Презентации по русскому языку для 6 класса
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Каммерцель Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мягкий знак на конце и в середине числительных .

Слайд 2

Цели урока: Сформировать умение применять правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных. Воспитать товарищество, развить коммуникативные способности. Развить умение формулировать цели деятельности. Формировать умение планировать собственную деятельность. Формировать умение формулировать выводы, выдвигать гипотезы.

Слайд 3

Имя числительное самостоятельная часть речи , которая обозначает количество предметов, число , а также порядок предметов , при счёте. Количественные Порядковые (сколько?) (какой? какая? какие?) десять, восемь, пять третий, шестой, девятый Простые Составные один, восемь, сорок сто три, сорок восемь

Слайд 4

трост …, восем …, двадцат … булоч … ная , смен… щик , печ …ник мел…кнут , стекол… щик , мен… ше - В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему? - Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова и почему ? - Назовите ряд, где мягкий знак пишется на конце слова для обозначения мягкости согласных. Есть ли числительные среди слов этого ряда?

Слайд 5

Ь ПИШЕТСЯ: В числительных от пяти до двадцати, и в числительных тридцать, как и в существительных на мягкие согласные. шесть, двадцать, тринадцать НЕ ПИШЕТСЯ: В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать.

Слайд 6

Ь На конце числительных от В середине числительных пяти до двадцати, и в числительном от пятидесяти до восьмидесяти , тридцать от пятисот до девятисот

Слайд 8

Списать, заменяя имена числительные словами, обозначить орфограммы и указать разряд имён числительных. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Верблюды и лошади живут 20 лет, слон – лет 80 .

Слайд 9

Прочитайте пословицы, выпишите числительные и объясните их написание. У другого видит 7 недостатков , а у себя 10 не замечает. Чем 50 пустых слов, лучше одно веское. Когда беда пройдёт и всё уймётся, тотчас 500 советчиков найдётся.

Слайд 10

Восем …сот Шест… десят Пят… надцатью Шест… надцатью Восем … десят Сем…сот Сем… надцать Сем… десят Девят …сот Шест…

Слайд 11

Восемьсот Шестьдесят Пятнадцатью Шестнадцатью Восемьдесят Семьсот Семнадцать Семьдесят Девятьсот Шесть 0/1- 5, 2-4, 3/4-3, 5-2

Слайд 12

Домашнее задание: .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание н, нн в суффиксах прилагательных

Слайд 2

Орфографическая разминка Вставьте пропущенную букву. Ц.линдр, на свеж.м воздухе, ц.пленок, к.сание, прил.жить, заг.р, г.реть, соб.ру, слаг.емое, под.скать, пр.бежать, пр.забавный, пр.школьный, пеш.ход, вод.провод, пыл.сос.

Слайд 3

Проверь себя! Ц и линдр, на свеж е м воздухе, ц ы пленок, к а сание, прил о жить, заг а р, г о реть, соб е ру, слаг а емое, под ы скать, пр и бежать, пр е забавный, пр и школьный, пеш е ход, вод о провод, пыл е сос.

Слайд 4

Повторение Качественные Темные (тучи) городской (житель) высокий (человек) волчий (аппетит) Относительные папин (ремень) лисья (нора) январский (день) деревянный (дом) Найди и исправь ошибку Притяжательные вчерашний (день) добрая (подруга) заячьи (следы) бабушкин (платок)

Слайд 5

Проверь себя! Качественные Темные (тучи) высокий (человек) добрая (подруга) Относительные городской (житель) январский (день) деревянный (дом) вчерашний (день) Притяжательные заячьи (следы) бабушкин (платок) волчий (аппетит) папин (ремень) лисья (нора)

Слайд 6

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Еж.вый, лиц.вой, вещ.вой, плюш.вый. Правило? В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

Слайд 7

ПРАВИЛО Н и НН в суффиксах прилагательных .

Слайд 8

В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных. НН В прилагательных, образованных от существительных с основой на-Н. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН-. Исключение: ВЕТРЕНЫЙ Н В суффиксе –ИН- В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ Внимание!

Слайд 9

Закрепи! Запиши прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса -ИН- , - АН- (ЯН) -

Слайд 10

Закрепи! Запиши прилагательные , образованные от существительных

Слайд 11

Работа с учебником

Слайд 12

С каким правилом мы познакомились? В каких случаях пишем одну букву Н? Когда пишем две буквы НН? Повторим правило. НН В прилагательных, образованных от существительных с основой на-Н. В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН-. Исключение: ВЕТРЕНЫЙ Н В суффиксе –ИН- В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

Слайд 13

Домашнее задание УСПЕХОВ ВСЕМ! СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Слайд 2

Кластер к словосочетанию «Состав слова» Состав слова

Слайд 3

Блиц – опрос - Что такое корень? - Что такое окончание? - Что такое основа слова? - Что такое суффикс? - Что такое приставка?

Слайд 4

лететь летчик полет самолет летчик летчика летчику летчиком Содержание опыта: сделать морфемный разбор всех слов

Слайд 5

Морфемный разбор слов лететь летчик полет самолет летчик летчика летчику летчиком

Слайд 6

Выводы лететь летчик полет самолет летчик летчика летчику летчиком Однокоренные слова Формы одного и того же слова

Слайд 7

Задание 1 Задание: Допишите окончания. Скажите, что обозначают окончания у существительных, прилагательных и глаголов настоящего времени. У меня есть нов… учебник. У Марата нет нов… учебник… . Мы будем учиться по нов… учебник… . Я открыва … нов… учебник. Ты ход… на урок с нов… учебник… . Он чита … правило в нов… учебник… .

Слайд 8

У меня есть нов ый учебник. У Марата нет нов ого учебник а . Мы будем учиться по нов ому учебник у . Я открываю нов ый учебник. Ты ходишь на урок с нов ым учебник ом . Он чита ет правило в нов ом учебник е . Проверка

Слайд 9

Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

Слайд 10

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое апреля Классная работа

Слайд 2

СТЕМНЕЛО

Слайд 5

Меня знобит. Его знобило всю ночь. Петю будет знобить всю ночь.

Слайд 10

Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их. Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв .. жело . Где-то д..л..ко прогр ..мело эхо. Нигде (не) дыш .. тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с.. дит?ся в хат.. тесной, (не) л.. жит?ся на печи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросительно-относительные местоимения

Слайд 2

Проверка знаний Бе..связный рассказ, бе..жалостный человек, под..тожить, ..бить, ра..четливый, пр..умолкнуть, без..нициативный, пр..дание старины, пр..дать вид, бе..цветный, бе..прекословно, пр..творить мечту в жизнь.

