Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием и учитывает возрастные особенности учащихся. полноценное усвоение школьниками причастий и деепричастий способствует развитию у них точной, богатой, выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Употребление деепричастий
Оборудование: презентация по теме «Деепричастие», фонограмма «Времена года. Зима» Чайковского.
Цели:
- Выяснить роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
- Совершенствовать умение анализировать текст, выявляя в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.
- Формировать умение учащихся презентовать результаты своих наблюдений.
Ход урока
Эпиграф:
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
Д.Э. Розенталь.
1. Организационный момент.
объявление темы урока и формы проведения, постановка целей.
- Актуализация Устный опрос изученного материала Структура ThinkWriteRoundRobin(участники отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь и по очереди высказываются, затем обсуждают)
Что обозначают деепричастия?
От какой части речи они образуются?
С помощью какой морфемы образуются деепричастия?
Для чего нужны деепричастия в речи?
3. Объяснительный диктант: записать деепричастия, определить вид (слайд 3)
- расплетая косы;
- увлекая за собой;
- остановившись на ночлег;
- думая об этом.
4. Самостоятельная работа.
Запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы
оглядываться (несов. вид), распечатать (несов. вид), сверкать (несов. вид), оторваться (сов. вид), спешить (несов. вид), остановить (сов. вид), купить (сов. вид), стучать (несов. вид), прыгать (несов. Вид
5. (Структура Tic-Tac-Toe, участники составляют словосочетания, используя три деепричастия, расположенных в любом ряду: по вертикали, горизонтали и диагонали).
- Оглядываясь (деепричастие несов. в.)
- Распечатав (деепричастие сов. в.)
- Сверкая (деепричастие несов. в.)
- Оторвавшись (деепричастие сов. в.)
- Спеша (деепричастие несов. в.)
- Остановившись(деепричастие сов. в.)
- Купив (деепричастие сов. в.)
- Стуча (деепричастие несов. в.)
- Прыгая (деепричастие несов. в.)
6. Нахождение деепричастий в предложениях:
1. Структура TimedRoundRobin (каждый участник по кругу читает своё четверостишие, находит деепричастие, объясняет постановку знаков препинания
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
7.закрепление знаний Структура SimultaneousRoundTable (4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу и по окончании одновременно передают друг другу по кругу
-Спиши предложения, расставь знаки препинания
Ёжась от свежего ветерка
Чуть посинев крепыши-маслята
Взявшись за руки, как ребята,
Топают греясь вокруг пенька.
- Найди ошибки в постановке знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах, спиши, исправив ошибки
- Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
- Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.
- Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.
8.Развитие речи. Редактирование предложений
Структура ThinkWriteRoundRobin(участники записывают ответы в тетрадь и по очереди высказываются, затем обсуждают)
- Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
- У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
- Ожидая победу, ее охватило волнение.
- Увидев отца, Сережа заулыбался.
- Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
- Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
- Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
- Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
- Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
- Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
- Возвращаясь домой, шел дождь.
- Бесшумно пошел, засыпая, снег.
- Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
9. структура RAFT Составление текста «Зимний лес» с использованием деепричастных оборотов . Звучит музыка «Времена года. Зима» Чайковского.
Вспомните зимний лес и составьте предложения, используя существительные, записанные на доске, и деепричастные обороты.
Деревья | Тропинка |
Небо | Воздух |
Вьюга | Снег |
Сугробы | Снежинки |
10. Подведем итоги.
Чтение текстов
А теперь каждому из вас предстоит сделать «билетик на выход». Для этого вам нужно оценить свои знания и умения, которые мы закрепили на этом уроке.
Оцените свою работу. Какова степень усвоения темы? (Дети рисуют смайлики на карточках и отдают при выходе учителю).
11. Д/З на выбор.
- Индивидуальная работа по карточке
- Составить текст на тему: «Мой любимый вид спорта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...