Исследовательская работа «Гнилое слово от гнилого сердца» (О вреде мата, сквернословия)
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс)

 

 

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц  и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gniloe_slovo_ot_gnilogo_serdtsa.docx165.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 муниципального района

Мелеузовский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Гнилое слово от гнилого сердца»

(О вреде мата, сквернословия)

                                                                                             Авторы  работы:

Абдулганиева Камилла, 5в

                                                                                                 Табакова Дарья, 5в

                   

                                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                                         Н. В. Санкина, учитель

                                                                                              русского языка и

                                                                                    литературы

г. Мелеуз, 2020

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………… 3

1. Нецензурная брань и ненормативная лексика, их отличие………………………………...4

2. Из истории возникновения бранной лексики……………………………………………….4

3. Результаты исследования использования ненормативной лексики школьниками……….6

4. Рекомендации по искоренению сквернословия в речи обучающихся…………………...11

5. Заключение…………………………………………………………………………………...12

6. Список использованной литературы……………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………………………………..14

Введение

      Актуальность исследования

      Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц  и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?

      Цель исследования – выявление и изучение причин употребления нецензурной брани школьниками.

      Объектом исследования является процесс социализации личности школьника.

      Предмет исследования -  влияние ненормативной лексики на духовное и нравственно развитие личности школьников.

      Гипотеза исследования – использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности.

      При выполнении работы использовались следующие методы исследования:

- анализ исторической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе;

- анкетирование;

- индивидуальные и групповые беседы со школьниками.

      Практическая значимость исследования состоит в составлении ряда практических рекомендаций для обучающихся, родителей, учителей по искоренению сквернословия.

 

1. Нецензурная брань и ненормативная лексика, их отличие

      Что же такое «нецензурная брань»? Есть ли различие между нецензурной бранью и ненормативной лексикой?

      Первый вопрос, который возникает на практике, – это принадлежность конкретного слова или выражения к нецензурной лексике. Сразу оговоримся, что понятия "нецензурная брань" (или сквернословие) и "ненормативная лексика" синонимами не являются. Второе шире по содержанию – в него включается не только собственно нецензурная брань (то, что обычно называют матом), но и неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. (Кстати, Роскомнадзор  подчеркивает, что использование ненормативной лексики в СМИ также недопустимо в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Действительно, пп. 9 ч.1 ст. 3 указанного закона запрещает использование лексики, не соответствующей нормам русского языка. Единственное исключение предусмотрено для случаев, когда эти выражения являются неотъемлемой частью художественного замысла).

      В Рекомендациях по применению Федерального закона № 34-Ф  отмечается: "В настоящий момент отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. Однако среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова (х.., п.., е…, б…), а также образованные от них слова и выражения».

2.  Из истории возникновения бранной лексики

      Откуда же пошла эта пагубная привычка засорять свою речь подобными словами? Обратимся к истории…

      Еще в древней Иудее к предостережению против сквернословия относились очень серьезно, настолько, что даже по сей день в современной еврейской семье можно услышать наш «международный» фольклор разве что в порядке исключения: неупотребление грязной ругани стало национальной традицией.

      С древних времен, с первых шагов христианства по российской земле, русские люди особым образом молились Пресвятой Богородице, нигде так часто, как у нас, не просили и не просят ее помощи. И для этого есть основания. Среди верующих живет предание о том, что Россия — это Дом Богородицы, один из ее уделов на земле. И она особо молит Бога о спасении нашего Отечества и православных людей. Но молясь за них, Дева Мария отказывается упоминать в своих молитвах тех, чья речь пересыпана матом, потому-то в народе в прежние времена и называли матерщинников еще и богохульниками.

      Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианского мира были прекрасно осведомлены о существовании духов, полагая, что все они злые: ничего не зная об ангелах и небесной иерархии, живущие в окружении невидимого демонического мира, они и не могли считать по-другому. И чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.

