Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Представленный урок по теме «Имя числительное» является вторым (всего в КТП 2 часа на изучение данной темы). На первом уроке дети знакомятся с новой для них частью речи, её грамматическими признаками, понятиями количественные и порядковые числительные, учатся задавать вопросы, находить числительные в тексте и определять их синтаксическую функцию .Второй урок направлен на отработку навыка отличать числительные от других частей речи, приобретение практического навыка определять разряд числительных (в упрощенной, адаптированной для 5 класса форме).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chislitelnoe.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Царевская ООШ» Пушкинского муниципального района Московской области
2019г.
Имя числительное как часть речи (урок №2)
5 класс
Лушина Елена Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Аннотация
Урок проводится согласно календарному планированию в теме «Части речи» в феврале месяце. Конспект урока разработан в соответствии с учебником «Русский язык» 5 класс под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Представленный урок по теме «Имя числительное» является вторым (всего в КТП 2 часа на изучение данной темы). На первом уроке дети знакомятся с новой для них частью речи, её грамматическими признаками, понятиями количественные и порядковые числительные, учатся задавать вопросы, находить числительные в тексте и определять их синтаксическую функцию (в классе упр. 355, домашнее задание упр. 366 учебника).
Второй урок направлен на отработку навыка отличать числительные от других частей речи, приобретение практического навыка определять разряд числительных (в упрощенной, адаптированной для 5 класса форме). Кроме того, столкнувшись с проблемой у класса в определении морфем слов (с трудом подбирают однокоренные слова, чтобы выделить корень), я предлагаю детям на уроке самим образовать слова, в состав которых входят корни числительных. На данном этапе изучения акцент делается не столько на правилах правописания числительных, сколько на умении видеть структуру слова, узнавать числительные от других частей речи.
Для оптимизации урока используется проектор для демонстрации заданий.
Цель урока: Знакомство обучающихся с новой для них частью речи.
Задачи урока:
образовательная - научить детей узнавать числительные среди других частей речи; определять разряд числительного (порядковое / количественное) по вопросу; научить образовывать сложные прилагательные из словосочетаний с числительными.
развивающая - способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества; умение находить в тексте имена числительные, определять их грамматические признаки, развитие речи учащихся: развивать монологическую речь, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии;
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, умение работать в коллективе, воспитание любви к прекрасному, интереса к русскому языку.
Форма: комбинированный
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: карта путешествия, карточки с домашним заданием, цветик- семицветик, презентация.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, , коллективная, формы контроля и самоконтроля, чередование устных и письменных заданий..
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
Метапредметные:
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Предметные: имеют представления о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; умеют отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
Материально-техническое обеспечение: УМК «Русский язык» для 5 класса под ред. Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Глазкова А.В., Лисицына А.Г. – М.: Просвещение, 2015; ПК, проектор, экран
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и «классная работа».
Опрос: какой раздел русского языка изучает части речи? ( морфология)
Какие части речи мы изучили в этом году? С какой новой частью речи вы познакомились в 5 классе? ( числительное). ( 3 мин)
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности.
-На доске представлена таблица, но пока я её писала, что-то в голове моей перепуталось, а что-то совсем забылось. Помогите разобраться с этой злосчастной таблицей. Запишите её в своей тетради правильно. (Одного ученика вызываю к доске) ( 5 мин)
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
1.Часть речи |
| 1. |
2. Обозначает количество | 2. Обозначает признак предмета | |
3. | 3. Какой? Чей? | Кто? Что? |
4. Могут быть любым членом предложения | Может быть определением или сказуемым |
- Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, всё ли вы узнали о числительном? (нет) Правописание этой части речи сопровождается многими неизвестными пока для вас правилами, о которых мы будем говорить не только в 5 , но и в 6 классе. А сегодня мы будем закреплять и углублять наши знания. Запишем тему урока: « Имя числительное».
- Для начала давайте вспомним все правило (по цепочке) об имени числительном? Кстати, как вы думаете, почему в учебнике написано не просто числительное, а имя числительное? ( т.к. называет кол-во, порядок предметов). Ну а теперь давайте попрактикуемся . ( 2 мин)
- ( на доске представлены числа, записанные цифрами)
Разделите страницу на 2 колонки. Распределите слова по колонкам: шестнадцать, пятьсот, семь тысяч, двадцать миллионов, три тысячи.
