Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап
2020-2021 учебный год
10-11 класс
Время выполнения – 1 час 30 минут
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Сумма |
Макс.балл | 5 | 13 | 5 | 9 | 1 | 2 | 12 | 10 | 57 |
Балл | |||||||||
ФИО/Подпись проверяющего |
ЗАДАНИЕ 1.
Поставьте ударение в следующих словах.
Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 2.
Даны следующие предложения со словом что:
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.
За правильный ответ - 13 баллов
ЗАДАНИЕ 3.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 4.
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы-...
2. Убить двух птиц одним камнем-...
3. По самые локти-....
4. Просто, как упасть с бревна-...
5. Чёрная овца в семье-...
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская-
2. Ахиллесова пята-
3. А Васька слушает да ест-
4. Игра не стоит свеч-
5.В костюме Адама и Евы-
6. Много шума из ничего-
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)
Итого: 9 баллов
ЗАДАНИЕ 5.
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
За правильный ответ - 1 балл
ЗАДАНИЕ 6.
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
За правильный ответ - 2 балла
ЗАДАНИЕ 7.
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.
Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
ЗАДАНИЕ 8.
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. "Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").
2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)
3."Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)
4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)
Критерии оценивания:
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы -2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения-2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения-2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Итого: 10 баллов
ОТВЕТЫ
Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.
ЗАДАНИЕ 2.
Даны следующие предложения со словом что:
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
1. В первом предложении что – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).
3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
4. В четвертом предложении что – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.
6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
ЗАДАНИЕ 3.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.
Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 4.
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).
2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)
3. По самые локти-по горло (очень много)
4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)
5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)
2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология
3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)
4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)
5.В костюме Адама и Евы-Библия
6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)
Итого: 9 баллов
ЗАДАНИЕ 5.
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
"Лишнее"слово - сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
За правильный ответ - 1 балл
ЗАДАНИЕ 6.
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.
За правильный ответ - 2 балла
ЗАДАНИЕ 7.
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.
Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли "буквой-страшилищем".
Буква ЕР. Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.
Буква ИЖИЦА. Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" — V. Ижица - разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
ЗАДАНИЕ 8.
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. "Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").
2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)
3."Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)
4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)
Критерии оценивания:
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы -2 балла
- композиционная стройность, логичность, последовательность изложения-2 балла
- оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
- эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
- сочинения-2 балла
- соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
- балла
Итого: 10 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса
Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап
В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....
Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе
Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...
Олимпиада по русскому языку для 5 класса
Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...
- Мне нравится (1)