Презентации по русскому языку для 5 класса
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Каммерцель Ирина Валерьевна

Данные презентации будут полезны учителям русского языка, работающих в 5-классах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Повторение изученного по теме «Лексика»

Слайд 2

Повторяем теорию! Лексика – это …... Лексическое значение слова ….. Слово имеет не только лексическое, но ….. Раздел лингвистики , изучающий лексический состав языка называется…

Слайд 3

Лексика – это словарный состав языка . Лексическое значение слова объясняется в толковых словарях . Слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение . Раздел лингвистики , изучающий лексический состав языка называется лексикологией.

Слайд 4

Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Слайд 5

Почему? Почему не все ясно в сказке? В целом смысл текста понятен. Чем это объяснить? На какие части речи похожи слова по своему строению? (Приведите примеры из текста)

Слайд 6

Повторим теорию! Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Слайд 7

Лексический диктант Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. 2. От какого латинского слова образовалось оно? Запишите еще одно слово, образованное в этим же элементом. 3. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника. 4. Запишите еще названия спортивных игр, какие вы знаете. 5. Летательный аппарат, с помощью которого опускаются с помощью самолета на землю. 6. Небольшая книжечка, листы которой скреплены или сшиты.

Слайд 8

Лексический диктант Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. 2. От какого латинского слова образовалось оно? Запишите еще одно слово, образованное в этим же элементом. 3. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника. 4. Запишите еще названия спортивных игр, какие вы знаете. 5. Летательный аппарат, с помощью которого опускаются с помощью самолета на землю. 6. Небольшая книжечка, листы которой скреплены или сшиты.

Слайд 9

Игра Установите соответствие брошюра Похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах Небольшая книжечка Профессиональный наездник на скачках Запас слов и выражений человека Очень мелкий дождь изморось жокей лексикон

Слайд 10

Правильный ответ брошюра Похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах Небольшая книжечка Профессиональный наездник на скачках Запас слов и выражений человека Очень мелкий дождь изморось жокей лексикон

Слайд 11

Слова для справок Аллея тротуар шоссе тракт проселок метрополитен тропинка. автострада. шлях в добрый путь, счастливой дороги

Слайд 12

Записать слово по его толкованию 1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам . 2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов . 3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием . 4. Большая проезжая дорога (уст.) . 5. Грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами . 6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога . 7. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными . 8. Дорога для автомобильного движения . 9. Наезженная дорога, путь (на Украине и юге России) . 10. Пожелание уезжающему, уходящему .

Слайд 13

Работа с текстом Осень Ос…нь по лесу шагает: Будто пламень лес горит , Ясень лист..я осыпа…т; Ду… нахмуренный ст…ит. И берё…ка м…л…дая С каждым часом всё ж…лтей. Буйный веет…р , нал…тая, Ра…пл…тает косы ей. ( По Н. Найдёновой)

Слайд 14

Осень Ос е нь по лесу шагает: Будто пламень лес горит , Ясень лист ь я осыпает; Ду б нахмуренный ст о ит. И берё з ка м о л о дая С каждым часом всё ж е лтей. Буйный вет е р , нал е тая, Ра с пл е тает косы ей. ( По Н. Найдёновой)

Слайд 15

ОМОНИМЫ -слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению

Слайд 16

Найдите омонимы Я – под синим пологом На холме пологом. Но изжита, минута Страшная минута! ) Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Я.Козловский) Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка. Под спинку - Перинку. На перинку - Простынку. Подушки - Под ушки

Слайд 17

Найдите омонимы Я – под синим пологом На холме пологом. Но изжита, минута Страшная минута! ) Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Я.Козловский) Молоко покрыла пеночка , Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка , Подпевает ей овсянка. Под спинку - Перинку. На перинку - Простынку. Подушки - Под ушки

Слайд 18

Повторяем теорию! Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Слайд 19

Найди синонимы И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стёклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали… (По Н. Носову)

Слайд 20

Найди синонимы И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стёклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … (По Н. Носову)

Слайд 21

Повторяем теорию! Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположными лексическими значениями.

Слайд 22

Продолжить пословицы Молод годами, да стар … Любишь кататься … Лучше горькая правда … Не было бы счастья … Не верь началу, верь …

Слайд 23

Продолжить пословицы Молод годами, да стар делами. Любишь кататься , люби и саночки возить. Лучше горькая правда , чем сладкая ложь. Не было бы счастья , да несчастье помогло. Не верь началу, верь концу.

Слайд 24

Разгадай загадки Я – антоним к слову зной , Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня… Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь … Я – антоним слова лето , В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я… Я – антоним к слову смех , Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это…

Слайд 25

Разгадай загадки Я – антоним к слову зной , Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня прохлада. Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь тишина. Я – антоним слова лето , В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я зима. Я – антоним к слову смех , Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это плач.

Слайд 26

Рефлексия? - Какие задания на уроке вам понравилось выполнять? Что нового по теме для себя вы узнали? Что вызвало затруднения? Как бы оценили свою работу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Слайд 2

Собаку съесть разг. , шутл. , на чём приобрести большое искусство, значительный опыт, навык в чём-нибудь; владеть чем-либо в совершенстве; быть мастером чего-либо

Слайд 3

Фразеологизмы

Слайд 4

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению

Слайд 5

Соедините фразеологизмы по их значению Глаза на мокром месте 1.Достигать взаимопонимания С глазу на глаз 2.Часто плачет Находить общий язык 3.Узнал истинное положение Глаза открылись 4.Наедине Уйти несолоно хлебавши 5.Думать, решать что-нибудь трудное Душа в душу 6.Не к чему придраться Ломать голову 7.Не получить того, на что рассчитывал Комар носа не подточит 8. Жить дружно, в согласии

Слайд 6

Критерии оценивания 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки- «3» 4 ошибки – надо поработать

Слайд 7

Работа по группам

Слайд 10

Лингвистическая лаборатория Найти ошибочное толкование тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить кот наплакал – много подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку спустя рукава – прилежно мартышкин труд – бесполезная работа знать назубок – наизусть во весь дух – очень медленно от доски до доски – от начала до конца с гулькин нос – мало горе луковое – талантливый человек при царе Горохе – очень давно.

Слайд 11

Итог урока Для чего нужны в речи фразеологизмы?

Слайд 12

Домашнее задание 1) Написать сочинение-миниатюру «На уроке», используя фразеологизмы. 2) подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (повышенный уровень)

Слайд 13

Напишите сочинение- миниатюру «На уроке» используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений) .

Слайд 14

Оцени свою работу В поте лица Рука об руку Через пень колоду Ни шатко ни валко Засучив рукава Тяп да ляп Не покладая рук

Слайд 15

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Презентация по русскому языку 5 класс"Антонимы"

Данную презентацию можно использовать как на  уроках русского языка , так и  во внеклассной работе. Материал дан в занимательной форме....

Презентация по русскому языку 6 класс "Фразеологизмы"

В данной презентации содержатся различные формы работы по теме "Фразеологизмы"....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Презентация по русскому языку, 7 класс по теме "Частицы НЕ и НИ".

Правила выбора написания и применения частиц НЕ и НИ....