От количественных числительных образуйте порядковые числительные и запишите их во вторую колонку. У доски по очереди (по столбикам) 2 ученика.
Количественные Порядковые
(сколько?) (какой?)
шестнадцать шестнадцатый
пятьсот пятисотый
семь тысяч семитысячный
двадцать миллионов двадцатимиллионный
три тысячи трехтысячный
- Какой морфемой отличается порядковое числительное от количественного? (Окончанием -ый)
- Запомните : порядковые числительные, оканчивающиеся на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно. (Проверяем написание порядковых числительных)
-Какое слово, по вашему мнению, является словарным? МиЛЛион. Запишите его выделив опасное место зеленой ручкой. (Слайд №1 миЛЛион)
( 6 мин)
- Построение проекта выхода из затруднений. (Слайд №2)
На доске: В двадцать первом веке появилось много новых необычных профессий.
В школьном автобусе сидел двадцать один ребенок.
Что вы можете сказать о числительных в этих предложениях. Давайте попробуем просклонять их. В чем разница? Сформулируйте правило (у количественных числительных изменяются все слова при склонении, у порядковых только последнее) ( 3мин)
2) Имена числительные следует отличать от слов других частей речи со значением количества. А что нужно для того, чтобы правильно определить часть речи? (поставить вопрос)
На доске записаны слова, найдите «4 лишнего» и объясните, почему?
Игра « 4 лишний»(Слайд №3)
1) семь, седьмой, семерка, семеро 2) два, удвоить, второй, двумя
3) впятером, пятеро, пятьдесят, пятый
Как вы обратили внимание, числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить числительные от них?
(Числительное - единственная часть речи, которую можно записать и числом, и прописью). ( 2 мин)
- - а теперь обратимся к учебнику. В упражнении 358 прочитайте задание. Мы его немного изменим. Первый вариант выпишет только числительные, а второй остальные части речи. После выполнения работы детям предлагается поменяться тетрадями с соседом, чтобы простым карандашом отметить неверно записанные слова. Затем на доске проецируется правильный вариант ответа. ( 5 мин)
- Физкультминутка для глаз по плакату Базарного.
- А сейчас мы все встанем и поработаем, как обычно это делаем, глазками и ручками ( нейропсихологическая гимнастика для рук).
( 3 мин)
Напомните мне, пожалуйста, чему вы научились, выполняя упражнение в учебнике? ( отличать числительные от других частей речи). А сейчас предлагаю поучиться образовывать новые части речи от числительных – прилагательные. ( слайд №4)
Образуйте сложные прилагательные от следующих сочетаний.
5 лет, 40 минут, 2 часа, 8 метров, 50 литров, 1000 лет, 3 дня, 5 километров, мальчик 13 лет, мороз 40 градусов ( спроецировано на доске. Вызываются ученики и записывают прилагательные. ( 6 мин)
Исправьте допущенные ошибки в распределении слов по частям речи, разнесите их по верным колонкам ( слайд №5) ( 5 мин)
существительные | прилагательные | глагол | числительные |
пятёрка | столетний | утроить | шестой |
шестиклассник | двойной | удесятерить | четыре |
двойной | пятый | двенадцать | тройка |
пятак | трёхместный | двоится | утроить |
- Мы сегодня много говорили о лексическом, грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли в предложении, но ещё ничего не сказали о том, когда и как используются числительные в речи. Итак, что вы знаете об употреблении числительных в речи?
(Высказывания обучающихся.)
- Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации.
• А сейчас мы создадим небольшой текст, включив в него числительные (4-5 предложений) ( 3 мин) работа в парах
Для 1 ряда – тема «Наша школа»;
для 2 ряда – тема «Наш класс»;
для 3 ряда – тема «наш кабинет»
- Рефлексия учебной деятельности.
- Подведение итогов занятия.
- Какую часть речи мы изучали сегодня на нашем занятии?
- Что узнали об имени числительном? Запишем в виде кластера. (начинает учитель, затем приглашается ученик, а класс помогает).
Подведение итогов, выставление оценок
Д/з Записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные ( 7 примеров)( слайд №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....