Задания для аналитической работы
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Задания для аналитической работы в рамках

итогового повторения в конце года (7 класс)

Начинаем работу с текстом с орфографического и пунктуационного разбора. Обучающие переписывают текст в тетрадь, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания. Обычно в текстах оставляю пропущенными все виды орфограмм и пунктограмм, знакомые ученикам Использование текста в качестве основной единицы, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья. Далее школьники выполняют грамматические задания к предложенному тексту. В качестве дополнительных задний можно использовать материал на повторение. В качестве грамматических заданий также включаю те, что встретятся детям на экзамене по русскому языку в 9 классе, задания, связанные с нахождением ответа в тексте.  Такая работа  способствует формированию навыка выполнения экзаменационных заданий, развитию орфографической и пунктуационной зоркости, что является, в том числе, и залогом успешного выполнения тестовой части ОГЭ.

Упражнение 1.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Замените цифру словами.

(1) В эту (не)добрую пору бе(з,с)д…рож(?)я мне пр…шлось ехать в станицу. (2) И ра(с,сс)тояние (не)большое – всего лиш(?) около 60 ки(л,лл)ометров  но одолеть их ок…залось не так-то просто. (3) Мы с т…варищем вы…хали до во…хода со…нца. (4) Пара сытых л…шадей еле т…щила т…ж…лую брич(?)ку. (5) К…лёса пр…валивались в отсыревший, перемеш…(н,нн)ый со снегом и льдом п…сок, и через час на лошади(н,нн)ых б…ках, под тонкими ремнями, уже п…к…зались белые пышные хлопья мыла.   

(Шолохов М.А. Судьба человека)

  1. Из предложений  3-5  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  2. Среди предложений 1-5 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.
  3. Выпишите грамматическую основу 3 предложения.
  4. Из предложения 1 выпишите все местоимения, определите их разряд.

Упражнение 2.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Замените цифру словами.

(1) Зима на Колыме начина…т(?)ся с того  что зап…здалые лебеди ходят с ра…топыре(н,нн)ыми крыльями по б…регам озер и рек. (2) Крылья ра…топыре(н,нн)ы потому, что (о,а)бмёрзли. (3) Б…дняги в(з,с)лететь (не)могут и становят(?)ся жертвами зв…рья и людей, если такие оказывают(?)ся побл…зости.

(4) Самые сильные м…розы иногда д…ходят до 60 градусов. (5) При б…льшом морозе д…лины и ра(с,з)падки руч(?)ев (о,а)кутаны к…лючим, пр…земистым туманом. (6) Идеш(?) – словно плывеш(?) по ра(з,с)ливш…йся реке. (7) В п…ти метрах (н…)чего (не)видно.

(Искандер Ф. Стоянка человека)

  1. В 1 предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.
  2. Среди предложений 1-3 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н». Выпишите это слово.
  3. Из предложений 4-7   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «нахождение вблизи, рядом».
  4. Просклоняйте имя числительное из 4 предложения текста.

Упражнение 3.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) П…сторо(н,нн)ий звук вывел его (Алексея)  из (полу)забытья  заставив сесть и огл…дет(?)ся. (2) Он увид…л себя поср…ди б…льшой л…сной выру(б,п)ки залитой солнеч(?)ными луч…ми  завале(н,нно)й срубле(н,нн)ыми и (не)ра…работа(н,нн)ыми д…ревьями. (3) (Полу)де(н,нн)ое со…нце ст…яло над г…ловой, густо пахло см…лой, раз…гретой хвоей, и где(то) высоко над (не)оттаявш…й еще з…млей зв…нел заливался захлёбываясь в (не)мудре(н,нн)ой песенке жав…ронок. (4) Полный ощ…щения (не)определенной опас(?)ности, Алексей огл…дел (лес)…секу. (5) Выру(б,п)ка была свежая, (не)запуще(н,нн)ая, хвоя на (не)ра(з,с)дела(н,нн)ых д…ревьях (не)успела еще п…желтеть. (6) Алексею поч…дилось  что из м…л…дого сосняч(?)ка д…носит(?)ся тихий в…волнова(н,нн)ый ш…пот…

(Полевой Б. Повесть о настоящем человеке)

2.  В тексте найдите все причастные и деепричастные обороты, выделите их графически.

