Методы и приемы работы над изложением в 9 классе
статья по русскому языку (9 класс)

Новикова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются критерии оценивания сжатого изложения в рамках ОГЭ и приемы формирования навыка написания этого вида работы.

Ключевые слова: сжатое изложение, приемы компрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы над изложением в 9 классе

Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценивания сжатого изложения в рамках ОГЭ и приемы формирования навыка написания этого вида работы.

Ключевые слова: сжатое изложение, приемы компрессии.

Изложение – один из видов творческих работ по развитию речи, способствующий совершенствованию речевой деятельности и формированию языковых умений учащихся.

Создание текста изложения позволяет сделать более совершенной естественную монологическую речь учащегося, обогащает его речеведческий опыт. Кроме того, этот вид творческой работы направлен на формирование умения систематизировать материал по теме и логически его выстраивать, поэтому не случайно использование сжатого изложения в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ), который проходит по окончании учащимися 9 класса.

Написанию экзаменационного изложения предшествует определённая подготовительная работа. Её назначение состоит в формировании у обучающихся умения излагать услышанный текст, выделять в нем микротемы, сохранять логику при передаче основной информации, а также систематизировать рабочий материал, разносторонне используя языковые средства, сохраняя особенности авторского стиля. Все эти навыки продиктованы требованиями ФГОС ООО к предметным результатам освоения русского языка.

Анализ трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при написании экзаменационного изложения в 9 классе, позволяет говорить об актуальности поиска наиболее эффективных методов и приемов работы.

Работая над текстом изложения, учитель должен обратить внимание учащихся на следующие моменты: к какому типу речи относится текст и в каком стиле он написан.

В контрольно-измерительных материалах ОГЭ задание 1 представляет собой написание сжатого изложения текста-рассуждения публицистического стиля, поэтому остановимся подробнее на таком виде изложений, методах и приемах обучения этой творческой работе.

Целью рассуждения является выяснение какого-нибудь понятия, доказательство или опровержение какой – либо мысли, следовательно, это цепь умозаключений на определенную тему, изложенных в последовательной форме. Типичное построение рассуждения: тезис, доказательства, вывод.

Кроме того, для успешного выполнения работы учащиеся должны овладеть следующими речеведческими понятиями:

1. Тема и основная мысль текста.

2. Средства связи предложений в тексте.

3. Виды информации в тексте: главная и второстепенная.

4.Смысловые отношения между предложениями в тексте.

5. Абзац и его строение.

6.Приемы сжатия текста.

Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений).
  2. Свертывание исходной информации за счет обобщений (перевода частного в общее).

3. Упрощение за счет замены одной синтаксической модели другой, более простой (замена сложноподчиненного предложения простыми т.д.)

Важным, на наш взгляд, является создание определенного алгоритма работы над сжатием текста.

1) определяем количество микротем;

2) вычленяем основную мысль каждой микротемы;

3) выбираем приемы сжатия.

При оценивании сжатого изложения учитывается следующее:

  1. Содержание текста. Необходимо точно передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
  2. Сжатие исходного текста. Нужно применить 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
  3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Текст работы учащегося должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

В соответствии с вышеуказанными требованиями выстроим методы и приемы работы по подготовке к изложению.

  1. Содержание текста.

Сформировать умение передавать основное содержание текста позволяет работа с ключевыми словами. Учащимся предлагается сначала в напечатанном тексте подчеркнуть все ключевые слова, потом подобную работу выполнить с прослушанным текстом. Этот вид работы позволит увидеть главное и отличить его от второстепенного.

Также важно при комплексном анализе текста обязательно формулировать его тему и основную мысль.

  1. Сжатие исходного текста.

Знакомство с приемами сжатия (исключение, обобщение, упрощение) значительно облегчит работу учащихся при написании изложения. Например, такое упражнение позволяет применить приемы компрессии текста.

Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Запишите сокращенный вариант предложений.

1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот « как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Сокращение и перестройка печатного текста. Учащимся предлагается вычеркнуть второстепенную информацию, по возможности обобщить какие-то описания, упростить синтаксические конструкции.