Слайд 3

Взаимопроверка Бес с вязный рассказ, бе з жалостный человек, под ы тожить, с бить, ра с четливый, пр и умолкнуть, без ы нициативный, пр е дание старины, пр и дать вид, бе с цветный, бе с прекословно, пр е творить мечту в жизнь.

Слайд 4

Найди лишнее А) я, на них, ты, вы; Б) свой, моего, его, твой; В) этот, тот, такой, таков; Г) весь, мой, самый, иной, каждый.

Слайд 5

Найди лишнее А) я, на них , ты, вы; Б) свой, моего, его , твой; В) этот, тот, такой, таков ; Г) весь, мой , самый, иной, каждый.

Слайд 6

ЗАПОМНИ!

Слайд 7

вопросительные кто, что …? какой, каков, который, чей …? сколько …? относительные [ ],( кто ). [ ],( что ). [ ],( какой ). [ ],( каков ). [ ],( который ). [ ],( чей ). [ ],( сколько ). СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.

Слайд 8

Вопросительно-относительные местоимения . кто, что –по падежам какой, который, чей –по родам, числам и падежам каков – по родам, числам сколько – по падежам.

Слайд 9

1. Работа с учебником. 2. Работа индивидуально.

Слайд 10

Проверь себя Ночью на охоту выходят многие животные : хорьки , лисы , волки. От ы скать пищу им ( личн .) помогает уд и вительное зрение. Но есть птицы , ч ь е ( отн .) зрение острее , чем ( отн .) у этих( указ .) животных. Кто( вопр .) они ( личн .)? Совы и филины. Лучше всех( опред .) видят совы , у которых ( отн .) глаза улавл и вают даже слабый свет. Выручает их ( личн .) и острый слух. Ухо совы издали слыш и т даже ш о рох мыш и ных лапок.

Слайд 11

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое апреля Классная работа.

Слайд 2

Если в лес приш..л гулять, Свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в л..су нельзя шуметь, Даже очень громко петь, И..пугаются зв..рюшки, Уб..гут с л..сной опушки

Слайд 3

Если в лес пришёл гулять , Свежим воздухом дышать , бегай , прыгай и играй , Только, ты, не забывай , Что в лесу нельзя шуметь , Даже очень громко петь , Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.

Слайд 4

Глагол как часть речи.

Слайд 5

Цели урока: Образовательная : обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол». Развивающие: развивать грамотную речь обучающихся, внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать; Воспитательные : воспитывать стремление к получению знаний, умение работать в парах, коллективе.

Слайд 7

Составить видовые пары: Что делать? Что сделать? говорить - несу - шьёшь - вздыхала- брать - растут -

Слайд 8

Настоящее время Прошедшее время Будущее время Варит Кормил Выберу Плачет Летала Съем Бежит Забегал Найду Поливаем Звал Выучу Шьём Танцевали Прыгну Стирала Улыбнусь

Слайд 9

Выпишите глаголы из текста и обозначьте их вид и время. Россия всегда была великой морской державой. По всем морям и океанам плавают наши торговые суда и военные корабли. Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны. Российский флот сегодня - это смелые и храбрые войны. Они умело стреляют, плавают, прыгают с парашютом. Пока российский флот защищает страну, охраняет наши границы, мы спим спокойно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестое октября Классная работа

Слайд 2

Гора, гореть, гористый, загар, угарный

Слайд 3

КОРЕНЬГРАД

Слайд 4

Разг.. рается з .. ря , к.. саться рукой, отр .. стить р.. стки , з .. ревать с удочкой, легкое прик .. сновение , быстро ск .. кать , блистают з .. ри , изл ..гать мысли, выр .. щивать помидоры , заг .. релые дети,отв .. рить дверь, прил.. жение прил.. гается .

Слайд 5

А О

Слайд 6

Вопрос скАкать или скОкать ? отвОрить или отвАрить ?

Слайд 7

Сравните скАкать - вскОчить твОрчество - твОрить

Слайд 8

Чередование гласных в корне зависит от Последующих б укв -лаг-//-лож; - раст -//- ращ -//рос; - скак- //- скоч - Ударения - гор-//- гар ; - зор //- зар -; - твар -//- твор - Лексического значения - равн -//- ровн - Суффикса –А- - кас - // -кос- - бер - // - бир - -дер- // - дир - -мер- // -мир- -пер- // -пир- -тер- // -тир- -стел- // - стил - - блест - //- блист -

Слайд 9

Правило

Слайд 10

Исключения: Ск А чок , ск А чу . Утв А рь .

Слайд 11

Домашнее задание Сочинить сказку: «Встретились однажды корни с чередованием»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личные местоимения Тема урока :

Слайд 2

Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

Слайд 3

Склонение личных местоимений 1 особенность склонения При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: И. п. - Я Р. п. - Меня 2 особенность склонения Иногда в корне происходит чередование, например: Тебя – тобой Меня - мне 3 особенность склонения Местоимение 3-его лица изменяется по родам Он , Она , Оно 4 особенность склонения При присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например: К нему У неё

Слайд 4

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Слайд 5

"Толковый словарь" С.И. Ожегова 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Слайд 6

Словарная работа подобрать местоимения к существительным Тюль Рояль Такси Жюри Бандероль Повидло Кофе Бюро Картофель Желе Шоссе Кафе

Слайд 7

Словарная работа подобрать местоимения к существительным Тюль ( он) Рояль (он) Такси ( оно) Жюри (оно) Бандероль (она) Повидло ( оно) Кофе ( он) Бюро (оно) Картофель ( он) Желе (оно) Шоссе (оно ) Кафе ( оно)

Слайд 9

1. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть ЛИЧНЫЕ местоимениЯ . Я ЛЮБЛЮ НАЧАЛО ВЕСНЫ ! КОГДА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТ ТАЯТЬ СНЕГ, И ТЫ… 2. упр 435 доделать Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфологический разбор имени прилагательного (6 класс)

Слайд 2

Собери кластер

Слайд 3

Пятое февраля. Классная работа. Морфологический разбор прилагательного.