3. Среди предложений 2-3   есть такое, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах отымённых имён прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется две буквы Н». Выпишите это слово.

       4. В 6 предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.

       5. Слова выделенные жирным шрифтом разберите по составу.

Упражнение 4.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)Поз…ней ноч(?)ю  когда на д…ревне п…гаснут огни  когда в небе уже высоко блещ…т бри(л,лл)иантовая луна,   ещ… раз пр…б…жиш(?) в сад. (2) Шурша по сухой л…стве, как слепой, д…береш(?)ся до шалаша. (3) Там на п…лянке (не)много св…тлее  а над г…ловой беле…т з…ря.

(4) А ч…рное небо чернят (о,а)гнистыми п…лосками падающ…е звезды. (5) Долго гл…диш(?) в его темно(синюю) глуб…ну  п…реполне(н,нн)ую с…звездиями  пока (не)п…плывет земля под н…гами.

(Бунин И.А. Антоновские яблоки)

  1. Среди предложений 1-5 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.
  2. Укажите номер предложения, в котором есть сравнительный оборот.
  3. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
  4. Укажите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.

Упражнение 5.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Но вот, наконец, ветер в п…следний раз рванул и уб…жал куда(то). (2) П…слышался ровный, сп…койный шум. (3) Упала б…льшая х…лодная капля д…ждя.  (4) И в это время что(то)  п…сыпалось и застучало (по)д…роге. (5) Это был дождь. (6) Он заг…в…рил о чем(то) быстро, вес…ло и пр…противно.

(7) Вдруг со страшным, (о,а)глушительным треском ра(з,с)л…малось небо. (8) На земле в…пыхнул и раз пять м…гнул осл…пительно е(д,т)кий свет. (9)Ра…дался новый удар, такой же сильный и ужас(?)ный.(10) Небо уже (не)гр…мело (не)гр…хотало, а и…давало сухие, тр…скучие звуки, п…хожие на треск сух…  дерева.

(Чехов А.П. Степь)

  1. Из предложений  8-10  выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  2. Из 5-6 предложений выпишите все местоимения, определите их разряд.
  3. Во всех предложениях текста подчеркните грамматические основы.
  4. Из предложений 1- 6   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «равно по значению слову «очень».

Упражнение 6. (НАРЕЧИЕ)

       1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) (С,з)жатая рож(?) бур(?)ян  молочай   все, рыжее и (полу)мертвое, теперь омытое р…сою и обл…ска(н,нн)ое со…нцем  ож…вало, чтоб (в)новь зацв…сти. (2) В траве п…рекл…кались суслики  где(то) д…леко (в)лев… плакали чибисы. (3) Стадо куропаток в(с,з)порхнуло и п…летело к х…лмам. (4) Кузнечики  сверч(?)ки зат…нули в траве св…ю скр…пучую м…ното(н,нн)ую музыку. (5) Но пр…шло (не)много времени р…са и…парилась  воздух застыл и обманутая степь пр…няла свой унылый июльский вид. (6) Трава п…никла  ж…знь зам…рла. (7) Заг…релые холмы, (буро)з…ле(н,нн)ые, р…внина с тума(н,нн)ой далью и опрокинутое над ними небо пр…дставлялись теперь бе…конеч(?)ными, грус…ными от т…ски.

(Чехов А.П. Степь)

  1. Из 2 предложения выписать все наречия, определить разряд.
  2. Из предложений  1-3  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  3. Из предложений 6-7 выпишите все слова с чередованием гласных в корне слова.
  4. Среди предложений 5-7   есть такое, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах отымённых имён прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется две буквы Н». Выпишите это слово.
  1. Среди предложений 1-3 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.

Упражнение 7. (НАРЕЧИЕ)

       1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Ж…л на свете маленький цв…ток. (2) (Н…)кто и (не)знал  что он есть на земле. (3) Он рос один на пустыре. (4) К…ровы и козы (не)х…дили туда  и дети там (н…)когда (не)играли. (5) На пустыре трава (не)р…сла  а л…жали одни старые серые камни, и между ними была сухая мёртвая глина. (6) Лиш(?) один ветер гулял по пустырю. (7)Как сеятель, ветер н…сил с…мена и се…л их всюду   и в ч…рную влажную землю  и на голый каме(н,нн)ый пустырь. (8)В ч…рной доброй земле из с…мян р…ждались цв…ты и травы   а в камне и глине с…мена ум…рали.

