Путешествие по стране русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок развития речи для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putshestvie_po_strane_russkogo_yazyka.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТШЕСТВИЕ  ПО  СТРАНЕ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Урок  -  путешествие

Цель:  развивать творческие способности учащихся.

Задачи: 1. Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей;

              2. Активизировать творческие способности учеников;

              3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

                                                  Что посеешь,

                                                     то и пожнешь.

                                                               (русская пословица)

Ход урока

Учитель.

     Ребята, сегодня мы с вами на уроке отправимся в необыкновенное путешествие по чудесной стране Русского языка. В ней много городов, и в каждом из них мы постараемся побывать. Но есть условие.

     Чтобы  переправиться из одного города в другой вы должны будите выполнять задания, приготовленные для вас жителями этих городов.

     В стране Русского языка много достопримечательностей.  Все города связаны между собой.  Вам об этом следует помнить.

     Совершать путешествие мы будем двумя группами на воображаемых автомобилях. А чтобы не потеряться, каждая из вас сядет в свой  транспорт, назовет  свой автомобиль, будет соблюдать дисциплину. За каждый правильный ответ вы будите получать один жетон, за неполный ответ – полжетона, за нарушение дисциплины у вас будут отбираться жетоны. Конечно же, в конце урока победители получат  по предмету пятерки.

     Итак, начинаем наше путешествие, и начнем его с представления команд

(названий автомобилей, представления капитана и своей эмблемы).

     Представление команд закончено. Но чтобы попасть в страну Русского языка необходимо преодолеть  небольшое препятствие должен отгадать загадки. Кто вперед?

          - Какое слово указывает на 33 буквы и состоит из 3-х слогов?

(азбука)

          - Земля белая, а птицы на ней черные?    

(бумага и буквы на ней)

          - Значки, как бойцы на параде,

             Строго построены в ряд,

             Каждый в условленном месте стоит,

             И называется …

                                   (алфавит)

           - Черные, кривые, от рождения немые,

             А как встанут вряд, вдруг заговорят?

                                 (буквы)

Учитель.

     Ребята, все загадки связаны между собой, как вы думаете, почему?

(мы подъехали к стране Русского языка)

      Вот теперь нам открыта дорога в страну Русского языка. А что там на воротах за надпись? (учитель читает стихотворение)

Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех, он певуч,

       Он, как русский народ многолик,

                                          Как держава наша могуч.

Нас встречает житель города «МОРФОЛОГИЯ» (выходит ученик).

Какие же задания нам приготовили жители этого города?

Задание 1

Ученики.

     Отгадайте, о какой части речи говорится в стихах, и что вы знаете о ней?

  1. Есть у меня шесть слуг,

     И все, что вижу я вокруг,-

                                               Они по зову моему-

                                               Являются в нужде,

 Зовут их Как и Почему,

                                               Кто, Что, Когда и Где.

                                                         (наречие)\

  1. Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей,

А отвечаем на вопросы падежей

                           (существительное)

  1. Определяю я предметы,

                                    Со мной они всегда приметны.

                                    Я украшаю вашу речь,

                                    Меня вам надо бы беречь

                                                                     (прилагательное)

  1. Прошедшее время – то, что прошло,

Вчера мы писал: «Солнце ушло»,

Настоящее время – проходит теперь:

«Мою окна, закрываю дверь»

А в будущем я полечу на ракете,

Хочу побывать на далекой планете.

              (глагол)

  Задание 2

         «Четвертый лишний». Найдите лишнее слово и объясните почему. Один

         Человек от команды.

  1. существительное, наречие, сказуемое, предлог
  2. частица, предлог, наречие, союз.

    Задание 3

          Конкурс капитанов

          Определите часть речи у данных слов и распределите их по определенному признаку

  1.  По числу: парты, занятия, урок, полет, походы, ребенок
  2.  По родам: книга, тетрадь, стул, окно, плащ, терпение

 Учитель.

           Итак, вам удалось преодолеть препятствия на своем пути.

 А в ОРФОГРАФИЧЕСКОМ  ЗАМКЕ смело будите ходить?

 Нас приветствует мер города.

                            (у него на головном уборе или груди

                               надпись «Орфография» )

Ученик.       Чтоб развеять все сомненья:

                     Будь внимателен, мой друг

                     Парный звук ты проверяй

                     Слово смело изменяй.

                              ( вручает конверт с задание)

Учитель.  Что же ждет нас, ребята, в этом городе?

     

   Задание 1.  Отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму и как ее

                         проверить.

