Олимпиады по русскому языку 5 - 11 классы.
олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для тренировки в 5 - 11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ru_5_kl.doc | 32.5 КБ |
ru_6_kl.doc | 48.5 КБ |
ru_7_kl.doc | 42.5 КБ |
ru_8_kl.doc | 58.5 КБ |
ru_9_kl.doc | 39 КБ |
ru_10_kl.doc | 45.5 КБ |
ru_11_kl.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по русскому языку
Учени__ 5 класса Ф.И._________________________
Задания
1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.
Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.
Итого 5 баллов
2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.
Итого 3 балла
3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА? Объясните свой выбор.
А) зараза; Б) зардеться; В) заржать; Г) оранжевый; Д) ржаной.
Итого 3 балла
4. Допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания).
Соловья баснями……
После драки………
Охота пуще………
Семь пятниц на………
Назвался груздем………
Не плюй в колодец…………
Один с сошкой…………
Итого 7 баллов
5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо
многоточия в словосочетании «черный …»:
кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?
Итого 6 баллов
6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чём построена языковая игра слов?
Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
Итого 7 баллов
7. Определите, имеют ли отличия выделенные слова.
- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни -
Не бойся, это окуни!
Итого 5 баллов
8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь. (А.С.Пушкин)
Итого 4 балла Итого 40 баллов
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по русскому языку
Учени__6 класса ФИ_________________________
Задания
1. Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?
Яд, лен, рай, ай, люк, арап, лоб, шел.
Итого 4 балла
2. Подберите имена прилагательные – определения к словам тюль, рояль, картофель, фамилия, фасоль.
Итого 5 баллов
3. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
Итого 5 баллов
4. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по значениям «мало», «много», «бездельничать», «отругать», «далеко», «исчез».
Разделать под орех,
Раз два и обчелся,
Куры не клюют,
Сидеть сложа руки,
Лясы точить,
Дать нагоняй,
Куда Макар телят не гонял,
Был таков,
След простыл,
Как в воду канул,
Во все лопатки.
Кот наплакал
Лодыря гонять,
Пруд пруди,
Капля в море,
Намылить шею
Сидеть сложа руки.
Итого 6 баллов
5. Поставьте перечисленные имена существительные в единственном числе:
ботинки, туфли, сандалии, кеды, тапки, кроссовки.
Итого 3 балла
6. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку. Ответ обведи.
(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.
Итого 7 баллов
Итого 30 баллов
10.
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по русскому языку
Учени__ 7 класса Ф И _______________________________
Задания
1. Слова каких знаменательных (самостоятельных) частей речи могут заканчиваться на и? Приведите примеры.(Допустимы любые формы слов).
Итого 4 балла
- Найдите и исправьте ошибки:
А. И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.
Б. Слушая учителя, мне стало очень скучно.
В. Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.
Итого 3 балла
3. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчётом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть слово. О каком слове идёт речь? Запиши.
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье.
Итого 7 баллов
4. Укажите в тексте фразеологизм библейского происхождения (библеизм). Что он означает?
Мы книг в блокаду все-таки не жгли.
Рука не поднималась. Не могли.
Как не морозило, как не знобило,
Не бросили в печурку ни одной.
А вот на хлеб насущный, хлеб земной
Шекспира поменяли. Это было. (И. Фоняков)
Итого 4 балла
5. Какое слово можно составить из тех же букв, что и слово ромашка (каждую букву нужно использовать столько раз, сколько она встречается в данном слове)?
Итого 3 балла
6. Найдите подлежащие во фразах (1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.
Итого 2 балла
7. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку. Ответ обведи.
(А) лапша; (Б) блины; (В) картошка; (Г) хлеб; (Д) соль.
Итого 7 баллов
Итого 30 баллов
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по русскому языку
Учени__ 8 класса Ф И ____________________
Задания
1.Обозначьте ударный слог в словах.
Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.
Итого 6 баллов
2. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как: А) [чн ]; Б) [шн]; В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
Итого 4 балла
3. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. Б.Зайцев
Итого3 балла
4. Найдите синоним устойчивого словосочетания переливать из пустого в порожнее:
(А) бить баклуши; (Б) вариться в собственном соку; (В) трезвонить во все колокола;
(Г) точить лясы; (Д) плевать в потолок.