Слайд 4

Цель: познакомиться с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

Слайд 6

Переход прилагательных из одного разряда в другой Притяжательные Относительные Качественные Медвежья берлога ( логово медведя) Медвежья шуба (из шкуры медведя) Медвежий угол (отдаленное, малонаселенное, глухое место) Бараньи рога ( рога барана) Бараньи котлеты (из мяса барана) Баранья голова (о глупом, бестолковом человеке) Утиный клюв ( клюв утки) Утиная охота ( охота на уток) Утиная походка (неуклюжая)

Слайд 7

Синтаксический разбор предложения. 1 ряд. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. (А.Блок) 2 ряд. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин) 3 ряд. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. (И. Бунин)

Слайд 8

Вместе со снегом налетели и набежали в лес …, … существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на деревья – странные … фигурки, …, …, но на что-то очень похожие…

Слайд 10

На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил … лапки на … пузечко , молчит и смотрит на … лес. А вот зверёк- оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернется зверёк простым сучком, запорошенным снегом. … медведи и …совы. Полон лес … птиц и зверей.

Слайд 16

Чему мы научились… Сегодня я на уроке узнал… Больше всего мне понравилось… Теперь я никогда не забуду…

Слайд 17

Карточка 1: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль. (По Г.Скребицкому )

Слайд 18

Карточка 2: морфемный разбор слова: морозном (воздухе) Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Слайд 2

Цели урока: Повторить и закрепить изученное по теме «Имя прилагательное»: -уметь правильно определять разряды имен прилагательных, орфограммы в суффиксах прилагательных; - развивать навыки самосто-ятельной работы .

Слайд 3

Повторяем теорию 1.Какая часть речи называется прилагательным? 2. Назовите разряды имён прилагательных по значению? 3. Какие прилагательные называются полными, а какие краткими? 4. Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?

Слайд 4

Двадцатое февраля Классная работа

Слайд 5

Тема урока Повторение по теме «Имя прилагательное »

Слайд 6

За 5 минут запишите прилагательные к данным словам. Игра «Кто б ыстрее!» работа в парах

Слайд 7

Торт вкусный, свежий, круглый … Часы - наручные, мужские, дорогие … Сумка большая, мамина , хозяйственная… Лимон - жёлтый, кислый, ароматный … Кружка стеклянная , красная, …

Слайд 8

Определите разряд имен прилагательных. Запишите в три колонки. Время выполнения 3 мин. Каменный дом, вчерашняя газета, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, темная туча городской автобус.

Слайд 9

Проверьте себя! 1.Качественные : Грустный взгляд, тихий шорох, темная туча. 2.Относительные : каменный дом, вчерашняя газета, городской автобус. 3.Притяжательные : мамино кружево, лисий хвост, соловьиная песня.

Слайд 10

Образуйте краткие формы прилагательных . Медвежий Пригожий Казачий Кипучий Могучий Жгучий Ребячий Птичий Горячий

Слайд 11

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Пригожий – пригож Кипучий – кипуч Могучий – могуч Жгучий – жгуч Горячий - горяч

Слайд 12

От существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК. Брат - … немец -… матрос - … февраль -… герой - … Зубцов- … француз - … университет - …

Слайд 13

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Брат -брат ск ий матрос -матрос ск ий герой - герой ск ий француз – француз ск ий немец – немец к ий февраль – февраль с кий Зубцов –Зубцов ск ий Университет - университет ск ий

Слайд 14

Исправьте речевые ошибки? Самый белый Более белейший Более легче Более слабый Сильнее всех Очень умный Самый сильнейший Ответ:2,3,7

Слайд 15

Найдите прилагательные в превосходной степени? Нежнейшая Великолепная Самая нежная Чудесная Прекрасная Царица цветов Ответ: 1,3

Слайд 16

«Третий лишний». 1.Деревянная ложка, кожаное пальто, комариный укус. 2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день. 3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.

Слайд 17

Проверьте себя! 1.Деревянная ложка, кожаное пальто, комариный укус. 2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день . 3. Оловянный солдатик , гусиное перо, утиный клюв.

Слайд 18

Спишите , выделите окончания прилагательных в безударном положении. Время выполнения 3 мин. В морозн ... воздухе февральск ... днем зимн ... вечером рыж... белку жгуч… морозом в темн … лесу

Слайд 19

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! В морозн ом воздухе февральским днем зимн им вечером рыж ую белку жгуч им морозом в темн ом лесу

Слайд 20

В каком ряду во всех словах пишется одна Н? Оловя … ный,ю … ый , тума … ый Комар… ный , ветре… ый , торфя …ой Огне… ый , травя…ой, ути … ый Стекля… ый , серебря… ый , соколи … ый Кожа… ый , румя … ый , песча … ый Осе… ий , стари… ый , пчели … ый Лу… ый , деревя … ый , земля…ой Каме… ый,дли … ый , зеле.. ый

Слайд 21

Проверь себя! 2 Комариный, ветреный, торфяной 1 Кожаный, румяный, песчаный

Слайд 22

Найдите прилагательное, которое пишется слитно? Запишите его. А. ( юго ) западный Б. (ярко) красный В. (древне) русский Г. (горько) соленый Ответ: В

Слайд 23

Запишите предложения, исправив ошибки. 1 .Волга ширее Дона. 2 . С наступлением весны дни становятся длиньше . 3 . Нет ничего красивше природы родного уголка . 4 . Альбом дешевше чем краски. 5 .Брат слабже сестры.

Слайд 24

Выполни задание самостоятельно. Спишите предложение и сделайте морфологический разбор имени прилагательного. Солнце –это ярчайшая Звезда Галактики.

Слайд 25

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Звезда(ярчайшая) Ярчайшая – имя прилагательное 1. Звезда (какая?) ярчайшая Н.ф. - ярчайший. 2. Пост.- качественное, Непост.-И . п., ед. ч., ж. р., превосходная степень 3. Звезда (какая?) ярчайшая

Слайд 26

Подведение итогов урока - Какую часть речи мы сегодня повторяли? -Понравился ли вам сегодняшний урок? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Слайд 27

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое сентября Классная работа

Слайд 2

СКАЗКА Пр …красным вечером Василисе Пр …мудрой пр …снился пр … чудливый сон. Пр …забавные и пр …хорошенькие зайчата скакали впр …прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр …огромная туча. Это пр …летел злой- пр …злой Змей Горыныч. Пр … землился он, пр …сел на травку и пр …задумался. Пр …казал ему Кащей Василису Пр …мудрую найти, пр …пугнуть, к нему пр …вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр … одолимые пр … пятствия .