  1. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Чтобы текст был последовательным, важно использовать в нем средства связи, формированию этого навыка способствует, например, такое упражнение:

  Подумайте, какие слова нужно подставить, чтобы связать предложения в тексте? (Для связи предложений служат союзы и союзные слова, вводные слова и конструкции, лексический повтор, местоимения и т. д.)

Изначально зоопарки ….. создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ. ….. к этой важной функции добавилась еще одна - размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

Логически верному построению способствует упражнение на восстановление последовательности событий.

Восстановите правильную последовательность предложений.

1. Было пасмурно, тепло, дул ветер.

2. Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.

3. Они останавливались толпами на перекрестках , как бы раздумывая, куда бежать дальше.

4. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой , высохшие листья клена.

5. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.

Членение текста на абзацы – важный языковой навык учащихся, который может быть сформирован благодаря такому упражнению:

Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, слова и словосочетания, разделить текст на абзацы.

Работа над изложениями не должна сводиться только к прослушиванию, запоминанию и конспектированию. Учащимся важна логическая нить рассуждения, чтобы при воспроизведении текста не потерять ни одну микротему, верно разбить текст на абзацы, избежать логических ошибок. Поэтому важно работать не только над аудиозаписями, но и над изложениями, воспринимаемыми зрительно. Этот прием позволяют учащимся «выстроить» логику рассуждения. Роль учителя – сориентировать на видение ключевых слов, грамматических подсказок. Такая работа дает хороший результат, особенно в слабых классах, где детям трудно воспринимать содержание публицистических текстов.

Приведем описание фрагмента урока по подготовке к сжатому изложению по тексту о Федоре Шаляпине [3: с.196]

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо. 

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.       (По А. Л. Лессу) 176 слов

Сначала учащимся выдается напечатанный текст без деления на абзацы, чтобы была возможность осмыслить каждую микротему, понять логику автора, выделить главное.

В ходе размышлений ребята должны доказать уместность деления текста на три абзаца, составив план текста.

1. Портфель, с которым Шаляпин был неразлучен.

2. Таинственный ящичек.

3. Тайное стало явным.

Далее идет работа по выделению ключевой информации. Необходимо в каждом абзаце подчеркнуть самое главное (работа может быть организована по группам).

У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо. 

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.  

Убедившись в том, что выбор информации сделан верно, выслушав мнения учащихся, учитель предлагает применить различные способы сжатия текста. Например, У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. - У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, с которым он гастролировал (исключение).

Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. – Никто не имел ни малейшего представления о его содержимом (обобщение). 

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. - После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик (упрощение).

Подобная работа поможет увидеть структуру текста, понять его логику, а также будет способствовать умелому использованию различных видов сжатия.

Таким образом, в работе педагога важно верно выстроить алгоритм работы над сжатым изложением, научить видеть основную и второстепенную информацию, опираясь на ключевые слова, выделять микротемы, делить текст на абзацы. Только сформировав навык работы с печатным текстом, можно переключать внимание девятиклассников на работу с аудиозаписями.

Литература

  1. Добротина, И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии как этап подготовки к сжатому изложению. [Текст] / И.Н.Добротина // Русский язык в школе. – 2009. – №3. – С. 11-18.
  2. Долинина, Т.А. ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение [Текст]. Методическое пособие для учителей и учащихся. / Т.А.Долинина. – Екатеринбург: ИРРО, 2009. – 73с.
  3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред.И.П.Цыбулько._ М.: «Национальное образование», 2020. – 240с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 [Электронный ресурс].  https://fgos.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Инновационные методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами в классах среднего звена

Проблема повышения орфографической грамотности учащихся является социально-значимой, поскольку российская школа должна подготовить всесторонне развитого выпускника, владеющего своей речью, способного ...

Методы и приемы работы со словарными словами обучающихсямладших классов с умственной отсталостью.

В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью....

Современные методы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано

Работа посвящена современным методам и приемам работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано....

Методы и приемы работы над эпизодом в старших классах

Статья содержит фрагменты уроков по литературе (10-11 класс). Поможет при работе над эпизодом.Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых худ...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...