      Контакт этот был двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали специально предназначенными для этого скверными словами, демонстрируя нечистому духу свое собственное, якобы еще большее непотребство…

      Аналогичные ситуации сегодня можно наблюдать перед началом драки, когда противники, отвратительно гримасничая, выкрикивают в адрес друг друга матерщину, запугивая друг друга, демонстрируя готовность не просто избить — убить… Ни одна трагедия, если она случается в такой вот ситуации, без подобного «вступления» не обходится.

      Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.

      Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву «х», в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, — волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.

      Остальные матерные слова — это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени — он отзывается. Когда произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые сопровождают чертыхающегося человека и влияют на его настроение, здоровье, финансы, взаимоотношения с другими людьми.

      У закоренелых матерщинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже двух слов связать не могут. И не мыслят, что можно как-то говорить по-другому. Рабы мата.

      «Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина — это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В. Даля сказано: «СКВЕРНА — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

      Это определение — результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие — тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

3. Результаты исследования использования ненормативной лексики школьниками

      Мы провели исследование среди 58 школьников 5 классов, наблюдали за их поведением на уроках, переменах, провели анкетирование по использованию ими нецензурных выражений. 34,5% не используют в своей речи ненормативную лексику.  На употребление ненормативной лексики «в экстренных случаях»  указали 27,6% школьников. 38% респондентов эпизодически («иногда») употребляют нецензурные выражения (и это большинство). Необходимо отметить, что  доля употребляющих нецензурные выражения гораздо выше у мальчиков (86%), чем у девочек (14%).

Диаграмма 1

      Приведем примеры анкеты.  На вопрос «Как часто ты произносишь нецензурные слова?» ответили: «никогда» – 36,2%, «редко» – 41,4%, «часто» –22,4%.

Диаграмма 2

     На вопрос «Оправдываешь ли ты употребление ненормативной лексики  в экстренных случаях?» (под «экстренными случаями» понималось психологическое напряжение,  агрессия со стороны других людей)  46,6%  опрашиваемых ответили «нет»,  48,3% респондентов ответили положительно, 5,1%   воздержались от этих  ответов.

Диаграмма 3

 

      Учащиеся 5-х классов на вопрос: «Используется ли нецензурная брань членами вашей семьи?» ответили: «нет» – 18,9%, «никогда»  - 8,6%, «иногда» – 43,1%, «да» – 29,4%.

Диаграмма 4

      Человек иногда прибегает к использованию нецензурной лексики для выражения своих эмоции. Также брань может являться и своеобразным защитным механизмом для подростка: посредством сквернословия он  выражает свое стремление быть взрослым. И это может войти в дурную привычку.

      На вопрос  «В каких ситуациях это происходит?» мы получили следующие данные: «когда злюсь» – 44,8%, «когда ссорюсь» - 36,2%, «для меня это норма» – 8,6%, «просто так» – 3,4% и «другие причины» - 7,0%.

                                                                                                                                                                     Диаграмма 5

      Полученные данные показывают, что употребление ненормативной лексики связано прежде всего с эмоциональным состоянием подростка: больше половины школьников употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не  могут выразить свои эмоции другими словами», причем вполне вероятно, что чаще всего -  это именно негативное эмоциональное состояние, поскольку школьники отмечают, что использование таких выражений связано с «плохим настроением». Для многих употребление ненормативной лексики является привычкой.

       На вопрос «Раздражает ли тебя использование нецензурной лексики в разговоре?»  62,1% - «да», 32,8% - «нет», 5,1 % - «иное».

Диаграмма 6

       На вопрос «Твое отношение к ненормативной лексике?» ответы получились следующими: «отрицательное» – 39,6%, «нейтральное» – 44,8%, «иное» - 3,5%, «положительное» – 12,1%. Необходимо задуматься над  тем, что 12,1% школьников ответили положительно и 44,8% - пассивно отнеслись к данной проблеме!

       Мы видим, что некоторые подростки не видят ничего особенного в том, что их сверстники и они сами используют нецензурную лексику.

