урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Елаева Гузель Рафаилевна

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются

различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над

пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы,

выработка практических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок-практикум

Цели:  1) Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя

                 прилагательное»

             2) Закрепить навыки использования имён прилагательных в устной и

                 письменной речи

            3) Раскрыть нравственно-эстетический, творческий потенциал

                школьника

Задачи: 1) Актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»

               2) Определить роль имён прилагательных в речи

               3) Формировать навык работы с текстом

               4) Развить навыки конструирования собственного текста

Оборудование: 1) Мультимедийный проектор (презентация)

                            2) Тестовые задания (распечатки)

Виды работ: 1) Словарная работа

                        2) Частичный анализ текста

                        3) Тестовые задания

                        4) Творческая работа (конструирование текста)

Формы работы: 1) Коллективная

                              2)Групповая

                              3) Индивидуальная

План урока: 1) Организационный момент, цели, задачи

                        2) Теоретические сведения об имени прилагательном

                        3) Разминка (орфографическая зоркость)

                        4) Работа с текстом (правописание имён прилагательных,

                            морфологические и синтаксические признаки, тестовые

                            задания)

                        5) Творческая работа

                        6) Подведение итогов

                        7) Домашнее задание

Ход урока:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений

И вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи!

Оценкой вас не накажу.

За трудный слог не обессудьте, а дальше прозой я начну.

Сегодня нам предстоит совместная работа. Я знаю, что вы завершили разговор об имени прилагательном и в ближайшем будущем вас ждет контрольная работа, поэтому сегодня мы обобщим и систематизируем имеющиеся у вас знания и подготовимся к ней.

Итак, откройте тетради и запишите: «Двадцать восьмое января, классная работа».

Каждый урок русского языка начинается с этой стандартной фразы. Взглянем на нее по-новому. 

Среди знакомых слов найдите имя прилагательное. (КЛАССНАЯ).

Пользуясь вашими знаниями, докажите, что слово «КЛАССНАЯ» является именем прилагательным. Подумайте немножко и приготовьте развернутый устный ответ. Вам поможет справиться с этим заданием «Схема-помощница №1». Но это не готовая подсказка, а только направление ваших мыслей. Поэтому ее необходимо заполнить.

Дети отвечают, что это слово является именем прилагательным, так как отвечает на вопрос какая?, обозначает признак предмета и согласуется с существительным в роде, числе и падеже)

 -  Что вы можете сказать о форме этого слова (относительный разряд, женский род, единственное число, именительный падеж).

-Какой морфологический признак имеют только имена прилагательные (разряд по значению).

 - Заполните «Схему-помощницу №2» и расскажите о разрядах имён прилагательных (схема на доске).

В русском языке много имен прилагательных. А что произойдет, если мы перестанем использовать прилагательные в нашей речи. Послушайте, как прозвучал бы текст, с которым мы сегодня поработаем, без прилагательных.

Мир на пороге события. Скоро в Сочи стартует Олимпиада. Через несколько дней земля заговорит на языках.

К нам съедутся спортсмены планеты. Награды уже ждут обладателей.

Игры - зрелище для болельщиков во всем мире.. Каждый вид, каждый.

Чего не хватает в этом тексте? (он сухой, неинтересный, местами непонятный). Вот и автору текста не хватило прилагательных, чтобы передать мысль и выразить свое настроение.

А теперь вы выразительно прочитаете этот же текст, но с добавлением прилагательных.

Дети читают текст – он же на доске

Теперь мысли и чувства автора нам понятны. Какие чувства вызывает у автора предстоящая олимпиада. (он в предвкушении этого события, он рад, он горд)

- Как вы думаете, а почему я приготовила для вас текст про олимпиаду? (Мы все ждём начала олимпиады в Сочи).

Давайте поработаем с этим текстом.