Итого 2 балла
5. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится? Запиши.
Итого 5 баллов.
6. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку. Ответ обведи.
(А) печь; (Б) окно; (В) крыльцо; (Г) фабрика; (Д) тыква.
Итого 7 баллов
7. Древнерусское слово коло означает «круг». Сколько в списке: колесо, колотить, околица, колоть, кольцо, колея – слов, имеющих со словом коло общий исторический корень?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Итого 3 балла.
Итого: 30 баллов
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады школьников по русскому языку
Учени___9 класса Ф И ____________________________
Задания
1.Как звучит сочетание чн в данных словах? Поясните варианты звучания.
Встречный, конечный, точный, конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, Ильинична, булочная, порядочный.
Итого 7 баллов
2..Даны слова:
Моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.
В каких словах пропущена буква н?
Итого 2 балла
3. Как правильно? Подчеркните верный вариант.
А.У тех и у других часов сломана пружина.
Б.У обеих часов сломана пружина.
В.У двоих часов сломана пружина.
Г.У обоих часов сломана пружина.
Итого 2 балла
4. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте.
Итого 2 балла
5. В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита?
(А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное;
(В) междометие + глагол; (Г) частица + глагол;
(Д) существительное + существительное.
Итого 4 балла
6. Сколько общих звуков в словах свой и овсяный? Ответ обведи.
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
Итого 5 баллов
7. В ребусах зашифрованы названия животных. Какое из этих животных выше всех? Ответ запиши.
Итого 8 баллов
Итого: 30 баллов
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады школьников по русскому языку.
Учени___ 10 класса Ф И ______________________
Задания
1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.
Итого 4 балла
2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.
Итого2 балла
3. В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.
Итого 3 балла
4. Только одно из этих пяти предложений правильно. Какое? Ответ обведи.
(А) Списывать здесь неукого, да и незачем.
(Б) Списывать здесь не у кого, да и не зачем.
(В) Списывать здесь не у кого, да и незачем.
(Г) Списывать здесь неукого, да и не зачем.
(Д) Списывать здесь не у кого, да и не за чем.
Итого 4 балла.
5. В ребусах зашифрованы географические названия. Какое из них лишнее по смыслу?
Итого 10 баллов
6. Как выглядит творительный падеж от слова дитя?
(А) дитятей; (Б) дитятем; (В) дитятью;
(Г) дитём; (Д) слово дитя не склоняется.
Итого 3 балла
7. В каких словах ударение падает на последний слог:
1) жалюзи; 2) газопровод; 3) ворожея; 4) позвонит?
Итого 4 балла
Итого 30 баллов
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по русскому языку
Учени___ 11 класса Ф И ___________________________
Задания
1. Во фразе: “Есть в три горла” – слово три означает ‘много’, а во фразе: “У него всё образование – три класса и коридор” – ‘мало’. А в каких из этих пяти примеров три означает ‘много’: 1) в трёх соснах, 2) в три ручья, 3) в три шеи, 4) в три погибели, 5) втридорога?
Итого 4 балла
2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее
Итого 4 балла
3. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт.
Итого 6 баллов
4. Депутат Сидоров на выборах в Городское Собрание набрал 7245 голосов. Сколькими голосами он был избран? Ответ обведи.
(А) семь тысяч двести сорока пятью;
(Б) семью тысячами двухстами сорока пятью;
(В) семи тысячами двумястами сорока пятью;
(Г) семью тысячами двумястами сорока пятью;
(Д) семью тысячами двести сорока пятью.
Итого 3 балла.
5. Сколько раз встречаются звуки [б], [п] и [в] в пословице: Без труда не выловишь и рыбку из пруда?
(А) [б] – 0, [п] – 2, [в] – 1;
(Б) [б] – 1, [п] – 2, [в] – 2;
(В) [б] – 1, [п] – 1, [в] – 1;
(Г) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 1;
(Д) [б] – 2, [п] – 1, [в] – 0.
Итого 4 балла.
6. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских? Ответ запиши.
Итого 9 баллов. Итого 30 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...