Карточки русский язык 5 класс
картотека по русскому языку (5 класс)

Для закрепления материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_russkiy_yazyk_5_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

1. Звуки и буквы.

Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Определите условия, при которых озвончаются и оглушаются согласные.

Отблеск, отдых, сбежать, сделать, сдобный, сжечь, косьба, молотьба, узкий, низкий, робкий, снег, образ, нож.

Придумайте или выпишите из орфографического словаря по пять слов, в которых перед б, г, д, ж звук с озвончается; в которых перед звуком д звук т озвончается, в которых звук д оглушается.

3.        Звуки и буквы.

Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.

Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.

     Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

4.        Звуки и буквы.

Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук;       2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.

     Определите род выделенного слова.

5. Звуки и буквы.

Прочитайте и скажите, какими звуками различаются слова в каждой паре.

Лук - люк, труд - прут, угол - уголь, кот - рот, точка - дочка, ключ - клич, лес - лис, гора - кора, вал - вол.

6. Звуки и буквы.

Придумайте и запишите по три слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

7. Звуки и буквы.

Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов; разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними.

Лен - ноль, шей - ешь, лед - толь, овин - нива, муж - шум; сел - съел, полю - полью, суди - судьи.

8. Звуки и буквы.

Спишите слова, над каждым из них поставьте ударение. В квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться.

Образец: кафе [фэ], депо [д'].

Кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, что, конечно, тема, скворечник, яичница, фонетика, музей, текст, чтобы, ателье, скучный.

9. Алфавит.

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.

Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.

       Расставьте ударения.

10. Различение орфограмм в словах.

Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Спишите, группируя слова по орфограммам.

Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность, фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.

11. Различение орфограмм в словах.

На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите слова по столбикам в зависимости от орфограммы.

Б..нокль, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, правление, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, д.лина, ф..олетовый, с..лют.

12. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.

Н.. ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леные ст..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.

13. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.

Бывать, заб..вать, д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.

Б..р..здить,     в.хелить,     говорить,     г. л..дать,    д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.

        Найдите слова, значение которых можно определить, только вставив пропущенную букву (например, с..деть (сидеть на стуле; волосы стали седеть).

14. Части слова.

Спишите, укажите, в какой части слова пропущены буквы. Обозначьте графически вставленные орфограммы.

Ч..хол, ра..дать, прол..вать, д..ллыть, и..жарить, лес(?)ница, ш..рстка, бе..вкусный, г..рой, бесцветный, в дорог.., свеж..го, расщедриться, под крыльц..м.

Фиолетовый, под(?)езд, г..тара, пр..хлада.

15. Части слова.

Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обозначьте ее графически. Разберите эти слова по составу.

Есть слова, где ц в начале,

Где - в средине, где - в конце. Цапля ход..т по б..лоту,

Ждут в гн..зде ее птенц...

Цирк откроется в су(б,бб)оту, Вот приехали борц...  

В цех явились на р..боту М.лодые кузнец...

В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце , Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)

16. Однокоренные слова.

Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.

Образец: человек — человечный — человечность.

1) Колючка, колоть, колючий; 2) следовать, след, последовать, непоследовательный,     последовательный,     непоследовательность;

  1. размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;
  2. преподнести, нести, поднести, преподнесение.

      Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова.

17 Однокоренные слова.

От какого слова образована каждая группа слов? Запишите те слова, которые образованы суффиксальным способом, разберите их по составу.

  1. Снегоуборка,   снежок,   снежинка,   подснежник,   снегурка, снегопад, снежный.
  2. Полукруг, кружок, круговой, кружить, круговорот, округ,

круглый.

  1. Голосить, голосовать, подголосок, голосистый, голосище, голосок.
  2. Носатый, носовой, носок, носик, переносица, носишко.

18. Части речи.

Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите в кружки, союзы - в прямоугольники.

С добрым утром!

Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.

Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рят с.ребряные росы.

