урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются
различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над
пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы,
выработка практических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: урок-практикум
Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя
прилагательное»
2) Закрепить навыки использования имён прилагательных в устной и
письменной речи
3) Раскрыть нравственно-эстетический, творческий потенциал
школьника
Задачи: 1) Актуализировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»
2) Определить роль имён прилагательных в речи
3) Формировать навык работы с текстом
4) Развить навыки конструирования собственного текста
Оборудование: 1) Мультимедийный проектор (презентация)
2) Тестовые задания (распечатки)
Виды работ: 1) Словарная работа
2) Частичный анализ текста
3) Тестовые задания
4) Творческая работа (конструирование текста)
Формы работы: 1) Коллективная
2)Групповая
3) Индивидуальная
План урока: 1) Организационный момент, цели, задачи
2) Теоретические сведения об имени прилагательном
3) Разминка (орфографическая зоркость)
4) Работа с текстом (правописание имён прилагательных,
морфологические и синтаксические признаки, тестовые
задания)
5) Творческая работа
6) Подведение итогов
7) Домашнее задание
Ход урока:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестим же шпаги наших мнений
И вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи!
Оценкой вас не накажу.
За трудный слог не обессудьте, а дальше прозой я начну.
Сегодня нам предстоит совместная работа. Я знаю, что вы завершили разговор об имени прилагательном и в ближайшем будущем вас ждет контрольная работа, поэтому сегодня мы обобщим и систематизируем имеющиеся у вас знания и подготовимся к ней.
Итак, откройте тетради и запишите: «Двадцать восьмое января, классная работа».
Каждый урок русского языка начинается с этой стандартной фразы. Взглянем на нее по-новому.
Среди знакомых слов найдите имя прилагательное. (КЛАССНАЯ).
Пользуясь вашими знаниями, докажите, что слово «КЛАССНАЯ» является именем прилагательным. Подумайте немножко и приготовьте развернутый устный ответ. Вам поможет справиться с этим заданием «Схема-помощница №1». Но это не готовая подсказка, а только направление ваших мыслей. Поэтому ее необходимо заполнить.
Дети отвечают, что это слово является именем прилагательным, так как отвечает на вопрос какая?, обозначает признак предмета и согласуется с существительным в роде, числе и падеже)
- Что вы можете сказать о форме этого слова (относительный разряд, женский род, единственное число, именительный падеж).
-Какой морфологический признак имеют только имена прилагательные (разряд по значению).
- Заполните «Схему-помощницу №2» и расскажите о разрядах имён прилагательных (схема на доске).
В русском языке много имен прилагательных. А что произойдет, если мы перестанем использовать прилагательные в нашей речи. Послушайте, как прозвучал бы текст, с которым мы сегодня поработаем, без прилагательных.
Мир на пороге события. Скоро в Сочи стартует Олимпиада. Через несколько дней земля заговорит на языках.
К нам съедутся спортсмены планеты. Награды уже ждут обладателей.
Игры - зрелище для болельщиков во всем мире.. Каждый вид, каждый.
Чего не хватает в этом тексте? (он сухой, неинтересный, местами непонятный). Вот и автору текста не хватило прилагательных, чтобы передать мысль и выразить свое настроение.
А теперь вы выразительно прочитаете этот же текст, но с добавлением прилагательных.
Дети читают текст – он же на доске
Теперь мысли и чувства автора нам понятны. Какие чувства вызывает у автора предстоящая олимпиада. (он в предвкушении этого события, он рад, он горд)
- Как вы думаете, а почему я приготовила для вас текст про олимпиаду? (Мы все ждём начала олимпиады в Сочи).
Давайте поработаем с этим текстом.
- Найдите в тексте имена прилагательные, запишите их в своих тетрадях и подчеркните орфограммы на правописание прилагательных, которые вы изучили. Эта разминка «Узнай орфограмму» - небольшое соревнование для групп.
-Проверим, что у вас получилось. Какие имена прилагательные вы нашли в этом тексте? Назовите орфограммы, с которыми вы столкнулись.
- Найдите в тексте имена прилагательные с Н - НН и объясните их написание (схема на доске).
А в каких еще случаях в прилагательных пишется одна или две Н? схема на доске поможет вам вспомнить правило.
- Проверьте себя! Посмотрите на тестовое задание №1. Это графический диктант. Я буду диктовать имена прилагательные, но слова записывать не нужно, вместо них ставим точки в нужный столбик (диктую слова).
- Теперь последовательно соедините точки. Если вы не сделали ни одной ошибки, то получившаяся фигура должна напоминать цифру пять. У кого получилась эта цифра, поднимите руку. У вас уже есть первая пятёрка. Работая подобным образом, вы сможете получить пятёрку за урок. У остальных есть шанс получить четвёрку.
- Продолжим. Найдите в тексте имена прилагательные с НЕ. (НЕИНТЕРЕСНЫЙ) Объясните его правописание (схема на доске). Какие синонимы можно подобрать к этому слову.
Синонимы –скучный, обычный, примитивный, …. За каждый ответ команда получает балл)
Вспомним правило правописания не с прилагательными.( проговариваем правило с опорой на доску) Проверим себя. Выполните задание №2.
- В нашем тексте есть орфограмма - имена прилагательные с суффиксами –К- (-СК-) Как вы объясните их правописание? (схема на доске). Выполните задание №3.
- Ребята, вы уже отметили, что имена прилагательные имеют свой отличительный признак – они делятся на разряды. Знание этого поможет вам выполнить задание №4.
- Уверена, что вы справились и с этим тестом. Нам осталось выяснить, какую синтаксическую роль в предложении играет имя прилагательное.
-Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (определение и сказуемое).
А в нашем тексте вы уже нашли имена прилагательный, которые являются сказуемыми? В какой форме они употреблены? Действительно, прилагательные в краткой форме всегда играют роль сказуемых, но это не только их привилегия.
- Чтобы оценить себя, выполните тестовое задание №5 и заполните нашу последнюю схему-помощницу.
- Самое время проверить и оценить вашу работу. Вот ключи к тестовым заданиям. Если вы не допустили ни одной ошибки (включая первое задание), то поставьте себе «5», за одну ошибку – «4». Поднимите руку, кто получил пять, четыре. Если ошибок больше, то вам необходимо повторить тему.
- Итак, имена прилагательные сегодня позволили нам вспомнить ещё раз о важном событии, предстоящем нашей стране, - о Сочинской олимпиаде.
Я предлагаю вам составить анонс олимпиады. Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (на доске – статья из словаря Ожегова). Определимся с объемом – это 3 – 5 предложений, время – 3 минуты. В помощь вам небольшой олимпийский ролик.
- Пора представить плоды вашей работы. Слушаем.
- Подведём итог. Сегодня мы вспомнили морфологические признаки и грамматическое значение имени прилагательного, повторили его правописание, потренировались в использовании прилагательных в своей речи и заполнили все схемы-помощницы. Сравните вашу помощницу с текстом на доске и скорректируйте запись красной ручкой.
Проверим, что у вас получилось (по схеме устно расскажите об имени прилагательном).
- Домашнее задание я предлагаю каждому выбрать по своему вкусу в соответствии с уровнем своих знаний:
- Составить план рассказа об имени прилагательном
- Составить словарный диктант на правописание имён прилагательных
- Написать письмо-напутствие русским спортсменам, участникам
Олимпиады
- Вам предстоит ещё много нового и интересного узнать в процессе изучения русского языка, а мне остаётся только пожелать вам удачи в этом деле!
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А. И. Куприн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...