Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Окунь Светлана Анатольевна

русский язык 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx60.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании РМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 4 от  27  августа 2019 г.

«Согласовано»

И.О.Заместителя директора по УВР :

«Утверждаю»

Директор школы:

Приказ №    от    августа  2019 г.

Рабочая  программа учебного предмета

«Русский язык »

8 класс

 2019-2020 учебный год

                              составитель:  учитель русского языка  Окунь С.А.

                                                 

                                                   

                                              С. Гуселетово 2019

                                                             

Содержание                                                                                                            стр.

                                                       

1.Пояснительная записка……………………………………………………………..  2

2. Основное содержание учебного предмета…………………………………………3

3 .Календарно-тематическое планирование…………………………………………. 6

4. Планируемые  образовательные результаты…………………………… …………17

5.Лист внесения изменений…………………………………………………………….18

6.Приложение.        Тексты проверочных работ и контрольных диктантов…………...19

        

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 8  класса составлена на основе

  -ФГОС  по русскому  языку,

 -ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ»

 -Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»

 -Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,

 -учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2019-2020 учебный год

- Федерального перечня учебников,

 -Примерной программы по русскому языку

 - рабочей программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.

при использовании учебника для общеобразовательных учреждений :

 Бархударов С.Г.,Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. « Русский язык 8 класс» Просвещение, 2020

Е.А. Ефремова «Русский язык 8 класс»  Рабочая тетрадь Просвещение, 2016

В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина «Скорая помощь» Рабочая тетрадь 1, 2 части Просвещение, 2016

Л.Г. Ларионова «Карточки-задания»  8 класс Просвещение, 2016

Л.Ю.Клевцова «Тематические тесты» 8 класс Просвещение, 2017

И.И.Соловьева «Диагностические работы»   8 класс Просвещение, 2016

Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку 5-9  классе» М., Просвещение, 2014

                  Содержание выбранного мною УМК соответствует требованиям ФГОС , способствует выполнению программы по русскому языку, позволяет индивидуализировать обучение посредством системы разнообразных заданий, создает условия для развития мотивации, интереса к предмету «Русский язык» , имеет структурную целостность. Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в том числе: в 8 классе- 105  часов (3 часа в неделю).  Авторская программа предполагает проведение 105 часов, поэтому данная рабочая программа составлена на 105 часов

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 8 классе

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант.                                 

Для проверки знаний используются  «Диагностические работы .8 класс»   Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2016г). Л.Г. Ларионова «Карточки-задания»  8 класс Просвещение, 2016,    тексты диктантов взяты из пособий:  Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку 5-9  классе» М., Просвещение, 2014

Содержание

Функции  русского  языка  в  современном  мире.

Повторение  изученного.

Фонетика  и  графика.  Орфография.  Морфемика  и  словообразование.  Лексика  и  фразеология.  Морфология.  Строение  текста.  Стили  речи.

Синтаксис, пунктуация, культура речи.  

Словосочетание.

Строение  и  грамматическое  значение  словосочетаний.  Связь  слов  в  словосочетании.

Простое  предложение .

Строение  и  грамматическое  значение  предложений.  Интонация  предложения.  Порядок  слов    в  предложении.  Логическое  ударение..

Двусоставное предложение. Главные  члены  предложения.  Подлежащее. Простое  глагольное  сказуемое.  Составное  глагольное  сказуемое.  Составное  именное  сказуемое.  Тире  между  подлежащим  и  сказуемым

Второстепенные члены предложения. 

  Дополнение.  Определение.  Приложение.  Обстоятельство.  Основные  виды  обстоятельства.

Односоставные  предложения.

Основные  группы  односоставных  предложений.  Предложения  с  главным  членом  -  сказуемым:  определённо-личные,  неопределённо-личные,  безличные.  Предложения  с  главным  членом  -  подлежащим.  Назывные  предложения.

Простое осложненное предложение

 Понятие об  осложненном  предложении.

Предложения  с  однородными  членами.

Понятие  об  однородных  членах  предложения.  Однородные  члены,  связанные  сочинительными  союзами,  и  пунктуация  при  них.  Обобщающие  слова  при  однородных  членах  и  знаки  препинания  при  них.

Предложения  с  обособленными  членами.

Обособленные  определения  и  приложения.  Обособленные  обстоятельства. 

Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение  

Обращение  и  знаки  препинания  при  нём.  

Вводные  слова  и  вводные  предложения.  Знаки  препинания  при  них.  Вставные  конструкции.

Способы  передачи  чужой  речи.  

Предложения  с  прямой  речью.  Знаки  препинания  в  них.  Предложения  с  косвенной  речью.  Замена  прямой  речи  косвенной.  Цитаты  и  знаки  препинания  при  них.

