Урок по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием электронной презентации
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием электронной презентации построен с использованием петербургской тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinennoe_predlozhenie.ppt | 279.5 КБ |
urok.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сложные предложения союзные бессоюзные с разными видами связи сложно- сочиненные сложно- подчиненные
Сложносочиненное предложение сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны . ,и .
Много красивых интересных городов и в Европе и в Америке но им трудно сравниться с Петербургом в прелести и неповторимом своеобразии. Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти. Впитывайте в себя город! Не только ходите в музеи и театры но и просто гуляйте по улицам и площадям. Тогда перед вами оживут страницы исторической биографии Петербурга: то столицы Российской державы то города переворотов и революций то блокадной крепости.
Много красивых, интересных городов и в Европе, и в Америке, но им трудно сравниться с Петербургом в прелести и неповторимом своеобразии. Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады - всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти. Впитывайте в себя город! Не только ходите в музеи и театры, но и просто гуляйте по улицам и площадям. Тогда перед вами оживут страницы исторической биографии Петербурга: то столицы Российской державы, то города переворотов и революций, то блокадной крепости.
Сочинительные союзы . Соединительные союзы и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько… Явления, происходящие одновременно или последовательно Разделительные союзы то…, то…; не то…, не то…; или; либо Явления чередующиеся или исключающие друг друга Противительные союзы а; но; да (=но); однако; же; зато Явление, противопоставленные друг другу
А.С.Пушкин в своих произведениях воспевает красоту набережных, мостов, проспектов Петербурга. Ф.М.Достоевский показывает его «оборотную сторону». К образу северной столицы обращались многие писатели XIX века. В произведениях Серебряного века петербургская тема развивается многими поэтами Петербург изображается городом зла и насилия. Город предстает символом надежды, светлой мечты, культуры. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное, используя подходящий по смыслу союз:
Мы подошли к Казанскому собору и … Медный всадник – это дух-хранитель Санкт-Петербурга и … Ночь опустилась на Летний сад и … Продолжите предложение так, чтобы союз И соединял: А) однородные члены простого предложения; Б) части сложносочиненного предложения
Запятая в сложносочиненном предложении не ставится: 1) если есть общий второстепенный член; Всего через двадцать лет было возведено Адмиралтейство и вырос Летний дворец Петра 2) если есть общая вводная конструкция; По мысли Ф.М.Достоевского, жизнь в Петербурге приобретает фантастически уродливые очертания и реальное нередко кажется кошмарным видением. 3) если обе части сложного предложения являются вопросительными или восклицательными. Как неповторимо прекрасен наш город и как романтичен он под покровом белых ночей!
В новогоднюю ночь в Петербурге… Каждую весну в Петербурге… В XIX веке в Петербурге… 2. К общей радости, … По сообщению Гидрометцентра, … Как говорится, … 3. Кто… и зачем... ? Когда… и когда… ? Как… и как… ! Продолжите так, чтобы получилось сложносочиненное предложение:
Между частями сложносочиненного предложения может ставиться тире , если вторая часть обозначает результат неожиданный вывод быструю смену событий «Из тьмы лесов, из топи блат» поднялась северная столица – и слава о ней разнеслась по всей Европе.
Между частями сложносочиненного предложения может ставиться точка с запятой , если простые предложения в составе сложносочиненного осложнены и имеют уже внутри себя запятые. Петербург Достоевского – город кабаков и трущоб, темных дворов и грязных канав, обездоленных и выброшенных на обочину жизни людей; и в этом городе не могла не родиться уродливая теория о праве одних людей распоряжаться судьбами других.