(Платонов А.П. Неизвестный цветок)

        2. Среди предложений 1-8   есть такое, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах отымённых имён прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется две буквы Н». Выпишите это слово.

        3.  Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.

        4.   Из предложений 7-8  выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.

        5. Во  2 предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.

Упражнение 8. (ЧАСТИЦЫ)

        1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) В…гл…ните на бледно(зеле(н,нн)ое)  усыпа(н,нн)ое звёздами небо на к…тором (н…)облачка (н…)п…тна. (2) (Не)множко жутко. (3) Ты сразу (н…)п…ймешь, почему теплый воздух (не)дв…жим, почему пр…рода настороже и боит(?)ся шевельнут(?)ся: ей жутко и жаль терять хоть одно мгновение ж…зни. (4) О (не)об(?)ятной глуб…не и бе…гранич(?)ности неба можно судить только (по)морю да в ст…пи ночью, когда свет…т луна. (5) Оно страшно, кр…сиво и ласково, гл…дит томно и манит к себе, а (от)ласки его кружит(?)ся г…лова.

(Чехов А.П. Степь)

  1. Среди предложений 1-3 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.
  2. Из предложений  1-3  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  3. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
  4. Подчеркните грамматическую основу во 2 предложении текста.

Упражнение 9. (НАРЕЧИЕ)

      1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Лежа на сп…не  зал…жив руки под голову  в(з,с)гл…неш(?) на небо. (2) Видно  как зажглась в…черняя з…ря  как потом она угасла. (3) Ангелы-хранители  заст…лая г…ризонт св…ими з…лотыми крыльями  ра…пол…гались на н…ч(?)лег. (4) День пр…шел бл…г…получно. (5)Наступила тихая, красивая ноч(?). (6)Видно как мало(помалу) темне…т небо и опуска…т(?)ся на землю мгла как засв…тилась одна за другой звезды.

(Чехов А.П. Степь)

  1. Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.
  2. Из предложений 3-5  выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.
  3. Укажите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.
  4. Слова выделенные жирным шрифтом разберите по составу.

Упражнение 10. (НАРЕЧИЕ)

      1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) (Кое)где, возле заброше(н,нн)ых д…рожек, во…вышались кучки дров  п…темневш…х от ветра и дождя. (2) Ле…кий утре(н,нн)ий в…терок то пр…сыпался  то ут…хал: п…дует (в)друг прямо в лицо и как будто раз…грает(?)ся. (3) Все вес…ло зашумит, закива…т и задвиж…т(?)ся кругом  зак…чаются гибкие к…нцы пап…ротников. (4) Обраду…ш(?)ся ему…  (5) Но вот уж(?) он опять замер  и все опять стихло.

(Чехов А.П. Степь)

      2.  Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.

      3.   Среди предложений 1-3 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.

      4.   Из предложений 1-3  выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

      5. В  5  предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.

Упражнение 11. (НАРЕЧИЕ)

      1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Мне д…сталось м…стечко (на)верху, под потолком, и(с,з)черка(н,нн)ым к…рандашными зап…сями. (2) П…привыкнув  я огл…делась. (3) (В)переди, д…леко (в)низу, ст…ял бедный, залитый ч…рнилами стол с графином в…ды и ст…каном толстого ст…кла. (4) Дальше на ст…не т…снились п…ртреты б…р…датых деятелей отечестве(н,нн)ой л…сной науки. (5) Больше (н…)чего там (не)было…

(Леонов Л. Русский лес)

      2. Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.

      3. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-».

     4.  Укажите номер предложения, в которых есть одиночное деепричастие.