Повторение  изученного  в  8  классе.

Количество учебных часов в 8 классе :  105 ( 3 часа в неделю)

Раздел программы

Количество часов

Количество часов по развитию речи

Количество контрольных диктантов

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5, 6 классах  

8

2

1

Синтаксис .  Пунктуация.

5

Простое предложение

3

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

7

1

1

Второстепенные члены предложения

8

1

1

Односоставные члены предложения

11

2

1

Простое осложненное предложение

1

1

Однородные члены предложения

13

2

Обособленные члены предложения

19

2

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

12

2

1

Чужая речь

7

1

1

Повторение и систематизация изученного в 8  классе

10

2

1

итого

105

16

9

Календарно-тематическое планирование   8 класс

№ урока

Тема

                Основные виды УД

Дата проведения

1

Русский язык в современном мире

Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения в роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задания.

Повторение изученного в 5-7 классах  8 часов

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения.

Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию. Выполняют дома дифференцированное задание.

3

Знаки препинания в сложном предложении.

Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения. Выполняют дома дифференцированное задание.

4

5

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Обрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы.

6

Р.Р.Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко

Осуществляют работу по развитию речи. Пишут изложение с грамматическими заданием.

7

Морфология и синтаксис

Отрабатывают практически орфограммы, пунктуацию, связанную с причастиями, деепричастиями

8

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

Анализируют теоритические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. Развивают речь: пишут сочинения в форме письма(ч/з   д/з)

9

К/диктант по теме «Повторение»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

Синтаксис.  Пунктуация.  Культура речи   5 часов

10

Основные единицы синтаксиса

Работают с таблицей учебника над единицами языка. Участие разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям-номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А.С.Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворения Н.Рубцова.

11

Текст как единица синтаксиса

Доказывают, что предложение, приведённые в упражнения, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. Конструируют текст.

12

Предложения как единица синтаксиса

Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения. Конструируют предложения. Пишут сжатое изложение от 3-го лица.

13

Словосочетание как единица синтаксиса

Виды словосочетаний

Распознают словосочетания в составе предложения. Конструируют словосочетание. Распределяют слова по назначению и структуре. Распознаю различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.Составляют таблицу, используя графическое обозначение. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант. Выполняют домашнее задание дифференцированного характера.

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.  Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале.

Д\з  Готовят индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут мини-сочинения.

Простое предложение 3 часа

15

Грамматическая(предикативная) основа предложения

Опознают простые предложения.

Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. Пишут мини-сочинения.

16

Порядок слов в предложении. Интонация

Исследует языковые материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Вписывают предложения с обратным порядком слов.

Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу.

17

Р.Р. Описание памятника культуры

Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (Видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника.  Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение- публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения  7 часов

18

Подлежащее. Сказуемое.

Активизируют знания о подлежащем и сказуемом , их роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов  художественной литературы, находят подлежащие и сказуемые, определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведенными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие и сказуемые, имеющие разный способ выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. навыки. Пишут сочинения по картине.

19

Простое глагольное сказуемое

Определяют простое глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности, грамматически видоизменяя текст упражнения в соответствие с заданиям.

20

Р.Р.Сочинение – описание памятника

Пишут сочинения на заданную тему. Упр146

21

Составное глагольное сказуемое

Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых , заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения.

22

Составное именное сказуемое

Определяют составное именное сказуемое. Находят а предложении грамматическую основу, определяют  тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствие с типом сказуемых , активизируют сведения из области лексики ( архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых, определяют их функцию в текстах. Анализируют тексты с точки зрения представленности в них разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы.

23

Тире между подлежащим и сказуемым

Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило  употребления  тире  между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Анализируют знания из области стилистики. Готовят усвоенное сообщения на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о таких сказуемых. Составляют высказывания о знаменитых людях.

24

К/диктант по теме «Главные члены предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

Второстепенные члены предложения  8 часов

25

Роль второстепенных членов предложения

Дополнение

Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложениях. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях.

Опознают дополнения. Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Читают текст и определяют его основную мысль. Составляют устную характеристику личности. Оценивают грамматическую правильность предложений  с дополнениями. Работают с текстами, развивая способность адекватного понимания содержания. Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах.

26

Определение

Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку.

27

Приложение. Знаки препинания при нём.

Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме.

 28

Обстоятельство

Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств.

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Выполняют синтаксический разбор двусоставного  предложения. На примере одного из текстов осознают роль русского языка. Характеризуют трудовую деятельность, включив в свои предложения разные виды обстоятельств.

30

Р.Р. Характеристика человека.

Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. Пишут сочинение по групповому портрету. 

31

Повторение. Подготовка к контрольному диктанту.

Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок.

32

К/диктант по теме «Второстепенные члены предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

Односоставные предложения   11 часов

33

Главный член односоставного предложения

Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами

34

Назывные предложения

Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определенного типа. Пишут диктант

35

Определенно-личные предложения.

Опознают определенно-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена  в определенно-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своем тексте. Пишут диктант

36

Неопределенно-личные предложения.

Опознают неопределенно-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена  в неопределенно-личных предложениях. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами.

37

Р.Р. Инструкция

Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения.

38

Безличные предложения

Опознают безличные предложения.

Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные личные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников.

39

Р.Р. Рассуждение

Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нем структурные части. Создают свое рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определенную тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. Готовят устное выступление по картине.

40

Неполные предложения

Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений.

41

Синтаксический разбор односоставного предложения

Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения.

42

Повторение. Урок-практикум. Подготовка к контрольному диктанту

Отвечают на контрольные вопросы, систематизируют изученный материал. Тренируются в  использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Развивают свою способность устного пересказа текста об ученом с оценкой его деятельности. Выполняют тестовые задания.

43

К/диктант по теме «Односоставные предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

                                              Простое осложнённое предложение (1 ч)

44

Понятие об осложненном предложении

Определяю, чем осложнены предложения, приведенные в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания.

                                          Однородные члены предложения  13 часов

45

Понятия об однородных членах

Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдения за языковым явлением (сравниваю черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А.С Пушкина «Цыгане»). Читают предложение с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания.

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно оформляют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на место пропусков однородные члены предложения.

47

48

Р.Р. Изложение по тексту упр.242

Пишут изложение, основанное на сравнительной характеристике.

49

Однородные и неоднородные определения.

Распознают однородные и неоднородные определения. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант.

50

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляют пропущенные запятые. Подчёркивают однородные члены  как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и . Составляют схемы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания. Выполняют творческую работу. Пишут сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Рассматривают репродукцию картины, описывают и обсуждают её в классе.

52

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Распределяю предложения на две группы: с обращающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут диктант.

54

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями.

55

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного. Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения.

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые и подчёркивая однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении.

57

К/диктант по теме «Однородные члены предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

                                          Обособленные члены предложения   19 часов

 58

Понятие об обособлении

 Понимают сущность и общие условия обособления.

 Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений.

59

60

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

 Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособленны, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения.

61

Урок-зачет по теме «Обособленные определения»

62

63

Рассуждение на дискуссионную тему.

Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Пишут сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют предложения.  

64

65

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения. Пишут диктант.

66

Урок-зачет по теме «Обособленные приложения»

67

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль.  Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в   предложения в исправленном виде.

69

Урок-зачет по теме «Обособленные обстоятельства»

70

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложения. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные членов предложения.

72

Урок-зачет по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

 73

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Производят письменный и устный синтаксический разбор предложения, осложнённых обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые.

74

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Производят устный и письменный пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Списывают текст, выделяя запятыми обособленные члены предложения.

75

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления.

76

К/диктант по теме «Обособленные члены предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

                         Слова, грамматически не связаны с членами предложения. Обращение 3 часа

77

Назначение обращения

Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

Осознают основные функции обращения.

Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями.  Опознают и правильно интонируют предложения с распространенными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распространенных обращений. Выписывают из текстов художественной и публикационной литературы примеры употребления разных обращений.

Выписывают текст с выделение обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений.

78

Употребление обращений

Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Составляют предложения с последующим их прочтением с определенной тональностью. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений.

79

Р.Р. Составление делового письма

Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы.

                                                     Вводные и вставные конструкции  9 часов

80

Вводные конструкции

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению

Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов.  Графически выделяют вводные слова. Узнают группы вводных слов и предложений по назначению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос.

81

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Вставляют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов. Готовят высказывания типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи.

83

Вставные слова, словосочетания и предложения

Определяют понятие вставных инструкций. Анализируют особенности употребления вставных инструкций. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой.

84

Р.Р. Публичное выступление

Моделируют публичное выступление. Совершенствуют свои речевые, коммуникативные, умения и навыки.

85

Междометия в предложении

Уточняют роль междометия в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением.

86

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор.

87

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные  с членами предложения»

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют сематическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов.

88

К/диктант по теме «Слова, грамматически не связанные  с членами предложения»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

Чужая речь 7 часов

89

Понятие о чужой речи.

Прямая и косвенная речь

Косвенная речь

Определяют понятия чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, ее место в предложениях, роль глаголов говорения(речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью.

Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста.  Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нем предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи.

90

Прямая речь

Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью.  Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивает новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении.

