Конспект по теме "Термины и профессионализмы" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект по русскому языку по теме "Термины и профессионализмы" (6 класс) по учебнику Рыбченковой Л.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_terminy_konspekt.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № _______________
Учитель _____________
Дата__________________
Тема: «Термины и профессионализмы»
Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах и терминах
Задачи: предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;
метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.
личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
| ||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. | |||||
| ||||||
Проверка наличия домашнего задания | Показывают работы. | |||||
| ||||||
Диалектизмы, неологизм, территория, общеупотребительные слова, народные говоры, художественные произведения. | Запись в словарные тетради | |||||
| ||||||
Воспроизведите схему «ЛЕКСИКА». Прокомментируйте. Продолжите фразу:
| Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают | |||||
| ||||||
К…мбуз, штанга, м..ляр, н..тюрморт, штук..тур, скальп..ль. Вставьте пропущенные буквы. Все ли значения слов вам понятны? Часто ли вы слышите их в речи? Действительно, эти слова ограничены в употреблении. Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова? | Читают, анализируют, осмысливают. (Ответы: нет, только у людей разных профессий). | |||||
Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи. | ||||||
| ||||||
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале. | Оформление тетради. Оформление эпиграфа. | |||||
| ||||||
К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области. Например, у компьютерщиков: Форточка - это презрительное название операционной системы Windows фать, материнка - материнская плата чайник - начинающий пользователь глюк - некорректная работа оборудования пентюх - Pentium квак - игра Quake(Куэйк) лазарь - лазерный принтер | ||||||
| ||||||
Один учащийся проводит разминку | Делают разминку. | |||||
| ||||||
Давайте пофантазируем и определим профессию по профессионализмам. а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание — ... ; б) апачи, капштейн, ловитор, перш — ... ; в) каюта, якорь, корма, иллюминатор — ... ; г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура — ... . Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, цирковой артист, шофёр. | Конспектируют слова в тетрадь. | |||||
| ||||||
ТЕРМИНЫ - слова, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий. Работа с учебником - прочитать теоретический материал на стр.90 и 91. Выполнение упр. 172 (устно). Главная мысль текста – необходимость составления словарей и изучения новых слов профессиональной лексики. Облетать – испытать новый самолёт в воздухе. Необлётанная машина – новая, непривычная машина. Дробь – сигнал прекращения работы. Лабух – жаргонное название музыканта. Выполнение упражнения 173. Речь идёт о привычке говорить на языке моряков, употреблять профессиональную морскую лексику. Беседка – висячее сиденье на корабле. Кошка – маленький шлюпочный якорь. Трап – лестница. Банка – скамейка. Камбуз – кухня. Выполнение упражнения 174. 1 – физика. 2 – химия. 3 – биология. 4 – языкознание (руссктй язык) 5 – информатика. | Коллективная работа. Выписывают слова, определяют принадлежность. Выписать профессионализмы. Записать названия наук. | |||||
| ||||||
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают. | |||||
Заключительное слово учителя: | ||||||
| ||||||
Упр.176, правило. | Запись в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)
Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English"). ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)
Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)
Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...