Слайд 3

ТЕМА УРОКА ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-

Слайд 4

Мини-исследование Примеры Значение ПРИбежать , ПРИплыть , ПРИехать ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить ПРИморский , ПРИшкольный , ПРИбрежный ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь

Слайд 5

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ПРИ- Примеры Значение ПРИбежать , ПРИплыть , ПРИехать ПРИБЛИЖЕНИЕ ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПРИморский , ПРИшкольный , ПРИбрежный БЛИЗОСТЬ ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ

Слайд 6

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ПРЕ- Примеры Значение ПРЕлестный, ПРЕмудрый, ПРЕогромный ПРЕрвать, ПРЕодолеть, ПРЕступать

Слайд 7

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ПРЕ- Примеры Значение ПРЕлестный, ПРЕмудрый, ПРЕогромный =ОЧЕНЬ ПРЕрвать, ПРЕодолеть, ПРЕступать =ПЕРЕ

Слайд 8

Упражнение1 (устно) Нож затупился Ветку согнули Откройте дверь Шофер затормозил Мотоциклист заглушил мотор Витя, ты затворил дверь? Малыш затих

Слайд 9

Упражнение1 Нож затупился Притупился Ветку согнули Пригнули Откройте дверь Приоткрыли Шофер затормозил Притормозил Мотоциклист заглушил мотор Приглушил Витя, ты затворил дверь? Притворил Малыш затих Притих

Слайд 10

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- Расположенный у берега. Задуматься на некоторое время. Участок около школы. Гнаться за кем-нибудь. Слегка задеть что-либо. Вызывающий восхищение, красивый. Немного открыть окно. Расположенный у дороги Спуститься с неба на землю. Очень длинный.

Слайд 11

Расположенный у берега . ( Прибрежный ). Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ). Участок около школы. ( Пришкольный ). Гнаться за кем-нибудь. ( Преследовать ). Слегка задеть что-либо. ( Прикоснуться ). Вызывающий восхищение, красивый. ( Прекрасный ). Немного открыть окно. ( Приоткрыть ). Расположенный у дороги (Придорожный). Спуститься с неба на землю. ( Приземлиться ). Очень длинный. ( Предлинный ).

Слайд 12

1.В зоопарк из-за границы доставили два (очень огромных удава). 2. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. 3. Утром обнаружили, что удавы исчезли. 4. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). 5. Бросились искать. 6. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. 7. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. 8. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. 9. Змей поместили в воду. 10. Минут через десять они зашевелились. 11. (Добавили ) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

Слайд 13

В зоопарк из-за границы доставили два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Слайд 14

Продолжи фразу Сегодня на уроке я понял (а)… Мне было трудно…

Слайд 15

Домашняя работа Написать сказку на тему: « Встретились однажды две приставки ПРЕ и ПРИ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Возвратное местоимение СЕБЯ

Слайд 2

СЕБЯ

Слайд 3

!!! Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет , который является объектом своего собственного действия . !!! Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Не имеет лица!!! !!! Изменяется по падежам (для себя, к себе, в себя, перед собой, о себе) НО !!! Не имеет именительного падежа !!! Отчёт исследователей грамматики

Слайд 4

Дружбу водить, так себя не щадить. Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. Всё устроилось само собой . Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади . Этот человек себе на уме. Отчёт исследователей синтаксиса

Слайд 5

ЗАПОМНИ!!! Местоимение СЕБЯ не может быть подлежащим, так как не имеет именительного падежа Отчёт исследователей синтаксиса

Слайд 6

В русском языке очень много фразеологизмов с местоимением СЕБЯ Отчёт исследователей фразеологии Выйти из себя Найти себя Прийти в себя Уйти в себя Себе на уме Намотать себе на ус, Зарубить себе на носу Надевать хомут себе на шею На себя не похож Так себе Владеть собой

Слайд 7

- Какое открытие вы сделали? - Мы открыли для себя местоимение - Чем пополнили свой багаж знаний? СЕБЯ

Слайд 8

Запиши домашнее задание: Словарик выучить , Найти Пословицы С местоимением «Себя»

Слайд 9

СПАСИБО за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Громко прозвенел звонок – Начинается урок . Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Слайд 2

Девятое сентября. Классная работа Птицы , юг, улетают ,на, осенью.

Слайд 3

Выполним синтаксический разбор предложения Птицы ос е н ь ю у л е тают на ю г .

Слайд 6

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Слайд 7

ТЕСТ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 1. Слово может состоять из: А)приставки и суффикса Б)корня, суффикса и окончания В)корня и окончания Г)приставки, суффикса и окончания 2. … - это изменяемая часть слова. Чтобы найти …, нужно изменить слово по вопросам. А)приставка Б)корень В)суффикс Г)окончание

Слайд 8

3. … - главная часть всех родственных слов . А)корень Б)приставка В)суффикс Г)окончание

Слайд 9

4. … - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. А)приставка Б)корень В)суффикс Г)окончание

Слайд 10

5. … - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. А)приставка Б)корень В)суффикс Г) окончание

Слайд 11

ПРОВЕРКА 1. Б),В) 2. Г) 3. А) 4. А) 5.В)

Слайд 12

Вставь пропущенные буквы. Распредели слова по двум столбикам: Сад…к, букет…к, платоч …к, куст…к, мешоч …к, молоточ …к, мост…к, ореш …к, ключ…к , хвост…к, носоч …к, грибоч …к.

Слайд 13

Сад и к букетик мостик хвостик кустик ключик Платоч е к мешочек молоточек орешек носочек грибочек

Слайд 14

Разбери по составу слова: Подбородок, снеговой, головушка, молодое, лисята, походы, берёзка, ушастый , травушка .

Слайд 15

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По следам пройденных тем 1) Записать словосочетания, избежав ловушки. 2) Определить разряд и падеж местоимений Появился у его, расспрашивать о ней, прибывать на вокзал с ими, объяснялся с тобой, любуюсь ей, взять себя в руки, грущу по вам, ихний дом, еёшнее пальто.

Слайд 2

Проверьте себя У н его (личн., Р.п), расспрашивать о ней (личн., П.п), прибывать на вокзал с н ими (личн., Т.п), объяснялся с тобой (личн., Т.п), любуюсь е ю (личн., Т.п), взять себя (возвр., Р.п) в руки, грущу по ва с (личн.,П.п), их (притяж.) дом, её (притяж.) пальто.

Слайд 3

Критерии оценивания : 0-1 ошибка – «5» 2-4 ошибки – «4» 5-6 ошибок – «3» 7 и более ошибок – «2»

Слайд 4

Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

Слайд 5

Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравственным , исключительным по своим качествам. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. ( С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». - М.: ООО «ИНФОТЕКС», 2009г.)

