Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 8 класса
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)

Цели олимпиады:

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;
  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;
  • оценка уровня владения обучающимися речевыми навыками;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiady_po_russkomu_yazyku_i_literature_dlya_8_klassa.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

ЗАДАНИЕ 1. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

За каждое выписанное существительное - 1 балл (Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.)

ЗАДАНИЕ 2.

Вот первые слоги двусложных слов: КА-, ПИ-, ПО-, а вот вторые: -НАЛ, -РОГ. Сколько разных существительных можно получить, соединяя первые слоги со вторыми? (А)1; (Б) 2; (В) 3: (Г) 4; (Д) 5. (Канал, пирог, пенал, порог. Ответ Г)

2 балла

ЗАДАНИЕ 3.

Пятеро гномов гуляли по лесу. Вдруг навстречу им — дракон. Первый гном    потом рассказывал: «Увидев его, мы оторопели»; второй: «Увидев его, мы обмерли»; третий: «Увидев его, мы обомлели»; четвёртый: «Увидев его, мы ошеломели»; пятый: «Увидев его, мы оцепенели». Какой из гномов употребил в своём рассказе несуществующий глагол? (А) первый; (Б) второй; (В) третий; (Г) четвёртый; (Д) пятый.

3 балла. Ответ - Г

ЗАДАНИЕ 4. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

  1. В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

3 балла. Ответ -  1)спать-опр. 2) осознать-сказ. 3) стричь - обст. 4) Написать - подл. 5) встретиться-доп.

ЗАДАНИЕ 5. Как по-другому называют аристократию?

(А) доблесть: (Б) знать: (В) честь: (Г) челядь: (Д) дворня.

4 балла. Ответ - Б

ЗАДАНИЕ 6.Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ - по-англ-ий-ск-и, в-люб-л-енн-ый (л-эпентетикум) , пре-взо-ш-л-и, улыб- ну-л-0-ся

ЗАДАНИЕ 7.Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ -  а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся). 2)  Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое  приехал). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет).

ЗАДАНИЕ 8. Какое из тих словосочетаний является устойчивым оборотом?                              

 (А) путевая нить; (Б) путевидная нить; (В) путеводная нить; (Г) нитевидный путь; (Д) нитевой путь.

3 балла. Ответ - Г

ЗАДАНИЕ 9. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ - Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

ЗАДАНИЕ 10. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

За каждый верный ответ – 3 балла. Ответ - Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь. Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

ЗАДАНИЕ 11. В какой из фраз выделенное существительное употреблено в современной литературной форме?

(А) Входит Маша, в шляпке под вуалем, и останавливается, не дойдя до середины комнаты (И. С. Тургенев. «Холостяк»).

(Б) А уж дуэлем или просто ножом достигну я её,     мне было всё равно(А. И. Герцен, «Былое и думы»).

(В) Полицеймейстер, в мундире без эполет, держит рапорт о благосостоянии города: правитель канцелярии с портфелью ждёт у дверей кабинета... (Герцен  «Записки одного молодого  человека»).

 (Г) Анна Петровна сидит за роялью, склонив голову к клавишам (А. П. Чехов, «Безотцовщина»).

 (Д) Орган плох, а в других церквах он заменяется виолончелью и флейтой  (И. А. Гончаров, «Фрегат Паллада»).

5 баллов

ЗАДАНИЕ 12.  Какой из этих устойчивых оборотов означает не то, что остальные? (А) поминай как звали; (Б) ищи ветра в поле; (В) ступай откуда пришёл; (Г) ищи-свищи; (Д) след простыл.

2 балла . Ответ - В

ЗАДАНИЕ 13. Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ - определение в предложении может быть выражено следующими частями речи:прилагательными, причастиями,порядковыми числительными, притяжательными местоимениями.

ЗАДАНИЕ 14.Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.    

За каждый верный ответ – 1 балл. Ответ - Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

 ЗАДАНИЕ 15.  В какой из этих пар глаголы представляют собой синонимы?

(А) окрыситься и набычиться; (Б) набычиться и озвереть; (В) озвереть и осоветь; (Г) осоветь и осоловеть; (Д) осоловеть и окрыситься.

3 балла. Ответ - Г

ЗАДАНИЕ 16.  Как выглядит форма повелительного наклонения глагола ездить? (А) поезжай; (Б) ехай; (В) ездий; (Г) езди; (Д) едь.

2 балла. Вариант -А

ЗАДАНИЕ 17.

Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

6 баллов. Ответ - 1. Чтение книг, анализ стихотворений -  действие и объект, на который направлено это действие.

2. Свист паровоза, крик чайки - действие и субъект, выполняющий это действие.

3. Книга брата, дом отца - предмет и лицо, которому принадлежит этот предмет.

4. Чашка чаю - количество.

5.Командир дивизии - часть целого.

ЗАДАНИЕ  18.

Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ - ходить по острию ножа Держать нос по ветру Валять дурака

ЗАДАНИЕ 19. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение. 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ - 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).  

ЗАДАНИЕ 20.Составьте  текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

ЗАДАНИЕ 21. Какое из этих названий рек обладает особенностью склонения,отличающей его от четырёх других названий?(А) Амур; (Б) Дон; (В) Евфрат; (Г) Рейн;(Д )Тигр. 2 балла. Ответ – Б.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы

Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...

Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....

Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс

Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике....

Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы

Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....