     5.   Из предложений  1-3  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Упражнение 12. (НАРЕЧИЕ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) (С)лев… от нас д…леко в море м…лькали белые и цв…тные паруса яхт. (2) (П…)зади был город. (3) Мы л…вили ставриду. (4) Мой дру(г,к) время от врем…ни поддергивая шнур и как(бы) пр…слушиваясь к тому  что дела…т(?)ся в глуб…не моря (рас,сс)казывал о т…йге. (5) Возможно, во(с,з)поминание это в(с,з)плыло в его памяти по к…нтрасту с тем  что он вид…л (во)круг…

(Искандер Ф. Стоянка человека)

      2. Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.

     3.  Из предложений 1- 5   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

    4. Из предложений  2-4  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

    5. Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

Упражнение 13.

     1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Я запомнил св…ю мать с…дой и усталой, а г…ворят, она была кр…сива. (2) Б…льшие задумч…вые глаза, в к…торых пр…ступал свет сер(?)ца. (3) Ровные темные брови, дли(н,нн)ые р…сниц… . (4) На высокий лоб сп…дали дымчатые в…лосы. (5) Такой я вид…л ее на выцветш…й фотографи… – м…лоденькая с…стра (мило)сердия, красный крестик на белом пл…тке.

(6)До(сих)пор слышу ее (не)громкий гол…с, (не)тор…пливые шаги, ощ…щаю бережное пр…к…сновение рук, шершавое тепло платья на ее плече. (7)Это (не)име…т отношения к возр…сту – это веч(?)но.

(Яковлев Ю. Сердце земли)

  1. Из предложений 5- 7   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «присоединение».
  2. Среди предложений 2-4   есть такое, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах отымённых имён прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется две буквы Н». Выпишите это слово.
  3. Из предложений 6-7  выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.
  4. Из 1 предложения выпишите все местоимения, определите их разряд.

Упражнение 14. (НАРЕЧИЕ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

(1) Окна ра…крыты настеж(?) в душ…стую т…мноту веч…ра и тюл…вые зан…вески слабо колыш…тся (в)зад и (в)перед от (не)заметного дв…жения воздуха. (2) Пахн…т р…систой тр…вой из маленького п…л…садника перед домом, чуть(чуть) с…ренью и вянущ…м б…резовым л…стом от д…ревьев у под(?)езда.

(3) Во всех д…мах отворе(н,нн)ые окна ярко освеще(н,нн)ы, а перед под(?)ездами г…рят в…сячие ф…нари.

(4) Наступали поз…ние сум…рки, а за ними теплая темная ноч(?), но ещ… долго, до самой (полу)ночи, тлела густая малиновая з…ря.

(Куприн А.И. Яма)

  1. Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.
  2. Среди предложений 1-3 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н». Выпишите это слово.
  3. Затранскрибируйте слово ПОД(?)ЕЗД (предложение 2).
  4. В  3  предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.

Упражнение 15.(НАРЕЧИЕ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Свежая струя пр(о,а)б…жала по м…ему лицу. (2) Я открыл глаза: утро зачинал…сь. (3) Ещ… (н…)где (не)румянилась з…ря, но уже заб…лелось на в…стоке. (4) Бледно(серое) небо св…тлело  х…лодело   с…нело. (5) Звезды то м…гали слабым светом  то и…чезали. (6)Отсырела з…мля  запотели лист(?)я  (кое)где стали ра…дават(?)ся ж…вые звуки, г…лоса, и жи(т,д)кий, ра(н,нн)ий в…терок уже пош…л бр…дить и п…рхать над з…млею.

(Тургенев И.С. Бежин луг)

  1. Из предложений  3-5  выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  2. Из предложений 1-3 выпишите отрицательное наречие.
  3. Затранскрибируйте слово СТРУЯ (предложение 1).
  4. Укажите номера предложений, в которых есть однородные члены предложения.

Упражнение 16.(ЧАСТИЦЫ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) (Н…)кто, как мать, (н…)умеет так глуб…ко скрывать свои страдания и муки. (2)И (н…)кто, как дети, (н…) умеет так (хладн…)кровно (н…) зам…чать того, что пр(о,а)и…ходит с матерью. (3) Она (н…) жалу…т(?)ся, значит, ей х…рошо. (4) Я (н…)когда (н…)вид…л слез св…ей матери. (5) (Н…) разу в м…ем пр…сутстви…  ее глаза (н…) увл…жнялись  (н…)разу она (н…)пожаловалась мне на ж…знь  на боль. (6) Я (н…)знал  что это было (мил…)сердием  которое она оказывала мне.