 - Найдите в тексте имена прилагательные, запишите их в своих тетрадях и подчеркните орфограммы на правописание прилагательных, которые вы изучили. Эта разминка «Узнай орфограмму» - небольшое соревнование для групп.

-Проверим, что у вас получилось. Какие имена прилагательные вы нашли в этом тексте? Назовите орфограммы, с которыми вы столкнулись.

 

 - Найдите в тексте имена прилагательные с Н - НН и объясните их написание (схема на доске).

А в каких еще случаях в прилагательных пишется одна или две Н? схема на доске поможет вам вспомнить правило.

 - Проверьте себя! Посмотрите на тестовое задание №1. Это графический диктант. Я буду диктовать имена прилагательные, но слова записывать не нужно, вместо них ставим точки в нужный столбик (диктую слова).

 - Теперь последовательно соедините точки. Если вы не сделали ни одной ошибки, то получившаяся фигура должна напоминать цифру пять. У кого получилась эта цифра, поднимите руку. У вас уже есть первая пятёрка. Работая подобным образом, вы сможете получить пятёрку за урок. У остальных есть шанс получить четвёрку.

 - Продолжим. Найдите в тексте имена прилагательные с НЕ. (НЕИНТЕРЕСНЫЙ) Объясните его правописание (схема на доске). Какие синонимы можно подобрать к этому слову.

Синонимы –скучный, обычный, примитивный, …. За каждый ответ команда получает балл)

Вспомним правило правописания не с прилагательными.( проговариваем правило с опорой на доску) Проверим себя. Выполните задание №2.

 - В нашем тексте есть орфограмма - имена прилагательные с суффиксами –К- (-СК-) Как вы объясните их правописание? (схема на доске). Выполните задание №3.

 - Ребята, вы уже отметили, что имена прилагательные имеют свой отличительный признак – они делятся на разряды. Знание этого поможет вам выполнить задание №4.

 - Уверена, что вы справились и с этим тестом. Нам осталось выяснить, какую синтаксическую роль в предложении играет имя прилагательное.

-Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (определение и сказуемое).

 А в нашем тексте вы уже нашли имена прилагательный, которые являются сказуемыми? В какой форме они употреблены? Действительно, прилагательные в краткой форме всегда играют роль сказуемых, но это не только их привилегия.

 - Чтобы оценить себя, выполните тестовое задание №5 и заполните нашу последнюю схему-помощницу.

 - Самое время проверить и оценить вашу работу. Вот ключи к тестовым заданиям. Если вы не допустили ни одной ошибки (включая первое задание), то поставьте себе «5», за одну ошибку – «4». Поднимите руку, кто получил пять, четыре. Если ошибок больше, то вам необходимо повторить тему.

 - Итак, имена прилагательные сегодня позволили нам вспомнить ещё раз о важном событии, предстоящем нашей стране, - о Сочинской олимпиаде. 

Я предлагаю вам составить анонс  олимпиады. Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (на доске – статья из словаря Ожегова). Определимся с объемом – это  3 – 5 предложений, время – 3 минуты. В помощь вам небольшой олимпийский ролик.

 - Пора представить плоды вашей работы. Слушаем.

 - Подведём итог. Сегодня мы вспомнили морфологические признаки и грамматическое значение имени прилагательного, повторили его правописание, потренировались в использовании прилагательных в своей речи и заполнили все схемы-помощницы. Сравните вашу помощницу с текстом на доске и скорректируйте запись красной ручкой.

Проверим, что у вас получилось (по схеме устно расскажите об имени прилагательном).

 - Домашнее задание я предлагаю каждому выбрать по своему вкусу в соответствии с уровнем своих знаний:

  1. Составить план рассказа об имени   прилагательном
  2. Составить словарный диктант на правописание имён прилагательных
  3. Написать письмо-напутствие русским спортсменам, участникам

     Олимпиады

 - Вам предстоит ещё много нового и интересного узнать в процессе изучения русского языка, а мне остаётся только пожелать вам удачи в этом деле!

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А. И. Куприн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...