Слайд 6

Проверь себя: Наши – притяжательное Их – личное (3 лицо – они) Тебе – личное (2 лицо - ты) Они – личное (3 лицо) Которые – относительное

Слайд 7

Определяем проблему урока, обсуждая в парах эти такие ?

Слайд 9

«Открываем» новые знания Указательные местоимения Разряд Место- имения Значения Вопросы Постоян-ные признаки Изменяют-ся Синтакси-ческая роль

Слайд 10

Указательные местоимения Разряд Место- имения Значения Вопросы Постоян-ные признаки Изменяют-ся Синтакси-ческая роль Указа-тель-ные Тот этот такой таков столько сей Указа-тельное значение Какой? Каков? Сколько? Разряд (указатель-ные местоимения) По падежам, некоторые - по родам и числам Могут быть любыми членами предложения

Слайд 11

Узнаем указательные местоимения Те места Такого города Этого читателя Таков книголюб

Слайд 12

Проверь себя Те места ( какие? – определение) Такого города ( какие? – определение) Этого читателя ( какого? – определение) Таков книголюб ( каков? – сказуемое )

Слайд 13

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) такой цветок 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той речки

Слайд 14

Ответы: 4, 8, 9, 12 1) - 2) - 3) - 4) – такой цветок 5) - 6) - 7) - 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) - 11) - 12) возле той речки

Слайд 15

Домашнее задание Уровень С: (на отметку «5») 1)выучить правила 2) написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения. Уровень В : (на отметку «4») 1) выучить правила 2) упр. стр. + работа с этимологическим словарём (указать этимологию устаревших указательных местоимений СИХ , СЕЙ )

Слайд 16

Спасибо за сотрудничество


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её… А.А.Потебня

Слайд 2

Текст – от лат. textum «ткань», «связь», «соединение»; это произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически Текст – несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически

Слайд 3

описание явлений природы, людей (пейзажные, портретные) рассказ о событиях в их последовательности изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли описание повествование рассуждение

Слайд 4

коммуникативная когнитивная кумулятивная эстетическая

Слайд 5

Коммуникативный – от лат. communikare «делать общим», «связывать», «общаться» Когнитивный – от лат. cognoscere «понимать», «осознавать». Кумулятивный – от лат. cumulation «увеличение», «скопление» Эстетический – от греч. aisthetes «чувствующий»

Слайд 6

Разговорная речь Язык художественной литературы Функциональные стили

Слайд 7

Непринужденное общение, обмен мыслями

Слайд 8

Произведения художественной литературы

Слайд 9

Научные труды, тексты учебников, выступления на научные темы

Слайд 10

Договоры, законы, деловые бумаги

Слайд 11

Газеты, журналы, митинги, собрания, радио, телевидение

Слайд 12

Разговорная речь Язык художественной литературы Функциональные стили Научный Официально-деловой Публицистический


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое января Классная работа

Слайд 2

Образуйте степени сравнения прилагательных чистый воздух огромное дерево мелкая речка Чище- более чистый-чистейший- самый (наиболее) чистый Огромнее- более огромное - огромнейшее- самое (наиболее) огромное Мельче- более мелкая – мельчайшая - самая (наиболее) мелкая

Слайд 3

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Слайд 4

Цели урока Познакомиться с разрядами имён прилагательных по значению. Познакомиться с признаками качественных имен прилагательных. Уметь находить их в тексте и самим создавать тексты, используя качественные прилагательные.

Слайд 5

Наблюдение 1. Перед вами слова. Добрый(человек), Осенний(дождь) Ласковый(котёнок), Медвежья (берлога) Горячий(кофе). Степные (животные) - Докажите, что это имена прилагательные. 2.Работа в парах. 1. пара: образуйте краткую форму, если возможно, имен прилагательных 2. пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно) 3.пара: образуйте антонимические пары прилагательного (если возможно)

Слайд 6

Разряды имён прилагательных качественные относительные притяжательные По росту, по возрасту По цвету По внешнему виду По внутренним качествам По предназначению По материалу По принадлежности Чей?

Слайд 7

Алгоритм определения качественного прилагательного 1.Обозначает признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени и образует степени сравнения: выше, более высокий, высочайший, самый высокий. 2.Сочетается с наречиями очень, слишком, чрезвычайно: очень высокий. 3. Имеет краткую форму: высок.

Слайд 8

Найти качественные прилагательные Зелёный, резиновый, свежий, трудный, квадратный, ковровый, белый, тёмный, медвежий, крутой, стеклянный, скучный, твёрдый, прозрачный, киевский, чистый, мохнатый, клеевой, коровий, тёплый, пуховый, ясный, яичный, голубиный, ненавистный, кожаный, жадный, пёстрый, подлый, местный, горный, тупой, бумажный, скромный, зубчатый.

Слайд 9

Найти качественные прилагательные Зелёный , резиновый , свежий, трудный , квадратный , ковровый, белый, тёмный, медвежий, крутой , стеклянный, скучный, твёрдый, прозрачный , киевский , чистый, мохнатый , клеевой, коровий, тёплый, пуховый, ясный , яичный, голубиный, ненавистный , кожаный, жадный, пёстрый , подлый , местный, горный, тупой , бумажный, скромный , зубчатый.

Слайд 10

Прямое и переносное значение Тёплый хлеб – Свежий хлеб – Золотое кольцо – Деревянный стол – Стеклянный стакан – Стальной предмет – Медные трубы – Медвежьи следы - тёплый голос (ласковый) свежий взгляд (новый) Золотое сердце, золотые руки Деревянные руки Стеклянный взгляд Стальная воля Медный голос, медные сумерки Медвежья услуга

Слайд 11

Творческая работа Зимний … день. Воздух … . Снег … . Небо …, всё светится, переливается … цветом. Вдали виднеется … лес. Солнечные лучи света отражаются на … берёзках, … елях, … соснах. На снегу … тени от берёз. Но вскоре … солнце скрылось за … тучи.

Слайд 12

Найдите лишнее Красный, большой, глубокий, лисий Ласковый, волчья, медвежья, лисья Спортивный, деревянный, добрый

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 58 – выучить правило стр.16 . Упражнение: 341

Слайд 14

Спасибо за работу на уроке Успехов в выполнении домашнего задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое января Классная работа

Слайд 2

1. Что такое имя прилагательное? 2. Какие разряды имён прилагательных по значению вы знаете? 3. Какие имена прилагательные называются качественными? Приведите примеры. 4. Какие имена прилагательные называются относительными? Приведите примеры? Ответим на вопросы Определите разряд прилагательных Красивый, сегодняшний, горячий, городской, точильный, сладкая, золотое, белый, соломенный, деревянный, молодой, давнишний, нагревательный, жаркий, верхний, бледный, неясный , зимний.