(С. Есенин.)

      Выпишите слова с пропусками,  обозначая условия выбора вставленных бук».

19. Части речи.

Выпишите из текста последовательно имена существительные, имена прилагательные, глаголы, ставя их в начальную форму.

Высоко поднялся и белеет Полумесяц в бледных небесах. Сумрак ночи прячется в лесах. Из долин зеленых утром веет...

Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле, Что вся жизнь - день радости и счастья! (И. А. Бунин)

Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

20. Части речи.

Спишите текст, указывая в скобках после существительных и прилагательных род, число, после глаголов - вид, время, спряжение.

Осеннее утро

Листик за листиком падают с липы на крышу. День открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птичками.

Стоиш(?) на берегу, ладонь к сердцу приложиш(?) и вместе с птичками и листьями куда-то летиш(?).

Так долго день пробуждает(?)ся, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета.

(По М. М. Пришвину.)

      Назовите виды орфограмм в словах со скобками.

21. Словосочетание.

Образуйте словосочетания, запишите их; назовите словосочетания, в которых зависимое слово с главным связывается предлогом и окончанием.

Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.

22. Словосочетание.

Прочитайте текст, выпишите по пять словосочетаний: «глагол + существительное», «существительное + прилагательное».

Каждому дереву своя цена! Нанесет ветерком, и за версту ус лышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево гудит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветов гречихи.

(В. Солоухин.)

23. Словосочетание.

Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?

Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; ранний рассвет; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать.

24.Словосочетание.

Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания с глаголами вынести, ездить, сообщить. На какой вопрос отвечает существительное с предлогом, в каком падеже оно стоит?

На лето цветы в вазонах вынесли во двор. Каждое лето мы всей семьей ездим отдыхать к бабушке. Учитель музыки ездит к нам из города. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами. Костя спешил сообщить товарищам об увиденном. Ребята решили рассказать об увиденном тренеру.

25. Предложение.

Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания.

Дятел

Кто это барабанит в лесу так громко что это за барабанщик такой вот он прилетел на сосну когтями в кору вцепился хвостом снизу подперся и застучал клювом как он только не устанет

(По Е. Чарушину.)

    Выделенное слово разберите по составу.

26. Предложение.

Прочитайте предложения. Подумайте, являются ли они текстом? Переставьте их так, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. При создании текста следите за тем, чтобы в рядом стоящих предложениях не повторялись одни и те же слова. Обратите внимание и запомните произношение выделенных слов.

Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много разных деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде.

  • Найдите сложные предложения и выделите в них грамматические основы.
  • Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.

27. Предложение.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1) Я хочу рассказать за новую книгу. 2) В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. 3) В автобусе водитель просил оплатить за проезд. 4) Скажите, или вы знаете правила уличного движения. 5) Дерево отражалося в воде. 6) Мой друг всегда готов выручить меня с беды. 7) Хоть и очень интересно в спортивном лагере, я в конце смены скучаю за домом.

28        Предложение

Озаглавьте текст, определите его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания.

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пи-_     одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые на полях выращиваем урожай. В лесу заготовляем древесину пушнину ягоды грибы.

Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц журчание ручейка! Как любуемся простором полей зеркальной гладью рек. Хороша наша природа!

(По 3. Клепининой.)

•        Из второго абзаца выпишите словосочетания «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное» и определите в них падеж зависимых слов.

помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли отшвырнул в сторону книги и бросился в воду. Л Толя бегал по берегу и кричал Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

(По В. Осеевой.) •    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....

Карточки. Русский язык. 7 класс.

В этом разделе вы найдёте карточки разного уровня....

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

Карточки. Русский язык ОГЭ 9 класс.

Карточки для 9 классов по подготовке к ОГЭ . Русский язык....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Проверочная работа по русскому языку Класс: 5 класс

 Обобщение тем: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа; имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; разносклоняемые имена существ...