ 4. Из предложений выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В причастии совершенного вида пишется НН , так как есть приставка». Чисто выметенная улица была красива выдержанной, немного тяжёлой красотой.
Выполняем задания ОГЭ 5. Из предложений выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н ». Воздух был наполнен запахами вяленой и солёной рыбы, а также всяких деревянных изделий, сложенных на берегу.
Проверь себя 1 – вынесенный 2 – написанное 3 – усеянные, разукрашенные 4 – выметенная, выдержанной 5 – вяленой, солёной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синтаксический разбор предложения Окруженный и закрытый со всех сторон лесом Васютка испугался и начал плакать.
Окруж енн ый - окружить закры т ый – закрыть
Страдательные причастия прошедшего времени
Переходные глаголы совершенного и несовершенного вида Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени прочита ть чита ть увиде ть -нн- прочита нн ый чита нн ый увиде нн ый построи ть реши ть принес ти -енн- (-ённ-) постро енн ый реш ённ ый принес ённ ый поня ть сжа ть -т- поня т ый сжа т ый
Одна и две буквы –Н- в именах прилагательных Прилагательные, образованные от существительных с основой на Н при помощи суффикса – Н- Прилагательные с суффиксами АН-, -ЯН-, -ИН- Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, -ЕНН- Страдательные причастия прошедшего времени туманный старинный карманный диванный каменный кожаный гусиный костяной муравьиный ветреный (искл.) оловянный (иск.) станционный дистанционный тыквенный клюквенный увешанный скошенный подклеенный смешанный забранный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: "Разделы науки о языке"
2011 учебный год....
Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".
Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....
Презентация по русскому языку 5 класс"Антонимы"
Данную презентацию можно использовать как на уроках русского языка , так и во внеклассной работе. Материал дан в занимательной форме....
Презентация по русскому языку 6 класс "Фразеологизмы"
В данной презентации содержатся различные формы работы по теме "Фразеологизмы"....
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
Презентация по русскому языку, 7 класс по теме "Частицы НЕ и НИ".
Правила выбора написания и применения частиц НЕ и НИ....