Слайд 3

яйцо ЧЬЁ? куриное яйцо

Слайд 4

Притяжательные имена прилагательные

Слайд 5

Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”: тянуть тяга притянуть притяжение Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи? Притяжательные прилагательные

Слайд 6

Притяжательные прилагательные образуются от одушевлённых существительных с помощью суффиксов – ий , - ов (-ев), - овск (- евск ), -ин(- ын ), - инск (- ынск ).: лисий, отцов, мамин, курицын, отцовский, материнский. Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные? Имеют ли краткую форму? Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень ? Можно ли подобрать антонимы?

Слайд 7

Образуй притяжательное прилагательное Берлога медведя Тропы оленя Глаза кошки Гнездо вороны Нора барсука Хитрости лисы Кваканье лягушки Запасы белки медвежья оленьи кошачьи воронье барсучья лисьи лягушачье беличьи ?

Слайд 8

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения. Разными тропами досталось мне ходить: и медвеж …ими и кабан…ими и волч …ми и заяч …ими и даже птич …ими. Но по такой ш …л впервые. Тропинку эту ра …чистили и протоптали мурав …и. Их было много-много. Я иду около дорог…, проделанной мурав … ями , и сч …таю шаги: шестьдесят пять семьдесят. Это моих, больших а сколько же мурав …и должны с( з )делать! Сер…зная тропа!

Слайд 9

ЗАЯЧЬЯ нора - ЗАЯЧЬЯ шапка - ЗАЯЧЬЯ душа - притяжательное относительное качественное

Слайд 10

Сердечная болезнь – сердечный друг медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга стальной трос – стальная схватка, лисья нора – лисий хвост - лисий воротник – лисья улыбка Определи разряды прилагательных

Слайд 11

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Осина стойко выдерживает натиск дождей и снегопадов. 2) День тихий и тёплый. 3) Наш котёнок ласков и послушен. 4) Соловей главный певец мая. Готовимся к ВПР Соловей - главный певец мая.

Слайд 12

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Мой друг не просто собирает модели кораблей а изучает каждую из них. 2) Из лесов тихо и осторожно поднимается ночь и стирает краски вечерней зари. 3) Ветер затихает в зарослях и в зеркале речного русла отражает суету ласточек. 4) Скажите вековые дубы какие тайны хранит этот лес? Скажите, вековые дубы, какие тайны хранит этот лес?

Слайд 13

- Я узнал … - Особенно понравилось … - Вызвало затруднение… На уроке Рефлексия

Слайд 14

Домашнее задание 1. Подготовиться к письменному опросу по правилам : а) степени сравнения прилагательных; б) разряды имен прилагательных 2. Выполнить упр. 349


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семнадцатое января Классная работа

Слайд 2

1 .« Куча мала» Вел… колепный , б… нокль , пор…жать, б… гряный , пр… дмет , при… ти , тел…фон, пр… пятствие , пр … лежный , пр … зирать , пор… жение , к… мандир , профе …и я, (э, и) кономить .

Слайд 3

1.« Куча мала» бИнокль , прЕдмет , телЕфон , прЕпятствие , порАжение , кОмандир , профеССия .

Слайд 4

№2. Из данных слов выписать разносклоняемые имена существительные: Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, спорт, депо, автомобиль, путь, кофе, стремя, нелепость, пальто, зазнайка, такси.

Слайд 5

3.Ущелье -ЕК-ИК- Золотой ключ… к, Маленький кусоч … к, надувной мяч … к, душистый горош … к, зеленый листоч … к, сели за стол … к, игрушечный чайнич … к, вареный грибоч … к.

Слайд 6

3.Ущелье -ЕК-ИК- Золотой ключ И к, Маленький кусоч Е к, надувной мяч И к, душистый горош Е к, зеленый источ Е к, сели за стол И к, игрушечный чайнич Е к, вареный грибоч Е к.

Слайд 7

4.Объяснительный диктант . Не) годование , ( не )воля, (не)был в школе, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не) лепость , ( не )погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не) забудка .

Слайд 8

5.Объяснительный диктант . Негодование, неволя, не был в школе, не широкая дорога, а узкая, говорить неправду, нелепость, непогода, неуверенность, книга не большая, а маленькая, недруг, незабудка.

Слайд 9

6.Пещеры суффиксов. Кто ремонтирует фонари? Кто ходит в разведку? Кто работает в забое? Кто переписывает бумаги? Кто делает доклад? Кто кладет камни? Кто работает в бане? Кто ремонтирует водопровод? Кто работает на погрузке и выгрузке?

Слайд 10

6.Пещеры суффиксов. ФОНАРЩИК РАЗВЕДЧИК ЗАБОЙЩИК ПЕРЕПИСЧИК ДОКЛАДЧИК КАМЕНЩИК БАНЩИК ВОДОПРОВОДЧИК ГРУЗЧИК

Слайд 11

7.« БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ» 1. Морж…нок 2. пирож …к 3бельч…нок 4.крюч…к, 5.свеч… й . 6. стриж…нок 7. флаж …к 8.полотенц…м. 9.Пуч…к 10.светляч…к 11.крыж…вник.

Слайд 12

7.« БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ 1. МоржОнок 2. пирожОк 3бельчОнок 4.крючОк 5.свечОй 6. стрижОнок 7. флажОк 8.полотенцЕм 9.ПучОк 10.светлячОк 11.крыжОвник

Слайд 13

Домашнее задание Повторить изученный материал по теме «Имя существительное». Разобрать все «больные точки» по темам блока «Имя существительное». Яндекс - учебник.

Слайд 14

Повторение по теме «Существительное»

Слайд 15

Указать синтаксическую роль имён существительных в предложениях. Синтаксическая 5. Книга хранилище знаний. 2) Сырость от земли начинала холодить бок . 3) Туристы отправились в поход за город.

Слайд 16

Самопроверка. Книга - хранилище знаний. 2) Сырость от земли начинала холодить бок . 3 ) Туристы отправились в поход за город.

Слайд 17

1) Что обозначает имя существительное? Блиц - опрос 2 ) Род имён существительных пламя, животное, солнышко ? 3 ) Изменение существительного по падежам? 4 ) Существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос КТО? 5 ) Имена существительные, называющие единичный предмет? 6 ) Существительное в косвенном падеже как член предложения? 7 ) Ь пишется у существительных?