Задание для домашней работы: Составить связный ответ по теме «Сложносочиненное предложение. Пунктуация в сложносочиненном предложении», используя записи в тетради и материал параграфа учебника. В качестве примеров к ответу записать предложения на тему «Петербург»
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (1 час)
Тема: «Сложносочиненное предложение»
Курс: 2 курс НПО
Вид урока: урок
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Формы деятельности учащихся: коллективная работа учащихся под руководством учителя; индивидуальная работа; работа в парах; самостоятельный поиск
Стратегическая цель: развитие правильности, выразительности и точности речи, нравственных качеств личности, развитие познавательного интереса
Задачи:
образовательные:
- углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём;
- познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого;
- отработать навык постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении;
- совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес, информационную культуру учащихся, память, внимательность, сообразительность.
воспитательные:
- углублять историко-культурологические понятия;
- воспитывать эстетический вкус учащихся.
Этапы урока:
I. Организационный
II. Актуализация темы. (Слайды 1, 2)
-Что такое сложное предложение?
- Для чего нужны сложные предложения в речи? (Возможно, более точно ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока)
III. Повторение и систематизация знаний по теме, полученных в 5-9 классах
- Дополните схему. (Слайд 2)
Запись темы урока «Сложносочиненное предложение» в тетради
- Что такое сложносочиненное предложение? (Слайд 3)
- Как разделяются части ССП?
- Как связываются части ССП?
Работа с текстом на карточке (расставить запятые, выделить союзы). (Слайды 4, 5)
- Назовите виды сочинительных союзов. (Слайд 6)
IV .Применение полученных знаний
- Образуйте из двух простых предложений сложносочиненные предложения. Запишите их, поставьте знаки препинания. Объясните, какие значения передают союзы, связывающие части предложения. (Слайд 7)
- Продолжите предложение так, чтобы союз И соединял а) однородные члены предложения; б) части сложного предложения. Обозначьте грамматические основы. (Слайд8)
- Чем различается пунктуация перед союзом И в простых предложениях и в сложных?
V. Изучение нового материала
- Всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении? (Слайд 9)
Запись в тетрадь.
VI. Применение полученных знаний
- Используя предложенные варианты, составьте по одному предложению, иллюстрирующему записанное правило. (Слайд 10)
VII. Изучение нового материала (продолжение)
- Между частями сложносочиненного предложения может ставится тире, если вторая часть обозначает результат, неожиданный вывод, быструю смену событий. (Слайд11)
- Между частями сложносочиненного предложения может ставится точка с запятой, если простые предложения в составе сложносочиненного осложнены и имеют уже внутри себя запятые. (Слайд 12)
VIII. Обобщение изученного на уроке. (Слайд 13)
IX. Проверка усвоенных знаний (работа с тестом)
X. Информация о домашнем задании
1. Составить связный ответ по теме «Сложносочиненное предложение. Пунктуация в сложносочиненном предложении», используя записи в тетради и материал параграфа учебника.
2. Написать миниатюру, начинающуюся словами: «Петербург оказался городом преинтересным…». В миниатюре использовать предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию электронных презентаций на уроках
В предметном обучении школьников актуальна технология применения средств информационно-коммуникационных образовательных технологий. ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обуче...
Создание и использование электронных презентаций на уроках математики
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Для достижения успеха в процессе обучения у учителя и учеников должны быть все нео...
Методические рекомендации по использованию электронной презентации к уроку геометрии 10 класса «Прямоугольный параллелепипед»
Наглядность в процессе изучения геометрии в школе является важным фактором не только для достижения высоких учебных результатов, но и простого понимания обучающимися математических фактов и приемов ре...
Учебно-методическая разработка урока по литературе с использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»
Урок по изучению «Жития Сергия Радонежского» в 8 классе. Учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития, с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных ...
Использование электронной презентации на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся.
Использование электронной презентации науроках английского языка как средствоповышения мотивации учащихся...
Презентация урока 8 класс с использованием электронного учебника"Измерение сопротивления проводника"
Презентация урока 8 класс с использованием электронного учебника "Измерение сопротивления проводника"...
Конспект урока с использованием электронной презентации "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"
Урок с использованием электронной презентации по теме "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"...