  1. Нашумела, нагремела

                             Все умыла и ушла,

                             И сады и огороды,

                             Всей округи полила.

                           (гроза)

  1. В лесу темно,

Все спит давно.

Одна птица не спит –

Мышей сторожит.

(сова)

                     

    Задание 2 (выдается обеим командам)

          Найдите и исправьте ошибки в предложениях, поясните их.

  1. Прашу простить и небранить.

                               2.Пранисите и ниодайте

           

    Задание 3

           Кто быстрее?

           - назовите имена девочек, состоящих из двух букв, в них две буквы

             А и удвоенная согласная.

(Алла, Анна)

            - что стоит посреди земли?

( М)

            - чем кончается «Лето» и начинается «Осень»?

(О)

            - в составе каких слов вы встретите 100 одинаковых букв?

(сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Учитель.

       Молодцы, сумели выйти из замка «Орфографии». А сумеете пройти синтаксис и пунктуацию?

(выходят в коронах «Синтаксис» и «Пунктуация»)

Синтаксис.

            Синтаксис и пунктуация рядышком идут,

Держатся за руки и песенки поют

Пунктуация.

        Словно две подружки не разлей - вода

        И об этом помнить нужно вам, друзья

(Вручают конверт с заданием)

Задание 1:

Учитель.

Заблудились слова в беспорядке,

                                      Потеряли места в суете,

                                      Так давайте, ребята, поможем,

Им в нелегкой, сложной судьбе.

(необходимо составить предложение из предложенных слов)

  1. Дерево, семейства, сосна, хвойных;
  2. Топор, в, дровосека, раздавался

    Задание 2:

    Учитель.  Игра «Кто больше?». Составить словосочетания из предложений,

                      указать тип связи. Ответ читает один член команды.

  1. Маленький пушистый котенок потерялся и громко мяукал.

     

Учитель.  

                                            Прекрасный город!

Мы уходим, но вернемся,

                                            Когда будем диктант писать,

 

Учитель.                 А сейчас нас встречает новый город «МОРФЕМИКА»

   Житель города передает задание.  

                 

        Может каждый грамотей строить слово из частей.

Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.

А при помощи приставки образуются слова.

Если его я заменю, другое слово получу.

А обозначу как, скажите?

 Задание 1: (его можно поместить в воздушном шаре) составить слово из

                     частей.

  1. при -, - ить, о -, готов -, - еть - - беж -, - ут;

                    2.  рас -, - к, - лис -, - пис -, - а, -у, - ить -,

 

Задание 2:  Отгадать слова.

  1. Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой встречали все в тетрадке

Всю меня найдешь ты в дневнике.

                                     (оценка)

  1. В списке вы обнаружите корень.

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом – по мне на уроки пойдете.

                                           (расписание)

   Задание 3: «Кто больше?» Составить по одному большому слову

                       за 30 секунд.

(предпринимательство)

   Учитель. Молодцы, ребята.  Преодолели все препятствия, а нас уже  

                  встречает город… (ученики хором встречаю ЛЕКСИКУ).

   Учитель.  Жители этого города что изучают?

   ЛЕКСИКА.        На всех словах – события печать,

                               Они дались не даром человеку.

                               Читаю: «Век. От века. Вековать.

                               Век доживать. Бог сыну не дал веку…

                               В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

                               Нет, не словарь в моих руках,

                               А древняя рассыпанная повесть.

(отдает конверт с заданиями и словари)

    Задание 1:

                       Кто быстрее найдет значение слов?

  1. Предложение;

                                                      2.  Лавка

   Учитель.

                Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит эти слова?

                                                                                    (многозначные)

   Задание 2:  кто больше прочитает слов по часовой стрелке

                           и против часовой стрелки?

 

           - около, сокол, лес, лесок, колесо, кол, сок, село, осел –

    Учитель.

            Сегодня наше путешествие закончилось. Мы с вами побывали во многих городах волшебной страны русского языка, но есть еще много городов в этой стране и мы обязательно их посетим, но не сегодня.

            Сейчас меры городов подведут итоги, учащиеся поднимут карточки – смайлики своего настроения. А покидая наши транспортные средства, прослушают отрывок из стихотворение  о русском языке, узнают результаты и получат заслуженные оценки.

РУССКИЙ  ЯЗЫК

… Русский язык – безграничное море!

     В глуби морской я дождался улова,

            Выловил ключ, открывающий радость,-

   Этим ключом было русское слово.

    В сад прихожу под зеленые своды,

     Как здесь отрадно, красиво и ново,
   Если в саду и садовник отменный,

          Кажется – в мире нет счастья иного!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...