Здоровьеформирующие и зоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку (7 класс)
В публикации рассказано о здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологиях, применяемые на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveformiruyushchie_i_zorovesberegayushchie_tehnologii_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие и зоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС
Баранова Ариадна Гурьевна
Технология | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
Здоровье-сберегающая технология Игровые технологии ИКТ – технология Метод проектов Дистанционные образовательные технологии | Забота о сохранении здоровья обучающихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя. Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. гровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности. Игра помогает заинтересовать обучающихся во время урока, активизирует их деятельность. Ролевые и дидактические игры, соревнования, конкурсы, использование иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приёмов движения способствуют развитию произвольного внимания, восприятия и всех видов памяти. Игра развивает и нормализует эмоцио-нально – волевую сферу. Информационно-коммуникативные образовательные технологии. Современный урок в коррекционной школе VIII вида невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше его показать». Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучаю-ющихся. Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс , повысить мотивацию обучения. В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность, которая обучает элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов; развивает коммуникативные способности; прививает первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать в выполнении проекта, активизирует навыки самостоятельной работы. Обучающиеся с НОДА и УО в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителем, т.е. учитель выступает в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Используя современные технологии, сегодня можно получить образование дистанционно. ДОТ – это не дань моде, а требование современного мира ,существующего в информационном пространстве. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребёнок – инвалид получил качественное образование (в случае недоступности обычного образования). Она позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, дифференцированным, углубленным, гибким во времени и продолжительности. Обучающиеся получают навык информационно – коммуникативной культуры. ДОТ позволяет обучающимся с ОВЗ почувствовать социальное равноправие, т.к. имеет равные возможности: может принять участие в сетевых проектах. Отмечается и высокая мобильность (обратная связь): обучающийся может получить поддержку при выполнении домашнего задания, получить консультацию, пройти обучающее тестирование, дополнить и проверить свои знания по теме, повторно разобрать пройденный урок . | Здоровьесберегающая технология используется на каждом уроке на разных этапах: - двигательная активность (физкультминутки, чередование сидения и передвижения по классу, упражнения для мышц спины и плечевого пояса (например, при изучении темы "Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения" в род.п. пишется буква "и", а в дат., предл.п "Е".На экране поочерёдно появляются слова, в которые нужно вставить букву "Е"или "И". Дети приседают, если нужно вставить букву "Е", если букву "И"-хлопают в ладоши. После выпол нения упражнения обучающиеся аргументируют свой выбор, затем на экране в слове появляется нужная буква), дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз и мелкой моторики, минутка тишины, динамическая пауза, жестикулирования); -психологическая комфортность (создание ситуации успеха, доброжелательные отношения, учёт индивидуальных особенностей и способностей, комфортное начало и окончание урока, установка на успех, настраивание себя на положительную волну, объём домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого обучающегося) Используется на всех типах уроков (кроме контрольных) на разных этапах обучения игровая деятельность в следующих случаях:
Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, , повторении, контроле, на уроках по развитию речи (выделении главной мысли текста, характеристики героев произведений). ИКТ использую при иллюстрации изучаемого материала (при подготовке к сочинению демонстрирую репродукции известных художни-ков, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), практикую составление рассказов по картинкам, которые даны не по порядку), в тренировочном плане, для отработки умений и навыков после изучения темы, для диагностического тестирования качества усвоения материала, в режиме самообучения, в работе с отстающими детьми. При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:
В течение учебного года класс работал над проектами на экологическую тематику. «Люблю березку русскую» (1 полугодие); «Как живут деревья (сезонные изменения)» (2 полугодие) Дистанционные образовательные технологии использую при организации самостоятельной деятельности по сценарию (поисковой, исследовательской), индивидуальной проектной деятельности, с целью проведения тренировочных упражнений по теме, при организации контроля (тестирование, ответы на вопросы), консультировании. | Технология помогает: -организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения; - научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии. Использование технологии позволило повысить плотность, эффективность занятий, спо- собствовало формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе; -в течение урока ребята не только усваивают новый материал, но и переживают ситуацию успеха, что является важным для ребёнка с ОВЗ. За последние 2 года снизилась заболеваемость обучающихся, дети стали самостоятельно заниматься утренней гимнасти-кой, стараются следить за своей осанкой. Повысился уровень качества работы мелкой моторики В методическом арсенале имею: - разработанные рекомендации для родителей и учащихся; - сценарные планы, планы-конспекты уроков различных форм (интегрированные уроки, уроки с использованием технологий деятельностного метода обучения, , уроки-игры и т. д.); - набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных) и пособий для использования на уроках по разным предметам; - тренировочные и контрольные перфокарты, карточки-задания для стимулирования учащихся, для усвоения пройденного материала, а также для тренировки. Использование игровых технологий позволило снизить неподвижность на уроке на 7%; повысить мыслительную активность обучающихся на 11%; самостоятельность увеличилась на14%. Внимание стало более произвольным. Дифференцированный подход, вариативность в игре и многократность использования позволили повысить эффективность усвоения материала на 9%.. В результате использования ИКТ – технологий создаётся банк компьютерных дидактических и методических материалов для использования информационных технологий в образовательном процессе (по развитию речи, чтению): видеоролики, фотографии (репродукции) электронная энциклопедия, различные тесты, задания развивающего характера .Центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Интерес к учебному процессу в среднем вырос на 24%, мотивация – на 10%. Эффективность самостоятельной работы увеличилась на 8%. Интенсивность процесса обучения возросла на 33% При выполнении проекта: дети знакомятся со спецификой проектной деятельности, принимают активное участие на всех этапах, учатся практическому применению разработанного проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Использование проектной деятельности позволило повысить качество работы по сбору информации на 17%; коммуникативные навыки возросли на 21%; динамика самостоятельной работы достигла 25% Использование дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися даёт положительные результаты. Возможность повторно разобрать пройденный урок, электронные протоколы выполнения тестов с указанием правильных ответов делает проверку более подробной и объективной, а качество обучения при этом возрастает на 23%, положительная мотивация возрастает на 12%, объём выполняемой работы повышается на 45%, самостоятельность при выполнении задания возрастает на 17%. В трёх случаях из пяти обучающиеся обращаются к справочной литературе, что повышает уровень формирования навыков исследовательской деятельности |
Электронный образовательный ресурс | Литература: Шалаева Г.П. Занимательная грамматика, -М.: АСТ: СЛОВО, 2009 г. Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/- М.:Астрель, 2010 г Малый толковый словарь/ В.В. Лопатин.- М.: Русский язык, 2012 г. Учебник Русский язык для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.В..Якубовская, Н.Г.Галунчикова ,М, "Просвещение", 2012 Образовательные электронные ресурсы: Серия учебных компьютерных программ «1C: Репетитор» по русскому языку, контрольно-диагностические системы серии «Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии» и др. - Режим доступа: http://repetitor.lc.ru Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала; словари он-лайн; ответы на вопросы в справочном бюро; официальные документы, связанные с языковой политикой; статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. - Режим доступа : http://www.gramota.ru Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка; помощь школьникам ; деловые бумаги - правила оформления; консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. - Режим доступа : http://www.gramrtia.ru Российский образовательный портал. - Режим доступа : http://www.school.edu.ru Газета «Первое сентября». - Режим доступа : http://www.lseptember.ru/ru Все образование Интернета. - Режим доступа : http://all.edu.ru -Филипченко М.П. «В мире природы, истории и литературы»: сборник загадок Волгоград: Учитель, 2009 г. -Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»- М. Просвещение, 2012 г. -Блинова И.В. «Внеклассное чтение»- М. Просвещение, 2013 г. -Чтение, учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, М, "Просвещение", 2015г. | Игры и упражнения, интерактивные звуковые схемы, серии сюжетных картин, мультфильмы. Технические средства обучения: Телевизор. Аудиоцентр. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Интерактивная доска. Учебно-наглядные пособия (таблицы) Учебные диски (аудиокниги). Кинофильмы. Учебные фильмы. Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал). Анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии. Сказки, головоломки Дидактические игры по развитию речи, кроссворды, физкультминутки… Практический материал для учителя. - таблицы «Портреты писателей»; - комплект наглядных пособий; - репродукции картин русских писателей. Теоретический и практический материал для работы с детьми (из опыта работы) интернет – магазин учебно - методической литературы творческое сообщество учителей семинары, журналы, книги, методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы материал к дистанционному обучению | Систематическое использование в практической работе с обучающимися электронного образовательного ресурса помогает повысить уровень педагога в умении работать с информацией, оценивать её, находить нужную для каждого конкретного эпизода, ориентируясь на эффективность и рациональность применения. Электронный ресурс помогает активизировать познавательную деятельность детей, развивать сенсорную и двигательную сферу обучающихся, формировать наглядно – образное мышление, наблюдательность, произвольную память, развивать способности и поддерживать стремление обучающегося учиться самому. Возрастает активность детей на уроках, повышается интерес к материалу, усвоение становится более осознанным и долгосрочным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование ИКТ на уроке технологии в условиях реализации ФГОС
Презентация к уроку...
доклад о применении различных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Доклад о применении новых педагогических технологий...
Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС
Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...
Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".
В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...