Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Абрамова Евгения Александровна

Задания для школьного этапа ВОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_10-11_kl.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2020-2021 учебный год

10-11  класс

Время выполнения – 1 час 30 минут

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

Макс.балл

5

13

5

9

1

2

12

10

57

Балл

ФИО/Подпись проверяющего

ЗАДАНИЕ  1.

Поставьте ударение в следующих словах.

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

 (По 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ - 13 баллов

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-...

2. Убить двух птиц одним камнем-...

3. По самые локти-....

4. Просто, как упасть с бревна-...

5. Чёрная овца в семье-...

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская-

2. Ахиллесова пята-

3. А Васька слушает да ест-

4. Игра не стоит свеч-

5.В костюме Адама и Евы-

6. Много шума из ничего-

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ - 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

За правильный ответ - 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. "Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3."Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы -2 балла
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения-2 балла
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру    
  • сочинения-2 балла
  • соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2    
  • балла

Итого: 10 баллов

ОТВЕТЫ

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)

2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология

3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)

4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)

5.В костюме Адама и Евы-Библия

6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

"Лишнее"слово - сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ - 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.

За правильный ответ - 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли "буквой-страшилищем".

 Буква ЕР. Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
 Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.

Буква ИЖИЦА. Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" — V. Ижица - разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. "Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3."Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы -2 балла
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения-2 балла
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру    
  • сочинения-2 балла
  • соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2    
  • балла

Итого: 10 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...