                                                                                                                                                                     Диаграмма 7

       Мы знаем, что курение, употребление алкоголя – формы дивиантного поведения

(* дивиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм). Сквернословие также можно рассматривать как форму девиации. Склонность к использованию нецензурных выражений может быть связана с низкой успеваемостью. Постоянное употребление нецензурной лексики характерно в первую очередь для слабоуспевающих школьников. И наоборот, обучающиеся с хорошей успеваемостью более склонны никогда не употреблять ненормативные выражени.  В то же время можно сказать, что как среди одних, так и среди других такая форма девиантного поведения является «нормой общения», поскольку подавляющее большинство подростков указывает на то, что они используют ненормативную лексику эпизодически («иногда»).

       Мы задали обучающимся 5-х классов вопрос: «Как ты думаешь, кто чаще всего использует ненормативную лексику среди твоих сверстников?». Респонденты ответили: «двоечники» – 44,1%, «троечники» – 26 %, «хорошисты» – 19 %, «отличники» – 10,9 %.

Диаграмма 8

       Представленные данные подтверждают сделанный выше вывод о том, что школьники с хорошей успеваемостью намного реже употребляют ненормативную лексику по сравнению со своими неуспевающими сверстниками.

       Одним из вопросов анкеты был вопрос: «Как ты думаешь, сказывается ли использование ненормативной лексики на развитие личности учащихся?» «Да» ответили 46,6%, «нет» - 48,3%, «иное» - 5,1%.

Диаграмма 9

       На вопрос «Замечал ли ты использование ненормативной лексики учениками, имеющими по литературе оценки «4» и «5»?» показал следующие результаты: 13,8% респондентов ответили «нет»;  79,3% - «да»;  6,9% - «иногда».

Диаграмма 10

       Источником нецензурной брани может выступать  школа и общение со сверстниками. Мы задали  обучающимся вопрос: «Замечали ли учителя использование твоими одноклассниками ненормативной лексики во время занятий?» и получили следующие данные: «да» – 67,2%,  «нет» – 32,8 %.

Диаграмма 11

       На наш взгляд, возможно, надо  поговорить с учителями, поскольку они вхожи в ситуацию и смогут принять должные меры. Не отсекая «источник», можно добиться положительного результата и отучить подростка от использования ненормативной лексики. Анализируя данные опроса школьников, можно сказать, что у большинства из них наблюдаются отклонения в психическом состоянии от нормы. Это проявляется во вспышках раздражительности, непослушании, избыточной активности, драчливости и жестокости.

       На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы школьники-подростки не использовали в речи ненормативную лексику?» подростки ответили: «повышать уровень воспитанности и культуры общения» – 20,7%, «искоренять сквернословие в семье» – 26,3%, «не выводить подростков из себя» – 26,6%, «учителя должны показывать пример культуры общения» – 23,9%, «иное» – 0,3%, «не знаю» – 2,2 %.

Диаграмма 12

       Анализируя причины употребления нецензурной лексики в речи школьников, мы составили ряд рекомендаций, позволяющих свести к нулю число обучающихся, использующих ненормативную лексику.

4. Рекомендации по искоренению сквернословия в речи обучающихся

     

       Изучив и проанализировав причины употребления школьниками нецензурной брани (сквернословия),  мы предлагаем следующие практические рекомендации по их искоренению:

- школьнику необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим;

- подросткам необходимо уметь противостоять  влиянию окружающей среды;

- использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний;

- преодолевать поверхностное отношение к слову;

- не брать плохой пример со своих сверстников;

- пресекать сквернословие внутри класса и школы;

- уметь просить прощение за бранное слово;

- родителям необходимо искоренять сквернословие в семье;

- учителя должны показывать пример культуры общения;

- школьному самоуправлению проводить мониторинг использования ненормативной лексики школьниками;

- ввести уроки этикета и хороших манер;

- организовать в школе для школьников-подростков лектории по формированию воспитания культуры речи.

5. Заключение

      Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу.

Действительно, использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности. В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии. Для многих матерная речь становится нормой. Школьники, не имея стойкого иммунитета к этой «словесной инфекции», заражены ею уже в начальной школе.

      Сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Лексический запас их ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Это нужно неустанно объяснять школьникам. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.

      Общество нуждается в мерах, которые могли бы плодотворно повлиять на «проблемную» семью и помочь детям. Нужно как можно раньше показать подростку, что есть другие формы общения.

      Употребление нецензурной  брани школьниками связано, прежде всего, с их эмоциональным состоянием. Обучающиеся используют нецензурные выражения именно потому, что не могут выразить свои эмоции, мысли  другими словами.

6. Список использованной литературы

1. Ахметова Т. Русский мат. – М.: Колокол-пресс, 1997

2. Кузина Н. На каком «языке» говорят наши дети: ненормативная лексика – мода и пошлость. – Библиотека. – 2010. - № 6

3. Лапин А. Русский мат, бессмысленный и беспощадный. – Собеседник. -2013. - № 33

4.

5. Экарева Ю. Мат как причина болезни. – Аргументы и факты. – 2010.- № 16

Приложение

Анкета

Уважаемые школьники 5х классов, просим Вас честно ответить на следующие вопросы. Необходимо обвести или написать только один ответ на вопросы

№ 1,2,3,4,5,7,8,9,11 и несколько ответов на вопросы № 6,10,12..

  1. Твое отношение к ненормативной лексике:
  1. отрицательное;
  2. положительное;
  3. нейтральное;
  4. Иное________________________
  1. Используешь ли ты ненормативную лексику?
  1. Не использую вообще;
  2. Иногда;
  3. В экстренных случаях;
  4. Иное________________________
  1. Оправдываешь ли ты использование нецензурной лексики в экстренных случаях?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иное________________________
  1. Раздражает ли тебя использование нецензурной лексики в разговоре?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иное________________________
  1. Как часто ты произносишь нецензурные слова?
  1. Часто;
  2. Редко;
  3. Никогда
  1. В каких ситуациях это происходит?
  1. Когда ссорюсь;
  2. Когда злюсь;
  3. Просто так;
  4. Это – норма;
  5. Другие причины________________
  1. Замечали ли учителя использование  твоими одноклассниками ненормативной лексики во время занятий?
  1. Да;
  2. Нет
  1. Используется ли нецензурная брань членами Вашей семьи?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иногда;
  4. Никогда
  1. Как ты думаешь, сказывается ли использование ненормативной лексики на развитии личности учащихся?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иное___________________________
  1.  Как ты думаешь, кто чаще всего использует ненормативную лексику среди твоих сверстников?
  1. Отличники;
  2. Хорошисты;
  3. Троечники;
  4. Двоечники

  1. Мальчики;
  2. Девочки
  1.  Замечал ли ты использование ненормативной лексики учениками, имеющими по литературе оценки «4» и «5»?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Иногда
  1.  Что нужно сделать, чтобы школьники-подростки не использовали в речи

ненормативную лексику?

а. Повышать уровень воспитанности и культуры общения;

б. Искоренять сквернословие в семье;

в. Учителя должны показывать пример культуры общения;

г. Не выводить подростков из себя.

д. Не знаю;

е. Иное________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Жевательная резинка: польза или вред?»

   Работа посвящена актуальной проблеме– здоровья современных школьников. Реалии жизни таковы, что ребята часто употребляют жевательную резинку....

Исследовательская работа "Паспорт слова рука"

Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупн...

Исследовательская работа "Энциклопедия слова "Блин"

Данную работу выполнила ученица 7 класса Кононенко Анастасия. Она рассмотрела происхождение слова, его значение. Практичекая часть работы представляет собой анкетирование учащихся и взрослых с последу...

Исследовательская работа Устаревшие слова и экзотизмы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Исследовательская работа :Устаревшие слова  и экзотизмы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени....

Исследовательская работа "Заимстованные слова".

Данную работу можно использовать , как шаблон для исследовательских работ....

Научно-исследовательская работа Английские слова в речи старшеклассников

Научно-исследовательская работа Английские слова в речи старшеклассников.Цель работы – изучить влияние английского языка на сленг учащихся старшей ступени обучения ТСОШ №3....