91

Диалог

Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Определяют стилистическую выраженность диалога.

92

Р.Р. Рассказ

Перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью.

93

Цитата

Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному высказыванию. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу.

94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами.

95

К/ диктант по теме «Чужая речь»

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание

Повторение и систематизация изученного в 8 классе  10 часов

96

Синтаксис и морфология

Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения.

97

Синтаксис и пунктуация

Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др..

98

99

Р.Р. Изложение

Пишут подробное изложение очерка на основе опорного конспекта

100

Синтаксис и культура речи

Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений.

101

Синтаксис и орфография

Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса

102

Итоговый к/диктант

Пишут диктант.

103

Работа над ошибками

Выполняют работу над ошибками

104

105

Синтаксис и орфография

Выполняют задания повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе.

 

Требования к результатам освоения программы по русскому языку

Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  3. потребность сохранить чистоту русского языка как явления;
  4. национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  5. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, сё анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях русского языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) осознание эстетической функции родного языка.

 

 

условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий;

синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории

состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи:

глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и

притяжательными), числительными

Учащиеся должны уметь:

разграничивать знаки препинания по их функциям;

пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики,

оценки предмета или явления;

определять вид сложного предложения;

соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного

предложения;  

создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные

и выделительные запятые;

правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных

причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать

условия выбора данных орфограмм;

разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму

«Одна и две буквы н» в данных частях речи;

разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой

на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах

данных частей речи;

правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с

краткими причастиями; с разными частями речи;  

обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения.

Орфограмма.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (7ч.+1ч.)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица

синтаксиса.

Учащиеся должны знать:

основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;

основные признаки синтаксических единиц;

функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и

коммуникативная (предложение и текст);

предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную

функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;  

соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.  

Учащиеся должны уметь:

находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла

художественного произведения;

разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и

коммуникативной;

соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;  

разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения,

используя необходимые знаки завершения.

Основные термины по разделу:

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания

 

 

Словосочетание  

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании;

согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам

главного слова (глагольные, именные, наречные). 

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. 

Учащиеся должны знать: 

что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные,

именные и наречные  

свободные словосочетания и фразеологические обороты 

подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды

подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; 

средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; 

порядок устного и письменного разбора словосочетания 

Учащиеся должны уметь: 

составлять разные виды словосочетаний; 

определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла; 

разграничивать разные виды словосочетаний по их значению; 

определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах; 

использовать в речи синонимические по значению словосочетания; 

разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты; 

определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; 

составлять словосочетания с заданным видом связи; 

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; 

разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных

частей речи или не связанных подчинительной связью;  

производить устный и письменный разбор словосочетания. 

Основные термины по разделу: 

Словосочетание, типы словосочетаний. 

Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная),

синтаксический разбор словосочетаний. 

Простое предложение (2ч.+1ч.) 

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа

предложения. 

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация

простого предложения. Логическое ударение. 

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в

предложении, выразительно читать предложения. 

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые

особенности. 

Учащиеся должны знать: 

виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; 

грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и

отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный,

желательный; 

в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное

слово в предложении;  

основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и

графические способы их обозначения. 

Учащиеся должны уметь: 

.Содержание учебного предмета «Русский язык» 

105 часов 

Русский язык в современном мире (1 ч) 

Русский язык в современном мире. 

Учащиеся должны знать: 

русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому

русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков 

Учащиеся должны уметь: 

опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении

русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном

обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы  

Основные термины по разделу: 

Основные разделы языка, основные языковые единицы. 

Повторение изученного в VVII классах (5 ч + 2 ч) 

Учащиеся должны знать: 

функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение,

выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические

условия употребления знаков препинания. 

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые

и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация

(союзные) или интонация (бессоюзные);  

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в

зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства 

Лист внесения изменений

Приложение к рабочей программе по русскому языку 8 класс.

Контрольно-оценочные средства

Тексты контрольных диктантов  взяты из методического пособия Л.А.Тростенцовой, А.И.Запорожец «Русский язык 8 класс.  Поурочные разработки»   М.Просвещение,2017

Контрольный диктант№1 с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Стр.16

Контрольный диктант  №2 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

стр.50

Контрольный диктант№3 по теме «Второстепенные члены предложения»

Стр.67    

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»

Стр.88

Контрольный диктант№ 5 с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

Стр.112    

Контрольный диктант№ 6  с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

Стр.149

Контрольный диктант№7 с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Стр.172

Контрольный диктант№8 с грамматическим заданием по теме «Чужая речь»

Стр.187

Итоговый  контрольный диктант№9

Стр.200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...