Слайд 18

В цепочке слов спрятано 10 имён собственных – названий географических объектов России. Распутайте цепочку УРАЛЕНАРХАНГЕЛЬСКОСТРО МАНГАРАЛДАНОВГОРОДОНО РИЛЬСКРАСНОЯРСК

Слайд 19

г остиница Северная Укажите имена собственные, которые требуется выделить кавычками. м оре Лаптевых л едокол Арктика п овесть Школа Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник с ело Красное

Слайд 20

Какой признак существительных иллюстрирует эта картинка? Отгадайте загадки и определите одушевлённость/ неодушевлённость сущ-ных . 1) Не зверь, не птица, а нос как спица. 2) Катится бочка, нет на ней ни сучочка. 3) Ходили мужики в лес без топоров, срубили избу без углов. Отгадки: комар, яйцо, муравьи

Слайд 21

Вставьте пропущенные буквы, отметьте их на «ленте ответов». Буквенный д иктант 1. Ослабеть от усталост .. 2. Прикреплён к батаре .. 3 . Скучает по матушк .. 4. В картинной галере.. 5 . Деревья в ине .. 6 . Заслушался на экскурси .. 7 . Отдыхает в деревн .. 8. в нашем поколени .. 9 . Оазис в пустын .. 10. экскурсия по Якути .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И Е Е Е Е И Е И Е И

Слайд 22

Гореть синим пламе __, под брем_нем забот, без роду и плем_н __, до поры до врем н ___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами _, в кои-то врем_на . – Известны вам эти выражения, а как они называются? Объяснительный диктант

Слайд 23

Назови существительные, изображённые на картинках. Укажи их род. Какие это существительные?

Слайд 24

Ч_рн___ кофе; Ар__матн____ салями; Пр_к_снулся к лохмат__ ш_мпанзе ; Пр_красн__ шампунь; Выб_рать нов___ тюль; К_нгуру ускакал_ от дикого плем_ ни . Орфографическая разминка

Слайд 25

Расскажите о правописании НЕ с существительными. Найдите 5 ошибок в задании, выпишите слова, исправив ошибку. НЕ с существительными

Слайд 26

1. Тот, кто постоянно все теряет, забывает 2. Тот, кто подлизывается к кому-нибудь 3. Человек, который всегда жалуется 4. Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться 5.Человек, который не может усидеть на месте 6.Человек, который зазнаётся 1 2 3 4 5 6 Кроссворд «Кто такой, кто такая»

Слайд 27

р а с т я п а п о д л и з а я б е д а в ы с к о ч к а н е п о с е д а з а з н а й к а КЛЮЧ

Слайд 28

Каким членом предложения является выделенное существительное? Мороз выбелил хрупкие сучья берёз. 1) подлежащим 2) дополнением 3) обстоятельством места 4) обстоятельством образа действия Тестовое задание

Слайд 29

2. Какое существительное не относится к 1- му склонению. 1) галерея 2) пламя 3) биология 4) оранжерея Тестовое задание

Слайд 30

3 . Укажите несклоняемое существительное. 1) интерьер 2) пальто 3) роман 4) медицина Тестовое задание

Слайд 31

4. Найдите ошибку в согласовании. 1) строгое жюри 2) жёлтое такси 3) шумное Сочи 4) весёлый шимпанзе Тестовое задание

Слайд 32

5 . Какое из выделенных слов склоняется? 1) учился с Олегом ( Фоменко ) 2) стихи Зои ( Алигер ) 3) встреча у Максима ( Глухих ) 4) сказки Ганса ( Андерсен ) Тестовое задание

Слайд 33

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? 1) горош ..к 2) сухар ..к 3) комоч ..к 4) платоч ..к Тестовое задание

Слайд 34

- 2) дополнением - 2) пламя - 2) пальто - 3) шумное Сочи - 4) сказки Ганса Андерсена - 2) сухарик Тестовое задание: проверка

Слайд 35

1вариант: Надо мной в лазур _ ясной бл_стит звёздочка. Морфологический разбор 2 вариант: Мы шли по тенистой алле_.

Слайд 36

КОРШУН МАРКА ЛАПША КОМАР ОПРОС АДРЕС ИСТЕЦ ХАЛВА СОСНА Переделай Переставив буквы, превратите каждое слово в другое слово, тоже имя существительное. ШНУРОК КАРМА ШПАЛА КОРМА ПРОСО СРЕДА СИТЕЦ ХВАЛА НАСОС

Слайд 37

Подготовка к диктанту( повторить правило) Составить творческое задание на закрепление темы « Имя существительное» Дом. задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать четвертое января Классная работа

Слайд 2

1.Длинный языч …к, 2.Детский стиш ..к 3. Душистый горош …к 4.Белый воротнич …к 5.Золотой петуш ...к 6.Последний кусоч …к 7.Чистый роднич …к 8.Красный колпач …к 9.Снежный комоч ...к 10.Сладкий пирож ...к

Слайд 3

Буквенный диктант « Проверяю себя» № сло-ва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ о о е о о е о о е о

Слайд 5

Степени сравнения имен прилагательных

Слайд 6

Степень сравнения обозначает признак, который в предмете проявляется в большей или меньшей степени. Пушистый Пушистее, более пушистый Пушистейший, самый пушистый

Слайд 8

Сравнительная степень Простая форма н. ф. прилагательного ее ей е ше Справедлив ый + ее = справедливее (справедливей) Тих ий + е = тише Х // Ш Стар ый + ше = старше Тон к ий + ше = тон ь ше; слад к ий + сла щ е

Слайд 9

Составная форма Н. ф. прилагательного + более, менее. Н. ф. прилагательного умный + более = более умный. Н. ф. прилагательного умный + менее = менее умный. более умный менее умный

Слайд 10

Запомнить: прилагательные в форме простой сравнительной степени по числам, родам и падежам не изменяются. Теперь – роль в предложении. Клава кудрявей Любы. Сказуемое.

Слайд 11

А в форме составной сравнительной степени изменяются? Саша более умный , чем Маша. Маша более быстрая , чем Миша. Пятиклассники более быстрые , чем шестиклассники. К более быстрому, о более быстром. Сделайте вывод!

Слайд 12

Вывод: в прилагательных в форме составной сравнительной степени изменяется по числам, родам и падежам второе слово.