(Яковлев Ю. Сердце земли)

Упражнение  17. (НАРЕЧИЕ)

     1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Ле(г,к)ко (не)слышно отв…ряет(?)ся дверь в зал. (2) На паркет…  л…жат г…лубоватые отражения окон. (3) За ч…рными окнами в…сит луна. (4) Она предст…вля…т(?)ся б…льшим светлым шаром. (5)Никита встал с кр…вати, вле(з,с) на письме(н,нн)ый стол…к между окнами и вид…т: вот, напротив, у белой, как мел, ст…ны, к…чает(?)ся круглый маятник в высоком футляре ч…сов, к…чает(?)ся, отсвечива…т лу(н,нн)ым светом.

(Толстой А.Н. Детство Никиты)

  1. Во всех предложениях текста найдите наречия и подчеркните их как члены предложения, укажите разряд наречий.
  2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-».
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
  4. Укажите номер предложения, в котором есть сравнительный оборот.

Упражнение 18.(ЧАСТИЦЫ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Лу(н,нн)ый свет (не)подвижно л…жит дли(н,нн)ыми квадратами на п…лу. (2) Все в зале затихло  пр…село на д…ревя(н,нн)ых но(ж,ш)ках. (3) А кот выт…нулся  нагнул гол…ву  пр…жал уши и д…стает лапой маятник. (4) И Никита зна…т, уж если он трон…т лапой, маятник остановит(?)ся, и в ту же с…кунду все тресн…т  ра…колет(?)ся  зазв…нит и, как пыль, и…чезнет, (н…)станет (н…)зала  (н…)лу(н,нн)ого света  (н…)долгого сна…

(Толстой А.Н. Детство Никиты)

  1. Из предложений 2- 4   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
  2. Из предложений  3-4  выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  3. Графически отметьте все частицы.
  4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Упражнение  19. (НАРЕЧИЕ)

      1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) О чем ты плачеш(?) ель? (2) Ель скр…блась веткой о стекло. (3) Скр…блась (не)смело и почти (не)слышно. (4) Ветка была мокрая  капли скатывались на кон(?)чики лапок на бородавоч(?)ки. (5) Ель ст…яла (с)реди загубле(н,нн)ых д…ревьев, которые прели  впивались слома(н,нн)ыми суч(?)ями в болотистую ж…жу  хрустели  ос…дали. (6) В л…су постоя(н,нн)о слышались ш…рохи  стоны, будто (по)напрасну загубле(н,нн)ые  д…ревья и ель (в)месте с ними  ум…рая  скр…пели зубами.

(Астафьев В.П. О чем ты плачешь, ель?)

      2. В предложении 6 есть слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.

      3.  Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

      4.  Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

      5.  Из предложений 5-6  выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.

Упражнение 20.

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Замените цифру словами.

(1) На вид этой девушк… можно дать лет 19.

(2) Была она тон…нькая и ле…кая. (3) Смуглое лицо (не)пот…ряло еще детской пр…пухлости а глаза  ш…роко ра…крытые, б…льшие, ясные, опуше(н,нн)ые дли(н,нн)ыми р…с(?)ницами, см…трели так вес…ло и уд…вле(н,нн)о, как будто спрашивали: нет, в самом деле товарищи кругом действительно так хорошо? (4)Или мне это только кажет(?)ся.

(5)И только мудре(н,нн)ая высокая прич…ска  в которую были забра(н,нн)ы обильные темно(каштановые)  волосы, как(то) портила светлый ее облик, точно фальш…вая нота чистую, х…рошую песню.

(Полевой Б. Мы – советские люди)

       2. В предложении 3 есть слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.

