Действительные и страдательные причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Игнатьева Светлана Анатольевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx24.85 КБ
Office presentation icon deyst._strad._prich.ppt897.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

«Действительные и страдательные причастия»

Цель урока: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; научить отличать эти причастия друг от друга.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор,  Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы», Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – 28-е изд. – М:. Просвещение, 2006. – 221с.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствовать учащихся, настроить их на предстоящую работу)

II. Актуализация прежних знаний и способов действий.

(слайд 1)

Ушедшие с те(р,рр)асы; замыкающий коло(н,нн)у; з..л..тая осень, искрящийся на со…нце снег; пр…сутствовавший на совещании; поз..ний вечер,  сформированное мирово(з,зз)рение; приехавший тро(л,лл)ейбус; собравший ко(л,лл)екцию; художественная га(л,лл)ерея, создающий подлинное иску(с,сс)тво, бл…стающая золотом.

Переписать в тетрадь и выполнить задания:

вставьте и объясните пропущенные орфограммы;

– обозначьте в каждом словосочетании определяемые слова;

– определите зависимые слова как часть речи.

Какими частями речи являются зависимые слова? (прилагательными и причастиями)

Чем они схожи и чем различаются? (причастия как и прилагательные изменяются по числам, родам и падежам и в предложении выполняют роль определения, а отличаются наличием вида (совершенного и несовершенного) и времени (прошедшего и настоящего).

Итак, что такое причастие? (определение причастия)

III. Формирование новых знаний и способов действий.

Синтаксический разбор предложения (2 ученика работают у доски, остальные – в тетрадях)

I вариант: Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием моря, тихо бились о борт.

II вариант: На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь.

Объясните постановку запятых. (причастный оборот находится после определяемого слова и в середине предложения)

Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами)

– Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.

                                           какие?

I вариант: волны, рождаемые ласковым дыханием моря  

                                                        какие?

II вариант: войска,  преследовавшие неприятеля

Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:

– Какое из причастий обозначает признак того, что предмет сам действует? (преследовавшие, т.к войска преследуют кого-то сами)

– Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (рождаемые, т.к. волны рождает кто-то другой)

– Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое – страдательным? Почему?

(причастие «рождаемые» можно назвать страдательным, т.к. оно обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета, т.е. страдает;

причастие «преследовавшие» можно назвать действительным, т.к. оно обозначает признак предмета, который сам выполняет действие, т.е действует.

– Итак, давайте сформулирует тему нашего урока (причастия действительные и страдательные)

– Давайте запишем тему урока в тетради.

–  Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (должны узнать, что причастия бывают действительными и страдательными, а также научиться отличать их друг от друга)

Наблюдение и анализ  материала учебника (с. 38). Чтение правила.

IV. Применение знаний и формирование умений и навыков.

1. Выолнение упражнения 83(учебник). Укажите действительные и страдательные причастия.

– Спишите, расставляя пропущенные запятые, графически обозначая причастные обороты.

– Объясните лексическое значение слова парóм (записать в словарик и запомнить!)

2. (слайд 2) Определите вид причастия – действительное или страдательное, обоснуйте, свой выбор:

Поднимаемый груз – поднимающий груз, видимый издали корабль – всё видящий человек, построенный дом – строящий дом, надетый костюм – надевающий костюм, обжигающий огонь – обжигаемый в печи, качаемая колыбель – качающий колыбель.

3.  (слайд 3) Запишите в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы:

                                          д.                          с.

Пример.  Исполнять:  исполняющий – исполняемый

Сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать (проверка правильности выполнения по сборнику Малюшкина А.Б. «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы» с. 93-96).

Обратите внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат.

Образуйте словосочетания с этими причастиями, обозначьте определяемые и зависимые слова.

4.  (слайд 4)  Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными – с:

1) Школьный драматический кружок, … артистом городского театра, готовит новую постановку. – Артист, … школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).

2) Юннаты, … большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. – Большая работа, … юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).

3) Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. – Новая книга, … девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).

4) Новый прибор, … инженером, имеет большую ценность. – Инженер, … новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).

– Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.

Какой мы можем сделать вывод? (причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы).

 

V. Рефлексия

– Итак, с какой категорией причастия вы познакомились сегодня? (причастие действительное и страдательное)

– Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия? (суффиксы действительных причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных причастий их не содержат)

– Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого задания не вызвало затруднений?

(Общая самооценка обучающихся).

VI. Домашнее задание: упражнения 84, 85, выучить правило на с. 38.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действительные причастия признак того предмета, который сам что-то делает. (сам действует) Страдательные причастия признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. (страдает)

Слайд 2

Дети прочитали книгу. Дети (какие?) прочитавшие книгу. – действительное Книга (какая?) прочитанная. - страдательное.

Слайд 3

Как отличить действительное причастие от страдательного? От страдательного причастия всегда можно задать вопрос КЕМ? или ЧЕМ? Книга , прочитанная кем? детьми. Поле, засеянное кем? крестьянами . Небо, освещённое чем? луной.

Слайд 4

Суффиксы действительных и причастий настоящего времени

Слайд 5

Как определить спряжение глагола? 1 спр. 2 спр. е шь и шь ут ат ют ят Ко 2 спр. относятся: *все глаголы на ить , кроме брить, стелить *4 глагола на ать : гнать, держать, дышать, слышать *7 глаголов на еть : смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть.

Слайд 6

Правило Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения -ущ(-ющ) ащ(-ящ)

Слайд 7

Понаблюдаем! Исчерпыв ать - 1 спр Исчерпыва ют - гл Исчерпыва ющ ий - действительное причастие настоящего времени Стро ить - 2 спр Стро ят - гл Стро ящ ий - действительное причастие настоящего времени

Слайд 8

Потренируемся! Образуйте от глаголов 1 и 2 спряжения глаголы мн. Ч. 3 лица и действительные причастия настоящего времени Оправдыв ать - оправдыва…т - оправдыва…щий пад ать - пада…т - пада…щий иск ать - ищ…т - ищ…щий плак ать - плач…т - плач…щий скак ать - скач…т - скач…щий дрем ать - дремл…т - дремл…щий Кле ить - кле…т - кле…щий Держ ать - держ…т - держ…щий Дыш ать - дыш…т - дыш…щий Завис еть - завис…т - завис…щий Вид еть - вид…т - вид…щий Слыш ать - слыш…т - слыш…щий Знач ить - знач…т - знач…щий

Слайд 9

с. 47 – 48 Упр.107 –письменно Упр.108 – устно упр.109 - письменно

Слайд 10

Суффиксы страдательных и причастий настоящего времени

Слайд 11

Правило Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения -ЕМ (-ОМ) -ИМ

Слайд 12

Понаблюдаем! Исчерпыв ать - 1 спр Исчерпыва ют - гл Исчерпыва ем ы й - страдательное причастие настоящего времени Люб ить - 2 спр Люб ят - гл Люб им ый - страдательное причастие настоящего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....