Слайд 13

Задание № 1: образуйте от прилагательных формы простой (сложной) сравнительной степени. Выделить суффиксы. Образец : красивый – красив ее – более красивый. (1) Сладкий, (2) далекий, (3) хороший, (4) горький, (5) дорогой, (6) богатый, (7) страшный, (8) молодой, (9) жесткий, (10) крутой, (11) маленький, (12) узкий, (13) мелкий, (14) мощный, (15) плохой, (16) строгий, толстый, (17) здоровый, (18) широкий, (19) дешёвый, (20) упругий, младший, (21) чистый, (22) твердый.

Слайд 14

Домашнее задание : Составить 6-7 предложений, используя сравнительную степень сравнения имен прилагательных.

Слайд 15

Двадцать пятое января Классная работа

Слайд 16

Образуйте простую и составную сравнительную степень. Добрый - Мудрый - Справедливый - Утренний - Строгий - Решительный - Добродушный –

Слайд 17

Превосходная степень Простая форма Н. ф. прилагательного ейш айш Мудр ый + ейш = мудрейший Тонк ий + айш = тон ч айший (к // ч)

Слайд 18

Составная форма Самый, наиболее, наименее + н. ф. имени прилагательного Самый + н. .ф. прилагательного мудрый = самый мудрый.

Слайд 19

Изменяются ли прилагательные в форме превосходной степени? Подумайте !Сделайте вывод! Красивейшая девочка. Красивейший мальчик. Красивейшее панно. Красивейшие книги. У самой красивой реки, о самой красивой реке.

Слайд 20

Вывод: прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.

Слайд 21

Найдите имена прилагательные в форме сравнительной степени и подчеркните их как члены предложения Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучше большого безделья. Здоровье дороже золота. Добрые слова лучше мягкого пирога. Правда светлее солнца.

Слайд 22

Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердее , мельчее , слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.

Слайд 23

Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень Шире Глубочайшая Самая интересная Слаще Легчайший Наиболее удобный Дальше Превосходнейший Более чистый Превосходная степень Старейший Более мягкий Дольше Простейший Самый густой Тверже Самый ужасный Прилежнее Более известный

Слайд 24

Произносите правильно! Крас и вее, твер ж е, мель ч е, сла щ е, лег ч е.

Слайд 25

Творческое задание Придумайте рекламный ролик, используя имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

Слайд 26

Спасибо за урок! Удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое января Классная работа

Слайд 2

Задание Сыноч .. к, подароч .. к, мяч .. к, самолёт .. к, звоноч .. к,дружоч .. к, ключ .. к, карандаш … к, ореш … к, пузырёч .. к, кирпич .. к, василёч … к, огонёч .. к, кусоч .. к, ларч .. к, ситч .. к, огурч .. к.

Слайд 3

Задание Сыноч Е к, подароч Е к, мяч И к, самолёт И к, звоноч Е к, дружоч Е к, ключ И к, карандаш И к, ореш Е к, пузырёч Е к, кирпич И к, василёч Е к, огонёч Е к, кусоч Е к, ларч И к, ситч И к, огурч И к.

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Слайд 5

О или Е? Снеж .. к Руч .. нка Зайч .. нок Горош .. к Крош .. чка Доч .. нька Правило

Слайд 6

О или Е? снеж о́ к руч о́ нка зайч о́ нок горо́ш е к крóш е чка до́ч е нька Правило

Слайд 7

Правило После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется «О», без ударения – «Е»

Слайд 8

Задание Сыноч…к медвеж…нок галч…нок доч…нька червяч…к кусоч…к суч…к сверч…к клоч…к ореш…к замоч…к человеч…к крольч…нок волч…нок лож…чка быч…к руч…нка руч…нька одеж…нка подароч…к Е О Е О О О Е Е О О О Е Е Е Е Е О О О О

Слайд 9

Какое значение придают эти суффиксы словам? + онок = ? + онок = ?

Слайд 10

Какое значение придают эти суффиксы словам? + онок = ? + ек = ?

Слайд 11

Какое значение придают эти суффиксы словам? Эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. А всегда ли это так?

Слайд 12

Эти суффиксы могут придавать словам различные значения: книга + онк = книжонка бумага + онк = (неинтересная книга, забавная книга, маленькая книга) бумажонка ( маленький клочок бумаги, ничтожная бумажка ) одежда + онк = одежонка (обветшалая, легкая, плохо греющая одежда)

Слайд 13

Образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов: -онк- -ок- -онок- белка = > собака = > пастух = > жук = > волк = > рука = > ручонка собачонка пастушок жучок волчонок бельчонок

Слайд 14

Образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов: -ечк- -ек- ложка = > орех = > кусок = > ложечка орешек кусочек подушка = > подушечка

Слайд 15

Найди ,,лишнее” слово 1) речонка, девчонка, чемпионка, рубашонка, ручонка 2) сыночек, свёрточек, брусочек, листочек, зайчик 3) ящичек, пучок, стручок, кулачок

Слайд 16

Подведем итоги в суффиксах существительных зависит, прежде всего, от наличия шипящей перед суффиксом и правильной постановки ударения. Домашнее задание: упр 302 Правописание гласных О и Е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое января Классная работа

Слайд 2

Образовать от прилагательного глубокий все формы степеней сравнения

Слайд 3

Морфологический разбор имени прилагательного

Слайд 5

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком (красивый, злой и др.).

Слайд 6

Относительные прилагательные

Слайд 7

Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные имеют суффиксы – ов /-ев, -ин/ ын , - ий в муж.роде ед.ч. Имен.падеже , нулевое окончание (волчий, дедушкин).

Слайд 8

1).Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, придумайте название текста, определите тему, основную мысль. Как кр...сив лес поз...н___ ос...нью . Ветра нет, в мя...к___ прохладн___ воздухе разлит осенн__ за­пах. Ле ... к___ туман ст...ит над пожелтевш___ поля­ми. Сквозь тонк___ ве...ки деревьев б...леет бледн___ небо. На ветках висят последн__ л…сточки. 2) Выделите у прилагательных окончания, определите их разряд, род, число, падеж., синтаксическую роль.

Слайд 9

Порядок морфологического разбора имени прилагательного I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе). III. Синтаксическая роль.

Слайд 10

Домашнее задание: Порядок разбора имени прилагательного выучить, выполнить упр . 351 .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Презентация по русскому языку 5 класс"Антонимы"

Данную презентацию можно использовать как на  уроках русского языка , так и  во внеклассной работе. Материал дан в занимательной форме....

Презентация по русскому языку 6 класс "Фразеологизмы"

В данной презентации содержатся различные формы работы по теме "Фразеологизмы"....

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Презентация по русскому языку, 7 класс по теме "Частицы НЕ и НИ".

Правила выбора написания и применения частиц НЕ и НИ....