  1. Из предложений  1-3  выпишите слово, в котором  написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  2. Во 2 предложении подчеркните грамматическую основу.
  3. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

Упражнение  21. (СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Около (полу)дня обыкнове(н,нн)о по…вляет(?)ся множество круглых высоких обл…ков, золотисто(серых), с нежными белыми краями. (2) Подобно остр...вам  ра…броса(н,нн)ым по бе…конеч(?)но ра…ливш…йся р…ке обт…кающ…й их глубоко пр…зрач(?)ными рук…вами ровной с…невы  они почти (н…)трогают(?)ся с места. (3)Далее, к (неб…)склону, они (с,з)двигают(?)ся т…снят(?)ся, с…невы между ними уже (н…)в…дать. (4) Но сами они так(же) лазурны, как небо. (5) Они все (на)скво(з,с)ь пр…никнуты светом и тепл…той.

(Тургенев И.С. Бежин луг)

  1. Покажите графически все служебные части речи.
  2. Среди предложений 1-2 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН». Выпишите это слово.
  3. Из предложения 2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного.
  4. Выполните синтаксический разбор 5 предложения.

Упражнение  22. (СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ)

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Цвет (неб…)склона, ле…кий, бледно(лиловый), (н…)изм…няет(?)ся (во)весь день и кругом од…наков. (2) (Н…)где (н…)т…мне…т, (н…)густе…т гр…за. (3)Разве (кое)где пр…тянут(?)ся (с)верху (в)низ г…лубоватые пол…сы: то се…т(?)ся едва заметный дождь. (4)К вечеру эти обл…ка и…чезают; последние (из)них, черноватые и (не)определенные, как дым, л…жат(?)ся р…зовыми клубами (на)против зах…дящего со…нца.

(Тургенев И.С. Бежин луг)

  1. Покажите графически все служебные части речи.
  2. Из предложений  3-4  выпишите слово, в котором  написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  3. Из предложений 3-4  выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.
  4. Укажите номер предложения, в котором есть сравнительный оборот.

Упражнение  23. (СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ)        

         1.        Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) В Ленинграде Василий п…р…сел в пр…городный поезд. (2) (В)отличи… от всех п…ездов, в которых ему пр…ходилось ехать с Дальнего Востока, в этом было (не)привыч(?)но пусто. (3)И хотя ст…ял уже д…кабрь  в…гон почему(то) (н…)отапливался.

4) Василий ехал к матер… .

(5) (В)начале, как только он узнал из т…л…гра(м,мм)ы, что мать т…жело б…льна, он сильно в…тр…вожился, но в пути тр…вога ул…глась, и теперь ему х…телось только (по)скорей добрат(?)ся до дому и (в)первые после (пятнадцати)дневного м(о,а)тания в п…ездах уснуть и спать долго и сп…койно, а главное – (н…)тр…вожит(?)ся за ч…модан.

(Воронин С. Мать)

  1. Из предложений 1- 3   выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «нахождение вблизи».
  2. Из предложений  4-5  выпишите слово, в котором  написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
  3. В  3  предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.
  4. Затранскрибируйте слово ПОЕЗД (предложение 1).

Упражнение  24.

         1.          Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Уж много лет (не)бывал я на своей родине  и каждое новое п…сещение нап…лняет м…е сер…це радостью и п…чалью. (2) Я вижу новую, пр…ображе(н,нн)ую страну. (3) Б…гатыми ур…жаями колыш…тся поля.(4) С первого взгляда (не)узнаю б…р…гов  р…ки. (5) Разр…слась  одр(я,е)хлела, частью вырубле(н,нн)а, (не)узнаваемо изм…нилась знакомая рощ… . (6) Только одно старое дер…во ст…ит ещ… нетронуто. (7)Я узнаю ра…кидистую, кудрявую его в…ршину. (8) Сколько раз заб…рался я в тень ее л…ствы! (9) (З,с)десь, на ветвях дерева, я чу…ствовал себя (не)видимкой.

(Соколов-Микитов И. На теплой земле)

        2.   Из предложений  6-8  выпишите слово, в котором  написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

       3. Среди предложений 3-6 есть такое слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: « В суффиксах кратких  страдательных причастий пишется Н». Выпишите это слово.

       4. Из предложений 3-5  выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.

       5. В  1  предложении подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения. Начертите схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина на уроках литературы"

научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина  на уроках литературы"...

Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)

В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Н...

Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Аналитическая работа по роману "Обломов"

laquo;В таланте  Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и пр...